Просветление
www.PROSVETLENIE.org

Ничего лишнего, только Суть... эзотерический, глоссарий, словарь, санскрита
Эзотерический глоссарий. Словарь санскрита
добавить в закладки
обновить страницу
закрыть окно





Эзотерический глоссарий. Словарь санскрита

Эзотерический глоссарий. Словарь санскрита


Реклама на сайте:

эзотерический, глоссарий, словарь, санскрита

Эзотерический глоссарий. Словарь санскрита

» Толкование снов по соннику Ванги...
» Энергия Кундалини...
» Что такое Ловец (ловушка) Снов?...
» Вещие сны, астрология. Убывающая, растущая Луна. Полнолуние...
» Сверхвозможности человека. Магия чисел...

Астрал

Энергетическое лечение

эзотерический, глоссарий, словарь, санскрита ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ГЛОССАРИЙ. СЛОВАРЬ САНСКРИТА

Тата-асту - “Да будет так”, “Амен”; так говорят в Индии, завершая молитву

Татвы - Созидательные и составляющие элементы; земля, вода, огонь, воздух, эфир

Тваша - (авест.) в зороастризме: персонификация космического пространства, отделяющего твердотелое (каменное или металлическое) небо от обитаемой земли. "Ясна" (72, 10) указывает на связь Т. с идеей времени (ср. Зерван). Эпитет Т. - "автономное", "всецело самостоятельное (начало бытия)". Образ Т., связывающего пространство и время, близок к некоторым идеям греческой натурфилософии.

Творческие аспекты -группа дуговых аспектов, порождённых числами 5 (квинтиль, биквинтиль) и 10 (дециль, тридециль). Использование Т.а. в астрологической практике восходит к И.Кеплеру. Со всем этими аспектами связываются такие понятия, как оригинальность, индивидуальность, творческий подход, нестандартное решение проблем.

Тела человека - семь тел человека, соответствующие семи пространственно-временным слоям Алес-Земли и состоящие из того же, но скоагулированного и ограниченного материала. Они взаимопроникают друг друга и при медитации могут ощущаться как сверху, так и внутри. Это стабильно-трансцендентное, стихийно-статическое, мутабельное, тоническое, астральное, эфирное и физическое тела

Телекинез - это способность передвигать предметы усилием мысли. Это не умение, это знания. Часто бывает, что оно просыпается не после долгих и изнурительных тренировок, а после того как уровень развития будет достаточен. Телекинез - это парапсихологическая способность людей производить над различными предметами действия без физического контакта с ними, но при контакте зрительном и мысленном. Телекинез - это лишь миллионная часть того, что человек умеет делать при развитии.

Телепатия - 1) это возможность передачи информации силой мыслей, название для которой придумал английский философ профессор Мейер (“tele“ - далеко и “раtos“ - состояние духа, аффект, страсть). При телепатии могут передаваться и переживания, образы, представления, ощущения и, прежде всего, содержание подсознания и процессы, происходящие в нем. Прежде чем заняться телепатией, ясновидением и психометрией, необходимо научиться находиться в состоянии покоя, полностью владеть собой; 2) Передача мыслей на расстояние усилием воли.

Телесное “Я“ - инстинктивный разум, ли “дух“, непосредственно связанный с деятельностью физического тела и обеспечивающий его выживание. Смертное “я“.

Телии — так называемые Сущности Желания. Не пошедшие в воплощение дети седьмого мастера. Взаимодействуя с людьми, впитывают в себя их эманации — это один из основных источников их энергоподпитки. Они способны воздействовать на людей через подсознание, внушая им определенные желания и устремления, побуждая к определенным поступкам. Действуя под влиянием чьей-либо достаточно сильной воли, Телии чутко улавливают весь спектр человеческих чувств и выполняют любые желания. Их обычные места обитания — церкви, храмы, казино, просьбы и мольбы молящихся попадают (или не попадают) именно к ним. Телии были прототипами многих сказочных существ: арабских джиннов, мифических существ — Серого Волка, Конька-Горбунка, Щуки, Золотой Рыбки и т.д.

