Просветление
www.PROSVETLENIE.org

Ничего лишнего, только Суть... философия, религия, мистика, эзотерика
Философия и религия, мистика и эзотерика
добавить в закладки
обновить страницу
закрыть окно





Философия и религия, мистика и эзотерика

Философия и религия, мистика и эзотерика


Реклама на сайте:

философия, религия, мистика, эзотерика

Философия и религия, мистика и эзотерика

» Гадания и предсказания он-лайн...
» Методы биозащиты, защита от астральных нападений...
» Мантры, произношение мантр. Мантра - сила звука...
» Что такое мумиё? Лечение при помощи Мумиё...
» Как найчиться правильно дышать по Йоге?...

Астрал

Энергетическое лечение

философия, религия, мистика, эзотерика ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ, МИСТИКА И ЭЗОТЕРИКА

КАБАНИС Пьер Жан Жорж (1757— 1808) — фр. философ-материалист, просветитель, врач. Принадлежал к школе фр. материализма, примкнувшей к физике Декарта, в противоположность его метафизике. К. считал, что сознание зависит гл. обр. от физиологических функции человека, от деятельности его внутренних органов. Считал, будто мозг органически “выделяет” мысль, подобно тому как печень вырабатывает желчь. К. был теоретическим предшественником вульгарного материализма. Полагал, что естественные науки являются основой учения об об-ве; знание строения и деятельности человеческого организма — ключ к пониманию общественных явлений и их изменений. Под конец жизни К. стал виталистом, признавал самостоятельное существование души. Гл., произв.— “Отношение между физической и нравственной природой человека” (1802).

КАБЕ Этьен (1788—1856) — фр. утопический социалист. В фантастическом романе “Путешествие в Икарию” (1840) и др. работах К. изложил свои идеи, получившие название “Икарийский коммунизм”. Утопии К. присущи мелкобуржуазные черты — уравнительность в потреблении, сохранение в будущем об-ве религии, идея “примирения” бедных и богатых. К. выступал за мирное осуществление коммунизма. В философских вопросах, а в особенности во взглядах на историю, К. придерживался идеалистических убеждений, сочетал рационализм 17 в. с платонизмом и неоплатонизмом. Маркс писал, что К. был популярным, хотя и самым поверхностным, представителем коммунизма.

КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (1818—85) —рус. философ-идеалист. историк и политический деятель. В молодости западник. В 50-х гг. стал либералом, что привело к разрыву с ним “Современника” и Герцена. К философии обращается в 60-х гг. для обоснования политических и этических взглядов. В работах “Задача психологии” (1872) и “Задачи этики” (1885) сделал попытку приспособить психологию для оправдания христианской этики. Философия, по его мнению, должна стать наукой об индивидуальной человеческой душе, психологией, к-рая объясняет нравственный, духовный мир безотносительно к его материальному субстрату. “Абстрактности” материализма и идеализма, исследующим общее, К. противополагает “конкретное” знание индивидуальной души. На этой основе, по его мнению, снимается односторонность и ограниченность философских систем (включая позитивизм). К. признавал свободу воли. Несостоятельность теории К. показана Сеченовым в его замечаниях на книгу К. “Задача психологии”.

КАЛЬВИН Жан (1509—64) — один из деятелей Реформации во Франции. С 1536 поселился в Женеве, где стал фактическим диктатором города (1541). добился подчинения светской власти церкви. Основанная К. система протестантизма — кальвинизм — выражала требования “самой смелой части тогдашней буржуазии” (Энгельс). Основа кальвинизма — учение о божественном предопределении одних людей к “спасению” и др.— к “осуждению”. Но это предопределение не исключало активной деятельности, поскольку, согласно К., верующий, хотя и не знает своей судьбы, своими успехами в личной жизни может доказать, что он “божий избранник”. Кальвинизм оправдывал буржуазное предпринимательство эпохи первоначального накопления. Это нашло свое выражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость, проповедовался режим мирского аскетизма. Для К. была характерна религиозная нетерпимость к инакомыслящим. Ос”. соч.— “Наставление в христианской вере” (1536).

