Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Мифические существа. Часть девятая. Энциклопедия Реклама на сайте:
» Сборник лучших методик выхода в Астрал. Последовательность Астрального Проецирования... |
МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА. ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ЕДИНОРОГ КИТАЙСКИЙ Цилинь, - одной из четырех сулящих благо животных; прочие - это дракон, феникс и черепаха. Единорог - главное из 360 существ, живущих на суше. Туловище у него оленье, хвост бычий, копыта лошадиные. Его короткий рог, растущий во лбу, сплошь из мяса; шерсть на спине пяти разных цветов, а брюхо бурое или желтое. Этот древнейший единорог "водился" в Китае. За 22 века до нашей эры при императорском дворце состоял на службе однорогий козел. Служил он по судебным делам: невинного сей зверь не трогал, виноватого пронзал - сперва укоризненным взглядом, а затем рогом. Впрочем, в Древнем Китае единорогов насчитывали не меньше шести видов. Самый знаменитый - Ци-линь, входивший вместе с драконом, фениксом и черепахой в четверку животных - добрых знамений. туловище - оленье, брюхо - коричневое, хвост - бычий, копыта - лошадиные, а рог (вопреки будущей традиции) мясистый и не обладающий решительно никакими чудесными свойствами. Живет ци-линь тысячу лет, олицетворяет абсолютное добро, душевное величие, плодовитость и долголетие. Зверь настолько кроток, что ступает с оглядкой, дабы не раздавить какую-нибудь козявку, и питается только палой листвой. (Японский кнрин. слепок с ци-линя, еще деликатнее: скачет с камня на камень, чтобы не давить траву. Сравните с исполином Каркаданном из арабских сказок: любимое его развлечение - насадить на рог парочку слонов и так прогуливаться, пока они не превратятся в скелеты...) Рождается ци-линь только тогда, когда (а) в стране правит добрый владыка, (б) когда рождается или (в) умирает великий мудрец. Есть легенда о том, как единорог был послан духами пяти планет в дар женщине, носившей во чреве будущего Конфуция. Семьдесят лет спустя люди убили некоего ки-линя. На роге у него оказался обрывок ленты. повязанной матерью Конфуция. Проститься с ки-лином пришел сам мудрец - н пролил не одну слезу от тягостного предчувствия. Рукопись IX века повествует о ки-лине так: "Стихи, летописи и записки достойных людей говорят. что это существо сверхъестественное. Даже женщины и дети знают. что встретиться с ним - доброе предзнаменование. Но он не то, что конь или бык, волк или олень. Он ускользает от описания. И потому можно быть в локте от единорога и не узнать, что в плену он. Нам известно, та же зверь с гривой - льва, зверь с двумя рогами - бык. Но мы не ведаем, лаков есть единорог". "Обычно считают, что единорог - это сверхъестественное существо и предвестник добра; так говорят оды, анналы, биографии добродетельных людей и другие тексты, авторитет которых бесспорен. Даже деревенские дети и женщины знают, что единорог предвещает счастье. Животное это, однако, не водиться на крестьянских дворах, встретить его не легко, и оно не полагается зоологической классификации. Оно не похоже на лошадь, ни на волка, ни на оленя. Можно лицом к лицу столкнуться с единорогом и не быть уверенным, что это именно он. Мы знаем, что животное с гривой - это лошадь, а животное с рогами - бык. Но какой из себя единорог, нам не известно". ЕМИНЁЖ Еминёж - в нартском эпосе адыгов чудовище, олицетворение сил, враждебных нартам. Еминёж сочетает в себе черты бляго и иныжа. Еминёж, как и бляго, зарится проглотить солнце; подобно иныжу, обладает необыкновенной физической силой, но глуп. Еминеж летает, вызывает явления, аналогичные грому и молнии. Живёт в крепости за семью горными цепями и семью морями, где солнце заходит за край неба. Крепость его опоясана семью крепостными стенами, а её единственные ворота — огромные мечи, которые смыкаются и рассекают любого, кто пытается пройти через них. Еминёж держит в плену нартскую девушку, с которой пытается вступить в близкие отношения. Он похитил семена проса, дарованные нартам Тхагаледжем. За ними отправился Сосруко. Сосруко удалось узнать, что победить Еминёжа можно, лишь одолев его треногого вороного коня; для этого необходим конь, рождённый, как и треногий вороной, от кобылицы Тхож, находящейся в междуморье в табуне одной старухи. Сосруко, выполнив поставленные старухой условия, добыл нужного жеребёнка (названного Тхожеем). Когда герой выхватил у Еминежа мешок с заветным просом и поскакал на Тхожее, Еминёж на треногом вороном не мог его догнать и стал безжалостно хлестать свинцовой плетью своего коня. Тот, по совету младшего брата, рванулся под облака и сбросил с себя Еминёжа, который полетел вниз головой и разбился в пропасти. ЕНДАРЬ Сказочный персонаж в легендах древних славян. По поверьям в Вятской губернии, ендарь живет под старым дубом питается воздухом. Размером он с кабана. Подробнее он не описывается и облик его не ясен. ЕРМУНГАНД Древняя скандинавская легенда повествует о том, что к восток Мидгарда — Средней части мира населенной людьми, — живет в Железном лесу старая великанша. Она породила многих сыновей-чудовищ. было предсказано, что принесут богам несчастье, особенно же опасны гигантский волк Фенрир и чудовище змей Ермунганд. Боги задумали предотвратить события. Они бросили змея глубокое море, окружавшее землю, и решили, что обезопасили себя. Но от судьбы не уйти никому — даже богам. Ермунганд вскоре так вырос, что опоясал землю и начал сотрясать весь мир кусая себя за хвост. А потом, как и было предсказано наступил день конца света, гибели богов. Ермунганд выбрался на сушу изрыгая в великанском гневе столько яду, что напитал им и воздух, и воды. Главный защитник Мидгарда и Асгарда (Верхней части мира — мира богов) — бог грома и бури Тор. Он сумел-таки одолеть Ермунганда в жестокой битве, но и сам, успев отойти лишь на девять шагов, пал мертвым, отравленный ядом гигантского змея. Этот сюжет часто воспроизводился на щитах скальдов. ЕХИДНА Полуженщина полузмея, дочь Тартара и Реи, родила Тфона и множество чудовищ (лернейскую гидру, Цербера, Химеру, Немейского льва, Сфинкса). ЗМЕЕВЕКИ Дочери Великого Полоза. У них у всех волосы из чистого золота и бездонные черные глаза. Все они очень худые, потому что умеют превращаться в золотых змей. В темноте они светятся. Могут проходить сквозь камень и делать из одних камней другие. Как и их отец, превратившись в змею они оставляют за собой золотой след. Про одну из самых известных змеёвок - Золотой Волос, говорится ещё в башкирском народном фольклоре. Это "девица... красоты невиданной, неслыханной. Косу через плечо перекинула и по воде конец пустила. А коса-то у ней золотая и длиной десять сажен. Речка от той косы так горит, что глаза не терпят". Её служанка - маленькая, но очень умная сухонькая старушонка, превращающаяся в лисицу, стоит ей ткнуться носом в землю. Она везде бегает и обо всём сообщает Золотому Волосу, ибо та даже от речки отойти не может - слишком тяжела золотая коса. Волосы у ней однако мягкие да тонкие. После каждого неудачного побега отец наказывал её тем, что её коса удлинялась по десять сажен за раз, а её любимый должен был ждать по три года каждый раз. Интересно, что она очень плохо знает силу отца, да и вообще всё о нём, из чего можно сделать вывод, что Великий Полоз мало интересуется дочерьми, но отдавать их не хочет. Они очень любят правду, и как и их отец очень им не нравится, когда один человек над другим измывается. "...В одной артелке увидел Костька девчонку. Тоже рыженька, собой тончава, а подходященька. С такой по ненастью солнышко светеет... приисковая девчонка. Костька и разлетелся, только его сразу обожгло. Девчонка ровно вовсе молоденькая, справа у ней некорыстна, а подступить непросто. Бойкая! Ты ей слово, она тебе - два, да всё на издевку. А руками чтобы - это и думать забудь... ...подарков она не брала... Даже самой малости... ...На пляску, сказывают, шибко ловкая была... Как понапились все, он и ухватил эту девчонку, а она уставилась глазами-то, у Костьки и руки опустились, ноги задрожали, страшно ему чего-то стало... ...- И не подумаю, - кричит, - Лучше всё до копейки пропью! - Ну, - говорит, - твоё дело. Было бы сказано. Пропивать пособим. И пошла от него плясом. Чисто змея извивается, а глазами уперлась - не смигнет. С той поры и стал Костька такие гулянки чуть не каждую неделю заводить... Деньжонки, какие на руках были, скорехонько умыл, а выработка вовсе пустяк... ...Потемки ещё, а её всю до капельки видно. Высоконькая да пряменькая... Схватил ту девчонку за ноги да что есть силы и дернул на себя в яму. Девчонка от земли отстала, а всё пряменько стоит. Потом ещё вытянулась, потончала, медяницей стала, перегнулась Костьке через плечо, да и поползла по спине. Костька испугался, змеиный хвост из рук выпустил. Уперлась змея головой в камень, так искры и посыпались, светло стало, глаза слепит. Прошла змея через камень, и по всему её следу золото горит, где каплями, где целыми кусками. Много его. Как увидел Костька, так и брякнулся головой о камень. На другой день мать его в дудке нашла. Лоб ровно и несильно разбил, а умер отчего-то Костька... ...