Тень — Привратник - «Тень» в психологии Юнга не следует смешивать с «Привратником». Тень символизирует подсознательный материал нынешней инкарнации, всего лишь одной жизни, хотя, само собой, предыдущие жизни также оказывают на нее воздействие. «Встреча с Тенью» предполагает осознание реальности подсознательного разума и восприятие материала, часто несхожего с материалом сознательного разума. Следовательно, все это происходит на сравнительно ранней стадии интеграционного процесса — в Древе Жизни это соответствует 32-му Пути (Источнику) и сефире Иесод.
«Привратник», как это принято в нашей терминологии, символизирует все прошлое индивидуума, все, что минуло и сотворило его таким, как он есть. Стало быть, это совокупность всех «Теней».
«Встреча с Привратником» — это конфронтация со всем прошлым, которая требует полного принятия этого прошлого и всего того, что сделало индивидуума таким, каков он сейчас. Она происходит на поздней стадии интеграционного процесса и на Древе Жизни соответствует посвящению сефиры Хесед, которое совершается в Даат, где «Прошлое становится Настоящим».
Полное значение «Привратника» в психологических сочинениях раскрыто, по-видимому, с недостаточной ясностью. Следует отметить, что упоминаемая здесь интеграция является не малой интеграцией (так сказать) сефиры Тифарет, но гораздо более полной, которая, насколько нам известно, ни в одной публикации не нашла подробного освещения.
«Привратника» могут увидеть в своих видениях те, кто испытывает нечто подобное, и его не следует принимать за обычного ангела или элементаля. Это либо проявление совокупного долга в персонализованной форме, либо он может вырасти из осознания этого долга, причем формы будут различаться меж собою в зависимости от характера этого долга. Это «видение» или «осознание» должно состояться прежде, чем совершится по-настоящему глубокая интеграция и начнется дальнейший духовный прогресс.
Не исключено, что он поглотит не обновленную духовно сторону Личности (ее «отступнический» образ или аспект), и нечто близкое этому современному учению было описано египтянами в образе «Пожирателя Сердец». Как бы ужасна ни была встреча с Привратником, он всего лишь является «обратной» стороной Высшей Сущности («потенциальной» или «непоглощенной») и может иметь в своем облике нечто Божественное, ибо связан со страданиями Высшей Сущности, которая «становится греховной» во имя искупления грехов своих проекций — и эта мысль заслуживает глубоких размышлений. Короче говоря. Привратник — это суммарный результат минувших жизней индивидуума, обратная сторона его собственного характера, вырастающая из него в, казалось бы, новую самостоятельную жизнь.

Теософия - (греч. theos - бог, sophia - мудрость) - Религия Мудрости или "Божественная Мудрость". Сущность и основа всех мировых религий и философий, преподаваемая и практикуемая немногими избранными с тех пор, как человек стал мыслящим существом. В практическом применении теософия есть чисто божественная этика. (теософский словарь Е.И.Блаватской)

Тибет - район Центральной Азии, в пределах Тибетского нагорья. Территория Тибета в административном отношении разделена между Тибетским автономным районом и соседними провинциями Китая. В течение нескольких столетий Тибет, по сути дела, был закрыт для иностранцев. Во многом изоляция вызывалась политикой, как тибетских правителей, так и Китая. Лишь в 1984 году Тибет был открыт для посещения, и появилась реальная возможность посетить эту уникальную страну. И хотя тяжелые условия высокогорья предъявляют особые требования к желающим посетить Тибет, в последние годы поездки в Страну снегов стали популярны среди любителей эзотерики.

Тональ - Известное. Физический мир повседневной жизни. Все, что вы воспринимаете через органы чувств. Проблемы тоналя - это проблемы материального мира. В тонале Дух испытывает смертное бытие и существует под властью времени.

Тонкие тела - в эзотерической и мистической литературе этому понятию соответствуют различные нематериальные компоненты человека, состоящие их невидимых физическим зрением элементов (материи).

Тотем - символическое приспособление для связи между различными уровнями бытия, помогающее понять действие творческих сил природы. Поскольку тотем выражает качества живого существа, то им можно пользоваться легче и эффективнее, чем геометрическими символами.

Трансмиссионная медитация - специальная форма групповой медитации и служения. Участники предоставляют свои энергетические центры (чакры) как инструмент, для передачи энергий, направляемых Духовной Иерархией Мастеров. Благодаря этому процессу планета снабжается духовной энергией, более доступной для человечества. Кроме того, эффективный метод личного духовного развития.

Тренировка - это “занятие, упражнение, служащее для усовершенствования навыков, умения“ (С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова). То есть, это, прежде всего, повторение одного и того же действия, создание полезной привычки. При этом тренировка не является насилием над собой, над своим организмом. Она основана на добровольном интересе и желании заниматься своим развитием. Физическая тренировка - это развиваемое приспособление клеток организма к недостатку кислорода - гипоксии.

Тренировка памяти - Существует мнение, что и память, подобно мускулам, можно тренировать. Чем больше ее тренировать, тем лучше она становится. Однако, развитие умственных и физических способностей подчиняется различным закономерностям, и механическое уравнивание тренировки памяти и тренировки мускулов недопустимо. Тренировка стихийно сложившихся механизмов памяти, с одной стороны, вызывает психическую усталость, а с другой - загружает сознательную память несущественным материалом и тем самым затрудняет восприятие существенного.

Тринадцать - число, символизирующее смерть и начало нового рождения. Поэтому оно имеет неблагоприятные приложения.

Троица - в православии персонификация трех основных Принципов Целого (Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа Святого). Соответствует греческой "Триаде", философская концепция которой была развита Платоном. Под тремя ипостасями Троицы оккультизм подразумевает трехступенчатость развития и троичность проявления Целого. В свете Учения Третьего Луча, каждый из Принципов Троицы несет определенную понятийную нагрузку:
1) Лучей - особой энергии, поток которой определяет пространственно-временную окраску фаз Циклов;
Качеств - специфической характеристики отрезков Пути Познания, соответствующей Лучам;
трех видов энергий, участвующих в коагуляции материи, подлежащей Познанию;
Отец - экстравертное, мужское; Мать - интровертное, женское; Сын - двойной перемешанный турбулент, андрогин (двуполый).

