Просветление
www.PROSVETLENIE.org

Ничего лишнего, только Суть... свобода
Миф и свобода
добавить в закладки
обновить страницу
закрыть окно





Миф и свобода

Миф и свобода


Реклама на сайте:

свобода

Миф и свобода

» Круги на полях. Изучение, аномалии, подробности...
» Йога и духовность. Зависимость души от дыхания...
» Реинкарнация, карма, прошлые жизни, перерождения...
» Афоризмы. Человек и закон...
» Психическое дыхание по пранаяме. Йога и дыхание...

Астрал

Энергетическое лечение

свобода МИФ И СВОБОДА

Итак, рассмотрев основную структуру мифа, его составляющие части и движущие силы, принципы существования, необходимо учесть немаловажный фактор свободы в мифологическом пространстве. Главной составляющей частью мифа можно считать символ, движущей силой - магию или волшебство, как движение и пребывание смысла в мифе. Структура символов, объединенных по принципу подобий, составляет замкнутое пространство. Связь между символами существует по принципу «родства» качеств и каких-либо характеристик объектов мифа. Эта связь может именоваться магической (мистической, сакральной и пр.), так как символы своим существованием обнажают главный смысл мифа.
Структура мифа, как мы выяснили, структура довольно жесткая, человек, находящийся в этой структуре, обладает некоторым фактором свободы, вернее, фактором выбора. Например, герой может оказаться на перепутье, где ему будет предложен выбор дорог. На самом деле, это выбор мнимый, так как среди предложенных путей у разных народов в разных образах фигурируют образы богатства, довольства и различные образы внешнего благополучия и достатка, и только один путь предоставляет герою достижение цели. Поэтому настоящий герой выбирает «правильный» путь, дающий выполнение главной миссии мифа, а все другие соискатели гибнут.
В ряде мифов встречается еще несколько разнообразных выборов, но все они того же порядка - встает выбор между достижением цели для всеобщего блага и собственным материальным благополучием. Это ли единственное право человека или же есть что-то еще? Для этого необходимо рассмотреть несколько категорий судьбы в различных мифологиях.
Понятие рока в древнегреческой мифологии - это понятие судьбы, которая безжалостна и неотвратима. Ее перст не зависит от того, как ведет себя герой, все равно его настигает данное. В скандинавской и во всех восточных мифологиях человек, который был физически нездоров, обрекался на смерть, так как по убеждению общества, не мог олицетворять или воплощать расцвет обожествляемых сил природы, ее плодородие. Из этих фактов следует, что как таковую личность, самоценное творческое начало человека не воспринимали как реально существующее явление.
Это происходило потому, что человеческую индивидуальность вообще не рассматривали с позиции ее отдельной самоценности, так как человек, общество в целом считались продолжением жизни природы, космоса. Весь космос состоит из начал или стихий (либо мужское и женское начало, либо четыре стихии), следовательно, все живое, обладающее теми же качествами, что и космос в разной мере, также состоят из этих начал или стихий. Все в разной мере обладает некоторым сознанием, но это сознание отнюдь не принадлежит только человеку, оно принадлежит и солнцу, и луне, и лесу, и зверю, и птице, - всему, что видел человек вокруг себя.
Смерть человека была важна только с точки зрения стяжания каких-либо глобальных, жизненно важных космических сил. Имеется в виду культ предков: когда человек умирал, его с почестями погребали и причисляли к умершим, он становился безликим «предком» - это давало обществу все достоинства умершего, его защиту и покровительство. Культ предков существовал у всех народов, но самоценность отдельной личности отсутствовала (см. Приложение 8). Только в Древней Греции личность умершего человека считалась некоторым образом самостоятельной, то есть в Аиде (царстве смерти) человек, попавший туда, мог найти и увидеть своих умерших родных и близких.
Тем не менее, это исключение говорит только о том, что подвиги и достоинства человека важны были для греков как память. Сама же позиция в Греции та же: Аид - мрачное место, где умершие это только безвольные тени, влачащие жалкое существование.
Структура мифа подразумевает свободу, но в рамках самой структуры. Например, яблоня каждый год рождает яблоки, ни одно из них не похоже на другое, - в этом она свободна, но рождать, допустим, груши она не может, и ничто другое кроме яблок. Та же свобода и у человека. Человеку заданы некоторые функции, в рамках которых он может действовать, но изменить свои функции он не в силах и не в праве.