Нагнулся над дудкой, а снизу ему ровно посветил кто. Видит - на дне-то как окно круглое из толстого-претолстого стекла, и в этом стекле золотая дорожка вьется. Снизу на Пантелея какая-то девчонка смотрит. Сама рыженька, а глаза чернехоньки, да такие, слышь-ко, что и глядеть в них страшно. Только девчонка та ухмыляется пальцем в золоту дорожку тычет: "Дескать, вот твое золото, возьми себе. Не бойся!" Ласково вроде смотрит, а слов не слышно. Тут и свет потух. Пантелей испугался сперва: наважденье, думает. Потом насмелился, спустился в яму. Стекла там никакого не оказалось, а белый камень - скварец... Притащил, что подходящее, и давай камень дробить в том самом месте, где золотую дорожку видел. И верно - в камне золото и не то что искорками, а большими каплями да гнездами сидит. Богатимая жилка оказалась. До вечера-то Пантелей чистым золотом фунтов пять либо шесть набил... ...Пантелей поглядел и видит - не то ведь кольцо-то. Поглядел на свою руку - и там вовсе другое кольцо, да ещё в серединке-то два черных камешка, как глаза горят. Пантелей, конечно, по этим камешкам сразу припомнил девчонку, которая ему золотую дорожку в камне показала... ...После костькиной смерти на прииске хватились: - Где у нас плясунья-то? А её и нет. Спрашивать один другого стали - откуда хоть она? Кто говорило - с Кунгурки пристала, кто - с Мраморских разрезов пришла. Ну, разное..." ЗЕЛЕНЫЕ ДАМЫ В английском фольклоре древесные фейри; чаще всего они селятся в дубах, вязах, ивах и тисе, иногда также выбирают сосны, тис, остролист и яблоню. Нрав у зеленых дам довольно суровый, они ни за что не упустят возможности напугать припозднившихся путников. Обижать зеленую даму ни в коем случае не следует. Считается, что прежде чем отломить ветку с дерева, в котором обитает зеленая дама (а что она там живет, обязательно скажут, если вы этого сами не знаете), нужно попросить у нее разрешения. Некоторые даже сажают у подножия таких деревьев примулы, чтобы заручиться благоволением зеленых дам. Сказка гласит что на одном холме росли три дерева, и в этих деревьях обитали зеленые дамы, танцевавшие в ночи полной луны. Недалеко oт холма стоял дом, в котором жил старик с тремя сыновьями. Когда cтapик умер, хозяйство разделили на три части: старший сын взял самый большой кусок земли, средний - надел поменьше, а младшему досталась узкая полоска у подножия холма. Он выполнял наказ отца: каждую весну клал к подножию деревьев на холме венки из жимолости, поэтому у него всего бьло в достатке. Братья отчаянно завидовали и младшему. Наконец старший решил срубить деревья на холме и тем самым отобрать у меньшего удачу. Для своего черного дела он выбрал день летнего солнцеворотa. Едва он занес тoпop, дерево вскрикнуло. Но старший брат не oтcтyпался и продолжал рубить. И вдруг дерево упало ему прямо ни голову. Средний брат прибрал к рукам земли старшего и тоже вознамерился срубить деревья. Oт первого оставался только пенек; второе он срубил без помех, но последнее из деревьев ударило его по голове своей веткой и убило на месте. После этого наделы обоих братьев перешли к младшему, который по-прежнему носил на холм венки из жимолости, и дела его шли все лучше и лучше. ЗЕЛИГЕНЫ Чудесные фейри. В давние времена зелигены во множестве обитали на тирольских лугах и полях, однако сейчас этих существ осталось очень мало - скорее всего, именно поэтому поля стали менее плодородными. Зелигены обычно достигают человеческого роста и обладают невероятной красотой. Одеваются они в длинные платья из белого блестящего материала, обуви же совершенно не признают и постоянно ходят босиком. Относиться к зелигенам следует уважительно и бережно, поскольку они всегда добры к деревенским жителям и всеми силами стараются им помочь. Отзывчивых и нежадных людей всегда ожидает заслуженная награда. Зелигены оберегают от злых охотников многочисленных лесных обитателей, пьют молоко серн и ланей, убирают из леса расставленные капканы и запутывают силки. Нередко они собирают урожай вместе с фермерами, пасут коров и коз, помогают деревенским домашним хозяйкам шить одежду и вязать теплые носки. Понравившемуся человеку зелигены могут открыть тайные свойства лечебных трав. Кроме того, эти существа приводят домой заблудившихся в лесу детей. Зелигены могут уйти, если человек прикоснется к их волосам или грязно выругается. Обидеть их может и предложенная в дар новая одежда - вещи не следует отдавать в руки фейри, их кладут вечером в темный угол. Уходят зелигены и в том случае, если почувствуют приближение смерти кого-либо из членов семьи. ЗЕМЛЯНАЯ КОШКА Подземная кошка, охраняющая клады. «По тем местам от Гальяна до самой Думской горы земляная кошка похаживает. Нашему брату она не вредная, а волки ее боятся, если уши покажет», «Тут она и вспомнила про земляную кошку, про которую мужик сысертский сказывал. Дуняха и раньше слышала, что по пескам, где медь с золотыми крапинками, живет кошка с огненными ушами. Уши люди много раз видели, а кошку не доводилось. Под землей она ходит» (Урал). По легендам русских золотоискателей, один из сторожей заколдованных кладов — кот. Образ земляной кошки в уральских поверьях, возможно, навеян и природным явлением — это мерцающие (как кошачьи глаза) сернистые огоньки, выходящие из земли. Уточним, однако, что, по версии знатока уральских поверий П.П.Бажова, у кошки «мерцают» не глаза, а уши: «...вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Ни дать ни взять — кошачьи уши. Снизу пошире, кверху на нет сошли. Подбежала — точно, два огня горят, а между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы. Дивится Дуняха, как они горят, коли дров никаких не видно. Насмелилась, протянула руку, а жару не чует. Дуняха еще поближе руку подвела. Огонь метну лея в сторону, как кошка ухом тряхнула, и опять ровно горит. Так и добежала до Чусовой реки, а уши уж на том берегу горят» <Бажов, 1992> ЗЛЫДНИ Злыдни - языческие злобные духи древних славян, олицетворение Недоли, навьи прислужники. Так же их еще называют криксы или хмыри - болотные духи, которые тем опасны, что могут пристать к человеку, даже вселиться в него, особенно на старости лет, если в жизни человек никого не любил и у него не было детей. Злыдня имеет не вполне определенный облик (говорит, но невидима). Она может оборачиваться человечком, маленьким ребенком, нищим стариком. В святочной игре злыдня олицетворяет бедность, нищету, зимний мрак. (в Смол. обл.) В доме злыдни чаще всего селятся за печью, но любит и внезапно вскакивать на спину, плечи человека, "ездить" на нем. Злыдней может быть несколько (до двенадцати, что наводит на мысль об связи их с трясовицами, которых было тоже двенадцать). Однако, проявив некоторую смекалку, их можно переловить, заперев, заключив в какую - нибудь емкость. "Документальные упоминания о злыднях восходят к XV в. В старинных "Словах о ленивых" (по спискам XV в.) находится такое место: "Тогда же тому человеку приближаются злыдни... да обовьются ему около головы, да прострутся ему по хребту, да сядут у него на прозе с веником, сегодня положил полжензи в калиту, а на завтреях хватится - злыдни вынесли"». <Сумцов, 1913> Злыдня - персонаж более характерный для поверий южных, юго - западных районов России; чаще всего о злыднях повествуется в сказках. ЗМЕЯ Пресмыкающееся. символическое значение которого трактуется весьма широко. В Библии она служит олицетворением сатаны. В центрально - американских культурах доколумбовой эпохи змея (по-ацтекски коатль) обозначала пятый день календаря. В Китае змея является шестым животным символом зодиака и считается очень хитрой и опасной. ЗОЛОТАЯ СОБАКА Это собака из золота, которая охраняла Зевса, когда его преследовал Кронос. То, что Тантал не захотел отдавать эту собаку, было первым сильным его проступком перед богами, который потом боги ему учли при выборе наказания. "...На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять своё святилище. Царь Эфеса Пандарей, прельщенный красотой и силой этой собаки, тайно приехал на Крит и увез её на своём корабле с Крита. Но где же скрыть чудесное животное? Долго думал об этом Пандарей во время пути по морю и, наконец, решил отдать золотую собаку на хранение Танталу. Царь Сипила скрыл от богов чудесное животное. Разгневался Зевс. Призвал он сына своего, вестника богов Гермеса, и послал его к Танталу потребовать у него возвращения золотой собаки. В мгновение ока примчался с Олимпа в Сипил быстрый Гермес, предстал перед Танталом и сказал ему: - Царь Эфеса, Пандарей, похитил на Крите из святилища Зевса золотую собаку и отдал её на сохранение тебе. Всё знают боги Олимпа, ничего не могут скрыть от них смертные! Верни собаку Зевсу. Остерегайся навлечь на себя гнев громовержца! Тантал же так ответил вестнику богов: - Напрасно грозишь ты мне гневом Зевса. Не видал я золотой собаки. Боги ошибаются, нет её у меня. Страшной клятвой поклялся Тантал в том, что говорит правду. Этой клятвой ещё больше разгневал он Зевса. Таково было первое оскорбление, нанесенное танталом богам... ЗОМБИ Оживленные (в основном колдунами) мертвецы. Живут зомби только пока колдун или тот кто их оживил нуждается в их помощи, после выполнения своей работы колдун отправлял зомби назад. Тело зомби продолжает разлагаться после их оживления, как если бы они были просто мертвецами и лежали в могиле и менно поэтому еще зомби не так долговечны. Зачатков разума у зомби не наблюдается, но как у всяких тварей класса нежити имеют низменные инстинкты к кровопусканию. И если зомби остался без контроля своего хозяина то он непременно пойдет искать себе жертву чтобы растерзать ее просто так. Убить зомби не так-то просто, даже если вы отрубите ему ногу, ругу или даже голову зомби все равно будет делать свое черное дело, можно попробовать сжечь его, хотя и после этого скелет зомби может еще продолжать нападать на вас. ЗЫБОЧНИК По поверьям славян - леший, качающийся на ветвях, деревьях; дух, проникающий в зыбку (колыбель). "Зыбаться" означает "колебаться, качаться, раскачиваться на ветру", зыблющимся представлялось и топкое болото. "Зыбающимся", т.