Просветление
www.PROSVETLENIE.org

Ничего лишнего, только Суть... эзотерика
эзотерика
добавить в закладки
обновить страницу
закрыть окно





эзотерика

Японские сады выглядят привлекательными в течение всего года - в ...


Реклама на сайте:

эзотерика

эзотерика

» Хиромантия - искусство чтение судьбы по линиям руки...
» Аффирмации: Уроки Истины. Основы Бытия. Эмили Кэди...
» Что такое прана? Как управлять праной? Искусство пранаяма...
» Сексуальная совместимость и сексуальные гармоничные отношения...
» Цветотерапия. Лечебное действие света...

Астрал

Энергетическое лечение

японские, сады, выглядят, привлекательными, течение, всего, года, отличие, английских, миксбордеров, ярко, расцветающих, летние, месяцы, исчезающих, сада, поздно, осенью

Японские сады выглядят привлекательными в течение всего года - в отличие от английских миксбордеров, ярко расцветающих в летние месяцы, но исчезающих из сада поздно осенью.

Искусство японских садов.

Японские сады выглядят привлекательными в течение всего года - в отличие от английских миксбордеров, ярко расцветающих в летние месяцы, но исчезающих из сада поздно осенью. В японских садах используют много вечнозеленых растений; такие сады создаются для того, чтобы успокаивать и умиротворять, а не будоражить наше восприятие. Они хороши на небольших пространствах и могут быть очень просты в уходе. В основе философии японского садоводства лежит воссоздание естественного ландшафта Японии в миниатюре (обычно в виде горного пейзажа с водопадами и ручьями). «Взгляд на природу со стороны» как раз и делает этот стиль садового искусства таким, каким он предстает перед нами сегодня. Обычно говоря о японском саде, мы сразу представляем себе камни и воду. Похоже людям действительно нравится использовать эти элементы в садовом дизайне.

Существует великое множество растений, присущих не только природе Азии, но и России, которые могут быть использованы в японских садах. Вы можете попробовать создать на своем участке такой сад, руководствуясь основными внутренними принципами, которые должен понять каждый, кто хочет ощутить дух японского сада. Основным понятием здесь следует признать: «Природа – это идеал, к которому мы должны стремиться». Вы можете идеализировать природу, выражать ее через символы, но нельзя создавать того, чего Вы никогда не встретите в Природе.

Например, Вы никогда не найдете в дикой природе квадратный пруд, так что не создавайте его в своем саду. Вы можете создать водопад, но не фонтан. Другим важным условием являемся баланс, или «суми». Нам всегда хочется иметь большего на маленьком пространстве. Но если скала смотрится гармонично на берегу бескрайнего моря, представьте, как она будет выглядеть на 6-ти сотках земли? Так что с особой тщательностью подбирайте элементы дизайна.

Камень может олицетворять собой целую гору, прудик предстанет горным озером. Крошечное пространство, засыпанное песком, станет безграничным океаном. Без всякого сомнения, фраза «Меньше – значит лучше» впервые прозвучала из уст мастера садового искусства. Откажитесь от разнообразия. Повторение отдельных элементов в различных частях сада создает чувство целостности, что особенно важно для малых пространств.

Работайте с ограниченной палитрой цвета. Позвольте оттенкам зеленого доминировать в течение всего года. Этот стиль большее значение придает форме, нежели изобилию и роскоши. Вспышки ярких цветов и ягод в саду могут применяться лишь для того, чтобы подчеркнуть течение времени, смену времен года.

Используйте контраст. Это опять же игра форм и текстур: широкие резные листья клена соседствуют с острыми иголками сосны.

Спланируйте свой сад так, чтобы он выглядел привлекательным во все времена года. Вечнозеленые кусты составляют основу японских садов; многие из них, кроме того, дарят нам бесподобное сезонное цветение. Некоторые виды многолетних цветов, таких как ирисы или морозник, привлекательны в течение всего сезона формой своей листвой. Если Вы решите использовать такие травянистые растения, как хосту или папоротник, размещайте их в расщелины камней, чтобы скрыть пустые неопрятные места, остающиеся на месте отмирающей осенью листвы.