КАМПАНЕЛЛА Томмазо (до пострижения в 1582 в монахи — Джованни Доменико) (1568—1639) — итал. философ, один из представителей раннего утопического коммунизма. К. разделял натурфилософские взгляды Телезио. выступал против схоластики, развивал передовые для того времени идеи сенсуализма и деизма (к-рые, однако, сочетались у него с религиозно-мистическими взглядами, с увлечением магией и астрологией). За свое свободомыслие он подвергался преследованиям инквизиции. К. мечтал о единстве и благоденствии человечества. В 1599 К. пытался поднять восстание с целью освобождения Италии от испанского гнета. Заговор был раскрыт, и К. после жестоких пыток был брошен в тюрьму, где провел 27 лет. Там он написал (1602) свою утопию “Город Солнца” (опубликована в 1623) — об идеальном об-ве, в к-ром отсутствует частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует строгая регламентация быта, власть жрецов носит, по существу, теократический характер. Свой коммунистический идеал К. обосновывал велением разума и законами природы. “Город Солнца” сыграл немалую роль в развитии прогрессивной общественной мысли.

КАМЮ Альбер (1913—60)—фр. писатель и философ, представитель атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии (1957). Воззрения К. формировались под влиянием Кьеркегора, Ницше, Гуссерля, Достоевского, а также нем. философов-экзистенциалистов. Центральная тема философии К.— вопрос о смысле человеческого существования, вопрос о том, “стоит ли” жизнь того, чтобы жить”. Рассматривая совр. индивида, включенного в бюрократизированную структуру буржуазного об-ва, анализируя противоречия духовной жизни интеллигента, лишенного всяких иллюзий, мучительно ищущего'смысл собственного существоваяня, К. приходит к выводу, что существование человека абсурдно, и делает категорию “абсурда” исходным принципом своей философии. Абсурдность человеческой жязни у К. олицетворяет мифологический образ Сизифа: в наказание за свое коварство Сизиф обречен вечно вкатывать на гору камень, к-рый, едва достигнув вершины, вновь скатывается вниз. Не выдерживая такой бессмысленности, человек “бунтует”; отсюда время от времени вспыхивающие “бунты”, революции, в к-рых человек стремится стихийно найти выход из своего “сизифова положения”. “Организованную”, “подготовленную” революцию К. считает противоречащей своему понятию, точно так же как он считает иллюзорной всякую надежду на то, что революция может действительно дать выход из ситуации, к-рой она вызвана. Умонастроение К.— это настроение безысходного одиночества человека в “абсурдном” мире, по-своему выразившее бесчеловечность совр. капиталистического об-ва. Соч.: “Миф о Сизифе” (1942), “Бунтующий человек” (1951) и др.

