Просветление
www.PROSVETLENIE.org

Ничего лишнего, только Суть... мифические, существа, часть, шестая, энциклопедия
Мифические существа. Часть шестая. Энциклопедия
добавить в закладки
обновить страницу
закрыть окно





Мифические существа. Часть шестая. Энциклопедия

Мифические существа. Часть шестая. Энциклопедия


Реклама на сайте:

мифические, существа, часть, шестая, энциклопедия

Мифические существа. Часть шестая. Энциклопедия

» Опыт (посещения) Хроник Акаши. Что такое Хроники Акаша?...
» ВАНГА. Жизнь Ванги и её предсказания...
» Приближение к состоянию Транса во время проекции астрального тела...
» Полтергейст, загадки полтергейста, способы защиты от воздействия...
» СКВОЗЬ МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ... ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Боги Египта...

Астрал

мифические, существа, часть, шестая, энциклопедия МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА. ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ЛАМЕДВОВНИКИ
Есть на земле - и всегда были - тридцать шесть праведников, назначение коих - оправдывать мир перед Богом. Это ламедвовники. Они друг о друге не знают, и все очень бедны. Стоит человеку вдруг узнать, что он ламедвовник, он тут же умирает, и его место занимает другой, хотя бы и на другом конце земли. Сами о том не ведая, они тайные столпы, поддерживающие наш мир. Не будь их заступничества, Бог уничтожил бы род человеческий. Они наши спасители и сами того не знают.
Это мистическое поверье евреев было изложено Максом Бродом.
Отдаленные его корни можно усмотреть в восемнадцатой главе Книги Бытия, где Господь объявляет, что не уничтожит город Содом, если там найдется десять праведников. У арабов есть аналогичный образ - кутбы.

ЛАМИИ
По мнению римских и греческих классиков, ламии обитали в Африке. Кверху от пояса у них формы красивой женщины, нижняя же половина - змеиная. Некоторые называли их колдуньями, другие - злобными чудовищами. Они лишены способности говорить, однако умеют мелодично свистеть. Они завлекают путников в пустыне и пожирают их.
Происхождения они божественного - они потомки одной из многих любовных связей Зевса. Роберт Бертон в той части своей "Анатомии меланхолии" (1621), где говорится о любовной страсти, рассказывает историю одной ламии, принявшей человеческий облик и соблазнившей юного философа, "не менее прекрасного, чем она". Она увела его в свой дворец, находившийся в городе Коринфе. Приглашенный на свадьбу волшебник Аполлоний Тианский назвал ламию ее истинным именем, и вмиг исчезли и ламия и дворец. Незадолго до смерти Джон Китс (1795-1821), вдохновившись рассказом Бертона, написал поэму на этот сюжет.

ЛАМАШТУ
Ламашту - в аккадской мифологии львиноголовая женщина-демон, поднимающаяся из подземного мира, насылающая на людей болезни, похищающая детей; демон детских болезней. Изображалась кормящей грудью свинью и собаку. Её атрибутами нередко являются гребень и веретено. В шумерской мифологии ей приблизительно соответствовала Димме.

ЛАМЯ
В Болгарии широко известно это чудовище с телом змеи и собачьей головой. Ламя, окутанная черной тучей, опускается на поля и сады, пожирает урожай полей и фруктовых садов. Образ Лами глубинными корнями связан с древнегреческой Ламией.

ЛЕВ
Лев - как и орел, животное, символизирующее господство, часто фигурирует в геральдике и характеризуется в баснях как "царь зверей”. Астрологически связанные в качестве созвездия с "планетами" Солнца, его символические черты также имеют солнечный характер.

ЛЕВИАФАН
«Извивающийся зверь». Мифическое морское чудовище, образ которого перешел из Вавилона и Ханаана как персонификация всех сил зла. Бог создал Левиафана, чтобы «играть в нем»; у него было множество голов; он был уничтожен Богом в доисторические времена. Огромные глаза позволяют видеть сквозь темную толщу воды. в двойной ряд острейших зубов сверкает в огромной пасти. Длинная тонкая шея которую венчает огромная вытянутая голова.

ЛЕВКРОТА
В многотомной «Естественной истории» Плиния Старшего, жившего в Риме в I веке, о Левкроте рассказывается следующее. Она живет в Индии. Ростом Левкрота с осла. Задние ноги у нее оленьи. Грудь львиная, голова лошади. Рот — до ушей, а во рту вместо зубов одна сплошная костяная пластина. Левкрота издает звуки напоминающие человеческий голос, и чрезвычайно быстро бегает.

ЛЕМУРЫ
Приведения, появляющиеся в виде вампиров и высасывающие кровь у живых людей. Древние предполагали, что души людей после смерти блуждают по земле, смущая покой обитателей. Добрых духов называли Lares familiares (Семейные лары (лат.), злые же носили название Lemures.
У римлян был обычай справлять в мае в их честь празднества, называвшиеся "лемурии" или "лемуралии". Торжества длились трое суток, в течении которых храмы богов были закрыты и свадьбы запрещены. Существовал обычай бросать на могилы усопших черные бобы или сжигать их, так как считалось, что лемуры не выносят этого дыма. Произносили также магические слова и били по котлам и барабанам, веря что духи удалятся и больше не вернуться тревожить людей на земле.