Изучите базовые технологии выращивания бонсай. Их можно применять при выращивании сосны или других деревьев не только для того, чтобы ограничить их размер для маленького сада, но и достичь состаренных, искривленных форм, характерных для данного стиля.

Время и пространство

Первое, что бросается в глаза европейцу при взгляде на японский сад – это некоторая «пустота». Это вызывает чувство беспокойства у садовников, привыкших заполнять все свободное пространство в саду для придания ему пышности и помпезности, но эта «пустота» - ключевой элемент японского садового искусства.

Пустое пространство, или «ма», определяет и подчеркивает элементы вокруг него, и, наоборот, окружающие его предметы определяют само пространство. Это как раз те полярные и переходящие друг в друга силы, которые известны нам как два начала, определяемые китайскими словами «инь» и «ян». Без ничего невозможно получить что-то. Это сложный для осознания, но главный принцип философии японского сада.

Еще одним ключевым моментом, требующим серьезного обдумывания и понимания, являются понятия «ваби» и «саби». Как и многие слова японского языка, эти слова не имеют точного перевода на русский язык. «Ваби» может быть определено как что-то «единственное в своем роде», или дух чего-либо. «Саби» определяет время или идеальный образ чего-либо; наиболее близко по-русски это звучит как «налет времени». Бетонный фонарик может быть своего рода единственным, но он не соответствует идеальному образу этого элемента японского сада. Камень может быть старым и покрытым мхом, но если это всего лишь круглый булыжник, у него нет «ваби». Вы должны постараться ощутить этот баланс.

Все эти понятия – «ма», «ваби» и «саби» - взаимосвязаны со временем и пространством. В то время как пространство сада принадлежит нам, время предстает перед нами сменой времен года. В отличие от западных ландшафтных дизайнеров (которые покидают сад осенью с тем, чтобы вернуться в него весной) японские мастера преданы своему саду и восхищаются им во все времена года.

Весной они получают удовольствие от яркой зелени распускающихся почек и цветения рододендронов. Летом их привлекает контраст разноцветного орнамента листвы и холодных теней на земле. Осень ошеломляет яркими красками опадающей листвы, которые сменяются зимней тишиной и степенностью укутанного снегом сада. Зима для японцев такой же «садовый» период, как и весна. Японцы говорят о шапках снега на ветвях как о деревьях в весеннем цвету.

Так что даже этот «мертвый» для европейских садовников период в саду для японцев полон жизни. Возможно это восточное понимание смерти как неизбежного этапа жизни (или западный страх перед смертью), которые разделяют западную и восточную философию.

Камерность японских садов

Еще одной особенностью, присущей всем японским садам, является их камерность, закрытость от внешнего мира. Как мы уже говорили, сад является моделью мира в миниатюре. Для того, чтобы сад стал поистине уединенным местом, мы должны оградить его от внешнего мира. А раз он отделен от внешнего мира, мы должны создать метод (в том числе и в наших мыслях), чтобы входить и покидать наш микромир. Японский сад невозможно представить без изгородей и калиток так же, как и без кленов и фонариков.

Как и большинство элементов, ассоциируемых с японским садом, изгороди и калитки имеют глубокую символику. Мы пытаемся смотреть на сад как на отдельный мир, в котором нет места печалям и переживаниям. Изгороди отделяют нас от внешнего мира, а ворота становятся той границей, за которой мы оставляем свои ежедневные проблемы, а при выходе готовим себя встретиться лицом к лицу с миром внешним.