Трубка - священное орудие, символизирующее Вселенную и объединяющее в себе человеческое, животное, растительное и минеральное царства. Чашечка трубки представляет собой женский аспект божественности, а черенок - мужской аспект. Табак и высушенные травы являются священным даром. Вдыхаемый дым считался дыханием Великого Духа, а выдыхаемый дым выражал намерение курящего трубку.

Тора - в узком смысле слова Тора - это Пятикнижие. В широком смысле слова она упоминается по отношению ко всему комплексу изучения и исследования Пятикнижия. Тот, кто видит в ней только исторический рассказ, делает это в противоречии со сказанным “Тора - это имена Творца, Тора - это учение мира Ацилут“, что все слова ее святы, то есть, духовны, что в ней не идет речь о нашем мире и о человеке. Это не просто план мира; это - нечто вроде генной структуры, которая сама строит организм на основе кода.

Турбулент (стихий) — спиралевидный вихрь материала, возникающий под воздействием приложения сил (воли, напора) к энергиям, пронизывающим этот материал. Это может быть как сила подталкивания, так и сила сопротивления среды.

Тэта- волны - уровень мозговой активности на границе подсознательного и бессознательного.

У ди - ("пять императоров", "пять государей", "пять божеств"), У тай ("пять великих") в китайской мифологии: собирательное понятие для обозначения пяти мифологических персонажей. Разные древние авторы по-разному расшифровывали это понятие. По одной версии, У д. - это пять псевдоисторических правителей древности, по другой - пять небесных государей, по третьей - духи пяти стихий. По первой версии, сформулированной философом Ван Су (195 - 256), в число У д. входят Шао-Хао (царь стихии металла), Чжуань-сюй (царь стихии воды), Ди-Ку (царь стихии дерева), мудрый правитель Яо (царь стихии огня) и его преемник Шунь (царь стихии земли). В других источниках под У д. понимают Жёлтого государя - Хуан-ди, Чжуань-сюя, Ди-ку, Яо и Шуня, или Тай-хао, Янь-ди, Хуан-ди, Шао-хао и Чжуань-сюя. В некоторых древних сочинениях У д. - это первопредок Фу-си, божественный земледелец Шэнь-нун, Хуан-ди, Яо и Шунь. Существуют и другие варианты.
По версии, сложившейся, видимо, к III в. до н.э., У д. - это пять небесных государей, символизирующих пять направлений (четыре стороны света и Центр): владыка Востока Цан-ди ("зелёный государь"), т.е. дух по имени Лин-вэй-ян ("чудотворный, могущественный, глядящий вверх"), воплощением его духа считается Цин-лун ("зелёный дракон") - символ Востока; владыка Юга Чи-ди ("красный государь"), т.е. дух по имени Чи-бяо-ну ("красное пламя"), воплощением его духа считается Чжу-цяо ("красная птица") - символ Юга; владыка Центра Хуан-ди ("жёлтый государь"), т.е. дух по имени Хань-шу-ню ("заглотивший стержень"), воплощением его духа считается единорог (цилинь) - символ Центра; владыка Запада Бай-ди ("белый государь"), т.е. дух по имени Чжао-цзюй ("призывающий и отталкивающий" ?), воплощением его духа считается Бай-ху ("белый тигр") - символ Запада; владыка Севера Хэй-ди ("чёрный государь"), т.е. дух по имени Се-гуан-цзи ("запись гармонии и света" ?), воплощением которого считается Сюань-у (черепаха, перевитая змеёй) - символ Севера.
Термин "У д." употребляется также как обозначение абстрактных духов пяти стихий, т.к. считалось, что пяти стихиям на небе соответствуют У д., а на земле - У шэнь ("пять духов").

Уж -тотем седьмого года 32-летнего цикла зороастрийского календаря (март 1912 - март 1913, март 1944 - март 1945, март 1976 - март 1977, март 2008 - март 2009).
В зороастрийской традиции с годом У. связан Апам-Напат - покровитель бурных потоков рек и подземных вод. У людей, родившихся в этот год, проявляются изменчивость, умение ориентироваться, интуиция. Такой человек всегда понимает бренность бытия, поэтому он и не цепляется за изменчивость жизни. У него всегда есть какое-то направленное движение к высокой цели, настойчивость и последовательность. При этом он достаточно гибок, может переориентироваться. Человек У. - интуитивный, для него более значимо внутреннее начало, чем внешнее, больше иррациональное. Этот человек всегда связан с тайной, он как айсберг, у него всегда что-то есть внутри, и по многим своим проявлениям он непредсказуем. В год У. сжимается кольцо кармического воздаяния, долгов, возврат на исходную позицию, укрепление стержня, проверка, испытание. Если проявляется антитотем, Ядовитая Змея, то в этот год происходят разные кровавые события.

Узел -альтернативное название конфигурации гороскопа "связка".

Ум - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека. В более узком смысле - индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей человека. Это то, что позволяет человеку ограничить свободу своей глупости. Это слияние логики и рационального мышления с духовным началом, объяснимого и необъяснимого, общепринятого и внутричеловеческого. Старый человек не может быть не умным, так как старый человек прошёл огонь, воду и медные трубы; никакой вуз не заменит жизненную школу. А не-ум - это дверь к Божественному.