ЛЕПРИКОН
Небольшие существа, похожие на гномов, жившие на холмах Ирландии. О них говорят, что у каждого из них есть горшок золота или он исполняет три желания. Если человеку повезло и он поймал Лепрекона, то он может заставить его показать то место, где спрятано его золото. Но берегитесь, поймать Лепрекона не легко, потому что он умен. Но как только поймали - никогда не смотрите в его глаза, он пропадет, стоит вам только мигнуть.

ЛЕРНЕЙСКАЯ ГИДРА
Чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. Жила гидра в болоте около города Лерна. Выползала она из своего логова и уничтожала целые стада.

ЛЕСАВКИ
Дети лешего и кикиморы. Они любят шалить, сбивают с дороги путников, путают тропы, сыплют на голову труху и обматывают паутиной.

ЛЕСТРИГОН
Лестригоны - мифическое племя великанов-людоедов, обитавшее на востоке Сицилии. В их стране стояли такие короткие ночи, что пастух, выводящий утром стадо на пастбище, встречал другого пастуха, загоняющего свой скот на ночь в стойла.

ЛЕТАВИЦА
У русских: злой дух в виде летящей звезды, принимающей на Земле образ человека, который чарует волшебными прелестями. Летвицы бывают женского и мужского пола. Последний в Малороссии называют перелистниками. Они, верят, что эти существа являются девушкам и юношам в уединении. Когда падает звезда, говорят «Баран голову сломал, да и ты!» Кроме того, от них носят при себе лук. Заболев от чар летавицы, лечатся соком трав: трояда, деляна и трояна.

ЛЕТАВЕЦ
Летавец, летун - змей или нечистый в облике змея у древних славян, посещающий женщин (в том числе — превращаясь в умерших или отсутствующих мужей)
По сообщению из Нижегородской губернии, «летуны будто бы являются тоскующим об умерших или о находящихся в отлучке, принимая вид и тех, других. Летучие неодинаковой величины, бывают с гуся и менее; полет а медленный и подобен колыханию, цветом они красные, подобно раскаленное углю; над тем местом, куда они летают, рассыпаются яркими звездами, а потому иначе называются рассыпучими»
В 1709 г. в Каменецком магистрате разбиралось судебное дело по обвинению мещанки Клецкой «в связи с лятавцем»: «На суде Клейкая старалась оправдаться, отрицая распущенные ею же слухи: „О лятавце я ничего не говорила и ничего об этом предмете не знаю"». Приводящий это свидетельство 3. Антонович замечает, что «лятавец - летучий злой дух - одно из суеверных объяснений падающих звезд».

ЛЕТУН
Змей или нечистый в облике змея у древних славян, посещающий женщин (в том числе — превращаясь в умерших или отсутствующих мужей).

ЛЕШИЙ
Лесовик-леший живет в лесной чащобе. Он умеет оборачиваться, является в виде дряхлого старика, либо дерева, медведя. Иногда он кричит в лесу и пугает людей. Леший - волчий и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу. Он охраняет лес и лесных зверей, потому его опасаются лесорубы и охотники. Леший то ростом с траву, то высотой с сосну, а обычно - простой мужичок, только кафтан у него запахнут на правую сторону и обутка обута наоборот; глаза горят зеленым огнем, волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей. Обличьем с человеком схож да только весь с головы до пят шерстью оброс. Встречному старается прикинуться человеком, но легко его разоблачить, когда глянешь через правое ухо коня.
Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки путая тропы и начиная водить кругами.
Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.
Леший был полноправным господином лесов. Но при этом он не гнушался покинуть свою территорию и досаждать людям в их жилищах. Сказывают, что лешие жили в лесу в избушке, брали в жены заблудившихся девушек, и вели самое обычное хозяйство. Только им ни сеять, ни жать, ни коров доить было не надо. Необходимый скарб и еду лешие добывали в деревне: смотрели, кто из хозяек не благословляет пищу, кто ленится перекрестить домашнюю утварь и одежду, кто не читает молитву перед дойкой или севом,- а затем похищали все это не благословленное добро. Впрочем, одинокие лешие обитали в густых камышах или лесных трущобах, и в основном развлекались заморочиванием людей.
Человеку с лешим лучше всего не встречаться. Является он в разных видах, будучи по своей сути духом бескрылым, бестелесным и безрогим. Излюбленное его обличье - дряхлый старичок, вдруг ни с того - ни с сего возникающий перед путником в лесу. Может он действовать и заочно, издавая дикие, наводящие ужас крики, отчего человек сбивается с пути и затем долго плутает. Довольный, что шутка удалась, леший истошно хохочет и хлопает в ладоши, что, бесспорно, радости заблудившемуся не прибавляет. Единственным средством против этих злых козней в народе считался следующий метод: обнаружив, что пути-дороги потеряны, следует вывернуть и надеть абсолютно всю одежду наизнанку - и тогда чары развеиваются, и горе-путнику удается покинуть страшный лес... Подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу.

