Просветление
www.PROSVETLENIE.org

Ничего лишнего, только Суть... эзотерика
эзотерика
добавить в закладки
обновить страницу
закрыть окно





эзотерика

ИКЭБАНА — традиционное японское искусство аранжировки цветов. ...


Реклама на сайте:

эзотерика

эзотерика

» Космоэнергетика. Связь с Космической Энергией Совершенства...
» Как найчиться правильно дышать по Йоге?...
» Что такое Камасутра? Позы Камасутры...
» Гадания на игральных костях...
» Сахасрара чакра. Строение, свойства, раскрытие...

Астрал

икэбана, традиционное, японское, искусство, аранжировки, цветов

ИКЭБАНА . традиционное японское искусство аранжировки цветов.

Составление икэбаны.

ИКЭБАНА — традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икэбана — это «цветы, которые живут».

В европейском искусстве составлением букета демонстрируется мастерство человека, создавшего его, тогда как создатели икэбаны стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность представленных в икэбане растений, глубинный смысл их сочетаний и расположения — композиции в целом. Кроме того, европейцы по большей части стремятся к пышности, нарядности, богатству колорита, тогда как японские мастера икэбаны стремятся к предельной строгости, даже лаконизму в форме, ограничиваясь порой двумя-тремя веточками и уделяя особое внимание самым простым и скромным растениям.

Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого — вот кредо истинных художников икэбаны. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хайку: их отличают те же краткость, глубина и совершенство.

Искусство икэбаны в современной Японии является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире.

Однако японцы любое занятие доводят до профессионального совершенства, они ни в чем не выносят дилетантизма, каждый занимается своим делом как профессионал.

Обманчивые представления о легкости и общедоступности искусства икэбаны, к сожалению, нередко приводят к тому, что за пределами Японии оно становится, в сущности, псевдоискусством. На Западе икэбана рассматривается порой как легкое и приятное занятие в свободное время, тогда как в Японии это искусство продолжает оставаться объектом серьезного познания, длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального действа, поскольку для многих икэбана остается не только необходимым элементом национальной культурной традиции, но и совершенной моделью мироздания.

Растительный материал — собственно аранжировка ветвей, цветов и трав — конструируется в икэбане по строгим нормам, стилистическое своеобразие икэбаны выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов — «ветвей». Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Особенности стиля икэбаны находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основными конструктивными элементами.

Что надо знать с самого начала

Занятие в школе Согецу начинается с освоения форм композиций, которые составляются из трех основных веток; позиция их меняется согласно простейшим правилам, в результате чего постигаются основы многообразных форм икэбаны. Сначала следует твердо усвоить, как изменяются формы композиций в зависимости от перемены мест, углов наклона, направлений веток и какое пространство образуется в результате этого.

Икэбана имеет высоту, ширину и глубину. Для того чтобы создать простейшую композицию, достаточно трех основных разновеликих элементов (ветки, цветы, листья и др. растительный материал).

Самая длинная ветка, играющая наиболее важную, определяющую роль, называется син ; второй по длине главный элемент - соэ , а самый короткий элемент - хикаэ дает едва ли не наибольший эффект, особенно цветовой. Встречаются и такие разветвленные ветки, у которых одна из ветвей может служить как син, а другая -как соэ. Такие ветки особенно ценны для высоких ваз с узким горлом.

В качестве син и соэ используются чаще всего ветки, а в качестве хикаэ - цветы, но могут быть и другие комбинации. Например: все три главные элемента - ветки или все они - цветы, реже в качестве син и соэ - цветы, а хикаэ - ветка или лист.

В икэбане решающее значение имеет то, каким образом ставится хикаэ. Даже если син и соэ расставлены великолепно, то этого недостаточно, если хикаэ не поставлено хорошо. В выражении икэбаны, даже в самых простых формах, хикаэ обязательно присутствует. Есть икэбана без син или соэ, но икэбана без хикаэ немыслима.

Концы главных элементов образуют вершины разностороннего треугольника, который получится, если мысленно соединить их прямыми.

Между главными устанавливаются дополнительные ветки и цветы (дзюси). Количество их не регламентируется и зависит от художественного вкуса аранжировщика, характера растений, величины и пышности задуманной композиции. К каждому главному элементу — свои дополнители, различные по длине, но все обязательно короче его и направлены в ту же сторону.