Ограды – это также и инструмент для усиления еще одного принципа «миегакуре», или «скрывать и воспроизводить». Существующие виды оград служат не более, чем визуальными экранами, часто увиваемые лианами, сквозь которые можно лишь частично увидеть сад. Иногда дизайнеры вырезают небольшое оконце в сплошной стене забора, чтобы мельком приоткрыть прохожим привлекательную красоту сада, расположенного по ту сторону изгороди. Вы можете быть уверены, что увидите лишь узенькую полоску того, что находится за оградой.

И даже если Вы зайдете в ворота дома, то скорее всего перед Вами откроется не весь сад, а лишь еще одни ворота-арка, иногда пристроенные непосредственно к дому, которые скрывают сад. Чтобы увидеть сад целиком, Вам нужно войти в эту арку и только тогда Вы останетесь один на один с садом. Последний шаг в истинном восприятии сада, это когда человек «растворяется» в нем, когда время и сам по себе человек больше не имеют значения.

Компоненты сада

Камни составляют «скелет» японского сада. Если Вы правильно разместите камни в Вашем саду, все остальное выстроится само собой. Ниже мы приведем Вам описание нескольких видов основных камней в японском саду, а также базовые принципы их размещения.

Основными камнями в японском саду являются высокий вертикальный камень, низкий вертикальный, изогнутый, наклонный и горизонтальный камни. Обычно эти камни размещаются триадами, но это не является обязательным условием. Два схожих камня (например, два вертикальных), один из которых чуть меньше другого, могут размещаться по соседству, как мужчина и женщина, но обычно в композиции используют три, пять или семь камней.

Следует избегать использовать следующие три вида камней: «больные» камни (деформированный верх), «мертвые» камни (камни, вертикально сориентированные в природы, положенные горизонтально, и наоборот, подобно телу умершего человека), а также камни, диссонирующие со всеми остальными камнями сада. В композиции используйте только один камень из каждой группы основных камней (композиция может дополняться некрупными камнями, которые не несут большой смысловой нагрузки). Из камней может быть выложена скульптура, они могут быть использованы в качестве дорожки или мостика.

Если Вы делаете дорожку из камней, не забывайте, что камни должны размещаться на 2-6 см выше уровня земли. Их можно устанавливать по прямой линии – один для левой ноги, другой для правой, или группами по два, три, четыре, пять и т.д.

Тропинки в саду символизируют путешествие по жизни, поэтому каждый камень здесь может иметь особое значение. Широкий камень поперек тропинки призывает нас поставить на него обе ноги и остановиться, осмотревшись вокруг. Есть также множество других камней, специально размещенных на тропинках, но их слишком много, чтобы упомянуть все в этой статье. Нам достаточно просто соблюдать несколько основных принципов, чтобы сохранить истинный дух японского сада.

Правильно созданный японский сад вызывает ощущение старины и вечности. Ничто не сможет так «состарить» камень, как выросший на нем мох. Во влажном климате мох сам поселится на камнях со временем. Но если Вы нетерпеливы, можно ускорить этот процесс, бережно перенеся мох из леса. Необходимо постоянно увлажнять вновь пересаженный мох, пока он полностью не приживется на Ваших камнях.

Вода. Япония – островное государство, поэтому совершенно не удивительно, что вода является обязательным элементом любого сада. Вода в японских садах используется лишь в форме естественных водоемов. Это может пруд, бегущий ручей или водопад, но никак не фонтан. Вода привнесет новое измерение в Ваш сад, мягко поглощая нежелательные звуки и привлекая живую природу.

Если создание водоемов нецелесообразно по каким-либо причинам, сухой ручей может символизировать воду. Сухие ручьи создают из гравия и гладких камней. С точки зрения дизайна, такой ручей несет в себе ту же смысловую нагрузку, что и вода – не только создать контраст по соседству с растущими по берегам растениями, но подчинить ландшафт единому лейтмотиву, позволяя использовать растения, которые в природных условиях растут возле воды. Умело созданный, сухой ручей может создавать ощущение, что вода в нем только что высохла, и случайный дождь вновь вернет его к жизни.

