Просветление
www.PROSVETLENIE.org

Ничего лишнего, только Суть... эзотерика
эзотерика
добавить в закладки
обновить страницу
закрыть окно





эзотерика

В древности майя представляли различные группы, которые имели общую ...


Реклама на сайте:

эзотерика

эзотерика

» Кодирование от алкоголя. Лечение алкоголизма кодированием...
» Аффирмации. Что такое аффирмации и как практиковать правильно?...
» Самогипноз...
» Химические элементы и их описание...
» Помощь при депрессии. Что такое депрессия?...

Астрал

Энергетическое лечение

древности, майя, представляли, различные, группы, которые, имели, общую, историческую, традицию

В древности майя представляли различные группы, которые имели общую историческую традицию.

ИСТОРИЯ МАЙЯ.

В древности майя представляли различные группы, которые имели общую историческую традицию. В связи с этим, характеристики их культур были сходными, физические черты совпадали, и говорили они на языках, относящихся к одной лингвистической ветви.

В результате исследований, реализованных в отношении языка майя, было сделано заключение, что примерно около 2500-2000 гг. до н. э., в районе современного Уэуэтенанго (Гватемала), существовала группа протомайя, члены которой говорили на одном языке, тоже названном исследователями протомайя. С течением времени этот язык разделился на разные языки майя. Впоследствии, носители этих языков эмигрировали и осели в разных районах, где позднее сформировалась зона майя и возникла высокая культура.

Миграции населения привели как к отдалению различных групп, так и к сближению их с представителями других культур. Это породило ряд различных теорий в отношении того, какое место можно назвать колыбелью культуры майя. Для некоторых исследователей это север Табаско и юг Веракруса, место, где группы майя контактировали с ольмеками . Вторая теория склоняется к тому, что эта культура зародилась в горах Гватемалы, где сформировалось земледельческое общество, которое выращивало кукурузу и также испытало на себе влияние культуры ольмеков. Культура ольмеков считается пракультурой, т.к. в ней берут начало те элементы, которые легли в основу развития других важнейших культур Мезоамерики.

П ериодизация культуры майя подобна хронологии всей Мезоамерики, хотя более точна благодаря расшифровке временных иероглифов и их сопоставлению с современным календарем.

Историю и культуру народа майя принято делить на три основных периода, границы между которыми весьма подвижны:

- период формирования (1500 г. до н. э. - 250 г. н. э.);
- Древнее царство (250 - 900 гг. н. э.);
- Новое царство (900 г. н. э. - XVI в.).

Цивилизация майя сложилась на Мексиканском полуострове Юкатан и горной Гватемале. В области майя сложились три крупные языковые группы: юкатекская, цельтан и киче. В начале 1000 гг. киче представляли собой наиболее могущественное объединение майянских племен. Племена майя начали свое развитие в культурном плане около 2-го тыс. до н.э. Именно тогда начался период в истории майя, который теперь называют архаическим. В этот период на Юкатане и прилегающих областях сменили друг друга две культуры - "окос" и "квадрос", в то время появились прекрасные керамические изделия, поверхность глиняных сосудов была покрыта штампованным узором из полос, который создавали при помощи волокон агавы. В это время известны каменные метейты и мано, керамические грузила.

История майя начинается с 500 г. до н.э. по 300 гг. н.э. Культура майя начинает своё формирование. Особенно это заметно на человекообразных фигурках из глины , где присутствуют физические характеристики населения той эпохи. Образцом являются и орнаменты, украшающие первые постройки майя . Именно тогда в южных областях Гватемалы начинают появляться крупные культовые центры. Стремительно развиваются Исапа на побережье Тихого океана и горные области Гватемалы. В позднем архаическом периоде появляется Каминальхуйю - древнейший центр майяской культуры, неподалеку от нынешнего Сьюдад де Гватемала. В конце этапа "мамом" на Петене появляются небольшие поселения Вашактун и Тикаль . В Исапе развивается религия майя , теперь отличная от первобытных верований. Появляется образ ночного божества и божества дождя, позднее известного как Чак, "длинногубого бога". В Исапе найдено огромное число стел с изображением этого божества.