Обычно вспомогательные ветки бывают той же породы, что и главные, а к цветам добавляют такие же цветы, но иногда к веткам подходят цветы, а к цветам - небольшие нежные веточки.

Кроме длины надо продумать и местоположение дзюси. Они должны быть поставлены так, чтобы не мешать выражению замысла композиции. Когда возникнет необходимость в многочисленных дзюси, не следует их ставить равномерно подряд, а только там, где надо акцентировать какое-то место в композиции.

Красота композиции в целом состоит в гармоничном сочетании и определенном равновесии растительного материала и сосуда. Поэтому величина главных элементов определяется в зависимости от размера вазы. Опытный художник может без труда определить на глаз правильные пропорции сосуда и растений. В помощь же начинающему аранжировщику разработаны некоторые простые числовые стандарты подсчета размеров используемых веток и цветов.

Длина син определяется следующим образом: берется диаметр вазы, прибавляется ее высота, полученная сумма увеличивается в 1,5 раза. У низкой вазы, удлиненной или овальной, вместо диаметра измеряют ее большую протяженность. Если в зависимости от степени пышности материала (например, при использовании небольших легких цветов), а также от места расположения икэбаны, требуется композиция меньшего размера, тогда сумму диаметра и высоты вазы можно не увеличивать. При создании несколько укрупненной аранжировки, например, когда имеют дело с тонким или с особо изящным материалом, эту сумму увеличивают не в 1,5, а в 2 раза.

Длина соэ определяется по син: берется 3/4 ее длины. Длина хикаэ измеряется по соэ: 3/4 ее длины, а иногда только 1/2 длины соэ. Размер вдвое меньше, чем соэ, предпочтительнее в том случае, когда создается более крупная композиция, и хикаэ величиною в 3/4 от соэ выглядел бы громоздким и некрасивым, или когда используются очень крупные цветы. Размер цветоножек хикаэ лучше определять на глаз, так как в зависимости от окраски цветов даже правильно отмеренная длина может зрительно искажаться.

Изучение икэбаны начинается c освоения основных стилей, принятых в школе. Основных стилей два: морибана - аранжировка в низких вазах на наколках и нагеирэ -аранжировка в высоких вазах. В каждом из этих стилей различают две основные формы: основная прямостоячая (риссипкей) и основная наклонная (кейсинкей). Их различие обусловлено положением ветки син: если она наклоняется всего на 10-15°, то форма называется прямостоячей, если она сильно наклонена и вторая главная ветка возвышается над нею, то форма именуется наклонной. От учащихся требуется прежде всего прочно усвоить эти основные формы, а затем несколько их вариантов. В этих вариантах главные стебли меняют свои позиции и углы наклона. Таких вариантов восемь и еще несколько дополнительных их разновидностей.

Структуру икэбаны определяют ее стиль, школа и форма композиции

Подобно средневековому тексту, икэбана может быть «прочитана» и на самом глубинном философско-религиозном уровне, предстать как образ идеального мира и быть воспринята как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок; она может быть и нежным любовным или дружеским посланием и вызывать восхищение своей красотой.

В икэбане нашли образное воплощение единство и борьба противоположностей — сил инь (тьмы) и ян (света). В искусстве икэбаны области инь и ян имеют многоплановую символику: и отвлеченно космическую, когда они выступают как силы тьмы и света, и в известном смысле эротическую, так как диалог между растениями, отнесенными к мужской или женской части композиции, осознается нередко как образ любовного свидания.

Многообразию форм, которые составляют композицию икэбаны, не уступает ее цветовое богатство, которое имеет столь же глубокий символический смысл, как и геометрические фигуры и линии.

Зеленый цвет является олицетворением весны и вместе с тем символизирует восток, ибо там рождаются день и весна как начало года. Огонь воплощает красный цвет — цвет лета, юга и планеты Марс.

Белый цвет символизирует осень — время вызревания белоснежного риса, он соответствует первоэлементу металл (раскаленный добела). Самое темное, глухое время года — зима — ассоциируется с черным цветом, с водой(с темными глубокими водами), с наименее яркой планетой Меркурий.