Больше забот чем сухой ручей Вам доставит созданное из гравия море. Выполненный на гравии рисунок как бы имитирует маленькие водовороты и завихрения воды вокруг камней.

Использование воды имеет очень глубокий смысл в японских садах. Созерцание и звук ее непрерывного потока напоминают нам о скоротечности времени. Часто водоемы пересекаются мостами. Как и тропинки, мосты обозначают путешествие. В японском языке слово, означающее «мост», значит еще и «край». Мосты символизируют переход от одного мира к другому – неотъемлемая тема всего японского искусства.

Растения

Растения. Хотя растения играют второстепенную после камней роль в японском саду, они все же является его неотъемлемой частью. Если камни символизируют собой неизменность и постоянство, то деревья, кустарники и цветы помогают увидеть сезонные перемены.

Включение внешних элементов в дизайн сада. Такой прием не является обязательным, но иногда в дизайн сада могут включаться некоторые элементы окружающего пейзажа. Считается высокопрофессиональным приемом включить в дизайн сада находящуюся на расстоянии гору, обрамив ее элементами садового дизайна и растениями сада. Казалось бы такой прием вступает в противоречие с принципом закрытости, но это еще одно напоминание нам о взаимосвязи всего в этом мире.

Скульптуры в саду. Со вкусом расставленные по саду скульптуры помогут Вам воссоздать атмосферу японского сада, и, возможно, ни одна из них не превзойдет по популярности японские каменные фонарики. Однажды использованные для освещения свечами сада для чайной церемонии, бетонные варианты этих фонариков сейчас можно купить во многих садовых центрах.

Японский сад – это очень тонкая и противоречивая философия. Правило здесь возводится в ранг догмы и тут же рушится до основания другим правилом, давая нам понять, что никогда нельзя слепо и бездумно следовать установленным образцам.

Напоследок несколько советов, которые позволят Вам не совершить слишком много ошибок и не уйти слишком далеко от истины, создавая свой сад.

Первое: дизайн сада должен соответствовать месту, а не наоборот.

Второе: сначала правильно разместите камни, потом деревья, затем кусты.

Третье: следуйте основным принципам создания японского сада. Это поможет Вам воссоздать его атмосферу и передать настроение.

Ограды и входы

Искусство проектирования японских садов, прежде всего, связано с освоением некоторых дизайнерских приемов: например, техники обрамления сада, проработки композиции, должного баланса элементов. Обладая подобными знаниями дизайнер может создать сад, в котором будет витать дух Японии, практически не ограничивая себя в выборе материала, как традиционного, так и современного.

Японские сады чаще всего ассоциируются у нас с какими либо предметами, используемыми при проектировании, но на самом деле сад обретает «японское лицо» исключительно за счет пространственных решений. Дизайнеры делят пространство сада оградами - что, в свою очередь, предполагает наличие проходов - именно эти два элемента играют важнейшую роль в японском ландшафтном дизайне. Принципы границы и перехода органично вплетаются в общую концепцию японского пространственного дизайна, поскольку эти же принципы лежат в основе построения японского общества. Двери (ворота, калитки) отражают и символизируют традиционные социальные рамки, социальные границы и переходы. Японцы всегда считались народом, стремящимся к объединению, они осознают себя только в качестве членов какой-либо социальной группы - семьи, компании, школы, клуба. Вхождение в группу, членство в ней имеет огромное общественное значение. Эти групповые границы и нашли свое отражение с ландшафтном дизайне в виде оград и входов. Большинство классических японских садов достаточно четко очерчены в пространстве. Иногда это связано с недостатком территории в условиях города, но, чаще всего, ограда служит обрамлением. Дизайнер использует эту естественную границу чтобы оценить, общий вид сада и то, насколько гармонично он встраивается в окружающее его пространство. Если же такой границы нет, сад будет противопоставлен своим окрестностям и едва уловимые внутренние композиционные связи будут нарушены. Ограда позволяет воспринимать сад как отдельное независимое произведение искусства - например сады кэр-сан-суй, вокруг святынь дзэн-буддизма, которые воспринимаются как картины.