КАНТ Иммануил (1724—1804) — нем. философ и ученый, родоначальник нем. классического идеализма. Родился, учился и работал в Кенигсберге (ныне Калининград), где был в 1755—70 доцентом, а в 1770—96— профессором ун-та. К.— основатель “критического”, иля “трансцендентального”, идеализма. В т. наз. “докритический” период (до 1770) К. создал “небулярную” космогоническую гипотезу, в к-рой возникновение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной “туманности”. В это же время К. высказал гипотезу о существовании Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении — в результате приливного трения — суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материалистической идеей естественного развития вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. В философских работах “докритиче-ского” периода К. наметил — под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма — различие между основанием реальным и основанием логическим, ввел в философию понятие об отрицательных величинах и осмеял увлечение современников мистикой и “духовидением”. Во всех этих работах роль дедуктивно-формальных методов мышления ограничивается в пользу опыта. В 1770 состоялся переход К. к воззрениям “критического” периода; в 1781 появилась “Критика чистого разума”, за ней были опубликованы “Критика практического разума” (1788) и “Критика способности суждения” (1790). В них последовательно излагались: “критическая” теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. В работах “критического” периода К. доказывает невозможность построить систему умозрительной философии (“метафизики”, согласно принятой тогда терминологии) до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят К. к агностицизму — к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно “явлений”, т. е. способа, посредством к-рого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено, по К., тем, что в нашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, столь же априорные формы, или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза, чувственного многообразия и понятий рассудка, на к-рых основываются, напр., закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций. В разуме, по К., заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире (с т. зр. наличия в них необходимости, случайности и свободы), о существовании бога как безусловно необходимого существа. К. считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и конечен, и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы)—и таких частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные — и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно необходимое существо — и такого существа нет. Т, обр., разум по природе антиномичен, т. е. раздваивается в противоречиях. Однако противоречия эти, по К., все же лишь кажущиеся. Решение загадки — в ограничении знания в пользу веры, в различении “вещей в себе” и “явлений”, в признании “вещей в себе” непознаваемыми. Так, человек одновременно и не свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для знания) и в то же время может быть тем постулатом веры, на к-ром основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в мире, и т. д. Это учение об антиномич-ности разума, служившее у К. основанием для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком для разработки положительной диалектики в нем. классическом идеализме. Подчеркивая творческую роль субъекта и активное воздействие теоретических предпосылок на эмпирический материал, К. в своем понимании познания и поведения в общем оставался в плену дуализма, агностицизма и формализма. Так, в этике К. провозглашал ее осн. законом безусловное повеление (Категорический императив), требующее руководствоваться таким правилом, к-рое совершенно независимо от нравственного содержания поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное к “незаинтересованному” удовольствию, не зависящему от того, существует или не существует предмет, изображенный в произв. искусства, и обусловленному только формой. Впрочем, провести последовательно свой формализм К. не смог: в этике — вразрез с формальным характером категорического императива — он выдвинул принцип самоценности каждой личности, к-рая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего об-ва; в эстетике — вразрез с формализмом в понимании прекрасного — объявил высшим видом искусства поэзию, т. к. она возвышается до изображения идеала, к-рым является человек, и т. д. Прогрессивным было учение К. о роли антагонизмов в историческом процессе жизни об-ва и учение о необходимости вечного мира. Средством к установлению и сохранению мира К. считал развитие международной торговли и общения ко взаимной выгоде для различных государств. При всех своих внутренних противоречиях, учение К. оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли (Неокантианство, Этический социализм, Марбургская школа, Баденская школа).

КАНТЕМИР Дмитрий (1673— 1723) — молдавский писатель, философ, историк и востоковед, господарь Молдавии. В 1711 эмигрировал в Россию, где стал политическим советником Петра 1. Член Берлинской академии (1714). Отразил в своих работах переход философского мышления от средневековья к новому времени, от схоластика к рационализму. До начала 18 в. разрабатывал философско-теоло-гическую систему (“Диван, или Спор мудреца с миром”, 1698; “Неописуемый образ священной науки”, 1700, и др.). Позднее эволюционировал к идеям, близким деизму и раннему Просвещению (“Иероглифическая история”, 1705; “Хроника давности румыно-мол-до-влахов”, 1716—18; “Естественная история монархий”, 1714, и др.). Осмысление им исторического процесса содержало прогрессивные идеи об универсальном характере цивилизации, известное признание исторической закономерности в рамках теории циклического общественного развития. Наиболее известен труд К. “История возвышения и упадка Оттоманской империи” (1714—16), переведенный на ряд европейских языков. Сын К. Антиох К.(1708—44) — рус.писатель, сатирик, активный участник петровских реформ, деятель “ученой дружины” Петра I.