Символика желтого (золотого) цвета связана с концом лета, олицетворяющим животворящие силы стихии, землю. Он воплощает также идею центра и ассоциируется с планетой Сатурн.

Отдельный семантический ряд в искусстве икэбаны образуют геометрические символы. Линейно графическая и объемно-пространственная структуры икэбаны — едва ли не самая главная ее часть. Важнейшей геометрической формой в икэбане является треугольник, который претворяется в ее композициях во всех вариантах. Треугольник символизирует в икэбане плодоносящие силы матери-Земли, священную гору Сумер; триаду Небо, Земля, Человек, рождение — жизнь — смерть, тело — ум — душу.

Треугольник в квадрате, который выстраивается, например, в чертеже икэбаны в стиле морибана, олицетворяет божественное и человеческое, небесное и земное. Треугольник внутри круга, также связанный с графикой различных форм икэбаны, в частности в стиле хэйка, выражает идею троичности в едином.

Временное начало композиции — один из важнейших ее элементов. В ней должно быть и ощущение течения времени, и определенное время, т.е. остановленное «вечное теперь», и процесс перехода от прошлого к будущему через настоящее.

Прошлое воплощают полностью распустившиеся цветы, стручки, засохшие листья, настоящее олицетворяют цветы, лишь начинающие распускаться, и свежие зеленые побеги, будущее — бутоны и набухшие почки.

Символика цветов и деревьев, их сочетаний в икэбане образует сложный язык. Так, сосна и роза — это вечная молодость и долголетие, сосна и родея (омото) — молодость и вечность, сосна и пион — молодость и процветание, пион и бамбук — процветание и мир, цветы капусты (хаботан), хризантема, орхидея — радость.

Веточки бамбука, сосны и сливы часто группируют вместе, и они олицетворяют долголетие, так как все эти растения остаются зелеными и в холодную пору.

Символом Японии являются цветы хризантемы. Естественно, что эти цветы — частый мотив икэбаны: искусство составления композиций из хризантем продумано японскими мастерами с особой тщательностью. Философско-поэтические ассоциации, связанные с этим цветком, особенно многоплановы и глубоки. Хризантемы уподобляют одиноким вершинам с их чувством собственного достоинства и покоем, они словно благородные люди с их чувством долга. Такие растения уникальны — они возвышаются над пошлостью и воплощают сущность осени.

Ветка абрикосового дерева также нередко используется в икэбане, это растение выступает как символ красоты и изящества женщины: глаза японок часто сравнивают с яйцевидными зернышками абрикоса. Цветущая ветка яблони выражает пожелание мира в семье, который воцаряется благодаря добродетели жены и матери, икэбана в виде натюрморта из нескольких яблок знаменует вечное согласие. Жасмин олицетворяет сладостность наслаждения жизнью, ее полноту и терпкий аромат. Это растение используется в чайной церемонии. Белизна его цветов, совершенство каждого лепестка, сильный запах очерчивают своеобразие жасмина как знака подлинного бытия и стремления насладиться им, обрести это бытие.

Существенно отметить, что ряд растений никогда не включается в праздничные композиции. Таковы, например, осенние листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, японская роза, пионы, нестойкие разновидности вечнозеленых растений, которыми по традиции украшают алтарь в буддийском храме.

На помолвку или на свадьбу не включают в икэбану растения, в названия которых входит элемент, звучащий как «сару», ибо так же звучат слова «разлучаться», «расставаться». Например, не включают в свадебные композиции индийскую сирень (сару-субэри) и цветы повоя (сару-ториибара).

Японские теоретики искусства икэбаны выработали семь основных параметров, по которым анализируются произведения мастеров этого искусства. Это соотношения: 1) растений и сосуда; 2) сосуда и подставки; 3) цветов и фона; 4) цветов между собой; 5) формы цветов и формы сосуда; 6) цветовые отношения в композиции; 7) относительная позиция растений в икэбане.

Модулем конструкции икэбаны является сосуд, в котором аранжируются растения. Поэтому искусство икэбаны, его стилистические изменения и эстетика были связаны с развитием декоративно-прикладного искусства, прежде всего керамического, фарфорового производства, с литьем из бронзы и изделиями из лака как в самой Японии, так в Китае и Корее.