Ограда предполагает наличие входов. Достаточно типично для дизайнера использовать ворота в качестве мостика, через который его сад общается с внешним миром, равно как внутренние калитки соединяют разноуровневые пространства в пределах сада. Хорошим примером такого соединения могут служить парки в поместьях дайме периода эдо. Парки были спроектированы в виде нескольких совершенно различных «картин», которые вырисовывались непрерывной чередой перед взором гуляющих. Иногда смена таких картин обозначалось физическим разделением пространства - деревянными воротами, но чаще всего переходом служила небольшая рощица, овраг или наоборот - возвышение или любой другой «эфемерный» вход. Другой пример использования входов, правда в несравнимо меньших масштабах - чайные садики. В этом случае речь идет не только о входе в физическом смысле, но и о духовном вхождении.

Пустоты и расстановка акцентов

Немаловажная деталь проектирования внутреннего пространства сада - проработка пустых мест. Пустоты в данном случае несут и духовную нагрузку - японцы называют их ма. Это коротенькое слово имеет огромное количество значений. Иероглиф, обозначающий «мэ», может также иметь несколько вариантов прочтения - айда, кен, кэн и джэн. Эта многозначность иероглифа делает необходимым небольшой экскурс в историю самого слова.

Термин мэ, в самом общем смысле, может быть определен как вакуум, пустота или пространство - физическое, социальное, временное или же комбинация их. Ма - это последствия каких-либо событий или результат достижения цели, которые «обрамляют» пространство и являются причиной его существования. Ма - это не только результат действий и событий, но и, одновременно с этим, их точка отсчета. Прерывистость ритма в японском танце, резкие движения актеров театра но, звуковые пустоты в национальной музыке, дистанция между гостем и хозяином во время чайной церемонии, белые пятна на рисунках тушью - все это может быть описано термином ма.

Ландшафтные дизайнеры добиваются создания ма различными способами. В частности, пустые пространства могут возникать физически - при движении по саду; зрительно - при его созерцании (в этом случае они просто домысливаются, хотя на самом деле их нет); либо созданием временных пустот - остановок, которые провоцируются проектировщиком сада, дабы в полной мере насладиться им. С точки зрения религии ма олицетворяет принцип му - небытие, центральную идею дзэн-буддизма. В эстетическом же отношении дизайнеры используют многозначность ма, чтобы создать йохаку-но-би, красоту малого количества элементов, которая так ценилась в средневековом искусстве.

Ассиметрия

Баланс, в том виде, в каком он используется в японском ландшафтном дизайне, заимствован больше из природных форм, нежели из конструкций, созданных человеком. Конечно, японцы прекрасно знакомы с принципами симметрии: все ранние чертежи храмов и даже планы городов, выполненные по классическим китайским образцам, были симметричными.

Тем не менее, симметричный дизайн никогда не был популярен в Японии, и все чертежи и планы, бывшие изначально симметричными, достаточно быстро трансформировались в более бессистемные. Сады, между тем, никогда не проектировались как симметричные. Для многих японцев идеально симметричные сады Версаля олицетворяли типичный западный стиль, а асимметрия была основной отличительной особенностью Востока от Запада.

В случае декоративного сада, когда вид ограничен открытым пространством в пределах строения, сад спроектирован так, что его нельзя перевести в симметрию. Вместо этого дизайнер предлагает своему зрителю ряд приятных глазу форм, ни одна из которых не может быть определяющей. Даже если в ландшафте присутствует некая иерархия форм, взор созерцающего не останавливается в наивысшей точке, а наоборот, всегда как бы «отбрасывается» назад к источнику, чтобы потом вновь вернуться к этой точке.