Несомненно, исапанская культура стала предвестником будущего величия майя. Её художественные стили были положены в фундамент цивилизации майя. Позднее то, что появилось изначально в Исапе, распространится на обширные территории - Юкатан, Петен и восток Мексики.

В это время в Гватемале зарождается культура "мирафлорес", и, по всей видимости, Каминальхуйю становится военным противником Исапы. К северу в это же время происходит соприкосновение культур ольмеков и майя. К 1 в. н. э. полностью исчезают все следы культуры ольмеков, закат которой начался тремя веками раньше.

В ранний Доклассический период общество майя составляли группы семей, объединенных одним языком, обычаями и территорией. Они объединялись для возделывания почвы и рыболовства, охоты и собирательства с целью добычи продуктов питания для выживания. Позже, с развитием земледелия, были сооружены оросительные системы, и расширился ассортимент выращиваемых культур, часть которых уже шла на продажу. Ускорился рост населения, началось строительство городов и крупных церемониальных центров, вокруг которых оседал народ. В результате разделения труда появились классы.

С Доклассического периода майя начали строить отдельные сооружения, в которых угадывается влияние и других культур. Позже архитектура майя стала выражать мистические и религиозные идеи; поэтому в центральной части городов возводились храмы и дворцы, площадки для игры в мяч, а жилые постройки располагались в окрестностях.

250 г. Начало раннеклассического периода. В этот год Теотиуакан с Каминальхуйю формируют торговый альянс с Тикалем. В 400 гг. н.э. Каминальхуйю полностью попадает под власть Теотиуаканских купцов почтека - теотиуаканцы приходят в город и на его месте сооружают миниатюрную копию своей столицы, который становится юго-восточным аванпостом империи. Так родилась культура эсперанса, давшая толчок к развитию всех государств майя. Традиции Теотиуакана обогащают культуру "мирафлорес".

Стела культуры "эсперанса" с изображением Кетцалькоатля , который обычно изображался как шаман, пожираемый змеем . Культ Кетцалькоатля (по майяски Кукулькан) был распространен в классическую эпоху у майя южных областей Гватемалы. Позже он распространился на севере Юкатана и глубоко укоренился там вплоть до прихода тольтеков , в пантеоне которых также присутствовал Кетцалькоатль. Кем был этот полубог, эта полумифическая личность? Майя считали его наследником Ицамны и приемником богов Ошлахтун-Тику. Тольтеки считали его вождем, божественным правителем, который был послан небесами для спасения их душ. С. Морли первым выдвинул гипотезу о том, что Кетцалькоатль был правителем майя, которого со временем стали почитать как бога.

В течение этапа "эсперанса" горная область майя находится под протекторатом теотиуаканских династий и конечно же под влиянием теотиуаканских художественных стилей. Тогда, к северу от Каминальхую начинают возводиться первые циклопические сооружения майя, которые по началу служили мавзолеями теотиуаканских "наместников" - почтека. Отличительным признаком данного этапа является тонкая "оранжевая" керамика. Она покрыта геометрическими узорами, явно теотиуаканского происхождения. Появляются треножные сосуды. Подобные изделия были распространены и в Центральной Мексике. В последствии, когда гегемония Теотиуакана в землях майя завершается, этап "эсперанса" переходит в не менее заметный этап в истории майя - "тсакол". Во время этапа "тсакол" влияние культуры Теотиуакана на Петен и горную область майя всё еще велико. Тикаль становится протекторатом Теотиуакана. По всему Петену распространяется культ Теотиуаканских богов, таких, например, как Тлалок. В нем майя видят сходство с божеством дождя Чаком, одним из главных божеств пантеона майя.