При всей канонической строгости икэбаны в ней всегда должна сохраняться некоторая импровизационная неопределенность, в ней господствуют не абсолютные нормы, а законы относительности. Наиболее ярким воплощением этой неопределенности являются, несомненно, принцип асимметрии в композиции и ее особая ритмическая организация. Асимметричность по-разному проявляет себя в икэбане с центрическим построением и в икэбане со сдвинутым влево или вправо композиционным центром.

В современном японском интерьере продолжает жить икэбана и традиционного толка, и новых школ, в которых, как в архитектуре и садовом искусстве, используются и новые конструктивные принципы, и новые материалы. Икэбана продолжает существовать и как профессиональное, и как самодеятельное искусство. Икэбана шествует по всему свету, особенно широкое распространение она получила в США, Франции и ФРГ, все большую популярность она завоевывает и у нас в стране.

Школа Согецу

Школа Согецу была учреждена в мае 1926 года Софу Тэсигахара. Название школы - Согецу - от соединения двух японских иероглифов, означающих «трава» и «луна», что отражало глубокое понимание ее организатором сущности окружающей природы и ее связи с бесконечной Вселенной.

Софу Тэсигахара родился в 1900 г., его отец, Вафу Тэсигахара, был известным в то время преподавателем икэбаны школы Икенобо. С семилетнего возраста Софу изучал традиционное искусство под руководством своего отца. Освоив его, он помогал отцу в его преподавательской деятельности вплоть до 26-летнего возраста. К этому времени у него развился свой самостоятельный взгляд на существовавшие тогда канонизированные правила в икэбане. Он считал, что икэбана должна изменяться в соответствии с меняющимися устоями, взглядами и укладом жизни общества, что аранжировщик должен стать более свободным в выражении индивидуальных творческих замыслов посредством цветочных композиций.

Во времена, когда мастерством в икэбане считалось умелое подражание классическим формам, такие критические высказывания вызывали протест не только со стороны окружающих, но даже и у его отца. В 26 лет Софу решается встать на самостоятельный путь творчества. После первой его персональной выставки в Токио Софу предложили вести уроки икэбаны по радио. Стиль его творчества, соответствующий современному быту, стал быстро завоевывать все новых и новых последователей.

В классической икэбане ассортимент растений был ограничен, разрешалось пользоваться лишь теми растениями, которые произрастали в Японии и отвергались такие «иностранцы», как розы, тюльпаны, гвоздики, сирень, стрелиция, гербера, антуриум и др. И не всякий сосуд подходил для икэбаны. Существовали специальные вазы, производимые только для этой цели.

В 1936 г. вместе с известными мастерами икэбаны того времени Софу принимает декларацию «Новой икэбаны», в которой провозглашалось, что «Новая икэбана» отрекается от старого отношения к ней: отвергает устоявшиеся канонизированные формы; отказывается ограничивать ассортимент используемых растений; может свободно пользоваться любыми сосудами; должна постоянно развиваться и не придерживаться установленных форм, но с творческой добросовестностью быть привязанной к современному образу жизни.

Энергичные усилия и огромный талант Софу были направлены на то, чтобы поднять икэбану от уровня развлекательного занятия до уровня подлинного искусства. Он обнаружил новый подход к созданию композиций из растений, используя новые технические приемы их расстановки и привлекая материал растительного и нерастительного происхождения. От растений он использовал не только живые ветки и цветы, но и листья, корни, коряги, обрубки стволов, ошкуренные и высушенные, часто окрашенные, лозы лиан и пр.

Он впервые за всю историю икэбаны начал привлекать для создания цветочных аранжировок инородный материал: камни, железо, пластик, бумагу, перья, проволоку и т. п.

Такого рода авангардистские приемы первоначально встретили среди знатоков икэбаны бурный протест. Но как всякое новое и высокохудожественное в изобразительном искусстве неизбежно пробивает себе дорогу, так и школа Согецу, в конце концов, получает признание широкой публики.

Школа Согецу впервые поставила вопрос о приспосабливаемости икэбаны к любой обстановке как японской, так и европейской, с использованием неограниченного ассортимента веток и цветов, а также ваз, которые могут быть и специально для этой цели изготовленными из различного материала, и взятыми из повседневного обихода. Не остается неизменной и форма композиции.
Софу был также хорошо известным в Японии и во многих странах скульптором, так что не случайно, что икэбану он считал искусством, ближе всего стоящим к искусству ваяния.