е. расскачивающимся на деревьях (возможно - и на трясине), крестьяне некоторых районов России представляли лесного и болотного "хозяина", лешего, который именовался зыбочник (в Арх. и Волог. обл. Иногда зыбочником (от "зыбь"?) называли и водяного. На Вологидчине, Новгородчине и Псковщине зыбочник - полуденный дух, опасный для детей. В Вологодской губернии пустую колыбель (зыбку) "не оставляют открытой, чтобы не проник а нее "полуденник", "денник" или "зыбочник" и не стал бы пугать ребенка до смерти. ИБИС Ибис (Иблис) - дьявол. Согласно корану - мятежный дух, отказавшийся помочь Адаму, сотворенному из глины, в то время как он сам, Ибис сотворен из огня, т.е. из высшей субстанции. Противник Аллаха, его называют так же шайтаном. ИГОША Дети кикиморы или умершие младенцы проклятые своими родителями, некрещеные или просто мертворожденные младенцы, продолжают невидимо жить и рости там, где они похоронены. Игоша - существо непонятное - безрукий, безногий, невидимый дух. Если он живет в доме, то по части пустого озорства сто очков вперед даст и шишигам и кикиморам вышеназванных существ. Его боялись и уважали, и потому порой за столом отводили особенное место и выделяли отдельную тарелку с пищей и ложку. Обычно они незримы и ночью бродят по избе. Сведенья об игоше немногочисленны. Безрукость и безногость игоши в поверьях, возможно, свидетельствует о его "неполноте", отличии от людей (он существо едва оформившееся, едва явившееся на свет) или же отражают "змеиную" природу этого существа. ИМП Это маленькие зловредные существа обожающие розыгрыши и развлечения с людьми, но их шутки порой заканчиваются смертельно не в пользу тех над кем они шутят. Часто их хитрости бывают очень жестоким. В средневековых рассказах маги и колдуны, могли иногда вызывать импов, чтобы использовать их в своих целях за определенную, часто не такую уж маленькую цену. По видимому они могут являться дальними родственниками бесов, которых колдуны тоже часто вызывали для помощи в своих черных колдовских делах. ИНДРИК Земляной зверь. Его мало кто видел живым, говорят, что он проводит всю свою жизнь под землей в своих норах, прокладываемых единственным рогом(в русских легендах и в Голубиной книге он может иметь и один и два рога). Каменеет от солнечного света и на поверхности появляется только тогда когда собирается умирать. Каменных Индириков видели по берегам обрывистых северных рек. На севере его называют "Большая Земляная Мышь". В русских сказках Индрик изображается как противник змея, который мешает брать воду из колодца. Образ Индрика обозначает фантастическое животное, которое добывает главный герой. В некоторых сказочных сюжетах он появляется в царском саду вместо жар-птицы и ворует золотые яблоки. ИНКУБ Нечистые духи мужского пола. Они насилуют женщин во время сна. (По Каббале — Рухим). По терминологии средних веков, инкубы и суккубы, демоны пьянства, обжорства, сладострастия и корыстолюбия, очень хитрые, свирепые и коварные, подстрекающие свою жертву к учинению ужасных злодеяний и ликующие при их исполнении. Согласно старинным книгам, инкубус - это падшие ангелы, демоны, увлекающиеся спящими женщинами. Эти проклятые богом существа так и норовили, улучив удобную минуту, пристроиться к невинным добропорядочным женщинам, проявляя особое нахальство при обращении с монахинями. Тем просто спасу не было от нечистых. Бедняжкам приходилось постоянно стоять на страже своей непорочности, отгоняя молитвой и крестным знамением непрошеные видения. Инкубусы проявляли в интимных делах столь завидную энергию, что на свет являлись целые народы. Например, гунны, которые, по средневековым поверьям, были потомками «отверженных женщин» готов и нечистой силы. К проделкам инкубусов относили и рождение детей, наделенных физическими недостатками, либо просто необычных, например, близнецов. ИНУ В японской мифологии собаки-оборотни. Обычно собакам поклоняются как стражам и защитникам. Статуи Кома-ину ("Корейские псы") - две собаки друг напротив друга, у левой пасть закрыта, у правой - открыта - часто ставят в храмах как защиту от злых сил. Также считается, что собаки рожают без боли, поэтому беременные женщины в определённые дни приносят статуям собак жертвы и молят об удачных родах. Иногда могут превращаться в очень сильных и высоких мужчин, преданных своим друзьям, отличных воинов, но несколько обиженных умом, лишённых живого воображения и легко впадающих в гнев. ИТТАН-МОМЕНТ Буквально это переводится с японского как "Штука хлопковой ткани". Иттан-момэн - это длинная белая летающая полоса ткани, появляющаяся по ночам и душащая своих жертв, обертываясь вокруг шеи и головы. ИФРИТ Злой дух мужзского пола из низших слоев ада. Обладает фиолетовыми крыльями и огромными когтями. Убить его нельзя обыкновенным способом, но самое страшное для ифрита, что хуже смерти, это если удастся поймать его в бутылку и кинуть в море где он будет плавать миллион лет. ИХТИОКЕНТАВРЫ Ихтиокентавры (кентавротритоны) - "рыбокентавры" - тритоны с рыбьими хвостами и передними ногами коней. Сыновья Тритона и нимф, внуки Посейдона. ЙОРМУНГАНД Рожденный великаншей от аса Локи, Йормунганд - величайший из морских змеев. Его еще называют змеем Мидгарда, то есть срединного мира - мира смертных. В старинной книге говорится, что Один "бросил того Змея в глубокое море, всю землю окружающее, и так вырос Змей, что, посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост". Однажды Тор, поспорив с великаном Хюмиром, вытащил Йормунганда из моря. ИЧЕТИКИ По поверьям славян - маленькие водяные существа, человечки, духи утопленных матерями младенцев. В Вятской губернии считали, что ичетики - небольшие и мохнатые. Обитают в мельничных омутах, предвестники несчастья. О наступающих событиях предупреждают звуками - хлопком, как будто по воде хлопают хлыстом. Название Ичетик, предположительно, произошло от народности коми, "ичотик" - маленький. ЙОТ Йотуны - в скандинавской мифологии великаны, враждующие с богами – асами и ванами; когда-то они похитили у богов чудесные сокровища - молодильные яблочки и молот Мьелльнир. Из тела первого йотуна, Имира, был создан мир: Имира плоть стала землёй, кости - горами, череп - небом, кровь - морем. В крови Имира, убитого богами, утопили всех его сыновей и внуков, кроме Бергельмира, от которого и ведут свой род нынешние йотуны и тролли. Имир и его сыновья отличались великой мудростью, именно от них бог Один узнал тайну рун. Йотуны живут в Йотунхейме – каменистой стране на северо-восточной окраине мира. Обитель богов - Асгард - и срединный мир, где обитают люди, защищает от Йотунов бог Тор. КАИПОРА Главный бразильский леший. Питает особую симпатию к кабанам и сам ездит на тощем черном кабане. Его особый инструмент - длинная железная рогатина, который он подгоняет кабанов, а при случае может и оживить подстреленных охотником кабанов. Виден он только наполовину - левая половина будто растаяла в воздухе. А его посвист слышен на пол-леса. "...из чащи выскочило стадо кабанов. Охотник прицелился и метким выстрелом уложил сразу троих. Но в ту минуту, когда он, в восторге от своей удачи, стал слезать с дерева, издали послышался громкий свист. Охотник вздрогнул и замер на своём настиле из веток, испуганно вглядываясь в тёмную лесную глубину... Да, сомнений быть не могло: то приближался Каипора, главный леший окрестных лесов, - видно, желал взглянуть хозяйским глазом на своё кабанье стадо... Всё ближе и ближе слышался свист, и уже не только свист, а ещё и топот копыт и треск валежника. И вот наконец чаща раздвинулась, и охотник увидел Каипору. Он был маленький, жилистый, черный как черт, мохнатый как обезьяна, и ехал верхом на тощем черном кабане. В правой руке он держал длинную железную рогатину, а левая рука его и вовсе не была видна, как, впрочем, и весь левый бок - виден, он был только наполовину, словно другая его половина растаяла в сонном, жарком, сыром воздухе леса. Вонзая острые пятки в бока поджарого кабана, он скакал по своей вотчине с гиканьем и свистом, протыкая рогатиной воздух, поднимая такой шум, что хоть святых вон выноси, и выкрикивая гнусавым голосом охотничий клич..." КАЛАДРИУС В Средневековой Европе . Птица - вестник смерти. Похож на гуся, но меньше, имеет лебединую шею. Обладает даром предсказания. Некоторые правители держали к. при своих дворах. Настолько чист, что даже его помет исцеляет от слепоты. Главная функция Каладриуса - диагностическая: он может точно предсказать, умрет ли больной или выздоровеет. Каладриус прилетает к постели, садится в ногах и, если болезнь смертельна, через некоторое время отворачивается от страждущего. Если же он взора не отведет, значит больной будет жить! Каладриус впитывает в себя болезнь, уносит ее в небеса и рассеивает ее частицы (вирусы?) в верхних слоях атмосферы. Встречается также под названием Харадр. КАЛЛИКАНИАРЫ Родиной калликанцаров считается Греция, точнее, окрестности горы Парнас. Их внешний облик довольно своеобразный. Ростом они не выше маленького ребёнка, их тела очень тощие и костлявые. Эти существа совершенно не признают одежды, однако на головах носят остроконечные шапки. У большинства калликанцаров вместо ступней ослиные и лошадиные копыта. По некоторым сведениям, ближайшими родственниками этих существ являются кентавры. Передвигаются они на хромых, увечных и слепых курицах или на маленьких осликах и лошадях размером не больше крупной собаки. Калликанцары совершенно слепы, поэтому их всегда сопровождает необычное существо по имени куцодаймон. В мире людей калликанцары и куцодаймоны обычно появляются в канун Рождества. Исчезают калликанцары после первого же крика петуха. Издевательства калликанцаров над людьми достаточно неприятны, но более безобидны, чем проделки куцодаймона: они нередко мочатся в ведра и кастрюли с водой, закапывают какую-нибудь гадость в остывшие угли кухонного очага, пачкают обивку мебели и царапают полы. Оставленную на плите пищу вредные существа растаскивают по всему дому, кастрюлю с супом могут вылить прямо в постель. Спастись от вредных проделок калликанцаров довольно просто. Нужно тщательно закрывать все емкости, наполненные водой, и держать на подоконниках растения, которые отпугнут непрошеных гостей, - иссоп или аспарагус. Иногда для борьбы с пакостливыми существами крестьяне собираются вместе и обходят по очереди все дома, держа в руках горящие факелы. КАМИ Рыба вызывающая землятресения. По учению Фалеса Милетского, земной шар плавает в воде, подобно кораблю, и что, когда воду эту будоражит и волнует буря, происходят землетрясения. Японские историки и мифологи восемнадцатого века предлагают совершенно иную сейсмологическую теорию. В "Священных Писаниях" мы читаем следующее:"Под плодородной землей Тростниковых Долин лежит Ками, имеющий облик рыбы-усача; когда он двигался, начинались землетрясения, пока Великий Бот Оленьего Острова не воткнул свой меч глубоко в землю и не пронзил голову Ками. С тех пор, если злобный Ками шевелится. Бог протягивает руку и нажимает на меч, пока Ками не угомонится". Рукоять этого меча, высеченная из гранита, торчит фута на три над землею недалеко от святилища в Кашиме. В семнадцатом веке некий феодал шесть дней копал там землю и все же не добрался до верхушки клинка. По народным поверьям, Джиншин-Уво, или Рыба Землетрясений, - это угорь длиною семьсот миль, который держит на своем хребте Японию. Он лежит, вытянувшись с севера до юга, голова его - возле Киото, а хвост возле Аромори. Некоторые логически мыслящие ученые отстаивали обратную позицию, так как на юге Японии землетрясения более часты, и это легче объяснить движениями хвоста угря. Животное это в какой-то мере сопоставимо с Багамутом мусульманских преданий и с Мидгардсормром Эдды. В некоторых регионах Рыбу Землетрясений заменяет с сомнительным успехом - Жук Землетрясений, Джиншин-Муши. У него голова дракона, десять паучьих ног и чешуйчатое туловище. Его местопребывание не вода, а земля. КАМПИР Кампир - в таджикской мифологии женские духи, персонифицирующие явления природы. По разным представлениям, Кампир производила гром вытряхиванием своих шаровар, верчением маслобойки или ударами в бубен. В некоторых районах Таджикистана известна Кампир Оджуз, видимо, отождествлявшаяся с зимой, морозом и холодным ветром. Семь дней до весеннего равноденствия (Науруза) здесь называли периодом Оджуз или «Кампир дар гор» («старуха в пещере»): считалось, что в это время Кампир загоняло холодным ветром в пещеру. Согласно одному из преданий, Кампир имела сорокоухий котёл, в котором варила попадавших к ней людей (ср. слав. бабу-ягу). В таджикском эпосе «Гургули» Кампир принимает любой облик и мучает попадающих к ней в плен людей. КАППА При всём разнообразии персонажей японской демонологии, связанных с водой, наибольшую известность приобрёл обитатель рек, своего рода водяной - каппа, что значит "дитя воды". Его облик вполне бы соответствовал этому имени, если б не его поступки. В представлениях японцев каппа был существом исключительно мужского пола. Лицо у него близкое к обезьяньему, глаза круглые. На спине - панцирь, как у черепахи. Лапы похожи на лягушачьи. На голове - особое углубление, в котором плещется вода. Именно это углубление и является местом концентрации могущества каппы: если вода из этой ложбинки вытекает, водяной теряет свою силу и становится абсолютно беспомощным. Каппа считался в Японии очень опасным существом, которое промышляло тем, что заманивало или просто затаскивало силой людей и животных в воду. О случайно утонувших было принято говорить, что их уволок каппа, а детям строго-настрого запрещалось играть на берегу реки. В воде каппа был поистине всемогущ. Недаром и теперь в Японии, когда хотят подчеркнуть чьё-либо особое дарование, говорят, что учить этого человека его же собственному ремеслу - всё равно что "учить каппу плавать". Правда, и на земле каппа чувствовал себя достаточно уверенно. Говорили, что он выходит из воды для того, чтобы украсть дыню или огурцы, лошадь или корову, а может быть, и человека. Считалось, что каппа питается внутренностями своих жертв, а также высасывает кровь. Типичный образ каппы, сложившийся в народных легендах и сказках, - это образ воришки, как правило пойманного и наказанного. Однако победить каппу силой дано было лишь истинным храбрецам. На бытовом же уровне из поколения в поколение передавались всевозможные рекомендации, как избавиться от каппы с помощью смекалки. Так, например, на севере Японии существовало представление о том, что каппы, несмотря на свою жестокость, очень вежливы. И потому, встретив каппу, какой бы ужас вы ни испытывали, надо низко ему поклониться. Тогда каппа ответит вам тем же, и жидкость из ложбинки вытечет. Другой способ - воспользоваться слабостью этого существа к огурцам, которых оно предпочитает человеческой плоти. Если написать на огурце имена и возраст членов семьи дарителя, им не будет грозить опасность от благодарного каппы. А если в схватке с каппой Вы оторвёте ему руку (что случается нередко), то каппа, обладающий способностью "приживлять" оторванные части тела в течение трёх дней, будет приходить и просить вернуть ему руку. В благодарность за возвращение конечности, каппа может наделить Вас даром врачевания, или дать много денег. Думается, однако, что было бы несправедливо рассматривать каппу как однозначно вредоносное существо. Японский фольклор знает немало примеров застенчивости и беспомощности каппы, его желания помочь человеку и даже подружиться с ним. Вообще связь человека с водяными на деле оказывается весьма прочной. КАРАКОНДЖАЛ Тоже что и Кикимора. КАРБУНКУЛ В шестнадцатом веке в Южной Америке это название было дано испанскими конкистадорами таинственному животному - таинственному, так как никто никогда не разглядел его настолько, чтобы понять, птица это или млекопитающее, покрыто оно перьями или же мехом. Поэт-священник Барко Сентенера, утверждающий, будто видел его в Парагвае, описывает его в своей поэме "Аргентина" (1602) как "небольшого зверька с блестящим зеркальцем на голове, похожим на пылающий уголь...". Другой конкистадор, Гонсало Фернандес де Овьедо, связывает зеркало или сияющий в темноте свет - и то и другое он видел в Магеллановом проливе - с драгоценными камнями, которые, по поверьям, драконы прячут в своей голове. Эти сведения он почерпнул у Исидора Севильского, писавшего в своей "Этимологии" следующее:"Его добывают из головы дракона, однако он твердеет, становясь драгоценным камнем, лишь тогда, когда голова отсечена у живого чудовища; по сей причине колдуны отрубают голову у дракона спящего. Храбрецы, желающие проникнуть в логово дракона, берут с собою зерна, которые нагоняют на этих чудищ сон, и, когда драконы уснут, отсекают им головы и вынимают самоцветы". Обладание карбункулом приносит богатство и счастье. Барко Сентенера претерпел множество лишений, отыскивая на берегах парагвайских рек и в тамошних джунглях это неуловимое существо, однако так и не нашел его. До нынешних дней об этом звере с его таинственным камнем в голове нам больше ничего не известно. КАРЛИКИ Карлики (гномы, лепреконы) - в большинстве случаев символ скрытых сил, тайных сокровищ, мастерства и знаний, игравший в народных верованиях двойственную роль. Они также отмечены в своей антипатии к эльфам, которая объясняется различными причинами. КАРС Крылатым или небесным Карсом в легендах хантов и манси зовут фантастическую птицу гигантских размеров с человеческой головой и большим клювом, позади рук с длинными когтями растут у Карса два мощных крыла. Карс может говорить по человечьи, и обладает нечеловеческой силой. КАСА-НО-ОБАКЭ В японской мифологии