На Севере же Юкатана в это время нигде не обнаружено никакого влияния Теотиуакана. Здесь развивается вполне самобытная культура майя. В этот период, когда юг оказался под властью Теотиуакана, север также начинает стремительно развиваться. Северней Петена наинают появляться один за другим крупные религиозно - культовые центры. И хотя влияние Теотиуакана на север Юкатана не очень велико, в поселении Акансех найдено множество стел, изображающих Тлалока. К закату этапа "Эсперанса" в западных областях Сальвадора и Гондураса возникает загадочная культура "коцумальхуапа", основы которой были заложены племенами пипил - потомками теотиуаканских завоевателей. Этот народ оказался наиболее восприимчив к теотиуаканской культуре. Они полностью переняли их верования и искусство. В поселениях этапа можно встретить изображения Тлалока, Кетцалькоатля, иллюстрации к мифам Теотиуакана, художественные мотивы, распространенные там.

За несколько веков до падения Теотиуакана, около 3 в. н.э. влияния империи в землях майя падает. Далее следует позднеклассический период.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

С 325 по 925 г. н. э. Он подразделяется на Ранний классический (325-625 г. н. э.), когда прекращалось влияние извне и появлялись собственные черты, как, например, конусная арка в строительстве и регистрация исторических дат при помощи иероглифов; Период расцвета (625-800 г. н. э.), когда достигли своего максимального блеска математика, астрономия, керамика, скульптура и архитектура, и Период кризиса (800-925 г. н. э.) - время, когда культура пришла в упадок и церемониальные центры были покинуты.

Классическая эпоха - время истинного расцвета майя, как в горной Гватемале, как на Петене, так и на Севере Юкатана. Возникает классическая культура майя, развивается иероглифическая письменность , возводятся циклопические известняковые сооружения. Наблюдается расцвет наук - астрономии, математики, врачевания. В Классический период у майя появляются собственные элементы в архитектуре такие, как, например, ложный свод, надстроенные террасы, лепные украшения, гребни на коньках крыш, которые, смешиваясь, привели к возникновению того, что в архитектуре носит название стиль Петен. Он характеризуется сооружениями на фундаментах ступенчатых террас, толстыми стенами, лестницами вне фасада, высокими гребнями над задней стеной и гипсовыми украшениями в виде гротескных масок. В Гватемале сменяют друг друга могущественные династии исконно майяских правителей - в начале позднего периода классической эпохи происходит возвышение Тикаля. В период наибольшего расцвета города, т. е. в 7-8 вв., возводятся основные его архитектурные ансамбли, как то: главная площадь, северный акрополь, храмовые платформы 1 - 5. К 8 веку население Тикаля составляло, по оценкам Ко, от 10000 до 11000 человек. И, тем не менее, Тикаль, да и другие культовые центры майя не были городами, а были только тем, чем были, то есть огромными архитектурными ансамблями. Там жили только правители и представители жречества. Простые люди жили не в самом "городе", а в его окружности. На "город" майя приходилось 50 - 100 поселков (данные М. Ко). Другой великий город майя - Копан , ныне территория Гондураса, примечателен своими скульптурами, выполненными из туфа. Множество изображений божества маиса, иероглифические стелы с датами их постройки, алтари... Неподалеку от Копана, на востоке Гватемалы расположен "город" Киригуа. Он не менее примечателен, чем Копан и довольно с ним схож своим архитектурным стилем. Наиболее величественный монумент Киригуа - несомненно стела "Е", достигающая внушительной высоты и покрытая изысканными рельефами, обладающими барочной избыточностью. По всей видимости Киригуа был главным городом региона, и Копан был его протекторатом. Копан - уникальный город. Стефенс назвал его "долиной чудес и романтики". В Копане проживало около 200 тыс. человек (вокруг него). Между 756 и 771 гг. там были воздвигнуты три храма высотой до 30 м каждый. Из достопримечательностей "города" - храм Венеры, его "иероглифическая лестница" покрыта 2000 иероглифов, это самый длинный из текстов майя, дошедших до нас; крупнейшая на юге земель майя площадка для игры в мяч.