Его новые идеи быстро распространились не только в Японии, но и за ее пределами.

В настоящее время школа Согецу играет ведущую роль в мировой икэбане, она обучает студентов и преподавателей по всей Японии и за рубежом, у нее более миллиона последователей. Школа публикует богатый информационный и методический материал в многочисленных книгах, журналах, брошюрах, альбомах и других изданиях на японском и английском языках.

В августе 1968 г. Софу Тэсигахара посетил Советский Союз. В Москве, Ленинграде, Киеве и Сочи он с большим успехом выступил с выставками икэбаны и демонстрациями своего мастерства.

В 1970 г. с аналогичной миссией выступала в нашей стране его талантливая ученица, преподавательница школы, дочь и преемница - Касуми Тэсигахара, Касуми начинала заниматься икэбаной под руководством отца в девять лет и уже в 18 лет стала преподавателем в школе Согецу. Она не раз ездила с миссией икэбаны в США и другие страны, где с большим успехом читала лекции и устраивала выставки. Даже в последние годы своей жизни, несмотря на тяжелую болезнь, она энергично заменяла отца, распространяя искусство икэбаны в Японии и за ее пределами.

Софу Тэсигахара ушел из жизни в 1979 г., через 11 месяцев скончалась и Касуми.

Школу возглавил сын Софу - Хироси Тэсигахара, всемирно известный кинорежиссер. Возглавив школу Согецу, Хироси Тэсигахара решительно приступил к пересмотру некоторых устоявшихся веками принципов искусства икэбаны, а также системы обучения этому искусству. Основной его принцип заключается в том, что икэбана должна быть созвучна современному развитию и состоянию общества, в котором она живет.

С самого своего основания школа Согецу стояла во главе современной икэбаны, но Хироси Тэсигахара хотел еще большего взлета, основываясь на истории и достижениях школы.

Он считает, что икэбана окружена ежечасно меняющейся средой. Наше жизненное пространство изменяется прежде всего соответственно архитектурным новшествам. Икэбана должна соответствовать разнообразию среды и пространства и оживлять их. Она отстанет от стремительного течения времени, если не будет более гибкой, впитывающей в себя многообразие современности.
Известно, что икэбана получила свое развитие с учетом пространства парадной стенной ниши, алькова (токонома), куда она ставилась в японском жилище и обозревалась только спереди.

Фронтальное и в определенной степени плоскостное решение композиций в настоящее время является пережитком прошлого. Токонома стала широко популярна примерно в середине эпохи Эдо и сохранялась в течение столетий. Но в наши дни совсем немногие дома сохранили токонома, а средневековые традиции в икэбане цепко держатся.

Сейчас в любой квартире найдется место (гостинная, прихожая), которое можно оживить икэбаной. Имеются также различные пространства на рабочих местах, в общественных помещениях, на выставках. Поэтому далеко не везде пригодна односторонняя икэбана.

Необходимо изменить прежнее представление об икэбане и считать ее объемной. Это заложено в основу системы обучения. Однако это не означает отказа нового руководства школы от изучения существующих в Согецу учебных форм и вариантов композиций. Но и здесь Хироси Тэсигахара вносит поправку, а именно - в расстановку дополнительных элементов. Например, в основной форме, чтобы придать большую глубину композиции, следует изменить расположение дополнителей к третьему элементу (хикаэ), которые сейчас дружно все направлены вперед, а тыльная сторона композиции пуста, и композиция в целом выглядит плоской. Если даже один дополнительный цветок или 1-2 дополнительные ветки ко второй главной ветке наклонить к тыльной стороне, тогда заднее пространство композиции заполнится и станет красивым.

В последние годы Согецу обнаруживает новый и смелый подход к самому растительному материалу, используемому для икэбаны. Раньше при создании композиции все внимание сосредоточивалось на цветках, как на самом прекрасном, что есть в растениях. Но исследуя разнообразные стороны и свойства разных видов и форм растений, можно находить в них новые прелестные декоративные и конструктивные качества для икэбаны, позволяющие увидеть богатство и обаяние растительного мира с другой, необычной точки зрения.