ЛИ ЧЖУ
Ли Чжу - в древнекитайской мифологии трёхголовый человек, караулящий на священной горе Куньлунь волшебное дерево фучаншу, на котором созревает чудесный камень ланьгань.

ЛИДЕРК
Венгерский злой дух главной особенностью которого является то что он сосет у людей кровь. Предстает в разных обличьях: женщины, мужчины, животного или яркого света (типа блуждающего огонька или затухающей свечи, иногда светящегося тела, очертаниями похожего на человека). В отличие от оборотня лидерк не может превращаться по своей воле в то или иное существо. Лидерк многолик, но благодаря магической силе его можно видеть каждый раз только в одном обличье. Лидерк превращается в инкуба, имея дело с женщинами, и суккуба, имея дело с мужчинами. Сексуальные контакты с лидерком часто оканчиваются для партнера смертью от изнеможения. Чтобы спастись от него, нужно завязать подвязки вокруг дверной ручки и использовать против него стандартное в этих случаях снадобье - чеснок.

ЛИЗУН
Дух, обитающий за печкой или в подполье дома, домовой.
Лизун — одно из табуистических наименований домового духа, который, по поверьям, лижет, зализывает по ночам волосы людей, шерсть скота, вылизывает оставленную где попало посуду. Лизун может напоминать мохнатого зверька: «А то раз начал он (лизун) лизать меня по голове таким жестки» языком. Что, думаю, за притчи? Схватил я его за шерсть. Кошка да и только! А кошки у нас в дому, надо сказать, давно не бывало. Вижу, дело неладно. Давай молитву читать да креститься. Благо руки не отнялись, насилу открестился».
Таинственным мохнатым лизуном крестьяне стращали детей: «Лизун под печкой живет, там на кухне, в чулане. Не плачь, лизун тебя там съест. Лизун-то в подполье и живет».
Лизуном, который обитает под печкой и выходит оттуда, когда никого нет (может появляться и в банях), пугали ребятишек на Смоленщине, а также в Ярославской, Тверской, Костромской губерниях. «Еще лизуны бывало. Говорят нам: „Не ходите поздно!" — Кто-то желтенький глядит в окошко в бане! Зверюшка такой, четыре ноги, желтенький. Ти нам просто давалось, так на самом деле было».
На Смоленщине лизун — «детское пугало», но лизун — это и «сноп огня пламени».

ЛИЛИТ
"Ибо до Евы была Лилит", - гласит древнееврейский текст. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828-1882) на поэму "Eden Bower". Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему "glittering sons and radiant daughters" ("сверкающих сыновей и сияющих дочерей"). Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама, Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первоначальная форма мифа, которой следовал Россетти. В течение средних веков она изменилась под влиянием слова "лайил", что на древнееврейском значит "ночь". Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она - ангел, ведающий рождением людей, иногда повелевает демонами, которые нападают на спящих в одиночку или на бредущих по дорогам путников. В народном воображении она предстает в виде высокой молчаливой женщины с черными распущенными волосами.

ЛЛАМХИГИН-И-ДУР
Лламхигин-и-дур - в валлийском фольклоре водяные фейри, прозвище которых означает "прыгуны в воду". Они рвут рыбацкие сети, пожирают овец, которые случайно падают в воду; еще они испускают душераздирающие вопли, пугая рыбаков, которые застывают в оцепенении: тогда прыгуны хватают их и тащат на дно. Выглядят прыгуны как огромные жабы с крыльями и хвостом.

ЛИДВОРМ
Это существо является "родственником" дракона, но у него нет ног, а лишь только крылья.

ЛОБАСТЫ
По берегам рек, в камышах живут русалки-лобасты (албасты), они опаснее обычных русалок, ибо старше, опытнее и сильнее. В отличие от обычных русалок лобасты предстают часто в виде нежити - ужасных полумертвых старух.

ЛОСКОТУХА
Лоскотуха, лоскотка - особый вид русалок.
"Лоскотать" означает и «болтать», «трещать», и «щекотать». Лоскотуха «означает собственно: лоскочущая, т.е. щекочущая, щекотунья. В наших источниках (относящихся в основном к районам Украины и Белоруссии) нельзя не заметить стремления выделить лоскотух в особый разряд русалок, которые замучивают щекотаньем встречающихся им людей».
Лоскотухи - русалки, души девушек, умерших зимою, весною или летом. В полях они «залоскачивают» (защекочивают) насмерть парней и девушек.
Согласно поверьям многих губерний России (редко — Сибири и севера) русалки стараются заманить к себе человека, а затем могут защекотать, замучить его до смерти (в севернорусских и великорусских поверь такие действия чаще приписываются лешему).
Чтобы уберечься от русалок-щекотух, в период приблизительно с Троицы до начала Петровского поста старались не ходить в одиночку в лес или к воде а также в засеянное рожью поле, особенно после захода солнца; носили с со отпугивающие русалок травы (чеснок, полынь и т. д.). Наиболее опасными считались недели до и после Троицы. Хотя представления о русалках-щекотуньях общераспространенны, названием лоскотуха более характерно для южных, юго-западных районов России.