Отсутствие единого центра

Японские специалисты по ландшафтному дизайну обычно избегают создания определяющей точки отсчета в саду, особенно такой, которая бы находилась в геометрическим центре. Стремление к центру крайне редко встречается в японском искусстве, будь то оформление ландшафтов, графика, икебана или подача блюд в ресторане – централизация чего бы то ни было рассматривается как статичность, как тенденция, подавляющая дух.

В садах, например, прямые дорожки используются минимально, чтобы избежать центра, оси. И даже если дорожки проложены прямо, оси этих дорожек спроектированы таким образом, что взгляд гуляющего всегда упирается в стену или живую изгородь, либо мельком замечает какой-нибудь значимый элемент – чайный домик или ворота.

Триады

Не используя симметрию и отказавшись от единого центра, японские дизайнеры достигают зрительной упорядоченности, широко применяя технику триад и основываясь на треугольных формах. Треугольник также лежит в основе построения икебаны, бонсай, и любого другого произведения, выполненного в стиле токонома – создание композиций в чайных комнатах. Самый показательный пример использования триад в садах – группы камней и зрительное соотношение этих групп. Камни, расположенные на переднем плане либо по всей площади сада имеют форму треугольника, а если дизайнер использует несколько каменных групп, то каждая из них также образует со всеми треугольник.

Такие группы могут также олицетворять буддистскую триаду (сэнзон-секи-гуми). В этом случае большой камень в центре – Шака или Амида Ниорай (два самых распространенных воплощения Будды), а два камня поменьше, расположенные по бокам – их спутники (босатсу).

Сосны – материал для дизайнера очень удобный, поскольку легко переносят обрезку и считаются «скульптурными» по своей природе – также обычно обретают треугольную форму, или, что более правильно пирамидальную форму. Тсу-кубай – способ группировки камней, распространенный в чайных садах и дополненный небольшим ручейком – часто проектируется так, чтобы в композиции присутствовал некий фоновый элемент – светильник, скала или, например какое-либо растение.

Соотношение группы камней, формирующих тсу-кубай и этим фоновым элементом – все тот же треугольник. Еще одна триада, используемая в ландшафтном дизайне – взаимодействие вертикальных, горизонтальных и диагональных элементов. Они, в свою очередь символизируют, соответственно небо, землю и человека. Например, в уже упомянутых каменных группах они присутствуют в большинстве случаев.

Плоскость и объем

Еще один балансовый элемент, используемый проектировщиками - соотношение между двухмерными, планарными компонентами и трехмерными - объемными. Возможно, такое почтение к плоскости и объему основано на одном из постулатов китайского ландшафтного дизайна - гармонии между инь и янь - водой и горами. Поскольку в Китае придают несколько метафизическое значение такому балансу, соответственно поверхность воды будет восприниматься как символ плоскости, а очертания гор - символ объема.

Японские ландшафтные дизайнеры также используют принцип гармонии планарных и объемных элементов. Наиболее ярким примером здесь является стиль, называемый хира-нива или «нерельефный сад». В этом стиле ключом к успеху будет выбранный восприятие дизайнером плоской поверхности (джибари). Концепция «нерельефного сада» основана на древних традициях ландшафтного проектирования чи-вари, что в буквальном переводе означает «разделять поверхность». Другими словами, принципиальной задачей дизайнера является выбор способа «разделения» рабочей поверхности - площади сада. Сама же горизонтальная плоскость символизирует безмолвие (томэ) и делает весь сад воплощением спокойствия.

Кроме собственно площадки сада дизайнер использует и другие планарные элементы: ограды, стены и живые изгороди. Они могут играть двоякую роль: рамки, очертания сада (тогда все эти детали - не более чем фон) или же они как бы проскальзывают между зрительно едиными элементами: различными посадками и земляными «горами» - в этом случае с помощью изгородей саду придается глубина и законченность.