Ритуальная игра в мяч

Ритуальная игра в мяч имела важное значение в религии майя. Практически в каждом крупном поселении майя была одна или более подобная площадка. Она представляет собой, как правило, небольшое прямоугольное поле, по бокам которого расположены пирамидальные платформы, с которых жрецы наблюдали за отправлением ритуала. Между тем существовал культ игры. В " Пополь-Вух ", бесценном своде мифов майя, игра в мяч упоминается, как игра богов: в ней состязались божества смерти Болон Тику (или как их называют в тексте Владыки Шибальбы, т.е. преисподней) и два брата полубога Хун - Ахпу и Шбаланке. Таким образом, игроки инициировали на сцене один из эпизодов борьбы между добром и злом, светом и тьмой, мужским и женским началом, змеем и ягуаром . Крупные площадки для игры в мяч есть в Копане, Каминальхуйю, Сакулеу, Ушмале, Чичен-Ице . В классическую эпоху этот ритуал был распространен повсюду у майя, однако у Ланды нет никаких упоминаний об этой игре, и, по всей видимости, ко времени прихода испанцев её уже не практиковали, так что мы можем считать её свойственной классической и позднеклассической эпохе. Что касается майяских государств классической эпохи, то о них мы имеем довольно скудные сведения. Мы имеем весьма подробную информацию об именах правителей, некоторых датах, но мы мало знаем о внутренней политике этих государств и мало знаем об очертаниях их границ.

КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Но истинного величия "города" майя достигли в 8-9 вв. Тикаль одержал победу над Калакмулем , и начинает править всем Петеном. В это же время в бассейне реки Усаманситы процветают Паленке , Бонампак , Йашчилан, Пьедрас-Негрос. В этих местах искусство майя достигло наивысшего расцвета.

В Бонампаке создаются великолепные стенные росписи, которые повествуют о победе местного правителя над армией Йашчилана. Из этих фресок мы можем почерпнуть много информации о политическом устройстве майя, о том, как они воевали, как они приносили своим богам жертвы, о том, как они праздновали. На первой фреске мы видим битву воинов Бонампака с воинами Йашчилана. По всей видимости, это было одно из грандиознейших сражений того времени. Далее мы видим сцену жертвоприношения пленников, на пирамидальной платформе стоит правитель Бонампака, наблюдающий за казнью знатных пленников. И на последней фреске из этого цикла изображено празднование некого религиозного праздника. Эти фрески произвели сенсацию в научном мире, когда были найдены в 1946 г. Первым исследователем этих фресок был фотограф Дж. Хили. По всей видимости фрески были созданы в середине 9 в., за тысячу лет они не потеряли яркости красок. Что касается политической истории этого региона, то долгое время господствующим в регионе городом был Йашчилан (царство Сияхчан), Бонампак (царство Аке) был ему подвластен, хотя между ними постоянно происходили войны, но обычно Сияхчан выходил из них победителем. В Йашчилане археологами обнаружено огромное число иероглифических стел, благодаря которым стали известны имена правителей этого "города". Первым из них был Йоат-Балам 1 (307-?), далее следует ряд ничем не примечательных "царьков": Ицамнах-Балам 1 (?-326), Яшун-Балам 1 (326-369), Яш-Шукуб-Холь (369-376). При Кинич-Татбу-Холе 1 (?-423) Яшчилан воюет с царством Аке (Бонампак). Яшчилан одерживает победу за господство в регионе. Его приемник - Хацом Холь (423-454) воюет с Пьедрас-Неграс (Йокиб), и Яшчилан ещё крепче стоит на ногах. В правление Яшун-Балама 2 (454-499), Хой-Балама (499-526), Кинич-Татбу-Холя 2 (526-537) ведутся нескончаемые войны с Йокибом и Аке. В результате Йокиб и Аке оказываются побежденными, но после Хой-Балама 2 (537+-564+) Яшчилан вступает в период зависимости от Йокиба. А при Ицамнах-Баламе 3 (681-742) Яшчилан сбрасывает иго Йокиба и вновь развязывает войну - на этот раз с царством Бакаль (Паленке). В период относительного благополучия царством Сияхчаном правили Йоат-Балам 2 (742-?), Яшун-Балам 4 (752-771), Ицамнах-Балам 3 (771- после 800). Кинич-Татбу-Холь 3 (800+-808+) оказался последним из правителей Сияхчана. После этого город, как и другие города южных майя стал переживать упадок, и по всей видимости был покинут его жителями. В этот период в Яшчилане было найдено великое множество наконечников от копий, по всей видимости, тольтекского происхождения.