“КАПИТАЛ”—гл. труд Маркса, “величайшее политико-экономическое произведение нашего века” (Ленин В. И. Т. 2. С. 11), содержащее глубоко научный анализ экономических законов движения капитализма. Маркс называл “К.” делом своей жизни; 40 лет неустанного труда он посвятил созданию научной политической экономии. Важными вехами на этом пути были работы 50-х гг.: “Экономические рукописи 1857—1859 годов” и “К критике политической экономии” (1859), где закладывались основы теории прибавочной стоимости и детально разрабатывались методологические принципы исследования и критики буржуазной политэкономии, а также были сформулированы осн. принципы исторического материализма, и работы 60-х гг. (обширная рукопись 1861—63), где обосновывается структура “К.” и тщательно исследуется история экономических теорий. В 1867 вышел 1-й т. “К.”, подготовленный самим Марксом; последующие тт. были изданы Энгельсом уже после смерти Маркса: 2-й—в 1885, 3-й — в 1894; и лишь в начале 20 в. Каутским был опубликован 4-й т. “К.” — “Теории прибавочной стоимости”, однако с существенными сокращениями и произвольными перестановками в тексте. Полное научное издание 4-го т. “К.” было впервые осуществлено в СССР в 1955—-61. “К.”, это “главное и основное сочинение, излагающее научный социализм” (Ленин В. И. Т. 1. С. 187), представляет собой “образец научного анализа одной — и самой сложной — общественной формации по материалистическому методу...” (Там же. С. 140). Обоснование положения о предметной деятельности как способе формирования и существования общественных отношений людей, а тем самым их самих и их сознания позволило понять об^во как самодвижущийся и саморазвивающийся по объективным законам организм, жизнедеятельность к-рого включает производство идей, представлений, сознания. Поэтому сознание в его отношении к бытию рассматривается в “К.” не натуралистически, т. е. не в виде отношения уже готового сознания к внешнему миру, а с общественно-исторических позиций, когда знание о предметах и способы его получения понимаются как результат процесса практического освоения внешнего мира. В этом и выражается содержание развитого в “К.” принципа соответствия мышления действительности, согласно к-рому формы мыслительной деятельности, теоретического освоения объекта выступают и как характеризующие законы развития последнего. Выявляет содержание этих форм диалектика, рассматривающая познание как сторону практической деятельности человека, в ходе к-рой вырабатываются всеобщие схемы (категории), раскрывающие суть развития и вещей и идей. Поэтому диалектика, воспроизводя объективную логику движения реального мира, выступает одновременно и как форма теоретического мышления (логика), и как способ понимания реальности (теория познания). Ленин указывал, что в “К.” “применена к одной науке логика, диалектика и теория познания [не надо 3-х слов: это одно и то же] материализма...” (Т. 29. С. 301). Диалектико-материалистиче-ский метод исследования получил в “К.” всестороннее развитие, здесь раскрыто содержание осн. философских категорий, обоснован способ их соединения — путем восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактное и конкретное) в систему, позволяющую теоретически воспроизвести развивающееся явление (Историческое и логическое), показана роль противоречий в развитии любой целостной системы и в ее познании. Важную роль в “К..” играет анализ социальной обусловленности человеческого действия и познания, при к-ром каждая конкретная форма такого деи-ствия и познания выступает как исторически преходящая, раскрывается процесс преодоления возникающих на основе абсолютизации исторически преходящих отношений превращенных форм деятельности и теоретических заблуждений. Диалектика, пишет Маркс, рассматривает каждую осуществленную форму “с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна” (Т. 23. С. 22). “К.” вооружает совр. научное знание методологией и логикой исследования, демонстрируя необходимость глубокой философской культуры для решения актуальных проблем современности.