Умабель -в каббалистической астрологии (I) имя стихийного гения людей, рождённых с 14 по 18 января (или имеющих натальное Солнце в первой секстуре знака Водолея), имя астрального духа, влияющего на рождённых 19 мая, 30 июля, 10 октября, 21 декабря и 3 марта (или имеющих натальное Солнце в 0°-0°59' Близнецов, 12°-12°59' Льва, 24°-24°59' Весов, 6°-6°59' Козерога и 18°-18°59' Рыб), а также имя ангела-хранителя людей, родившихся с 20ч00мин до 20ч20мин.
А.Кирхер приписывает У. господство над бетулийцами. У. соответствует Божественное имя Сила (Sila). Этот гений принадлежит к восьмому ангельскому чину Архангелов. Его атрибут - Бог превыше всех вещей. Согласно астрологам начала века, через посредство У. получается дружба желаемого лица; он заведует астрономией и физикой, и покровительствует лицам, занимающимся этими науками. Родившийся под его влиянием будет любить путешествия и все благородные развлечения, иметь чувствительное сердце, вследствие чего любовь причинит ему много горя. Злой гений управляет распутством и противоестественными пороками.

Унцраоры - сущности 19-ой Зоны, самосознающие и самобытные. Собирают и упорядочивают все мыслеформы, доходящие до Тонического слоя. Информация, поступающая к ним, дифференцируется и "укладывается" по слоям и "отделам". Доступ к Унцраору осуществляется через яснослышание при добровольном установлении канала слышания с обеих сторон.

Ундины - (от лат. unda - волна), в европейской средневековой мифологии обитательницы рек, ручьев, озер, близки наядам греческой мифологии, русалкам славянской мифологии

Упанишады - (санскритское - сокровенное знание), заключительная часть вед, их окончание (“веда-анта“); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. веданты. Из св. 200 упанишад ок. 10 считаются главными. Время создания 7-3 вв. до н.э. - 14-15 вв. н.э. Разнообразное содержание упанишады подчинено практическим целям достижения духовного освобождения. В центре упанишады - учение о тождестве брахмана и атмана.

Управитель -определённый астрологический фактор, который считается главенствующим в какой-либо астрологической ситуации. Подробнее см. Управление.
Основными У. являются:
управитель знака - планета, обитель которой находится в данном зодиакальном знаке; диспозитор - планета, управляющая знаком, в котором расположены те или иные чувствительные точки - планеты, узлы планет, куспиды домов и т.п. (см. Диспозитор, Управитель дома, Управитель гороскопа);
У. групп зодиакальных знаков (см. Управитель тригона) и частей знаков (деканатов, терм, градусов и т.п.);
символический У. дома гороскопа (см. Сигнификатор (II));
У. временных периодов (часов планетных, дней недели; управители годов, хронократоры и т.п.);
У. различных предметов и явлений жизни - т.наз. сигнификатор (I)

Управитель года -планета, определяющая общие тенденции данного года (следует учитывать, что астрономический год начинается в момент вхождения Солнца в знак Овна). У.г. определяется по Звезде Магов: номер года делится на 7, а остаток показывает У.г. (0 - Марс, 1 - Солнце, 2 - Венера, 3 - Меркурий, 4 - Луна, 5 - Сатурн, 6 - Юпитер).
Так, в марте 1996 г. начался год Солнца, в марте 1997 г. - год Венеры и т.д.
А.Лео приводит другую систему У.г.: существуют 7 сменяющих друг друга по очереди 36-летних периода: период Сатурна 1765 - 1800, Венеры - 1801 - 1836, Юпитера - 1837 - 1872, Меркурия - 1873 - 1908, Марса - 1909 - 1944, Луны - 1945 - 1980, Солнца - 1981 - 2016, Сатурна - 2017 - 2053. Каждая планета является управителем первого и последнего года в своём периоде. Внутри периода У.г. сменяются в последовательности Звезды Магов (...Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер, Марс...). Так, управителем 1996 г. является Венера, а управителем 1997 г. - Меркурий.
Во времена античности влияние У.г. на характер года считалось доминирующим. Однако большинство современных астрологов считает, что роль У.г. не следует переоценивать.