Такая позиция человека заключена в его восприятии космоса. Бог - создатель космоса сотворил человека подобным себе, так как часть бога заключалась во всем, в том числе и в человеке. Если бог человека находится в созданном космосе, то бог, как и весь космос, был подвластен космическому процессу умирания и возрождения. Следовательно, и человек не имел никакой свободы перед этим космическим процессом. Миф не заключает в себе свободы вне рамок своих процессов, так как он замкнутая система.
Свобода и ценность личности в мифологическом пространстве не существуют вне рамок тех функций, которые им определил миф. Человек и общество есть продолжение космоса, и главное в жизни это сам космический процесс, само движение космоса, циклы его развития, в которых участвует все живое, в том числе и бог, которого человек для себя определил в этом пространстве.
Человек пытался бороться с этим положением. И начинал он свою борьбу с отрицания бога, который, как ему казалось, определил человеку такое ничтожно жалкое место - наделил сознанием, как самого себя, но запретил что-либо решать в своей жизни. Факт богоборчества существовал на протяжении всей истории древности, многие герои пытались противостоять богу или богам, оспорить их могущество и силу, но, как правило, это заканчивалось смертью героя. Система мифа не терпела в себе инородного звена, так как все в ней было связано узами «родства».
Именно поэтому позволительно рассматривать миф как систему, структуру, состоящую из элементов, систему, заключающую в себе некоторую тайну жизни, которая связана с космическим процессом. В дальнейшем мировоззрение человека менялось: с приходом христианства человек определил в мире для себя иного Бога, Бога, который стоит вне космоса. Благодаря этому, человек обрел свободу и ощутил ценность своей личности, которая не менее важна, чем космос. А космос оказался не наделенный сознанием, как предполагал человек. Космос, как понял человек, заключает в себе один непоколебимый закон, установленный Богом, но закон этот не обладает своим собственным сознанием и он преодолим.
Структура мифа, его форма и организация пространства - это структура и организация культуры. Искусство и наука сочетают в себе жесткие законы и символы (Живопись, архитектура, математика, физика, химия и пр.), которые являются основой организации. Системы государственности (тоталитарные, демократические и пр.) и множество различных форм человеческого общества также существуют как организации мифические по своей структуре и форме. Отличие их от мифа заключено в том, что они допускают в свою организацию фактор внутренней и внешней свободы, чего не может быть в мифе.
Но миф - это прежде всего структура мышления человека, одна из его форм, которая существует по сей день и крепко укоренена в сознании человека. И дело вовсе не в том, что в сознании цивилизованного человека существует представление о богах, живущих на небесах, а в том, что человек в мифе - это человек зависящий от процессов окружающей его среды, подвластный всем его течениям, органически зависящая его составляющая. И не так важно, что вчера для человека богом и кумиром был камень на берегу реки, а сегодня каменное сооружение, возведенное руками человека; вчера бог, живущий в камне, был отделен от человека, а сегодня богом (или кумиром) стал человек, живущий в каменном сооружении. Не так много людей истинно понимают, что такое свобода и ценность личности, когда речь идет о каком-то устройстве общества, о его структуризации, о процессах его управления.
Современное общество существует именно по законам замкнутого самого на себе пространства, в котором все взаимосвязано, и где все элементы служат каким-либо целям, а человек строго функционален. Современное представление о профессионализме в какой-либо области именно таково. Мифы в разных областях деятельности современного человека и общества также безжалостны и тотальны, и людей, противостоящих им, они удаляют как лишние элементы, мешающие функционировать системе.
Вообще человек может имитировать только то, что видит вокруг, не может создать своего собственного какими бы методами и технологиями он не пользовался. Тем более не может создать саму жизнь, нечто живое, может только приблизиться к жизни и создать, что будет так близко от смысла бытия, что действительно будет способно к жизни, но совершенно иной. В этом для каждого человека смысл жизни - создать что-то, что было бы способно к жизни, отражало бы ее во всей полноте, открывало ее смысл.