КАПИТАЛИЗМ (фр. capital—гл. имущество или сумма) — общественно-экономическая формация, основывающаяся на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда. К. проходит различные стадии своего развития. Свободная конкуренция, характерная для первой стадии К., вследствие развития производительных сил, совершенствования техники, концентрации и обобществления производства постепенно приводит к образованию монополий и империализму, когда создаются предпосылки для перехода к социализму. Однако, как подчеркивал Маркс, “ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора...” (Т. 13. С. 7). Возможности К. и сегодня далеко не исчерпаны, а совершающаяся и все более углубляющаяся научно-техническая революция существенным образом изменяет осн. черты К. Для совр. К. характерны дальнейший рост концентрации и интернационализации производства (возникновение транснациональных корпораций), межгосударственная регуляция мировой капиталистической экономики (“Общий рынок” и др.), подъем демократического движения. При этом сохраняются старые и возникают новые формы экономических и социально-политических противоречий и антагонизмов. Среди них: нестабильность темпов экономического развития, острота экологической проблемы, противоречия между развитыми и развивающимися странами, между ТНК и отдельными капиталистическими государствами, безработица и т. д. Однако все они претерпевают значительные модификации под влиянием комплекса внутренних экономических и социальных стабилизаторов. К. характеризуется как наличием монополий, так и существованием конкуренции, что является в комплексе мощным двигателем экономического прогресса. В настоящее время К. переживает новый этап НТР — сплошной компьютерной автоматизации, роботизации, всестороннего использования информатики и биотехнологии, внедрения трудосберегающей технологии, что принципиальным образом изменяет организацию общественного производства: новая организационная техника дает небывалую производительность труда при резком сокращении производственных затрат. Изменяется и состав рабочего класса, в к-ром категория рабочих в “белых воротничках” стала массовой, растет образовательный и квалификационный уровень рабочих. НТР приводит также к “маргинализации” нек-рых слоев наемных работников. С социальной т. зр. наиболее развитые страны К. смогли добиться довольно высокого жизненного уровня народа, сформировать определенные социальные гарантии (общественные фонды потребления, кооперация, об-ва потребителей и т. п.). Поэтому, с одной стороны, для К. характерны глубокие антагонизмы и социальные пороки (антагонистичность и неравномерность развития, безработица, острые социальные проблемы и т. д.), с др.— потенциальная возможность к развитию. В совр. условиях перед К. открывается возможность широкого взаимодействия с социализмом и развития в рамках единой цивилизации.

КАРИНСКИЙ Михаил Иванович (1840—1917) —рус. логик и философ. В своих взглядах склонялся к материализму (“Явление и действительность”, 1878; “Логика”, 1884—85, и др.). В докторской диссертации “Классификация выводов” (1880) К. разработал силлогистическое и индуктивное направления в логике и высказал оригинальные взгляды по этому вопросу. В соч. “Об истинах самоочевидных” (1893) критикует догматизм и априоризм кантовской философии в вопросах теории познания. К. неоднократно выступал против неокантианцев (в т. ч. против Введенского), а также против субъективного идеализма берклианско-го толка. К.— автор оригинальных работ по истории философии (“Темное свидетельство Ипполита о философе Анаксимене”, 1881; “Лекции по истории древней философии”, 1885; “Лекции по истории новой философии”, 1884, и др.).

КАРЛЕЙЛЬ Томас (1795—1881)— англ. буржуазный философ и историк. Пропагандировал нем. идеалистическую философию и реакционный романтизм, близок к пантеизму. Учение Фихте об активной деятельности субъекта как творческом начале мира К. применил к об-ву, обосновывая “культ героев”. История об-ва, по К.,— это биография великих людей. К.— сторонник исторического круговорота теории. Его критика капитализма близка к “феодальному социализму”. Совр. буржуазные философы и социологи используют наследие К. для борьбы с марксизмом-ленинизмом. Осн. соч.: “Сартор Ревар-тус” (1834), “Герои, почитание героев и героическое в истории” (1840), “Прошлое и настоящее” (1843), “История французской революции” (1—3 т., 1837), “Современные памфлеты” (1850).