привидение-оборотень. Буквально его имя переводится как "Привидение-зонтик". Деревянный зонтик с одним глазом и одной ногой, котоое любит пугать людей. Но в общем никакого больше зла людям не приносит. КАТОБЛЕПАС По сообщениям Плиния где-то у границ Эфиопии, близ верховья Нила, живет «дикий зверь, называемый "катоблепас", небольшого размера, неуклюжий и медлительный во всех своих движениях, только голова у него так велика, что он с трудом ее носит и всегда ходит, опустив ее к земле, а ежели бы он так не делал, то мог бы изничтожить весь род человеческий, ибо всякий, кто глядит ему в глаза, тотчас погибает». По - гречески "катоблепас" означает "смотрящий вниз". В конце "Искушения Святого Антония" Флобер описывает его и приводит монолог: «... (черный буйвол с головой кабана, которая волочится по земле, с тонкой шеей, длинной и дряблой, как порожняя кишка, лежит на брюхе. Его ноги закрыты длинной жесткой гривой, скрывающей так же морду). - Тучный, унылый, медлительный, я ничего не делаю, лишь наслаждаюсь, ощущая под своим брюхом теплую грязь. Голова моя так тяжела, что я не в силах ее поднять. Я лишь медленно ею ворочаю и, с трудом разжимая челюсти, языком вырываю из земли ядовитые травы, увлажненные моим дыханием. Однажды, сам того не заметив, я сожрал свои передние лапы. Никто никогда не видел моих глаз, Антоний, вернее, те, кто видел их, умерли. Если бы я поднял свои багровые пухлые веки, - ты тотчас упал бы замертво». КЕЙННАРИ Женщины-птицы необыкновенной красоты, добрые и влюбчивые, судя по легендам, известны всей Юго-Восточной Азии. Вообще-то, они обитают на небе, но часто спускаются на земли Бирмы, Таиланда, Кампучии. Там их можно увидеть и даже познакомиться с ними по ближе, если следовать бирманской сказке. «Если пойдешь прямо на восток и будешь идти целый день, то увидишь большое озеро, где растут красивые лотосы. На то озеро каждый день слетаются семь прекрасных сестер-кейннари. Перед тем как войти в воду, сестры снимают с себя украшения и складывают на берегу. А когда на прекрасных сестрах-кейннари нет украшений, они теряют свою волшебную силу и не могут уже вернуться на небо. Если ты спрячешь те волшебные украшения, то сможешь взять себе в жены одну из сестер,будет она в твоем доме жить и служить тебе». КЕЛПИ Келпи - водяная лошадка. Келпи селятся в реках, избегая озер и морей. Это оборотень, способный превращаться в животных и в человека (как правило, келпи перекидывается в молодого мужчину с всклокоченными волосами). У него дурная привычка пугать путников - он то выскакивает из-за спины, то неожиданно прыгает на плечи. Перед штормом многие слышат, как келпи воет. Гораздо чаще, чем человеческое, келпи принимает обличье лошади; бывает, у него на лбу вырастают два длинных рога, и тогда он смахивает на помесь коня с быком. Всем своим видом келпи как бы приглашает прохожего сесть на себя, а когда тот поддается на уловку - прыгает вместе с седоком в реку. Человек мгновенно вымокает до нитки, а келпи исчезает, причем его исчезновение сопровождается грохотом и ослепительной вспышкой. Но порой, когда келпи чем-то рассержен, он разрывает свою жертву на куски и пожирает. Следы келпи легко узнать, копыта у него поставлены задом наперед. Келпи способен растягиваться в длину на сколько угодно, а человек к его телу как будто прилипает. С помощью волшебной уздечки келпи можно на какое-то время приручить, но когда действие чар закончится, он станет еще опаснее. Еще келпи может являться в обличье прекрасного принца и соблазнять девушек. Узнать его можно по мокрым с ракушками или водорослями волосам. КЕНТАВР Классический кентавр — существо с туловищем и ногами лошади и человеческими головой и руками. Однако существует немало вариаций его внешнего вида. Кентавр мог быть и крылатым. Во всех этих случаях он оставался человеком-лошадью. В средние века появились онокентавр (комбинация человека и осла), букентавр (человек-буйвол) и леонтокентавр (человек-лев). В индийском искусстве известно изображение человека с ногами буйвола (или лошади) и хвостом рыбы. Для обозначения существ, не схожих внешне с лошадью, но сохраняющих черты кентавра, внаучной литературе используется термин “кентавроиды”. Образ кентавра, видимо, возник в Вавилоне во 2-м тысячелетии до н. э. Кочевники касситы, пришедшие в Месопотамию из Ирана около 1750 года до н. э., вели ожесточенную борьбу с Египтом и Ассирией за владычество на Ближнем Востоке. По границам своей империи касситы воздвигали огромные каменные изваяния богов-хранителей, среди них — кентавров. Одно из них изображало крылатое существо с лошадиным туловищем, двумя лицами — человеческим, глядящим вперед, и драконьим, обращенным назад, и двумя хвостами (лошадиным и скорпионьим); в руках — лук с натянутой тетивой. Другой известный монумент — изваяние классического кентавра без крыльев с одной головой и одним хвостом, готового выстрелить в противника из своего лука. Разумеется, то, что касситы изображали кентавра в своих скульптурах, вовсе не означает, что они же его и придумали, но, поскольку империя касситов прекратила существование к середине XII века до н. э., мы можем с полным правом утверждать, что история кентавра насчитывает более трех тысяч лет. КЕРБЕР Кербер - чудовищный пес. Имел пятьдесят голов (в классическом искусстве - только три), на шее у него извивались змеи, хвост оканчивался головой дракона с огромной пастью. Порождение Ехидны и Тифона, брат Лернейской гидры, Немейского льва, орла Зевса, Орфа, Сфинкса и Химеры. Охранял выход из Аида - впускал души умерших, но не давал им выйти назад. Геракл сумел вывести его из Аида. В третьем круге Ада "Божественной комедии" Данте Кербер терзает чревоугодников. КЕРГЕРАЙТ В Уэльсе обитает кергерайт - или, как ее иначе называют, плакальщица. Ее рыдания слышатся накануне эпидемий или катастроф - словом, событий, в которых суждено погибнуть многим. По описаниям тех, кто слышал ее голос, он напоминает "стон находящегося при смерти; сперва доносится как бы издалека, потом становится все громче. Затем трижды, звучит крик: первый раз громко и отчетливо, второй - слабее, третий - совсем тихо. Это предвестье смерти". На побережье она появляется перед кораблекрушением, причем ее сопровождает бродячий огонек. КЕРЫ Духи смерти в греческой мифологии. Керы - дети богини ночи Никты, приносящие людям страдания и смерть. Древние греки представляли кер крылатыми женскими существами, которые подлетали к умирающему человеку и похищали его душу. КИДАЛЬНИЦА В славянской мифологии, женский демонический персонаж, обитающий в грудах камней; возможно, искаженно название кудельницы, удельницы. В Заонежье полагали, что кадильница обитает в грудовьях (кучах) камней, плетёт венки из васильков и обычно безвредна. Возможно, кадильница связана с теми каменными грудами, которыми крестьяне обозначали границы полей, межи, свои уделы; вероятно она, будучи существом, персонифицирующим удел, долю, могла быть и духом - охранителем полей и границ, подобно Чуру. КИКИМОРА Злой дух, маленькая женщина. Поначалу у древних славян кикимора была ночным божеством сонных мечтаний. Позднее кикиморами стали называть некрещеных или проклятых во младенчестве матерями дочерей, которых уносят черти а колдуны сажают к кому-нибудь в дом. Кикимора путает пряжу и ворует маленьких детей. Кикиморы хотя и бывают невидимы, но с хозяевами репликами перебрасываются. Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет горшки и плошки, портит хлебы и пироги, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. Днем она сидит за печкой невидимкою, а ночью прядет иногда или проказничает. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его как овсяный столп; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками... Детей часто находили на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке. КИЛЛМУЛИС Обитает в северных областях Англии. Живёт киллмулис на мельнице - в народе считается, что на каждой мукомольне обязательно есть такое существо. Обычное место его обитания - большая печь или теплый просторный камин. У этого фейри почему-то нет рта, зато имеется нос громадных размеров, которым диковинное создание на очень большом расстоянии чует запах съестного. Киллмулис старается во всём помочь мельнику и заботится о его благополучии. Предчувствуя надвигающееся несчастье, он забивается в темный угол и начинает громко плакать, своим поведением напоминая бэнши. Когда жена мельника готовится родить, киллмулис бежит за повивальной бабкой. В Хэллоуин он помогает девушкам в гадании, предсказывая им судьбу. Однако киллмулис может и набедокурить: подсыпать в отборное зерно, приготовленное для помола, угольков и золы, смешать готовую муку с пылью и мусором. Тогда хозяин должен выйти на середину комнаты и громко сказать: "Киллмулис, где же ты был, когда я резал свинью? Теперь ты не получишь угощения". Напроказившее существо немедленно объявится и попросит прощения. В Дании и Голландии обитают близкие родственники киллмулисов - каботеры. Они также помогают хозяевам жилища, в котором обитают, однако их умственные способности оставляют желать лучшего. Это не мешает каботерам быть превосходными плотниками и резчиками по дереву. КИМАПУРУШИ Кимапуруши - чудовищный