Хироси Тэсигахара обратил внимание на возможность нетрадиционного использования бамбука. Полый, еще зеленый стебель бамбука разрезают на продольные гибкие ленты, которые используются затем в композициях в вазах, создавая необыкновенные, причудливые изгибы, переплетения, замкнутые и иные пространства в них, интересные контрастные сочетания с ветками, цветами и вазами. Но еще более необычное впечатление производит бамбук только надрезанный, когда его ремневидные полосы остаются скрепленными целыми участками с одного конца стебля (эти участки могут быть различной длины). Такие «фонтаны-струи» из гибких лент бамбука весьма эффектно выглядят на газонных пространствах или водной поверхности, когда ветер колышет их, делая всю композицию динамичной и живой.

Начиная курс обучения в своей школе, Хироси Тэсигахара обращается к ученикам с такими словами: «Вы собираетесь изучать икэбану по школе Согецу, и сейчас, когда вы находитесь на пороге богатого и чудесного мира творчества, я надеюсь разделить с вами эту радость через искусство икэбаиы.

Радость творчества заложена в основу человеческой натуры, и каждый из нас вправе ее ощущать. Эта радость воодушевляет нас, она обладает силой, способной изменить смысл нашей жизни. Стоит хотя бы один раз приобщиться к ней, как вы поймете, насколько жизнь, лишенная ее, была бесцветна. Мы вступаем в этот мир, ведомые прекрасным растительным материалом.
Прелесть икэбаны безмерна и доставит вам огромное удовольствие. Время, что вы проведете в общении с растениями и цветами, принесет вам радостное ощущение, с которым вы будете изучать наше искусство.

Особенностью школы Согецу является то, что каждый может ставить композиции в любое время, в любом месте, в любом сосуде и из любого материала. Икэбана должна всегда передавать не только течение времени, но быть прекрасной и привносить в вашу жизнь ощущение свежести.

Сами по себе цветы являются творением природы, а икэбана - результат творческой деятельности человека. Как бы ни был прекрасен цветок, он является частицей природы, а мы используем его для того, чтобы создать красоту, отличающуюся от его природной, естественной красоты.

В школе Согецу есть некоторые правила построения композиции, но нет категорических догм, а правила эти гибки.
Поиски способов воплощения мира современных ощущений или переживаний при помощи цветов и растений - это и есть икэбана по Согецу.

Кому-то может показаться, что начальные занятия икэбаной неинтересны, что бессмысленно повторять основные формы и варианты композиций. Но это ошибочное убеждение. Изучение форм и вариантов можно сравнить с гаммами в музыке и эскизами в рисовании. Без освоения основной техники в дальнейшем придется столкнуться с серьезными трудностями. Софу постоянно говорил, что именно в начальной стадии занятий следует как можно больше ставить композиций. Если встречаться с множеством разнообразных растений, обнаруживать в них самый нужный для творчества элемент, научиться его обрабатывать, тогда, в каком бы месте ни пришлось ставить композицию, в каком угодно сосуде и какое бы растение ни встречалось, аранжировщик не растеряется.

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

Скачать программы для развития мозга и сверхспособностей

Читайте далее:

Предыдущая страница:

Перейти в этот раздел

Ключевые слова этой страницы: составление, икэбаны.

Скачать zip-архив: Составление икэбаны. ИКЭБАНА — традиционное японское - zip. Скачать mp3: Составление икэбаны. ИКЭБАНА — традиционное японское - mp3.

Главная

Форум

Мы Вконтакте

Скачать программы для развития мозга и сверхспособностей

» Золотое сечение. Золотые пропорции...
» Проецируемый Астральный двойник...
» Пробуждение Кундалини. Скрытый огонь Кундалини...
» Астральное Проецирование на высшие уровни и Хроники Акаши...
» Боги Египтян. Боги древнего Египта...

Мантры

«СОСТАВЛЕНИЕ ИКЭБАНЫ»

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Твоя Йога

СОСТАВЛЕНИЕ ИКЭБАНЫ

эзотерика
составление, икэбаны Ха-тха йога и левитация
составление, икэбаны эзотерика
магия