ЛЯРВА
По славянским поверьям злобный дух, чудовище, обитатель ада, порождение духа не получившего должного погребения. Они бродят по ночам и насылают на людей безумие. Вселившись в женское тело они становяться распутными и гулящими девками, не отвечающими за свои поступки.

МАВКИ
В славянской мифологии - любят появляться при полнолунии. Распоясывается так что не ставит ни во что ни охранительный чеснок, ни траву полынь. И через железную цепь не побоится перешагнуть. Мавки плещутся в реке а потом вылезают на берег чесать свои зеленые кудри, а путников просят одолжить им для этого дела свой грибешок. Если дать его наглым и мокрым девкам, они расчешутся и вернуться в реку с миром, а гребень придется выбросить, иначе потом облысеешь. Если же не дать, пожадничать то замучают мавки до смерти.
Вообще мавки красивые, такие красивые какими сроду при жизни не были. Некоторые страхолюдины как раз для этого и топятся. Только красота эта обманная. Повернется к тебе спиной мавка, и увидишь позеленевшие без воздуха легкие, небьющееся сердце, сопревшие кишки - такая гадость! Находчивый парень, правда, может отшутиться от мавок, только на это вся надежда.

МАГОГ
Богатую фантазию географов питали библейские упоминания о великане Гоге, из которого переводчики сделали два чудовищных народа - Гог и Магог. По преданию, эти народы Александр Македонский загнал за железную стену, и когда они прорубят ее и вырвутся наружу, наступит конец света. Немудрено, что всех диких завоевателей, пришедших в Европу: гуннов, монголов, а потом и турок - считали теми самыми Гогом и Магогом.

МАКАРА
В индийской мифологии есть морское чудовище — химера с головой крокодила, туловищем дельфина (или акулы) и рыбьим хвостом. Макара может передвигаться и по суше — для этого у нее есть лапы (две или четыре).
Макара связана в основном с божествами воды — вместе с тиминталами входит в свиту владыки подводного царства Варуны и даже считается его ездовым животным. Во II веке до нашей эры изображения этой химеры часто встречались скульптурных композициях.

МАМАЙ
Фантастическое страшилка которым пугают детей.
Слово "мамай" заимствовано из тюркских языков и может употребляться в обобощенном значении "носитель зла" (очевидно, и в связи с воспоминаниями о татаро - монгольском иге). Мамай - таинственное сушество, в облике страшного незнакомца. Чаще всего мамая сравнивают с букой, схожим по своим качествам.

МАМОН
Демоническое существо, бес, фантастический зверь, который обитает под землей.
«Есть зверь мамонт необыкновенной величины, который ходит под землей как под водою».
Упоминание о Мамоне беззаконном, мамоне насыльном и нахожем — опасных демонических существах - встречается в заговорах и историко-литературных памятниках. В «Молитве Архистратига Михаила от у скопу» ( конца XIX в.) говорится о Мамонте — «бесе проклятом» <Черепанова, 1983>.
В апокрифах демонический персонаж Мамона — один из представителей «силы бесовской», противостоящей Богу и ангелам. Этот образ, по-видимому, возник вследствие народного переосмысления евангельского образа мамоны (божества богатства). В русских говорах мамона ~ «имя божества богатства у некоторых древних народов»; мамон во многих областях России означает и «желудок, брюхо «мамонить» — «соблазнять, обжираться». Служение «Мамоне неправедному искони противопоставлялось служению Христу (ср. «Работати Мамоне непра-ведному» — «Слово Иоанна Златоустого о играх и о плясании»).
В верованиях крестьян Сибири образ Мамоны — демонического существа — слился с образом мамонта — огромного зверя: «Мамонт-зверь ходит под землей, как рыба в воде; если выйдет в яр, то умирает».
В народных поверьях мамонт — животное, обитавшее на земле в стародавние времена. Нередко мамону представляют продолжающим жить под землей и под водой, скрытно от глаз человеческих. Мамон наделяется особой разрушительной (и созидательной) силой. Одним своим движением он изменяет ландшафт, прокладывает русла рек и т. и.
«Мамонты жили только спервоначалу века — очень недолго. От них пошли зеки и речки. Куда мамонт идет, туда по его следам протекали большие реки; куда он глазом кинет, оттуда зачинались мелкие речки и ключи. Теперь мамонты живут под землею».
В окрестностях Семипалатинска рассказывали, что мамонт был громадным животным — «не мог даже от тяжести носить своего тела. Тогда он сбросил в себя часть тела и из этой части образовался рябчик. Мясо мамонта было белое. Этот же цвет передался и рябчику».
Очевидно, что образ мамона сформировался под влиянием представлений и реально существовавших мамонтах, с одной стороны, и о фантастических, в том числе «допотопных», животных — с другой он напоминает индирка.
Крестьянские рассказы о мамоне очень живы и детальны: «Мамонт своим Внешним видом и строением напоминает быка или лося, но размерами своими ж значительно превышает этих животных: мамонт в пять-шесть раз больше (самого большого лося. На голове у мамонта имеются два громадных рога: рога такие гладкие, розовые и чистые, слегка изогнутые, как у быка, но не ветвистые, как у лося. Копыта у него раздвоенные. Как и чем питается мамонт ~ неизвестно говорят, что он питается каким-то составом, имеющим вид камня. Мамонт живет исключительно в земле и притом на значительной глубине» неподалеку от берегов большой реки мамонт роет себе в земле логовище-пещеру оттуда ходит на водопой).
" Мамонт не любит солнечного света... Во все летние месяцы мамонт укрывается в земле. В зимнее же время, когда речная вода укрыта от солнечного света толстым льдом и снегом, мамонт любит проводить время в самой реке, подо льдом. Часто в зимнее время можно видеть на льду реки широкие трещины, проникающие всю толщу льда, а иногда можно видеть, что лед на реке расколот и раздроблен на множество некрупных льдин — все это видимые знаки и результаты деятельности мамонта: разыгравшееся и расходившееся животное ногами и спиною ломает лед".