И стория Паленке (царство Бакаль), хотя и менее изучена, чем история Яшчилана, не менее примечательна. Расцвет Паленке пришелся на 7-8 вв., когда городом правили цари из "династии" Пакаль. Наиболее известен правитель из этой династии, чья гробница находилась под Храмом Солнца в Паленке. По всей видимости, он вел войны с Яшчиланом и Аке. Его приемник, имя которого нам известно - Чан-Балум, построил в "городе" огромный архитектурный ансамбль - так называемый "дворец". В его правление город обладал могуществом, сравнимым лишь с могуществом Яшчилана. Отличительными чертами стиля Паленке являются вертикальные цоколи зданий, лестницы и фасады с лепными украшениями, гребни на центральной стене и двухкамерные храмы, в которых заднее помещение служило святилищем. Но в конце 9 в. город постигла та же участь, что и многие другие города майя - он был заброшен.

ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

В постклассический период высокая культура майя сохранялась только на Севере Юкатана, но в синтезе с совершенно иной цивилизацией - тольтекской. Города Петена и горной Гватемалы пришли в запустение, многие были покинуты жителями, другие превратились в крохотные деревушки. Север Юкатана и в классическую эпоху процветал - там сложилось несколько крупных регионов: Ченес, Рио-Бек, Пуук. Центром первого был "город" Чиканна , второго - Калакмуль, Эль-Мирадор, Сэрос, в третьем процветали Ушмаль, Коба, Сайиль, "некрополь" острова Хайна. В классическую эпоху это были богатейшие города Юкатана, поскольку имели возможность торговать с тольтеками. Но к концу классической эпохи эти города были уничтожены вторжением народности майя-чонталь, которые находились на более низкой ступени развития, чем юкатеки и киче. Они были подвержены влиянию тольтекской культуры больше, чем культуры майя. Вскоре после вторжения чонталь был основан культовый центр Чичен-Ица.

Город был основан, как полагают, в V-VI веках и являлся одним из крупнейших городов майя. К концу X века, однако, по невыясненным причинам жизнь здесь практически прекратилась. Строения, относящиеся к этому периоду, находятся главным образом в южной части современной Чичен-Ицы (иногда самую южную часть города называют Старый Чичен - Chichen Viejo). Затем город был занят тольтеками, пришедшими на Юкатан из центральной Мексики (в 987 г. н.э. в городе появляется предводитель тольтеков Топильцин Се Акатль Кетцалькоатль или, по-майяски, Кукулькан). Приход же вождя тольтеков, очевидно, не был мирным событием: в надписях из Чичена речь идет о вторжении захватчиков, свергших династию майя. Из рисунков и надписей в Храме воинов можно узнать, как тольтеки захватили власть в стране, сначала выиграв морскую битву против майя, а потом победив их в сражении на суше в каком-то городе (возможно, именно в Чичене). Одержав победу, тольтеки поработили своих противников, а их лидеров принесли в жертву богу Солнца. Тольтеки дали Чичен-Ице вторую жизнь и как минимум столетие чиченицкие тольтеки поддерживали связь с тольтеками из Тулы. Обосновавшись в Чичен-Ице, тольтеки и союзные с ними племена вскоре распространили свое влияние на большую часть полуострова Юкатан. Во всяком случае, другие крупные центры этой области - Ушмаль, Майяпан - также несут на себе печать господства тольтекских или смешанных майя-тольтекских черт в религии, архитектуре и скульптуре. Завоеватели принесли с собой новые обычаи и обряды, новые черты в архитектуре, искусстве и религии. Население города, по разным оценкам, составляло от 20000 до 30000 жителей. Во времена тольтеков формируется северная часть города. По мере роста могущества других политических центров на Юкатане гегемония Чичен-Ицы стали все больше вызывать их недовольство. Правители Чичен-Ицы требовали от соседей все новых даней и поборов. Ситуация изменилась в начале XIII века - силами трех городов (Ицмаля, Майяпана и Ушмаля) в решающем сражении войска Чичен-Ицы были разгромлены. К концу XIV века город пришел в упадок и вновь обезлюдел.