Дэвы, полу-люди, полу-лошади. Аналог видимо кентавров. КИТАЙСКИЙ ЛИС По виду ничем не отличается от самой обыкновенной рыжей лисицы, живущей в наших краях. Однако у него есть некоторые особенности, не характерные для простых животных. Продолжительность жизни китайского лиса - от восьмисот до тысячи лет. Многие всерьёз полагают, что появление этого красивого существа предвещает беды и несчастья. Интересно, что каждая часть тела лиса имеет определённое магическое свойство. Если китайский лис ударяет о землю своим большим пушистым хвостом, на этом месте сразу же вспыхивает огонь. Кроме того, это животное очень любит предсказывать будущее и подслушивать человеческие разговоры. Нередко чудесный лис приходит к людям в обличье стариков или молодых парней. Характер у волшебного животного очень непростой. Как и все его собратья, китайский лис очень хитёр и осторожен, к людям всегда относится недоверчиво и предпочитает держаться на некотором расстоянии от них. Поскольку норы этих животных часто располагаются неподалеку от старых заброшенных кладбищ, многие полагают, что в китайских лисов вселяются души умерших людей, которые не смогли попасть ни в ад, ни в рай. КИТОВРАС Образ сказочного чудовища славян, отождествляемый с греческим кентавром. В рукописных текстах китоврас упоминается с XIV века. Он является персонажем "Повести о Соломоне и китоврасе". По-видимому, образ кентавра заменил демона Асмодея, чуждого русским читателям. Китоврас отвечает на вопросы царя Соломона и даже соревнуется с ним в мудрости. После распространения на Руси легенд о соломоне Китоврас становится персонажем многих рассказов. Его наделяют традиционными чертами оборотня, который днем в виде человека правит людьми, а ночью в виде "зверя - китовраса" является царем зверей. Вероятно, в образе китовраса также проявились представления о "людях дивьих", фантастических народах, якобы населявших окраины мира. Образ китовраса повлиял и на изображение Полкана из переводной повести о Бове - Королевиче. КИЦУНЭ В японской мифологии лисы-оборотни. Считаются умными хитрыми созданиями, умеющими превращаться в людей, как тануки. Подчиняются Инари, богине злаковых растений. В Японии известны китайские легенды о лисах, превращающихся в прекрасных девушек и совращающих юношей. Как и тануки, лисам ставят статуи, особенно их много у святилищ Инари. В домах, изображение кицунэ в нэцкэ ставили при входе, чтобы отогнать обман и ложь, которые могут принести нехорошие люди. КЛАБАУТЭРМАНЫ Английские фейри с таким необычным именем живут внутри носовых фигур парусных кораблей. Согласно легендам, клабаутерманы обитают внутри деревьев. Когда дерево спиливают и делают из него носовую фигуру судна, необычные создания снова забираются внутрь и таким образом отправляются в плавание вместе с кораблями. Рост клабаутермана обычно не более метра. Одевается он в красную куртку, а на голове постоянно носит круглую красную шляпу. Изредка клабаутерман надевает желтые или белые штаны и большого размера сапоги с высокими голенищами. Часто клабаутерманы помогают в работе корабельным плотникам, но не потому, что им нравится общаться с людьми, - этим созданиям очень приятен шум, возникающий при обстругивании досок, и стук молотков по дереву. Клабаутерманы не терпят присутствия преступников и бунтарей на борту корабля, вредят людям, ворующим у них пищу, а также стараются извести алкоголиков и сквернословов. Перед человеком эти существа появляются, чтобы заранее предупредить о надвигающейся опасности, например, перед сильным штормом или неминуемым кораблекрушением. Считается, что старшее поколение клабаутерманов было много сильнее, чем молодое. Так, для разжигания курительной трубки раньше был нужен всего один клабаутерман, а сейчас требуется трое каботеров: один держит трубку, другой подносит огонек, а третий затягивается. КЛУРАКАН Клуракан - в ирландском фольклоре старички, обитающие в винных погребах; они следят за сохранностью вина и пива и, если хозяин дома - пьяница, не отказывают себе в удовольствии промочить при случае горло. Клураканы также пугают бесчестных слуг, если те повадятся воровать вино. Иногда клуракан становится весьма настырным в своих притязаниях, а, если от него решают избавиться, переехав в другой дом, он просто-напросто забирается в какую-нибудь бочку с вином и сопровождает хозяев. Обычно клураканы расхаживают в красных курточках, поскольку принадлежат к одиноким фейри, которые, в отличие от бродячих, предпочитают в одежде именно красный цвет. Если подружиться с клураканом, он может подсказать, где зарыт клад. Клураканы любят выпить и, когда навеселе, катаются на овцах, подбрасывают в воздух шляпы и вопят от радости. КОБЛИНАИ В английской мифологии cчитается близкими родственниками кобольдам и стуканцам. Обитают они в Уэльсе. Внешне коблинаи выглядят как приземистые и коренастые человечки, одетые в робы рудокопов. Нередко они достигают среднего человеческого роста, однако из-за некоторых особенностей телосложения всё равно кажутся карликами. На голове у них повязаны красные или желтые платки из плотной домотканой материи. К людям коблинаи относятся очень тепло и дружелюбно, в случае необходимости всегда готовы прийти на помощь. Однако эти существа могут разозлиться, если люди насмешливо отзовутся о них. Рассерженные коблинаи начинают бросать камни в обидчиков, но меткость этих существ оставляет желать лучшего. Эти удивительные существа постоянно таскают с собой молотки и тяжелые кирки, однако сами никогда не занимаются добычей руды, предпочитая проводить время в танцах и веселье. Если человек сумел понравиться коблинаям, они могут показать ему, где проходит золотая жила. Следует обязательно отблагодарить этих существ за оказанную услугу, иначе они могут увести добытчика в сторону от богатого месторождения или устроить в штольне обвал. Встреча с коблинаем считается очень хорошей приметой - они обычно попадаются вблизи залегания полезных руд. Найти драгоценную жилу можно, если ночью встать неподалеку от шахты и внимательно прислушаться, с какой стороны раздастся негромкий стук молоточков. КОБОЛЬД Кобольды - в немецком фольклоре дальние родственники английских стуканцев. Они живут в шахтах и штольнях, отличаются гораздо более злобным нравом, чем их родичи. Обожают устраивать камнепады и завалы, перерезают веревки, гасят лампы на шлемах шахтеров. Что любопытно, минерал кобальт получил свое название именно от кобольдов: по слухам, он почему-то напоминают рудокопам о зловредных духах - видимо потому, что попадался часто, а ценности не имел никакой. У кобольдов рыжие волосы и бороды, они малы, как дети, но сильны и крепки, по желанию могут становиться невидимыми, а когда захотят - появляются перед людьми под видом коротышек в красных шапках КОЛОВЕРТЫШИ В русской мифологии существа, помогающие ведьмам, колдунам, накапливающие в себе достаток и приносящие его в дом. В поверьях Тамбовщины коловертыш — фантастическое существо, помощник ведьмы. Он похож на зайца, но спереди у него большой мешкообразный зоб. В этот «мешок» коловертыш забирает добытые ведьмой молоко, масло, а дома изрыгает их в посуду, которую приготовила ведьма. Коловертыша может иметь и облик черной кошки (тоже с зобом-мешком), обитать под полом или под печкой у наделенных колдовскими уменьями людей. «Коловертый» означает «быстрый», «верткий». В Поволжье коловершей именуют и кошку-оборотня, а также существо, похожее на человека, как и коловерша, помогающее хозяину дома. КОНАКИ-ДЗИ-ДЗИ Буквально это переводится как "старик, плачущий как ребенок". В японской мифологии чудовище, которое может управлять своим весом. Обычно оно принимает вид младенца с лицом старика и лежит на дороге. Когда его кто-нибудь поднимет, оно начинает плакать и немедленно увеличивает свой вес во много раз, пока сердобольный странник не свалится под такой ношей. КОНИ ДИАМЭДА В греческой мифологии - дивной красоты и силы кони, принадлежавшие жившему во Фракии царю бистонов, Диомеду. Они были прикованы железными цепями в стойлах, так как никакие путы не могли удержать их. Коней этих царь Диомед кормил только человеческим мясом. Мясом чужеземцев, приставших к его городу из-за чудовищных бурь, частых там. Их захватил и привёз к Эврисфею Геракл. Но, пока Геракл дрался с царём Диомедом и его бистонами, кони, охранявшиеся Абдером, сыном Гермеса, сумели свершить своё последнее черное дело - растерзать Абдера. Эврисфей же велел выпустить их на волю, где они, убежав в горы Ликейона, покрытые густым лесом, были, по преданию, растерзаны дикими зверями. КОРИ По верованиям орочей, народности Дальнего Востока, на краю земли растет железное дерево с тремя ветвями. На нем живет Кори - мифическая птица: вместо носа у нее - пешня, вместо крыльев - сабли, а вместо хвоста - обычное копье, с которым ходят на медведя. КОРОБОКУРУ В японской мифологии своего рода гномы, которые живут в джунглях, вдали от людей. Раса охотников и собирателей. Ростом около полутора метров, с длинными руками и кривыми ногами. Всегда нечёсаные бороды и волосы, твёрдая шершавая кожа. Взаимная неприязнь с людьми. КОРРЭДЫ Обитают на полуострове Бретань, на гишпанских землях и в Корнуолле. Они живут в глубоких норах или пещерах, причем всегда