Двухмерные детали противопоставляются деталям объемным - камням, причудливо подстриженным кустарникам - чтобы создать единую композицию. Этот принцип нигде так полно не реализован, как в садах кэр-сан-суй, в которых валуны и тщательно подстриженные вечнозеленые сорта кустарников и деревьев резко контрастируют с застывшей поверхностью выровненного песка и стенами или изгородями, которые обрамляют сад. Максимальное упрощение элементов сада - до плоскости и объема - перекликается с принципами кубизма, и отчасти, объясняет тот факт, что древние сады, спроектированные в стиле кэр-сан-суй, кажутся нам такими современными.

Плоскость и объем: тщательно подстриженные вечнозеленые сорта кустарников и деревьев резко контрастируют с застывшей поверхностью выровненного песка и стенами или изгородями, которые обрамляют сад.

Символизм

Помимо эстетической и пространственной стороны, в японском дизайне не последнее место отводится символике. Дизайнеры наполняют свои произведения глубоким смыслом, вплетая в них тонкую нить символов: религиозных, философских, культурных. Но для того, чтобы символизм, вложенный в сад заискрился всеми своими гранями, необходимо, чтобы владелец сада и дизайнер одинаково воспринимали его. В большинстве случаев используемые символы являются неотъемлемой частью общих культурных традиций, и поэтому чаще всего не требуется дополнительного объяснения.

Символизм, по сути, является основным приемом построения японского сада и может выражаться в незримом количестве мелочей. Одно только понимание того, что символы присутствуют везде и всюду, собственно и предполагает восприятие японских садов в качестве метафорического произведения искусства. Осознание этих символов ведет к осознанию глубочайшего смысла, заложенного в процесс создания сада. И хотя эта символика имеет свои корни в жизни общества и философии прошедших веков, а иногда, даже кажется банальной и шаблонной, многое актуально и сейчас.

РЕЛИГИЯ.

Религиозная символика в ландшафтном проектировании вполне обычна и включает в себя символы обоих культов - шинто и буддизма - например, триады валунов, символизирующие Будду и его свиту. Использование религиозных символов достигло своего апогея в тех стилях, где внутренние сады стали воплощение идеала, как древние райские сады. Сад, разбитый в Биодо-ин в период позднего Хенян, и воссоздающий Западный рай Амида Будды, осатвляет именно такое впечатление.

БЛАГПОЛУЧИЕ. ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ.

Большинство символов счастья сводится к изображению острова/горы Хораи (глее когда-то обитали бессметрные) или сочетание изображений черепашьих и журавлиных островов. Гора Хораи создается с помощью отдельно стоящего валуна необычной формы, помещенного в какой-либо водоем (или в резервуар с песком в так называемых «сухих» садах). Черепаший остров - небольшой курган в воде или песке, обычно обсаженный соснами. С одной стороны кургана помещается камень, похожий на высунутую из воды черепашью голову. Еще четыре камня по краям символизируют лапы черепахи.

Журавлиный остров это тоже курган и тоже обсаженный соснами. Горизонтально ставится вытянутый камень, ассоциирующийся с вытянутой журавлиной шеей, а рельефные распластанные камни по бокам - крылья птицы во время полета.

ЛАНДШАФТНЫЙ ОБРАЗ.

Дизайнеры используют некоторую символику и для того, чтобы создать иллюзию расширяющегося пространства в малых садах. Эта техника обычно называется миниатюризацией, но термин в данном случае, не совсем верен. В процессе воссоздания такого пространства не происходит моделирования реального сада, только в меньших размерах. На самом деле некоторые элементы сада использованы так, чтобы передавать ощущение перспективы. В этой целью, например, гряда валунов превращается в горную цепь, а океан воссоздан с помощью пространства, засыпанного белым песком. Одинокая сосна может символизировать источенный ветрами утес, а грядка нарядных камелий - глубину и необъятность прекрасной долины.

УРОКИ ЖИЗНИ.