Наиболее знаменитые культовые постройки Чичена - огромная площадка для игры в мяч, Колодец Жертв - карстовый пролом (сенот) и конечно же знаменитый Эль-Кастильо, храм Кукулькана.

Период с 1200 по 1540 г. н. э. Эпоха конфликтов, когда разрываются межплеменные союзы и происходит ряд вооруженных столкновений, которые разделили народ и еще больше обеднили культуру. Юкатан вступает в полосу раздробленности и упадка. На его территории образуются гос-ва Ваймиль, Кампече, Чампутун, Чикинчель, Экаб, Мани-Тутук-Шиу, Четумаль и др. Эти государства непрерывно воюют между собой и когда испанцы прибыли в зону майя, крупные церемониальные центры уже были покинуты, и культура находилась в полном упадке.

ДОМ ОБЫЧНОГО ЖИТЕЛЯ

Доиспанские дома майя были сделаны из органических материалов, что является основной причиной, по которой до наших времён не дожили примеры тогдашних домов. Большинство исследователей полагают, что они немногим отличались от сельских домов, построенных сегодня. С 16 века Испанские завоеватели были главным образом заинтересованы в получении политической, социальной силы над майя и получении доходов, золота; и они вообще не обращали внимание на то, как и в чём живут обычные жители, их подданные.

Изначально, дома майя строились на низких платформах с небольшим огороженным участком земли, включая семейное кладбище. Обычно эти solaris (участки земли) были разграничены albarradas (низким забором, сложенным из камней). Участок земли каждого семейства включал в себя: хижину, колодец, уборную, детскую, сад и batea (хозяйственная комната-прачечная) с простой тростниковой крышей.

Дом состоит из одной прямоугольной комнаты с округленными углами, без окон, и с одной центральной дверью, выходящей на восток. Иногда имелась и другая дверь, которая вела ко второй хижине, используемой в качестве кухни и детской. На кухне, женщины готовили на гриле, состоящей из трёх камней и более. Когда вывешивали гамаки, главный одноместный дом преобразовывался в спальню.

Пол в майяском доме был сделан из sascab, в основе которого гравий, покрытый белым утрамбованным грунтом. Стены дома имели деревянную основу, которая затем покрывали саманом (необожженным кирпичом), а затем белили известью. Иногда у дома были деревянные плинтусы.

Сегодня, семейные дома обычно называются palapas, майяское слово, переводится как "крыша". Крыша непосредственно сделана из древесины, которая связана вместе, для формирования балок. Балки затем покрывают соломой с ветвями пальм. У майя не было гвоздей, так что все стыки в доме были связаны эластичной, тропической вьющейся лозой называемой лианой.

Помимо этих технических характеристик - было много древних традиций, связанных с майяским домом. Например - брак: когда двое молодых возлюбленных решались вступить в брак, обычно вся община объединялась для того, чтобы построить для них новый дом.

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

Читайте далее:

Предыдущая страница:

Перейти в этот раздел

Ключевые слова этой страницы: история, майя.

Скачать zip-архив: ИСТОРИЯ МАЙЯ. В древности майя представляли - zip. Скачать mp3: ИСТОРИЯ МАЙЯ. В древности майя представляли - mp3.

Главная

Форум

Мы Вконтакте

» Маятник, парапсихология и видение энергетических полей...
» Заговоры на все случаи жизни...
» Сонник по лунному календарю и по лунным дням...
» Гадание на цветах...
» Третий ГЛАЗ. Эпифиз - орган ясновидения...

Мантры

«ИСТОРИЯ МАЙЯ»

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Твоя Йога

ИСТОРИЯ МАЙЯ

эзотерика
история, майя Трикути и третий глаз
история, майя эзотерика
магия