КАРНАП Рудольф (1891—1970) — философ и логик, один из лидеров неопозитивизма. Был активным участником венского кружка. Преподавал философию в Венском и Пражском ун-тах. С 1936 работал в США, проф. философии Калифорнийского ун-та. Взглядам К. свойственно отрицание мировоззренческого характера философии и сведение ее к “логическому анализу языка науки”, основанному на аппарате математической логики. Теоретико-познавательные основы этого анализа, как его понимал К., представляют собой соединение эмпиризма с конвенционализмом. В работах К. философская концепция неопозитивизма переплетается с исследованиями по теории логики и логико-методологическому анализу науки. В эволюции взглядов К. на природу логического можно выделить два этапа: 1) синтаксический, когда К. рассматривал логику науки как логический синтаксис языка науки, н 2) семантический, когда К. делает предметом исследования не только формальный, но и смысловой аспект языка науки. На угон этапе К. пытается на основе исходных понятий логической семантики построить единую систему формальной логики. В последних своих трудах К. рассматривал возможности разработки теоретической прагматики (Семиотика). Осн. соч.: “[Логический синтаксис языка” (1934), “Исследова-ния по семантике” (1942—47), “Значение и необходимость” (1947), “Введение в символическую логику” (1954).

КАРНЕАД из Кирены (214—129 до н. э.) —греч. философ, глава т. наз. Новой академии (Академия платоновская), углубивший скептическую философию своего предшественника по академии —Аркесилая. Сам он ничего не писал, а его лекции до нас не дошли. Кое-какие скудные источники указывают на типичное для академического скепсиса учение о невозможности подлинного познания и о сведении всякого познания самое большее к вероятному утверждению. Анализировалась разная степень этой вероятности, но ни одна из них не признавалась равной истине. Известна критика К. телеологического доказательства бытия бога в связи с учением о несовершенстве существующего. В этике проповедовал тоже обычное для скептиков учение о естественных благах и о жизни сообразно с природой, вне всякого активного на нее воздействия.

КАРТЕЗИАНСТВО (от Cartesius— лат. транскрипция имени Декарт) — учение Декарта и особенно его последователей. Картезианская школа, получившая большое распространение среди фр. и нидерл. философов в 17—18 вв., раскололась на два направления. Первое примкнуло к механистически-материалистическому пониманию Декартом природы (Г. Леруа, Ламетри, Кабанис), второе — к идеалистической метафизике Декарта (окказионализм, Мальбранш).

КАРТИНА МИРА—целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в об-ве в рамках исходных мировоззренческих установок. Являясь необходимым моментом жизнедеятельности индивида, К. м. обусловливает специфический способ восприятия мира. Исторически попытки последовательного построения К. м. в осн. были связаны с натурфилософией. В совр. науке осмысление К. м. происходит по линии рефлексии над наукой и в русле культурологического, лингвистического н семиотического анализа коллективного сознания, прежде всего на материале изучения фольклора и мифов. Чаще всего под К. м. имеют в виду научную К. м., под к-рой понимается система общих принципов, понятий, законов и наглядных представлений, формируемая на основе синтеза научных знаний. Научная К. м.—связующее звено-между мировоззрением и фундаментальными специальными формами теоретического освоения действительности. Она выделяет осн. исследуемые объекты, типо-логизирует и характеризует общие их соотношения. Характер К. м. в значительной мере обусловлен представлениями лидирующей фундаментальной области науки, хотя она, в свою очередь, служит важным элементом интерпретации отдельных теорий и. концепции. Принято выделять 3 разноуровневых типа научной К. м.: 1) общенаучная (объединяющая представления о природе и человеке); 2) естественнонаучная (предстающая как комплекс общих воззрений на природу) и социально-историческая картина действительности (система общих взглядов на об-во); 3) частнонаучные К. м. (являющиеся образами исследуемых отдельных значительных фрагментов действительности — биологической, геологической и т. п.). В настоящее время.наиболее разработанной является физическая картина мира. Прогресс в науке сопровождается расширением и углублением границ познания, изменением содержания решаемых задач. Новые факты постепенно начинают приходить в противоречие с принятыми воззрениями и заставляют переосмысливать их. Вызревают радикальные смены одних образов мира другими как в отдельных областях познавательной деятельности, так и на уровне научной К. м. в целом. Важная тенденция в развитии К. м. связана с преодолением исходного антропоцентризма в видении мира за счет качественных преобразований взглядов на мир в трудах Коперника (преодоление геоцентризма), Дарвина (наведение мостов между живой и неживой природой). Совр. научная К. м. определяется синтезом разнообразных областей знания, прежде всего за счет выработки общенаучных эволюционистских концепций, распространяемых и на неживую природу. Эта тенденция уже привела к формированию идей синергетики и глобального эволюционизма. Ныне происходит переход к научной К. м„ отражающей существенную нелинейность мира, расширение представлений о взаимоотношении энергетических и информационных воздействий. Важную роль в формировании совр. К. м. в социально-историческом плане играет новое политическое мышление, представление о взаимосвязи и взаимозависимости, известной целостности мира.