Заключение.

Мифологическое мировоззрение, существующее по законам внутренних смысловых взаимосвязей, из которых происходят символы, одно из самых распространенных в современности, так как ассоциативное, символическое, структурное мышление, зависящее от привязанности и идеализации внешних факторов, направленное на управление окружающим, мышление мифологическое по своей структуре. Оно не есть просто восприятие природы, а очень деятельный образ жизни, образ действий отдельной личности и общества в целом. Не только собственное восприятие, но «ответ» окружающей среды, ее «ответные» действия формируют мироощущение, образ взаимоотношения человека и окружающей среды (что выразилось в обрядах и ритуалах), создают образ действительности. В созданной действительности образ действий человека, его культура, наука, устройство общества все связано с окружающей средой так тесно, что продолжает ее и «заканчивает», создавая целостный мир.
В этом целостном мире отношения окружающей среды формируют отношения человека в обществе, наполняют сакральным смыслом его существование, которое воспринимается человеком как «продолжение» космоса, одна из его заключительных форм, имитационная модель его внутренних взаимодействий.
Современные мифы цивилизации, информационные системы, основанные на символах и знаках, политические и экономические системы управления - все это множество формаций структуры мифологического мировоззрения, его внешнего проявления, его формы и организации. Взаимосвязь, управление, осуществляемое через знаки и символы, создающую структуру, которая по разнообразным качественным характеристикам соединяет какую-то часть мира или мир в целом - все это структура мифа.
Человек пользуется ей по сей день, так как не может лишить окружающую его действительность осмысленного существования, всякий раз меняя ракурсы своих точек зрения. От древних мифологий живы не только образы, знаки и символы, но и сам подход, сам принцип внутренних взаимосвязей окружающего мира.
Обращение одного человека к другому человеку через знак или символ, влияние на него или управление его действиями, статистический учет, систематизация его жизнедеятельности - одна из современных задач общества, которая есть не что иное, как интерпретация все того же отношения к миру, продолжение развития процесса познания и организации в мифе.
Подход, в котором разнородные объекты и явления соединяются по качественному принципу, определяемому внутренними характеристиками и потребностями, в выводы, умозаключения, образы, элементы структуры и т. д. - подход мифологический. Этот подход продолжает развиваться, но основные свои элементы он сохранил.
Последние научные разработки в области компьютерного моделирования, информационных сетей, экономических программ, реформ управления - есть лишь усложнение принципов структуры мифа, его подхода к рассмотрению жизни и мира. Основной структурный принцип мифа - это символ, объединяющий, связующий по глубинному смыслу разнородные объекты и явления.
Символ - это образ, изображение смысла, существующего в разнородных объектах и явлениях и объединяющего их. Соединение объектов и явлений в символе происходит по качественным характеристикам, что определяет некоторое родство, внутреннюю связь между объектами и явлениями.
На этих основных позициях базируются современные технологии, создающие модели, имитирующие окружающую действительность. Сам принцип числовых значений, которые присваиваются объектам и явлениям в имитационной модели, - есть не что иное, как система, облегчающая изучение окружающей среды. Такой же системой можно считать и миф. Вернее, миф - это первая форма, имитирующая действительность, создающая образы и знаки, основанные на внутреннем, качественном «родстве» объектов и явлений.
Таким образом, изучение мифа в этом направлении чрезвычайно важно и необходимо как формы индивидуального и общественного сознания, образа действительности.
В данном учебном пособии была предпринята попытка показать принцип действия структуры мифа, ее основу, образы, знаки, символы, структуру их соединений в сознании человека, образ действий, рожденный этим сознанием. Изучение мифа с этой точки зрения в средних и высших учебных заведениях становится актуальным и необходимым для понимания основных элементов современного сознания и задач современности.

Приложения к лекциям по мифологии.

В приложениях к данным лекциям будут приведены примеры различных мифологий мира. Мы не можем привести здесь все полностью мифологии, так как в этом нет необходимости. Данные приложения существуют как краткий иллюстративный материал, объясняющий явления в мифологическом мировоззрении и некоторые элементы в структуре мифа.

Греческая мифология.