МАНГУС
В монголькской мифологии звероподобные огромные чудовища, живущие на краю земли в труднодоступных местах. Они совершают нападения на жилища, уводя с собой людей и скот. С ними ведут борьбу различные герои, в том числе и Гесер.

МАНДРАГОРА
Подобно "борамецу", растение, называемое мадрагора, граничит с животным царством, ибо, когда его вырывают с корнем, оно кричит; крик этот может свести с ума тех, кто его слышит ("Ромео и Джульетта", IV, 3). Пифагор называет его "антропоморфным"; римский агроном Луций Колумелла - получеловеком (semi homo), а Альберт Великий даже написал, что мандрагоры, наподобие людей, бывают различного пола. До него Плиний писал, что белая мандрагора - это самец, а черная - самка. И еще, что сборщики мандрагоры чертят вокруг нее мечом три круга и должны смотреть на запад; запах ее листьев так силен, что от него люди становятся немыми. Кто вырвет ее с корнем, тому грозят ужасные бедствия: в последней книге "Иудейской войны" Иосиф Флавий советует применять для этого нарочно обученную собаку. Выдернув растение, собака подыхает, зато его листья служат для изготовления наркотиков, колдовских и послабляющих снадобий.
Человекоподобная форма мандрагоры породила поверье, будто она растет у подножия виселиц. Браун ("Pseudodoxia epidemica" ("Лженаука суеверий" (лат.)), 1646) говорит о жире повешенных; популярный романист Ганс Гейнц Эверс ("Alraune", 1913) - о сперме. По-немецки мандрагора - "Alraune"; раньше говорили "Alruna", слово это происходит от слова "руна", которое означало тайну, нечто сокровенное, а затем стало наименованием букв древнего германского алфавита.
В Книге Бытия (30:14) есть любопытное упоминание о плодоносной силе мандрагоры. В XII веке еврейско-немецкий комментатор Талмуда написал следующий абзац:"От корня в земле отходит нечто вроде веревки, и веревкою этой прикреплено за пуп - как тыква или арбуз - животное, именуемое "яду'а", но "яду'а" во всем схож с человеком: такие же лицо, тело, руки и ноги. Оно искореняет и уничтожает все, куда достигает та веревка. Надобно веревку эту рассечь стрелою, и тогда животное подыхает".
Врач Дискорид отождествляет мандрагору с "цирцеей", или растением Цирцеи, о которой в песне десятой "Одиссеи" мы читаем:"Корень был черный, подобен был цвет молоку белизною,...людям опасно. С корнем его вырывать из земли, но богам все возможно".