КАССИРЕР Эрнст (1874—1945) — философ-идеалист, один из гл. представителей марбургской школы неокантианства. Проф. философии в Берлине, Гамбурге, после установления в Германии фашистской диктатуры жил в Швеции и в США (был проф. Йельского ун-та). Применил идеи марбургской школы к разработке истории гносеологии и истории философии. В книге “Понятие субстанции и понятие функции” (1910; рус. перевод—“Познание и действительность”) оспаривал взгляд на научные абстракции как на отражение реальности, растворял материальный мир в категориях чистого мышления, а его законы подменял идеалистически истолкованной функциональной зависимостью; позднее пытался представить научное познание как одну из форм “символического” мышления. К. написал ряд работ по истории философии — античной, эпохи Возрождения, эпохи Просвещения, монографии о Лейбнице и Канте. Соч: “Проблема познания в философии и науке нового времени” (1—4 т., 1906—57), “Философия символических форм” (1—3 т., 1923—29).

КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — понятие древнегреч. эстетики, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Слово “К.” употреблялось греками многозначно: в религиозном, этическом, физиологическом и медицинском значении. Аристотель в “Поэтике” отмечал, что трагедия совершает путем сострадания и страха очищение страстей. В “Политике” он говорит, что благодаря музыке “люди получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием”. В обширной литературе, посвященной К., нет единого мнения о его сущности. К., видимо, включает в себя как физиологический (облегчение после большого напряжения чувств), так и этический (облагораживание чувств человека) моменты, синтезированные в эстетическом переживании.