Начинать изучение всех мифологий, наверное, следует с самой известной мифологии - греческой, популярность которой существует в тесной взаимосвязи с культурой. Античная культура, которой будет посвящена следующая наша книга, сформировавшая на два тысячелетия культуру Западной Европы, Америки и России, пропитана мифологическим представлением о мире.
Именно античной мифологии посвящено самое большое количество научных и литературных трудов, в отличие от других мифологий. Поэтому в данном издании приводятся лишь краткие отрывки, красноречиво свидетельствующие об античном представлении о мире и культуре.
Богатый и многоликий пантеон античных богов олицетворяет не только силы природы, но и представляет картины жизни самого человека. Боги Олимпа (горы) - это не боги, царящие и недоступные для людей, они наделены всеми чертами человеческого характера, больше похожи на людей, чем сами люди, как говорили о них философы Греции.
Нас греческая мифология будет интересовать как некий основной свод мифов о сотворении мира и о жизни богов. Мы будем его постоянно сравнивать с другими мифами разных народов, часто обращаться, рассматривая его позиции и взгляды на космос.

Космогония (устройство мира, его происхождение и основа) излагается по книге «В мире мифов и легенд».
«Вначале был хаос, из которого произошла богиня земли Гея. В необъятных глубинах земли возник Тартар — мрач­ная бездна. Из хаоса возникли Эрос - любовь, Эреб - мрак, Нюкта - ночь; позже появились Эфир - свет и Гемера - день.
Земля породила Небо-Урана, став одновременно и его супругой. От этого брака произошло шесть титанов, в свою очередь породивших воды земли, Солнце - Гелиоса. Зарю - Эос, Луну - Селену, а также ветры.
Землею же были порождены гигантские циклопы и многоглавые сторукие великаны.
Уран заключил своих детей-великанов в недра их матери-земли, которую давило это тяжелое бремя. По призыву Геи младший из титанов - Хронос - сумел ниспровергнуть своего отца и занять его место. Богиней Нюктой были порождены в этот период ужасные божества:
Танат - смерть, Гипнос - тяжкий сон, Эрида - раздор, Апата - обман, Кера - уничтожение, Немезида - богиня отмщения.
Хронос, желая обезопасить себя от судьбы, аналогич­ной судьбе его отца, стал проглатывать детей жены своей Геи, успев поглотить пятерых: богиню очага - Гестию  (римская Веста), богиню плодородия Деметру (римская Церера), Геру (римскую Юнону), Аида (римского Гадеса) и Посейдона (римского Нептуна).
Рея, дочь Урана и Геи, отправилась по совету своих родителей на Крит и там, в глубокой пещере родила сына - Зевса. Спрятав его на острове, она отправилась к Хроносу, подсунув ему вместо младенца камень, завер­нутый в пеленки.
Зевс (римский Юпитер) вырос, возмужал, узнал о судьбе своих братьев и сестер и, восстав против отца, заставил его изрыгнуть проглоченных им детей. Эти дети во главе с Зевсом начали борьбу с Хроносом.
На стороне детей были некоторые титаны и циклопы, выковавшие Зевсу громы и молнии. После многих лет борьбы, не дававшей перевеса ни той, ни другой стороне, Зевс решил освободить заключенных под землей сторуких великанов и воспользоваться их помощью. Вышедшие на свободу великаны бросали в титанов, принявших сторону Хроноса, гигантские скалы, а Зевс метал во врагов молнии
Следующим врагом Зевса стал сын Геи и Тартара - стоглавый Тифон, драконообразное существо, изрыгающее огонь Зевсу удалось своим оружием - молниями - испепелить все сто голов Тифона, а затем низвергнуть его тело в мрачный Тартар. Из Тартара Тифон продолжает угрожать жизни, вызывая землетрясения и извер­жения вулканов от его брака с Ехидной - наполовину женщиной, наполовину змеей - родились адский пес Цербер, Лернейская Гидра, Химера - чудовище с голо­вой льва, туловищем козы и хвостом дракона
Победив врагов, Зевс произвел раздел сфер влияния. Сам он стал править небом и владеть Олимпом - горой - обиталищем богов, расположенным под землей, царством мертвых стал править Аид, а Посейдону досталась власть над морями».
Следует также сказать о детях Зевса, о богах, которые стали в Греции наиболее почитаемыми:
Деметра - богиня плодородия, ее дочь Персефона (богиня весны) похищена Аидом. Половину года проводит на земле (как воплощенное плодородие) вместе с матерью, а другую - у мужа Аида (как воплощение «спрятанного» под землю зимой плодородия).
Аполлон - бог света, сын Зевса и богини Латоны (Лето). Аполлон - бог ритуальных очищений, музыки, покровителем искусств.
Дионис (рим. Бахус) - сын Зевса и Семелы. Бог вина, драматических представлений, свободы. Его почитали менады (рим. вакханки) - женщины, охваченные священным безумием.
Афродита (рим. Венера) - богиня любви и красоты. По одному мифу рождена из пены, по другому - приходится дочерью Зевса и нимфы Дионы.
Эрос (рим. Купидон) - сын Афродиты, любовь. Посланец и исполнитель воли Афродиты.