Управитель гороскопа -в современной астрологии: планета, являющаяся диспозитором Асцендента.
Положение управителя Асцендента в гороскопе (в знаках и особенно в домах) является очень важным фактором, который необходимо учитывать при анализе карты. Положение этой планеты обозначает основную энергию и сферу жизненного опыта, которая побуждает натива действовать в мире. Положение У.г. в доме представляет особую сферу жизненной активности, где рождённый может наиболее непосредственно воспринять свою составляющую сущность натуру. Когда человек настраивается на сферу опыта и тип энергии, представленный У.г. и его положением в доме и знаке, он начинает чувствовать себя более живым, более мотивированным к самовыражению, внутреннее более уверенным. Аспекты к У.г. являются очень важными, поскольку они указывают на определённую динамику, влияющую на общий поток или сдерживание самовыражения натива. Транзиты к У.г. очень часто соответствуют заметным изменениям здоровья человека, витальности или внешнего вида. Природа управляющей планеты придаёт общий тон всей жизни человека, его опыту и подходу к взаимодействию со внешним миром.
В Гамбургской школе астрологии Асценденту придаётся меньшее значение, чем Середине Неба, поэтому У.г. часто считается планета, связанная с МС. При этом используются следующие правила (цит. по "Руководству по астрологии" Людвига Рудольфа):
планета на MC или в точном напряжённом аспекте (оппозиции, квадратуре, полуквадрате, полутораквадрате) с ним управляет личностью рожденного, его индивидуальностью, особенно душевными качествами, переживаниями, характером;
планета на ASC или в точном напряжённом аспекте с ним управляет окружающим миром рожденного, формирующим события его жизни и характер, его поведение и все влияния на него;
главным У.г. всегда является планета, находящаяся в наиболее точном соединении.
В классической астрологии существовали ещё более сложные правила определения У.г. Н.Девор приводит следующие указания:
если диспозитор Асцендента слабо аспектиpован и находится в несоответствующем ему знаке, то У.г. будет считаться планета, обладающая большими достоинствами, чем диспозитор ASC (если таковая имеется);
если управитель ASC сильно расположен и хорошо аспектиpован, но при этом в гороскопе есть другая планета, обладающая такой же силой по положению и по аспектам, то обе эти планеты могут считаться соупpавителями гороскопа. Девор делает замечание: некоторые астpологи считают, что если ASC находится в Водолее, то соупpавителями гороскопа будут Сатурн и Уран и т.п., а пpи ASC в Рыбах соупpавителями гороскопа будут Юпитер и Нептун;
если пpоизводится выбор между двумя планетами, одна из котоpых более поpажена, чем дpугая, следует выбpать более поpажённую планету, поскольку в данном вопpосе неблагопpиятные аспекты считаются позитивными, а благопpиятные - негативными;
если диспозитор ASC слаб, то У.г. может считаться упpавитель солнечного знака в том случае, если он обpазует сильные аспекты к Солнцу и Луне;
У.г. могут считаться как Солнце, так и Луна, если они сильно pасположены и находятся в знаках своего упpавления или экзальтации;
планета в экзальтации обычно считается соупpавителем;
упpавитель знака, включенного в I дом, обычно начинается считаться соупpавителем чеpез то вpемя, котоpое необходимо для того, чтобы в диpекциях (пpогpессиях) ASC вошел во включенный знак;
акцидентальные достоинства планет имеют в этом вопpосе больший вес, чем эссенциальные, особенно если планета pасположена в X доме.

Управитель градуса -планета (или знак Зодиака), определяющая характеристики астрологического воздействия градуса эклиптики. До настоящего времени не выработано единой общепринятой системы определения У.г. Джеймс Льюис указывает, что существует по крайней мере 17 различных систем управления градусами Зодиака. Наиболее часто используются следующие системы:
Управителем первого градуса Овна считается Марс, а далее У.г. определяются по циклу Звезды Магов, вплоть до 30-го градуса Рыб: 2-й градус Овна - Солнце, 3-й - Венера... Некоторые астрологи в чётных циклах заменяют планеты их высшими ипостасями: Венеру - Нептуном, Меркурий - Ураном и т.д.
У.г. сменяются в последовательности зодиакальных знаков; управителем 1-го, 13-го и 25-го градусов мужских знаков, а также 7-го и 19-го градусов женских знаков являются Марс и Овен; следующими за ними градусами управляют Венера и Телец; следующими - Меркурий и Близнецы и т.д.
Система, описанная Павлом Александрийским: первым градусом в каждом зодиакальном знаке управляет планета, имеющая в этом знаке свою обитель, а далее управители определяются в последовательности халдейского ряда (учитываются только планеты септенера).
Система, также восходящая к эллинистической астрологии, основанная на управителях тригонов и делающая различие для дневного и ночного рождения. Описание этой системы имеется в герметическом тексте "Liber Hermetis". В случае дневного рождения У.г. идут в следующем порядке: Солнце (1-й, 8-й, 15-й, 22-й, 29-й Овна, 6-й Тельца... 30-й Рыб), Юпитер (2-й, 9-й Овна...), Венера, Луна, Сатурн, Меркурий, Марс. При ночном рождении последовательность У.г. другая: Юпитер, Солнце, Луна, Венера, Меркурий, Сатурн, Марс.

Управитель дома - (англ. Lord, House Ruler) планета, оказывающая доминирующее влияние на характеристики данного дома гороскопа. Существует два типа У.д.:
Сигнификатор, или символический У.д. Каждому дому всегда соответствует одна и та же планета (подробнее см. Сигнификатор (II)).
Диспозитор, или фактический У.д. (в Авестийской школе - альмутен). Большинство астрологов считает, что им является планета - управитель знака, находящегося на куспиде данного дома. Однако если куспид расположен в конце знака, то многие астрологи считают У.д. управителя знака, в котором расположена наибольшая часть дома. Следует также учитывать, что планеты, расположенные в анализируемом доме, также влияют на его характеристики. Согласно Девору, У.д. является планета в этом доме, а если дом без планет - то управитель знака на его куспиде.
Когда термин "У.д." используется без пояснений, это обычно означает второй тип управителя.
У.д. имеют важнейшее значение. Они являются главнейшими ключевыми факторами при анализе хорарной карты и в прогнозных методиках дирекций и прогрессий. В натальной астрологии наиболее существенную роль играют фактические управители I и X домов (см. Управитель гороскопа).