МАНТИКОРА
Мантикора самое кровожадное и опасное из вымышленных существ. У нее туловище льва, человеческое лицо, голубые глаза и голос, подобный звучанию свирели.Но главные и самые ужасные ее черты — три ряда зубов во рту, ядовитое жало на конце хвоста, как у скорпиона, и отравленные шипы на хвосте, которые мантикора может выстреливать в любом направлении. Наконец, “мантикора” в переводе с фарси означает — “людоед”.
Первое упоминание о мантикоре мы встречаем в книгах уже хорошо знакомого читателю греческого врача Ктесия. Благодаря Ктесию грекам стали известны многие персидские мифы. Дальнейшие греческие и римские описания повторяют основные признаки мантикоры, данные Ктесием, — покрытое рыжей шерстью львиное туловище, три ряда зубов и хвост с ядовитым жалом и отравленными шипами. Аристотель и Плиний в своих трудах прямо ссылаются на Ктесия.
Однако наиболее полное древнее описание мантикоры сделано во II веке н. э. Элианом. Он приводит несколько любопытных подробностей: “Всякого, кто приближается к ней, она поражает своим жалом... Ядовитые шипы на ее хвосте по толщине сравнимы со стеблем камыша, а в длину имеют около 30 сантиметров... Она способна победить любое из животных, за исключением льва”. Хотя очевидно, что Элиан, как Аристотель и Плиний, черпал свои знания о мантикоре у Ктесия, он добавляет, что подробные сведения об этом чудовище содержатся в труде историка Книда. Во II веке н. э. Филострат из Лемноса упоминает о мантикоре как об одном из чудес, о которых Аполлоний расспрашивает Иарха на холме мудрецов.
Хотя о мантикоре редко говорится в древних научных книгах, ее описаниями изобилуют средневековые бестиарии. Оттуда мантикора перекочевала в естествен"; ненаучные труды и фольклорные произведения. В XIII веке о ней писал Варфоломей Английский, в XIV — Уильям Кэкстон в книге “Зеркало мира”. У Кэкстона три ряда зубов мантикоры превратились в “частокол огромных зубов в ее горле”, а ее голос, подобный мелодии свирели, становится “сладким змеиным шипением, которым она притягивает к себе людей, чтобы затем пожрать их”. Это, по-видимому, единственный случай, когда мантикора оказалась перепутанной с сиреной.

МАНЬЯ
В русских суевериях – призрак, нечистый дух в виде падающей звезды.
Манья как и ман, - «мерещущееся», «манящее» существо, соотносимое с нечистым духом, призраком, но имеющее в поверьях ряд специфических характеристик.
В.Даль сообщает, что маньяк – «это призрак», видение, дух»; манья – «безобразная старуха с клюкой». Она «бродит по свету, ища погубленного ею сына» <Даль,1881>
Так мы можем разделить этих нечистых духов на мужские и женские. Манья и ман.
На севере, северо – востоке России и в Сибири манья – призрак, чаще всего в облике старой, тщедушной женщины.

МАНЬЯК
В центральной и юго – западной России маньяком именуется тень, видение, а так же дух, принимающий облик падающей звезды (увидеть его можно в конце февраля).
Маньяки – призраки неопределенного облика, могли, по поверьям, показываться работающим в поле женщинам – жницам и в день Кирика и Улиты, 28 июля. “Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяка видит”.

МАРА
Призрак, видение; дух в облике женщины, появляющийся в доме.
Мара — дух в облике высокой женщины или, напротив, сгорбленной старухи, но почти всегда с длинными распущенными волосами. На Ярославщине Мару представляли красивой девушкой в белом. По поверьям Тульской губернии Олонецкого края, мара «черна», одета в рвань и даже космата: «Детей раньше бабкой да запецельной марой пугали, оденут шубу вверх шестью и говорят: „Вот бабка или запецельная мара идет"». В некоторых местах мару уподобляют кикиморе домовой: она незримо обитает в избе, чаще всего за печью, откуда и названия «мара запецельная, запечная», ср. «Мара волосатая... сидит в дому за печкой». В поверьях псковичей марушка, подобно другим духам, проказящим в доме, незаметно похищает вещи.
Становясь видимой по ночам (как и оставаясь невидимой), мара допрядает или рвет, путает кудель, пряжу, не благословленные хозяйками. «Как всю пряжу не выпрядешь, Мара за ночь все спутат».
Крестьяне Калужской губернии верили, что мара шьет и прядет в лунные дни; но делает это «не к добру». Мара опасна для детей: на Вологодчине, как и в некоторых других районах России, «бабкой Марой», «запечной марой» пугали ребятишек.
Существа, аналогичные маре - духу, являющемуся в доме, есть в поверьях других народов. Сходны и названия подобных существ, восходящие, по-видимому, к единому корню. Это мара украинцев — «призрак, привидение, злой дух мора сербо-хорватов — «домовой»; mйrа у чехов — «кикимора, кошмар»; mora, zmora поляков – «кошмар. Древнесеверное mara означает «домовой дух мучитель» и т.п.
Согласно пока имеющимся материалам, мара русских поверий не столько воплощенный ночной кошмар, сколько воплощеная судьба, “божество-пряха”, вещающее перемены в судьбах обитателей дома, а так же губительный призрак для детей.

МАРА (Гоблин)
Марами называют гоблинов, которые по ночам садятся на грудь спящим и принимаются их душить. Если у мары хорошее настроение, она ограничивается тем, что насылает дурной сон. Именно от прозвания этих существ и возникло слово "кошмар". Мары - духи покинутых девушек, которые разыскивают неверных возлюбленных, чтобы отомстить за свои обиды. А поскольку они не знают, где тех искать, то мстят всем подряд.