Скандинавская мифология.
«Старшая Эдда» и «Младшая Эдда».

Для того, чтобы более полно представить себе картину мифа предлагаем рассмотреть один из красивейших памятников литературы. Основной свод скандинавской мифологии составляют два сборника «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда», которые наглядно отражают существенную роль символа и знака в мифологическом пространстве. Самым главным символом у скандинавов считалось слово, умение владеть им, создавать из него сравнение и символы. Слово - это волшебное орудие, способное поразить, сотворить красоту, преобразить мир.
В 1643 г. исландский любитель старины епископ Свейнссон обнаружил рукописный сборник древних песен. Эта рукопись хранится в Королевской библиотеке в Копенгагене. «Старшая Эдда» - найденный сборник песен, датируемый 1222-1225 гг. Другой сборник был составлен исландским политическим деятелем, ученым и поэтом Снорри Стурлсоном (Сэмундом Мудрым) и получил название «Младшая Эдда».
«Старшая Эдда» написана в поэтической форме, состоит из песен, повествующих о начале мира, богах и героях. Интересовать он нас будет в связи с тем, что именно в «Старшей Эдде» можно совершенно ясно проследить смысловую взаимосвязь окружающего мира и человека, в котором он ощущает себя как звено в космосе.
Прежде всего, определение своего божественного происхождение и сопричастности к некоторому божественному бытию - есть одна из отличительных свойств скандинавско-норвежской мифологии. Безусловно, это является одним из составляющих мифологического мировоззрения, но это может быть выражено самыми разнообразными способами. В «Старшей Эдде» это происходит буквально и совершенно определенно. Например, каждое небесное явление имеет свое назначение и смысл: радуга - мост, соединяющий мир людей и богов, солнечный круговорот описывается как путешествие по небесным морям бога солнца на корабле, построенном гномами (жителями подземного царства), соединяя, таким образом, три мира (небесный, земной и подземный, на которые человек подразделял мир).
Это смысловое соединение всего живого, космоса - есть соединение символическое, которое само по себе наделено личностным началом, т. е. сами символы имеют имена и одушевлены. Отличие от подобных фетишей и тотемов, существующих у других народов, заключается в том, что у скандинавов эти одухотворенные символы имели образы очень яркие, поэтичные и совершенно очеловеченные, определяющие деятельность символов. Например, вот определения неба - бремя (ноша) карликов, шлем карликов Вестри (восток), Аустри (запад), Судри (юг) и Нодри (север); дорога Колесницы; лохань ветров; чаша бурь; чертог гор; шлем солнца и пр. Определения моря - звучат так: земля корабля, кольцо островов, дом песка, страна попутного ветра, земля лебедей, узы островов, зыбкая земля. Вот еще несколько определений: солнце - полымя вселенной, ветер - волк деревьев, огонь - солнце домов, зима - пора буранов, змеи - рыбы долины.
Мифологическая смысловая полнота во взаимосвязях с миром заключала в себе полное отрицание человеческой индивидуальности. В Скандинавской мифологии, как ни в какой другой, существуют описания злодейств и убийств. Это обусловливается тем, что само мифологическое сознание воспринимало человеческую жизнь как продолжение жизни природы. Поэтому человек всегда обрекал на смерть тех, кто не способен воплощать и олицетворять расцвет обожествляемых природных сил.
В мифе не только человек зависит от мироздания, но и мироздание, космос зависит от него. Взаимосвязи человека и мира, соединенные в символы и словесные формы обнажает «Младшая Эдда», которая поясняет «родство» богов и стихий, людей и животных, существующих в мире, и обучает тому, как возможно воздействовать на то или иное живое существо, влияя на его имя или изображение.