Сады учат нас жизни, открывая ее секреты внимательному наблюдателю. Например, противостояние вечности и секунды бытия может быть передано дизайнером через противостояние сосны и сливового дерева. Сосна, вечнозеленая красавица с ее особенной величественной статью, символизирует стабильность - вечные жизненные ценности. В противоположность ей слива, чье цветение щедро, но мимолетно и исчезает с первым порывом ветра - квинтэссенция временности жизни.

Заимствование пейзажей

Заимствованный пейзаж, шакеи - это техника расширения визуального пространства сада за пределы его физических границ при помощи панорамных видов как части композиции. Изначально этот дизайнерский прием использовался в планировке дзен-буддийских храмов эпохи Муромаши. В те времена настоятель храма или советник должны были выбрать десять точек в окрестностях и дать им имена (чаще всего китайские), каждое из которых несло в себе послание от Будды. Эти точки – обычно определенные природные объекты, а иногда и постройки, например мосты – обозначали десять ступеней или десять границ (джиккио).

Соединяя храм с его окрестностями настоятели наделяли окружающую природу духом буддизма и, в каком-то смысле, распространяли влияние своего храма на окружающие его территории. Они придавали этому процессу религиозное и метафизическое значение – качество, которое было утеряно во времена Эдо, когда дизайнеры начали ипользовать прием заимствования пейзажей исключительно в «живописных» целях. Некоторые из панарам, которые изначально играли роль джиккио, например, вершина Арашияма, позже превратились в декоративные элементы.

Заимствованный пейзаж, как характерная черта садов эпохи Эдо, был композиционным приемом, берущим свое начало в чернильных пейзажах времен китайской династии Сунг и средневековой Японии. Типичным для этих пейзажей являлось изображение человека на фоне величественной природы (причем человек был зрительно уменьшен, чтобы подчеркнуть всю бесконечность природы). Кроме того между человеком и природой изображалось некое срединное пространство (облака или туман), что придавало всей картине перспективу. Проектировщики садов переняли такое построение композиции, создавая сады, включающие панорамные виды как существенный элемент единого целого. Весь проект – сад и панорама – должен был восприниматься как картина, созерцаемая из одной относительно фиксированнной точки. Обычно эту роль выполняла веранда дома, окна которого выходили в сад. Эта перспектива существенно отличалась от «вида из сада», в котором отдаленные объекты или панорамы воспринимались как нечто красивое где-то там.

При создании сада шаккеи фон, существующий в виде, предположим, горы, дополнялся водопадом или какой-либо постройкой, например, развесистой крышей храма. Середина и передний план были отданы на откуп создателю сада. Передний план заполнялся собственно садом, выдержаном в той же скромной палитре, как и картины, являющиеся его прототипом. Дизайн середины представляет собой квинтэссенцию сада.

Исключив из композиции нежелательные детали, находящихся между садом и панорамой, дизайнер достигает двух целей: панорама зрительно приближается и кажется шире чем на самом деле, в то время как передний план ( собственно сад) становится более глубоким, отодвигается на определенное расстояние. Будь то стена, изгородь, ряд деревьев, формируемая ими середина является связующим элементом, используемым дизайнером для объединения планов.

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

Читайте далее:

Предыдущая страница:

Перейти в этот раздел

Ключевые слова этой страницы: искусство, японских, садов.

Скачать zip-архив: Искусство японских садов. Японские сады выглядят - zip. Скачать mp3: Искусство японских садов. Японские сады выглядят - mp3.

Главная

Форум

Мы Вконтакте

» Большой Сфинкс, Египетские пирамиды. Тайна фараонов...
» ВАНГА. Жизнь Ванги и её предсказания...
» Достижение состояния транса для выхода в Астрал...
» Афоризмы. Человек и закон...
» Гипноз, самогипноз, практики гипноза. Упражнения по самогипнозу...

Мантры

«ИСКУССТВО ЯПОНСКИХ САДОВ»

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Твоя Йога

ИСКУССТВО ЯПОНСКИХ САДОВ

эзотерика
искусство, японских, садов Буддийские мантры - скачать и послушать
искусство, японских, садов эзотерика
магия