стараются поселиться ниже уровня моря. Внешность их может показаться устрашающей: ярко-красные глаза, светящиеся в темноте, и при этом довольно темная кожа, в сумерках кажущаяся почти черной. На спине у корредов находится уродливый горб, вместо пальцев на руках растут кривые кошачьи когти, а ноги заканчиваются копытами, напоминающими козлиные. Голоса у этих созданий негромкие и хриплые, однако их смех обычно слышен издалека. Корреды мужского пола постоянно таскают с собой объемистые кошельки, в которых находятся их собственные отрезанные волосы и пара остро наточенных ножниц. Корред не отличается симпатией к людям, однако не причиняет им вреда без особых причин. Если заплатить им небольшую сумму, эти существа охотно одалживают деревенским жителям свой домашний скот, инструменты и посуду, точат серпы и ножи, оставленные с вечера на специально положенных для этого камнях. Иногда корреды соглашаются присмотреть за свиньями, если за услугу им пообещают немного свиного сала. Эти диковинные создания умеют колдовать и предсказывать судьбу. Они очень любят танцевать и нередко кружатся под музыку с таким усердием, что под их ногами трава вспыхивает ярким пламенем. Если люди пытаются запретить им веселиться, корреды злятся и жестоко мстят: жены обидчиков после этого рождают детей, похожих на соседских мужчин. КОРРИГАНА Корриганы - хранительницы родников и источников. Они живут под землей. Зачастую рядом с родниками можно обнаружить дольмены. Когда наступает полнолуние, корриганы принимаются расчесывать свои длинные волосы золотыми гребнями, медленно и неторопливо, словно в такт течению воды, которая в такие ночи приобретает целительные свойства. Причесавшись, они купаются и поют. Если смертный мужчина услышит песню корриган, он обречен - либо он женится на корриган в течение трех дней, либо умрет. Вполне возможно, что корриганы состоят в родстве с корред. Они не выносят даже упоминания об Иисусе Христе - или Белом Боге, как зовут его фейри; сутана священника приводит их в ярость, а имя девы Марии звучит как ругательство. Каждую весну у них бывает праздник, на котором они по очереди пьют из хрустального кубка, приобщаясь к тайнам поэзии и мудрости. Ростом корриганы около двух футов и прекрасно сложены. Они носят развевающиеся белые одежды, могут по желанию менять обличье, становятся то пауками, то угрями или змеями. Ночью корриганы кажутся невыразимо прекрасными, их золотистые волосы светятся собственным светом. Днем же волосы тускнеют, глаза наливаются кровью, а кожа высыхает, словно у древних старух. КОТ-БАЮН Персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван - царевич надевает железный колпак и железные руковицы. Поймав животное, Иван - царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя. Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным. Образ кота ученого - неотъемлемого представителя сказочного мира - он ввел в Пролог поэмы "Руслан и Людмила". КОЩЕЙ МЕДНОБОРОДЫЙ В польских сказках чудище водяное. Водяной с медной бородой, жабьей головой, рачьими клешнями и огромными глазами. Умеет колдовать. Разговаривая всё время подквакивает. Имеет власть над всеми водами, вплоть до подземных. "Из колодца, глаза в глаза, чудище на него глядит: голова жабья с бадью, рот от уха до уха, глазищи как лукошки, вместо рук - клешни рачьи...высунулось чудище из колодца наполовину - рыжая бородища раскинулась по воде, точно ржавые водоросли, каждый волосок поодиночке шевелится. - Я - Кощей Меднобородый, владыка подземного царства... Вдруг вспенилась вода в реке, волны о берег ударились. Птицы в страхе разлетелись. Затрещали кусты, и послышался голос скрипучий, в замке до той поры не слыханный... Идёт Меднобородый, как утица, вперевалку. Глазищи выпучил, клешни выставил. Идёт - рыжей бородой землю метёт..." КРАКЕН Скандинавский вариант Саратана и арабского дракона, или морского змея. Спина у Кракена шириною в полторы мили, в его щупальца способны охватить самый большой корабль. Огромная эта спина выступает из моря, подобно огромному острову. У Кракена есть привычка затемнять морскую воду извержением некой жидкости. Такое утверждение породило гипотезу, что Кракен - это осьминог, только увеличенный. КРАПЧИК Крапчик - пчелиный царек в русских повериях. "И приведоша к ножиям твоим крапчика и матку со всею силою пчелиною. Куда, Господи, девать и сажать?" (из заговора) Крапчик - "с вершок длины, серого цвета: живет будто бы один на пчельнике" (Калужск.) КРАСНАЯ ШАПКА Красные шапки - это прозвище носят едва ли не самые злобные из гоблинов. Они живут в развалинах древних башен и крепостей, в которых бушевали когда-то жестокие битвы. Чем кровопролитнее было сражение, тем сильнее радовались гоблины - они красят свои шапки человеческой кровью. У Красных Шапок длинные, торчащие изо рта клыки, костлявые пальцы, которые заканчиваются когтями, огромные налитые кровью глаза, спутанные грязные волосы, ниспадающие на плечи; они носят железные башмаки, в руках обычно держат посохи. Силой с Красной Шапкой не совладать, его можно отогнать только крестом или железом. КРАТИОНСКАЯ СВИНЬЯ Громадная дикая свинья, порождение Тифона и Эхидны. Она опустошила всю местность вокруг Кромиона (город на Истме, недалеко от Коринфа). Была убита Тесеем, проезжавшим мимо по пути из Дельф в Афины. "...Дальнейший путь Тесея шёл через Кромион. Вся местность вокруг была опустошена громадной дикой свиньей, порожденной Тифоном и Эхидной. Жители Кромиона молили юного героя избавить их от этого чудовища. Тесей настиг свинью и поразил её своим мечом..." КУАФУ Куафу - в древнекитайской мифологии великаны. Юань Кэ говорил: "Люди этого племени были огромного роста и обладали величайшей силой, из ушей у них свешивались по две жёлтые змени и в руках они сжимали еще двух. Но были они добры и миролюбивы." Эти великаны выступили на стороне Чио против Хуан-ди и потерпели поражение. К племени куафу принадлежал и тот великан, который, по мифу, пытался догнать солнце. Юань Кэ сообщает: "Этот смельчак из племени куафу однажды загорелся великим желанием догнать солнце, посостязаться с ним в беге. И действительно, он помчался огромными шагами, подобно ветру, вдогонку за уходившим на запад солнцем. В мгновение ока он пробежал тысячу ли и в конце концов настиг солнце в долине Юйгу... Огненно-красный шар был перед ним. Этот смельчак оказался в его лучах, радостно расправил плечи, намереваясь схватит солнце. Но он целый день бежал и сильно устал, да и солнце жгло его так, что на сердце стало печь и во рту пересохло. Лег он тогда на землю и стал пить воду из рек Хуанхэ и Вэйшуй - в один миг пересохли обе реки, а свою жажду он все же не утолил. Побежал он на север, чтобы попить воды Великого Озера... Но он умер на полпути... Словно гора упал он на землю, и грохот от его падения разнесся по равнине, потряс горы и реки. Перед смертью он бросил палку, которую держал в руке, и она превратилась тотчас в густую зеленую рощу персиковых деревьев с сочными плодами, которыми смогли утолять жажду те, кт вслед за ним пустился бы догонять солнце". КУДЕЛЬНИЦА В славянской мифологии, женский дух, обитающий во ржи ("Все говорили, что во ржи есть кудельница, ребят сполохали: не ходите, ребята, в рожь"), в лесах ("говорили, что в лесах ходит кудельница") и, возможно, в домах. Буквальное значение слова кудельница - "пряха" и "льняница" (от "кудель" - "лён, льняная пряжа"). Облик кудельницы в поверьях был весьма расплывчат. Так, кудельница северорусских поверий схожа с полудницей или удельницей, кадильницей: верили, что она появляется в цветущем ржаном поле и оберегает его; она опасна для детей и может преследовать их, если они находятся в поле одни. Кроме того, считалось, что кудельница может появляться на лугах или на межах: говорили, что "в поле кудельница есть... траву по своим межам рвешь, а как мала на чужую зайдешь, клещами захватит". В образе кудельницы слились представления о духе поля и о существе, оберегающем межу, земельный надел, удел ("предел" поля); возможно, в народных поверьях она персонифицировала также и удел, судьбу человека. Вероятно, кудельница - это одно из обозначений русалки. Так, согласно поверьям, русалки появляются в поле во время цветения ржи, охраняют рожь (вспомните "Лісову пісню" Лесі Українки) и нередко пугают ребятишек, в одиночку бегающих по полю; они могут появляться в лесу и в доме; они связаны с пряжей (могут воровать пряжу, прясть в отсутствие хозяйки). Возможна также связь кудельницы с языческой богиней Макошью, связанно с полем (плодородием), а также с человеческой судьбой. КУЙ Таинственное чудовище. Никто не знает, как он выглядит, есть множество версий: похож на барабан, одноногий дракон, синий бык с одной ногой и человеческим лицом, умеет говорить и неплохо для быка соображает, на своей единственной ноге может прыгать по морю, как по суше, вызывая бури и гибель кораблей, дух деревьев и камней, живет в лесу. КУЛЭШАГА По старорусским поверьям - маленькие водяные чертики; нечистые духи в подчинении у колдунов. Кулиши Вятской губернии - маленькие чертенята разных цветов, появляющиеся во множестве на Святках. Куляш - водяной чертенок, который выходит из воды на Крещение (Волог.). автор энциклопеди Александрова