Управитель знака - хозяин знака планета, для которой данный зодиакальный знак является обителью. В знаках, имеющих по два управителя, различают старших (главных, первых) и младших (вторых) У.з. Старшими У.з. считаются высшие планеты, младшими - планеты септенера.

Управитель тригона - тригонократор (от тригон и греч. kratos - "власть")
термин классической астрологии, означающий планету, которая доминирует в знаках определённой стихии. У.т. с античных времен использовались в практике мунданной и хорарной астрологии. В современной астрологии учёт У.т. обычно не производится.
В разных источниках существуют некоторые расхождения в определении У.т. Все эти системы объединены предположение, что в случае дневного рождения У.т. иные, чем при ночном рождении. Иногда также вводится понятие спутника, второстепенного У.т., одинакового в обоих случаях.
Дневным У.т. Огня считается Солнце, ночным - Юпитер (Марс - спутник). Дневной У.т. Земли - Венера, ночной - Луна, или наоборот (Сатурн - спутник). Дневной У.т. Воздуха - Сатурн, ночной - Меркурий (Юпитер - спутник). Наибольшие расхождения существуют относительной У.т. Воды. Согласно одной системе (А.Лео), и дневным, и ночным У.т. Воды является Марс; согласно другой системе (приведённой Н.Девором), дневные управители Воды - Марс и Венера, ночной управитель - Луна; согласно третьей системе (цитируемой А.Леманном), днём управляет Венера, ночью - Марс, а Луна является спутником.
Девор отмечает, что планета, расположенная в своём тригоне в хорарной карте, означает респектабельного человека, который не испытывает ни в чем недостатка.

Ур -вавилонский центр лунного культа. Е.Блаватская указывает, что именно из этого города, где главным божеством была Луна, "Авраам заимствовал еврейского бога, который столь недвусмысленно связан с Луной как творящее и порождающее божество".

Уравновешенность - состояние спокойной восприимчивости, когда человек не пытается соответствовать требованиям и ожиданиям других людей.

Уту - (шумер. UD, UTU - "светлый", "сияющий", "день"), Шамаш (аккад. Samas - "Солнце"; общесемитское в том же значении - Шамс, Шапс) -
в шумеро-аккадской мифологии: солнечный бог, сын бога луны Нанны (аккад. Син), брат Инанны (Иштар). В ежедневном странствии по небу У.=Шамаш вечером скрывается, а утром снова выходит из-за гор. Обычно этот выход ему открывают два бога-стража. Ночью У.=Шамаш путешествует по подземному миру, приносит мертвецам свет, питьё и еду (его аккадский эпитет - "Солнце мёртвых душ"). Как божество всевидящего света У.=Шамаш - судья, хранитель справедливости и истины. У. - также бог защитник и податель оракулов. Губительность, палящий зной солнечных лучей ассоциируются не с У.=Шамашем, а с Нергалом или с богом огня Гибилом. Роль Шамаша в аккадском культе значительнее роли шумерского У., на подчинённом положении которого сказывается зависимость его от лунного бога (соответственно, лунный культ играл более существенную роль, чем солнечный). Культ У. как местного божества был развит в городе Уруке. По традиции, У. - основатель первой династии Урука. Отсюда - значительность роли У. в мифоэпической традиции Урука (мифы цикла "Инанна - Думузи", где он помогает Думузи, эпосы об Энмеркаре, Лугальбанде, Гильгамеше). У. - помощник, личный бог-хранитель эпических героев этой династии. Места культа божества Солнца - Сиппар на севере и Ларса на юге. В Ашшуре у Шамаша был общий храм с лунным божеством. В иконографии на рельефах и в глиптике особенно часто изображается выход бога Солнца из-за гор, а также суд У.=Шамаша над разными мифическими существами. Отличительные признаки бога - лучи за спиной и серповидный зубчатый нож в руке.
Семира и В.Веташ указывают, что мифологический образ У. отражает астрологические свойства Солнца в Рыбах.

У фан шэнь - ("духи пяти сторон") в китайской мифологии: духи пяти главных направлений: Востока, Запада, Юга, Севера и Центра. Каждой из сторон света соответствовали определённые стихии (первоэлементы), цвета, живые существа (по словарю "Эръя" VI-II вв. до н.э.): Востоку - дерево, зелёный цвет, бимуюй (пара одноглазых рыб со сросшимися хвостами); Западу - металл, белый цвет, бицзяньшоу (полумышь-полузаяц); Югу - огонь, красный цвет, бииняо (пара одноногих, однокрылых и одноглазых диких уток с красно-зелёным оперением, которые могли летать, лишь соединившись по двое); Северу - вода, чёрный цвет, бицзяньминь (человек, имеющий половину тела и по одному глазу, ноздре, ноге и руке); Центру - земля, жёлтый цвет, чжишоушэ (двуглавая змея). главные направления и соответствующие им первоэлементы в средневековой традиции были соотнесены с пятью мифическими управами (огня, воды, дерева и т.д.); их главы со временем и стали почитаться в качестве У ф.ш. Так, в "Сань цзяо соу шэнь цзи" ("Записки о поисках духов трёх религий", XVI в.) духами У ф.ш. названы духи четырёх морей (Сы хай) и реки Хуанхэ. Понятие У ф.ш. нередко контаминировалось с понятием У шэнь ("пять духов"), как именовались помощники пяти мифических государей У ди. В легенде, отражённой в сочинениях XVI в., духов пяти сторон света зовут Чжу-юн, Сюань-мин, Гоу-ман, Жу-шоу и Хэ-бо. Даосы наделили духов пяти сторон света полномочиями помощников князя лекарств - Яо-вана.