КАТЕГОРИИ (греч. kategoria — высказывание, свидетельство) — формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, об-ва и мышления. Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в разработке философских К. принадлежит Аристотелю. Уже для него проблема К. выступила как проблема соотнесения содержания высказываний о нек-ром сущем с самим этим сущим. С его т. зр., в высказываниях связываются понятия (“роды” и “виды”), выражающие общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем друг друга, когда говорим о единичных предметах. Аристотель высоко оценивал познавательное значение К. Однако активность человека в процессе познания, благодаря к-рой общие понятия (“роды” и “виды”) соотносятся с единичными предметами, он рассматривал как чисто духовную. В новое время учение о К. развивали представители нем. классического идеализма. Для Канта К.— это всеобщие формы, в к-рых мы мыслим все воспринимаемое, априорные (до-опытные) формы рассудка, упорядочивания нашего опыта. Гегель понимал К. как развивающиеся способы полагания абсолютным духом своего предмета, всеобщие формы его саморазвития и самоопределения, как “прочные узлы, служащие опорными и направляющими пунктами его” (духа или сознания) жизни (цит. по: Ленин В. И. Т. 29. С. 85). Для Гегеля К. в своем самодвижении осуществляют себя только как духовные формы любого предметного содержания. Взаимосвязь К. в конечном счете задает тон и ритм истории, превращающейся в их воплощение. В совр. западной философии, особенно в неопозитивизме. К. или игнорируются, или рассматриваются как чисто субъективные и “удобные” формы организации человеческого опыта, “вместилища” данных опыта, определенные языковые образования. В нек-рых направлениях идеалистической философии (неотомизм, персонализм и т. д.) К. относят к чисто духовным трансцендентным сущностям. С т. зр. марксистской философии К. сформировались в процессе исторического развития познания, общественной практики. Их основой служит не активность духа, а развитие способов предметной деятельности человека, способов общения. Осн. К. диалектического материализма — материя и движение, время и пространство, качество и количество, мера, .единичное, особенное и всеобщее, противоречие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. В своей необходимой взаимосвязи К., образуют систему, воспроизводящую объективную, исторически развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру, в к-рых отражаются формы бытия природы и общественной жизни. Осн. принципом построения системы К. является единство исторического и логического, движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. К. марксистской философии, как и любой др. науки, не составляют замкнутой, неизменной системы. В связи с развитием деятельности человека, в процессе к-рой он преобразует мир и познает его, число и содержание К. обогащается. Выражая существенные связи развивающейся действительности, законы движения природы, об-ва и мышления, они должны быть такими же подвижными, гибкими, как и отражаемые ими явления.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — философский термин, характеризующий нравственный закон в этике Канта. Императивом (лат. imperativus — повелительный) Кант называет предложение, имеющее форму повеления. По Канту, императив может быть либо гипотетическим, либо категорическим. Первый выражает повеление, обусловленное (как средство) желаемой целью (например, стремлением к утилитарной выгоде); второй высказывает безусловное повеление. Это различие двух видов императива Кант дал в работе “Основоположение к метафизике нравов” (1785). К. и. предписывает каждому действовать по правилу, относительно к-рого действующий мог бы хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом.

КАТОЛИЦИЗМ (греч. katholikos — вселенский) — разновидность христианства, распространенная гл. обр. в странах Зап. Европы и Лат. Америки. Догматические особенности К.: признание исхождения святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского папы, как наместника Христа, о непогрешимости папы и т. д. Культовые и канонические отличия К.от православия: безбрачие духовенства (целибат), особо развитый марианизм (культ богородицы) и т. д. Центр К.— Ватикан. К. простирает свое влияние на католические партии, профсоюзы, молодежные и женские организации, учебные заведения, прессу, издательства и т. д. Совр. К. отличают попытки подтвердить свое вероучение данными естествознания, воздействовать на социально-политическую жизнь путем провозглашения католической “социальной доктрины”. В последние гг. в К. наметились тенденции, направленные на укрепление его позиций в массах и выразившиеся в модернизации католической догматики и культов, в проведении богослужений на местных языках, в подготовке духовенства в странах Азии, Африки и Лат. Америки из местного населения, в лозунге “депо-литизации” церкви и т. д. Учитывая настроения масс, мн. представители католического духовенства высказываются за социальные реформы и трезвый, реалистический политический курс, что нашло отражение, напр., в нек-рых энцикликах римских пап. Официальной философией К. провозглашен (энциклика папы Льва XIII “Этерни патрис”, 1879) неотомизм.

КАУЗАЛЬНОСТЬ — см. Причинность.

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

§ ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ, МИСТИКА И ЭЗОТЕРИКА

Ключевые слова этой страницы: философия, религия, мистика, эзотерика.

Скачать zip-архив: Философия и религия, мистика и эзотерика - zip. Скачать mp3: Философия и религия, мистика и эзотерика - mp3.

Главная

Форум

Мы Вконтакте

» Мудры - секретные положения рук, пальцовка...
» Материализация мыслей. Исполнение наших желаний...
» Лечение псориаза народными, нетрадиционными методами...
» Как получить знак во сне? Вещие сны и точный сонник...
» Импульс Акаши. Как научиться читать Хроники Акаша?...

Мантры

«Философия и религия, мистика и эзотерика»

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Твоя Йога

Философия и религия, мистика и эзотерика

эзотерика
философия, религия, мистика, эзотерика Космоэнергетика и космоэнергетические каналы
философия, религия, мистика, эзотерика эзотерика
магия