Анастасия По распространенным представлениям. Рождество и Святки "празднуют" все силы и существа мира. В это время нечистые духи особенно активны - как "силы зла", и как воплощение "дохристианских", но необходимо сохраняющих свое влияние на мир и людей сил. Собираясь вместе, они появляются на земле, между людьми, в том числе выходят из воды, считающейся традиционным местообитанием нечистых, чертей. На Вологодчине и в Вятской губернии кулиши, куляши преимущественно водные чертенята. Представления о "судьбе" нечистых духов во время Святок неоднозначно кое-где говорят, что они выскакивают из воды только 19 декабря, во врет Водосвятия: "На Крещенье куляши из воды выходят, почему не ходят по вод чтобы не зачерпнуть куляша" (Долог.). На Ярославтцине 19 декабря (и в течение недели после него) не полоскали белья, опасаясь, что за него ухватится вылезет из воды нечистая сила. Название кулиш, куляш, по-видимому, заимствовано из финно-угорсю языков ("в финно-угорском ареале kul (куль) - весьма распространенный персонаж", это "дух", "злой дух") <Черепанова, 1983>. Интересно, что "куль" - это и "капюшон, головной убор в виде колпака Возможно, что в наименовании кулиш, куляш в какой-то степени отражены представления о нечистом духе как о существе с головой "шишом" или остроконечном головном уборе (кроме того, "кулемёс" - это "деятельный, бестолковый человек", "кулёмесить" - "дурить", что может характеризовал помощников-кулешат как очень деятельных, но суетящихся, бестолковых вредных: "Ну пошла кулемеса не от добра, а от беса" <Даль, 1881>; "Ну почал наш кулемёс кулёмесить, никому покою не дает, а толку ни на грош (Сарат.). КУМАРА Водяной, герой множества ирландских преданий. КУМО В японскоймифологии - пауки умеющие оборачиваться в людей. Весьма редкие существа. В обычном облике выглядят как огромные пауки, размером с человека, с горящими красными глазами и острыми жалами на лапах. В человеческом облике - прекрасные женщины с холодной красотой, заманивающие мужчин в ловушку и пожирающие их. КУРША Диковинная собака с орлиными крыльями описана в грузинском сказании об Амирани, кавказском Прометее. День и ночь грызла Курша и лизала тяжкую железную цепь, сковывавшую героя, надеясь освободить его. Орлособака часто встречается в грузинских сказаниях. У нее есть даже имя. "Курша — щенок орла. У орла среди птенцов иногда вылупляется щенок. Орлица тотчас поднимает этого щенка в небо и бросает его оттуда чтобы он разбился о землю, дабы человек не заполучил его и не вырастил. Эту Куршу подхватил однажды один охотник и стал ее растить. На лопатках у нее орлиные крылья. Когда она выросла, стала обладать такой ловкостью что в два прыжка настигала тура. Третий прыжок она считала постыдным". КУЦОДАЙМОНЫ Поводыри" слепых калликанцаров. "Поводырь" тащится позади толпы калликанцаров и постоянно ругает их нехорошими словами. Распространены они более, чем калликанцары - их можно встретить не только в Греции, но и на Мальте и в Турции. Хоть он вроде и является прислужником калликанцаров, но способен на поступки куда менее безобидные, чем те, что творят калликанцары. Нередко куцодаймон насилует молодых девушек и вспарывает своими рогами животы беременных женщин. У него огромная голова, торчащий изо рта язык и ноги разной длины. На спине куцодаймона находится огромный безобразный горб. Обычно куцодаймон исчезает лишь с третьим криком петуха, тогда как его спутники не выдерживают и первого сигнала, и нередко успевает учинить напоследок какую-нибудь пакость. Чтобы куцодаймон не смог проникнуть в человеческое жилище, рядом с порогом кладут решето и метлу, а внутрь дымохода помещают обглоданные свиные кости. Рекомендуется также по ночам кадить в жилых комнатах фимиамом. Самый действенный, хотя и дурно пахнущий способ - периодически сжигать в камине пару стоптанных сапог или кусок старого кожаного фартука. Следует помнить, что без принятия этих мер предосторожности куцодаймона не сможет удержать ни один замок. В одной из легенд рассказывается о том, как злобный куцодаймон лишил зрения королевскую дочь. Хвастаясь перед калликанцарами своей проделкой, он проговорился, что вернуть принцессе зрение может только сажа и зола из печной трубы их жилища. Эти слова услышал путник, случайно проходивший мимо, и воспользовался указанием монстра. Через некоторое время девушка снова стала видеть. КЫНСЫ Этнографы и археологи, работающие в Сибири, на берегах Енисея, Оби, Иртыша нередко находят небольшие деревянные фигурки черной птицы со змеиной головой. Это изображение кынсы - местных злых духов. Встреча с кынсы грозит всяческими неприятностями, но, как ни хитроумны зловредные змеептицы, этой встречи можно избежать: о приближении духов заранее предупреждает свист ветра - это голос кынсы. КЭЙЛИК БХИР Упоминания о существе по имени Кэйлик Бхир можно встретить во многих кельтских преданиях и легендах. Это создание нередко называют Синей Ведьмой и Старой Бабой. Согласно поверьям, Синяя Ведьма приносила зиму в горные области Шотландии. В давние времена Кэйлик Бхир довольно часто можно было встретить на скалистых вершинах гор и крутых склонах холмов, она появлялась обычно после празднования Дня Всех Святых. Внешность этого создания вполне оправдывает одно из его прозвищ - Старая Баба. Лицо Кэйлик Бхир темно-синего цвета (скорее всего от холода), волосы серебристо-белые, словно покрытые инеем. На плечах она носит широкую длинную накидку, по цвету напоминающую пшеничное поле, присыпанное снегом. По преданиям, Синяя Ведьма рано утром поднимается на вершину самой высокой горы и стучит о землю своим железным посохом так, что трава пригибается книзу и покрывается корочкой льда. Кроме ускорения прихода зимы, Кэйлик Бхир способна также насылать бури и ураганы. К весне сила Синей Ведьмы постепенно убывает. Ближе к кануну Майского дня она прекращает призывать ветры и метели и оборачивается простым серым камнем-валуном, который скатывается с горы в густые заросли кустов и спокойно пережидает жаркое лето, чтобы вновь вступить в свои права поздней осенью. КЭПКУЭНЫ Волшебные существа, которые когда-то жили в землях, окружающих Балканский полуостров. О них можно подробно узнать из многочисленных легенд и сказаний восточно-романских народностей. Согласно поверьям, они вернутся на землю незадолго до конца света. В различных источниках внешность кэпкуэнов описывается неодинаково. Они могут быть мелкими карликами и огромными, как дом, великанами. По своему виду эти существа немного напоминают людей, однако у многих из них две головы - собачья, покрытая густой шерстью, и человеческая, с длинными волосами, причем вторая постоянно обращена назад. Собачьей головой кэпкуэны способны перегрызать горло крупным псам и даже людям, человеческая же предназначается для выплёвывания костей. Самки способны, проголодавшись, убить и проглотить собственное потомство. У этих диковинных существ три зорких глаза; один из них, находящийся на затылке, никогда не закрывается, поэтому кэпкуэнов невозможно застать врасплох. В некоторых сказках содержатся сведения о том, что кэпкуэны, выбрав себе подходящую жертву, не сразу поедают её, а переносят в своё логово, где некоторое время откармливают её медом и грецкими орехами и поят волшебным вином. КЭРИНЕЙСКАЯ ЛАНЬ В греческой мифологии чудесная керинейская лань жила в Аркадии. Она опустошала поля, ибо послала её богиня Артемида в наказание людям. Эта лань была необычайно красива, рога у неё были золотые, а ноги медные. Подобно ветру, носилась она по горам и долинам Аркадии, не зная никогда усталости. Насчет того, как Геракл поймал лань, ранив её, есть два интересных момента: Во-первых, интересно, с какой же силой стрелял Геракл, что смог уставший, после года погони, пробить медную ногу керинейской лани, а также похоже, что сравнение шкуры немейского льва со сталью отнюдь не такое преувеличение, как казалось бы вначале; А во-вторых, интересно, как керинейская лань, раненная стрелой Геракла, а известно, что к тому времени Геракл уже вымочил все свои стрелы в яде Лернейской гидры, осталась живой ("...принёс живой в Микены керинейскую лань...")? "...Целый год преследовал Геракл керинейскую лань. Она неслась через горы, через равнины, прыгала через пропасти, переплывала реки. Всё дальше и дальше на север бежала лань. Не отставал от неё герой, он преследовал её, не упуская из виду. Наконец Геракл достиг в погоне за ланью крайнего севера - страны гипербореев и истоков Истра. Здесь лань остановилась. Герой хотел схватить её, но ускользнула она и, как стрела, понеслась назад, на юг. Опять началась погоня. Гераклу удалось только в Аркадии настигнуть лань. Даже после столь долгой погони не потеряла она сил. Отчаявшись поймать лань, Геракл прибег к своим не знающим промаха стрелам. Он ранил златорогую лань стрелой в ногу, и только тогда удалось ему поймать её..." Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: мифические, существа, часть, девятая, энциклопедия. Скачать zip-архив: Мифические существа. Часть девятая. Энциклопедия - zip. Скачать mp3: Мифические существа. Часть девятая. Энциклопедия - mp3. |
» Сонники и толкование снов. Какой сонник лучше выбрать?... «Мифические существа. Часть девятая. Энциклопедия» |
|