Ушанас - (др.-инд. Usanas) в индуистской мифологии: небесный демон (асура), возглавлявший битву асур с богами в войне из-за Тары, жены Брихаспати, похищенной у него Сомой. В индийской астрологической традиции У. - владыка и повелитель планеты Венера.

Ушас - (др.-инд. Usas - "утренний свет") в древнеиндийской мифологии: божество утренней зари. Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд; У. показывает себя всей вселенной, обнажает грудь, украшает себя, как танцовщица; её называют сияющей, блестящей, яркой, золотистой, одетой в свет, красующейся и т.д. У. выезжает перед восходом Солнца на ослепительной колеснице, запряжённой алыми конями или быками, открывает небесные врата (врата тьмы), наполняет вселенную светом, освещает дороги, сокровища, пробуждает всех, приносит богатство, дары, коров, коней, детей, жизнь, славу, даёт убежище и защиту. Руководство У. певцами подчёркивается особо: она дарует мастерство, наставляет, вдохновляет певца. У. производит на свет Солнце, готовит ему путь, приводит его; появляется с лучами Солнца, состязается с Сурьей, приходит к нему, выходит из сестры-ночи, сменяя её. У. прокладывает путь и людям: она приготавливает дороги, осматривает их, освещает. Сама У. живёт в твердыне на горе. Она - дочь неба, но в то же время рождена Сурьей, и она - его жена. Вместе с тем У. - мать Ашвинов, богов, коров и даже мать сложения гимнов; она - сестра ночи и богов, в частности, адитьев, любовница своего отца, Сурьи, Солнца, видимо, Пушана; особенное значение придаётся инцестуозным отношениям с отцом-небом. Наиболее тесны связи У. с солярными божествами (Сурья, Савитар, Ашвины, Агни и т.п.). Она - "наиболее подобная Индре", и вместе с тем именно с Индрой возникает у неё конфликт: опьянённый сомой, Индра разбивает колесницу У., но она сама успевает скрыться. Вне "Ригведы" она появляется очень редко. Вскоре, в послеведийскую эпоху полностью исчезают. Образ У. восходит к индоевропейскому представлению о заре. Её имя тождественно др.-греч. Эос, лат. Авроре и др.

У юэ - ("пять пиков", "пять гор") в китайской мифологии: пять священных гор: Дунъюэ ("Восточный пик") - гора Тайшань (провинция Шаньдун), Бэйюэ ("Северный пик") - гора Хэншань (провинция Шаньси), Чжунъюэ ("Срединный пик") - гора Суншань (провинция Хэнань), Наньюэ ("Южный пик") - гора Хэншань (провинция Хунань), Сиюэ ("Западный пик") - гора Хуашань (провинция Шэньси). Культ У ю. возник в Китае в глубокой древности. Жертвоприношения У ю. совершал сам государь. В период Средневековья основной из У ю. считалась гора Тайшань. С раннего Средневековья культ У ю. вошёл в систему религиозного даосизма, позднее они стали священными и для китайских буддистов, включивших их в систему девяти священных гор. Практически, однако, гора Хуашань осталась чисто даосским святилищем. В даосской традиции известно, что божество Восточного пика ведало судьбами людей, Западного - всеми металлами, их плавкой, а также пернатыми; Срединного - болотами, протоками, арыками на земле, а также деревьями; Северного - реками, а также дикими зверями, пресмыкающимися и насекомыми; Южного - полями на земле, звёздами на небе, а также рыбами и драконами.
С XI в. божества У ю. носят титулы шэн-ди ("святые государи"), иногда дади ("великие государи"). В поздней народной традиции духи У-ю. ассоциировались также с вэнь-шэнь.