Самым сильным воздействием всегда было слово, потому что всегда связано с самым глубоким смыслом явлений и предметов. Именно поэтому в Скандинавии, Норвегии и у Саксов поэт и поэзия - были настоящими властителями мира, т. к. поэзия - это была сила, которая владела тайнами предметов, явлений и человека, раскрывала его образ деятельности, а поэт - держатель этой могущественной силы. Ни в одной стране поэт не имел такую мощную власть как на Севере. По преданиям даже верховный бог Один отдал свой глаз за то, чтобы владеть этим даром, который уподоблялся меду - божественному напитку с таинственным знанием. Во многих Северных преданиях, прежде всего в борьбе со злом, используется слово, а уже потом меч.
Любопытно, что у кельтов было подобное отношение к поэзии. Например, друиды - жрецы и мудрецы кельтских народов. Из древних источников можно заключить, что друиды во многом напоминали персидских магов или индийских браминов. Цезарь полагал, что это общественный слой, стоящий, наряду с воинами, над плебсом. Иные источни­ки того времени упоминают три группы жрецов: бардов, ватов (вещунов, пророков) и собственно друидов. Часто друидов приравнивали к бардам - певцам, поющим сакральные космогонические песни, заставляющих внимать леса, поля, деревья и все живой своей песне (как и греческий Орфей).
Происходит слово «друид» из кельтского и гэльского слова «друи», что значит «колдун», а оно, в свою очередь, происходит от древнего индоевропейского корня, озна­чавшего у греков слово «дуб». Друиды были од­новременно жрецами, гадателями, пророками, врачами и юристами. Разделение друидов, филидов и бардов в Ирландии было на ранних этапах развития этой культуры. Все люди творческих специальностей: художники, музыканты, ювелиры, врачи, в особенности те, что ис­пользовали в диагностике гадания, а в лечебных проце­дурах — магию, причислялись к друидам. Считалось, что друиды умеют вызывать и заклинать духов, способны своими заклятиями побеждать даже богов.
Друиды играли роль древних юристов, разрешая воз­никающие споры, пользуясь при этом традиционными наборами законов, а также прецедентами, передававши­мися изустно из поколения в поколение. Для решения споров к ним обращались даже короли. Они были также историками, обязанны­ми знать наизусть древние мифы и легенды, а также родословные предводителей их племен. При вступлении на трон нового короля, друид должен был подтвердить благородное происхождение претендента и принять от него присягу на верность древним обычаям.
Известно, что также как и скандинавские прорицатели, друиды излагали все свои заклинания, мифы, истории, вообще все - в поэтическую форму. Вот один из примеров сочетания поэзии и магических заклинаний. Гадание друидов состояло из трех этапов. Первый состоял в вызове перед сном богов, что предварялось поеданием мяса вепря, собаки или кота. Второй состоял из прикосновения волшебной палочки (жезла) к исследуемому предмету, после чего следовало предска­зание в форме импровизированного четверостишия. Третий этап тоже завершался прочтением четверостишия, вдохновение которого вызывалось укусом собственного пальца.

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

§ МИФ И СВОБОДА

Ключевые слова этой страницы: свобода.

Скачать zip-архив: Миф и свобода - zip. Скачать mp3: Миф и свобода - mp3.

Главная

Форум

Мы Вконтакте

» Методы биозащиты, защита от астральных нападений...
» Благовония, курительные палочки, ароматы...
» Как самостоятельно справляться с депрессией?...
» Целительные свойства камней и кристаллов. Часть 5 ...
» Аутогенная тренировка. Мобилизующие упражнения...

Мантры

«Миф и свобода»

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Твоя Йога

Миф и свобода

эзотерика
свобода Аффирмация
свобода эзотерика
магия