МЕДУЗА
Она была одной из трех сестер Горгон. У них были змеи вместо волос, бронзовые руки и золотые крылья. Иногда их изображают со змеиным хвостом вместо ног. Любой, кто смотрел на них, должен отводить взгляд, чтобы не превратиться в камень. Они были дочерями морского бога и морского чудовища. Имена сестер были Сфено, Эвриала, и Медуза. Медуза позже была убита Персеем (Греческий герой).

МЕМОЗИНА
Водяной дух в облике женщины.
Упоминания о мемозинах, полу-рыбах полуженщинах, чаще всего встречается в поверьях юго-западных районов России. Мемозины (голова, руки и брюхо женские, а вместо ног - рыбий хвост) напоминают фараонок; их считают произошедшими из людей, которые утонули во время преследования идущих через Чермное (красное) море евреев. "Мемозины эти замечательны так же пением, до такой степени прекрасны, что когда поют, море перестает волноваться и человек может заслушаться навеки. Надо полагать в этом мемозины сходны с сиренами, которые тоже обладали чарующим голосом.

МЕРРОУ
Мерроу - в ирландском фольклоре водяные фейри. Женщины-мерроу, дальние родственницы морских дев - настоящие красавицы, но с рыбьими хвостами вместо ног и перепонками между пальцев рук. Мерроу боятся, ибо их появление предвещает шторм, однако они куда благосклоннее других фейри относятся к людям и часто влюбляются в смертных. Дети от таких браков рождаются с рыбьей чешуей вместо кожи. Порой мерроу выходят на берег в облике маленьких лошадок, а под водой им позволяют жить красные шапочки с перьями. Если украсть такую шапочку мерроу уже не сможет вернуться в море. Мужчины-мерроу - настоящие уроды, у них зеленая кожа, красные орлиные носы и свиные глазки. Впрочем, они не менее дружелюбны, чем женщины.

МИНОТАВР
Минотавр — бык Миноса, царя Крита, по легенде, был получеловеком-полубуйволом, о котором вспоминают в основном в связи с мифами о подвигах Тесея. Хотя существуют изображения Минотавра, относящиеся к архаичному периоду в истории Древней Греции, первые упоминания о нем в дошедших до нас античных источниках сделаны Аполлодором и Плутархом.
Особый интерес к мифу о Минотавре, видимо, питали этруски. При раскопках в Этрурии (современная Тоскана) найдены многочисленные изображения мифологических сцен, относящиеся к довольно широкому временному диапазону. Этруски нередко своеобразно переиначивали смысл греческих мифов и легенд. Например, сидящий на спине Минотавра триумфатор с луком в левой руке, изображенный на кастелланском зеркале,— не Тесей, а Геркулес (Геракл). На другом предмете — этрусской черной вазе из Лувра — снова изображен Геркулес с львиной шкурой на плечах, который бьет Минотавра дубинкой.
В древности не существовало единого мнения по поводу внешности Минотавра. Аполлодор считает, что у него было туловище человека и голова быка. С ним соглашается Диодор. Однако на черной амфоре из Вульчи Минотавр изображен с хвостом и пятнистой, как у леопарда, шкурой. Римские авторы, похоже, имели еще более расплывчатое представление о Минотавре, чем греки. Павсаний затрудняется сказать, кем был Минотавр — человеком или зверем. Катулл просто именует его “диким чудовищем”, а Вергилий — “гибридным потомком с двойственной природой”. Для Овидия Минотавр — “чудовище с двойственной сутью” (в “Метаморфозах”) и “получеловек-полубык” (в “Героидах”), В неопределенном образе получеловека-полубыка Минотавр перешел и в искусство средневековой Европы.

МОГОЛ
В славянской мифологии - огромная птица, обладающая великой силой. Одурманивает своей сладкой песней и манит в царство смерти. Видимо аналог этой птице сладкоголосые Сирены из греческой мифологии.

МОКРУХА
В славянской мифологии - хулиганистый домашний дух, оставляет мокрое место там, где посидит.

МОРСКИЕ ЛЮДИ
Водяные существа - разновидность сверхъестественных существ, символизирующих в еще большей мере, чем рыбы (которым тоже часто придавали фантастический вид), живительную силу влажных элементов, что преимущественно связывают с "женской стороной” космоса

МЕМОЗИНА
Водяной дух в облике женщины.
Упоминания о мемозинах, полу-рыбах полуженщинах, чаще всего встречается в поверьях юго-западных районов России. Мемозины (голова, руки и брюхо женские, а вместо ног - рыбий хвост) напоминают фараонок; их считают произошедшими из людей, которые утонули во время преследования идущих через Чермное (красное) море евреев. "Мемозины эти замечательны так же пением, до такой степени прекрасны, что когда поют, море перестает волноваться и человек может заслушаться навеки. Надо полагать в этом мемозины сходны с сиренами, которые тоже обладали чарующим голосом.