Фазы Луны -различные виды Луны, вызванные её положением относительно Земли и Солнца и тем, что она светится отражённым солнечным светом. В результате Луна видна то как полный диск (полнолуние), то как диск с ущербом, то как половина диска (четверти), то как серп ("месяц"). Два-три дня (в соединении с Солнцем) Луна совсем не видна (новолуние).Полный цикл изменений вида Луны составляет ок. 29.5 дней. Цикл смены Ф.Л. (лунация) происходит в следующем порядке:
новолуние (фаза = 0, Луна в соединении с Солнцем);
первая четверть (фаза = 0.5, правая квадратура Луны с Солнцем);
полнолуние (фаза = 1, оппозиция Луны и Солнца);
последняя четверть (фаза = 0.5, левая квадратура Луны с Солнцем).
Первое появление Луны после новолуния на вечернем небе носит название неомении. Луна в промежуток времени от новолуния до первой четверти называется молодой Луной, вблизи полнолуния - полной Луной, от последней четверти до новолуния - старой Луной. Промежуток времени от последней видимости Луны перед новолунием до неомении носит название межлуния.
С Ф.Л. связаны лунный календарь и расчёты Пасхи. При этих расчётах применяется 19-летний метонов цикл, в котором для каждого года неомении сопоставлены с датами месяцев юлианского календаря. В хронологии возраст Луны рассчитывался на 22 марта, и если, например, неомения приходилась на 10 марта, то 22 марта возраст Луны был 13 суток. В юлианском календаре год спустя неомения в том же месяце приходится на 11 суток раньше, а два года - на 22 суток раньше. Если же сделать вставку дополнительного месяца, то во втором году неомения сдвинется на 19 суток вперёд. Делая такие вставки на протяжении 19-летнего цикла семь раз, христианские богословы получили таблицу весенних неомений и полнолуний.
Расчёт полнолуний и новолуний
Древние тибетцы считали, что люди обладают жизненной силой - ла, которая покидает человека с его последним дыханием. 30-го и 1-го числа каждого месяца (в новолуние) ла находится в левой пятке мужчин и в правой - у женщин. Всё остальное время ла перемещается по телу так, чтобы к 15-му или 16-му числу каждого месяца (т.е. в полнолуние) оказаться в районе родничка.
Д.Радьяр выделил восемь основных психологических типов, соответствующих Ф.Л.:
Тип "новолуние" (New Moon; от новолуния до первого полуквадрата между светилами): личность ярко эмоциональная и импульсивная, со значительной предрасположенностью проецировать на других свои проблемы, свои желания, свои страхи и свой весьма субъективный взгляд на вещи.
Тип "молодой месяц" (Crescent; угол между светилами от 45° до 90°): у него преобладает склонность сделать из своего прошлого tabula rasa, вымести все заранее установленные схемы и все предрассудки для того, чтобы сильнее самоутвердиться. В случае дисгармонии собственное прошлое может стать для него навязчивой идеей, мучить сожалениями и изнурять чувством вины.
Тип "первая четверть" (First Quarter; от 90° до 135°): мощный волюнтаризм, энергия, деятельность, эгоцентрическая экзальтация. Создание прочных структур, как в физическом, так и в ментальном плане, позволяющих распоряжаться врождёнными и благоприобретёнными возможностями. Эта личность часто восстанавливает "постройки" из руин.
Тип "горбатая Луна" (Gibbous; от 135° до полнолуния): любознательный и исключительно пытливый ум, глубокая проницательность и предусмотрительность. Личность самопроизвольно посвящает себя большим делам. Огромные способности примирять между собой самые противоположные воззрения.
Тип "полнолуние" (Full Moon; от полнолуния до 135°): способности к пересмотру своих воззрений, к объективности; сознание ясное и синтетическое. Способность к внутреннему совершенствованию. Личные отношения имеют немаловажное значение. Натив может быть провидцем или ясновидящим.
Тип "сеятель" (Disseminating; от 135° до последней четверти): общение, диалог, педагогический дар. Из таких людей нередко получаются хорошие популяризаторы. Но их желание делиться своими знаниями может доходить до фанатизма.
Тип "последняя четверть" (Last Quarter; от 90° до 45° перед новолунием): эта категория людей стремится навязать всем прочим свои собственные взгляды и принципы, и этот прозелитизм может привести их к изоляции от себе подобных, ибо реформаторский пыл этих людей будет не всегда хорошо восприниматься другими.
Тип "бальзамическая Луна" (Balsamic; от 45° до новолуния): всецело устремлённый в будущее, человек нередко обладает способностью к пророческому видению. Он готов приносить себя в жертву ради высоких идеалов. Все его силы направлены к высшей цели - торжеству рода человеческого. К его сильным сторонам нельзя отнести терпимость, он готов принимать самые драконовские меры, "перегибать палку", когда уверен, что осчастливит этим человечество.

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

§ ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ГЛОССАРИЙ. СЛОВАРЬ САНСКРИТА

Ключевые слова этой страницы: эзотерический, глоссарий, словарь, санскрита.

Скачать zip-архив: Эзотерический глоссарий. Словарь санскрита - zip. Скачать mp3: Эзотерический глоссарий. Словарь санскрита - mp3.

Главная

Форум

Мы Вконтакте

» Различные области применения гипноза. От лечения до развития...
» Сонник. Современные и народные толкования снов...
» Процесс Hemi-Sync и бинауральный эффект. Волны мозга...
» Первоэлементы. Пять Первоэлементов. Значение, характеристики, описание...
» Юмор от ОШО. Смешные и филосовские анекдоты ОШО...

Мантры

«Эзотерический глоссарий. Словарь санскрита»

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Твоя Йога

Эзотерический глоссарий. Словарь санскрита

эзотерика
эзотерический, глоссарий, словарь, санскрита Телепатия и развитие телепатии
эзотерический, глоссарий, словарь, санскрита эзотерика
магия