МОРСКАЯ ДЕВА
Ошибается тот кто считает, что морские девы и русалки - одно и то же. Русалки обитают только в славянских землях. Разница между ними очень простая: русалки живут в пресной воде, а морские девы - в соленой. Это настоящие красавицы, но вместо ног у них рыбьи хвосты. Часто можно увидеть их сидящими на берегу и расчесывающими свои чудесные волосы золотыми гребнями. Люди, которые слышат их песни, утрачивают волю, и морские девы увлекают их на дно, где и пожирают. Кожа у них почти прозрачная, свои длинные груди они закидывают за плечи, цвет волос у них изменяется от темно-зелевого до ослепительно-золотого. Они обладают способностью к оборотничеству. Если поймать морскую деву, она чтобы освободиться пообещает выполнить какое-либо желание. Свои обещания морские девы выполняют честно, но вот желания исполняются весьма своеобразно.

МОРСКОЙ МУЖ
Супруги морских дев выглядят куда менее привлекательно и гораздо меньше интересуются делами смертных. У них длинные волосы и бороды, острые зеленые клыки, все они - глубокие старцы. Мужья они суровые и, если голодны, могут даже проглотить собственных детей. Именно морские мужи насылают бури, поднимают волны и разбивают корабли, если кто-то посмеет обидеть их жен. Все настоящие мореплаватели знают, как умилостивить морских мужей. Им приносят жертвы, их попечению вверяют тела усопших в море. Лишь тот капитан, у кого хорошие отношения с морскими мужами, в целости и сохранности приведет свое судно в порт. Обладая способностью к оборотничеству, морские мужи часто превращаются в быков, рыб, лошадей и даже людей. Правда, некоторые морские мужи берут в жены не морских дев, а обыкновенных смертных.

МОРСКОЙ ЗМЕЙ
Одно из самых злобных морских чудовищ. Даже опытные и отважные моряки опасаются ходить под парусом в тех местам, где обитают эти существа. Его размеры грандиозны, он в несколько раз длиннее самого большого корабля, головой он способен достать до верхушки мачты. Живет на больших глубинах, но иногда поднимается на поверхность и горе тому кораблю который окажется поблизости. Змей кольцами оплетает судно и утаскивает его на дно. Ходит поверие, что от змея можно откупиться принеся ему человеческую жертву, лучше если это будет невинная девушка. Передвигается он рывками, выбрасывая вперед тело, кольцо за кольцом. Некоторые утверждает, что морской змей просто скользит по волнам.

МУРАВЬИНЫЙ ЛЕВ
Муравьиный лев - невообразимое чудовище, описанное ещё Флобером следующими строками: "Спереди лев, сзади муравей с половыми органами навыворот." История этого чудища весьма странна и трагична. "Физиолог гласит: у него морда (или передняя часть) льва и задняя часть - муравья. Его отец питается мясом, но мать ест зерно. И когда они рождают муравьиного льва, это существо двуприродное: он не может есть мясо, ибо это противно природе его матери, не может есть и зерно, ибо это противно природе его отца. Посему он погибает из-за отсутствия пищи".

МУРИАНА
Мурианы - в корнуоллском фольклоре фейри. Считается, что это бывшие небожители, которые оказались не слишком хороши. По корнуоллским поверьям, муравьи - это мурианы для рая и недостаточно дурны для ада, посему они остались на земле. Мурианы постепенно уменьшаются в размерах до муравьев, после чего исчезают неведомо куда. Вот почему корнуоллцы полагают, что раздавить муравья - к беде. Существует и другая версия: мурианы - оборотни, способные перекидываться в животных и птиц. Однако они столь часто прибегали к превращениям, что нарушили некий физический закон, а потому теперь с каждым превращением становятся все меньше. У мурианов очень красивые наряды - чудесные ярко-зеленые рубашки, небесно-голубые куртки, треуголки на головах мужчин и шапочки на головах женщин, одежды расшиты кружевами и увешаны бубенцами. Мурианы помогают тем людям, к которым благоволят, часто заглядывают в дома бедняков, веселят шутками прикованных к постели. Стоит им появиться, как в воздухе разливается цветочный аромат и слышится чудесная мелодия.

МШАНК
Мшанки строго придерживаются старинного уклада и настаивают на том, что смертные должны жить по обычаям предков: не сдирать кору с деревьев, не запекать в хлеб зерна тмина и не рассказывать своих снов. Те, кто следует этим правилам, могут рассчитывать на помощь мшанок: если их подкармливать, они принесут удачу.
Мшанки не только помогают по дому, но и делятся тайными знаниями. Им ведомы все целебные травы и растения. В частности, им известно, где растет чудесный цветок "не-боли", который помогает роженицам. Мшанки излечивают даже тех, от кого отступаются врачи. Они превращают листья деревьев в золото и дарят людям мотки шерсти, которые никогда не кончаются.
Ростом они от двух до трех футов. Одеты в наряды из мха, благодаря чему их часто можно спутать с деревьями. Лица у них морщинистые, тела волосатые, кожа серая. Правит мшанками "бабушка", седовласая старуха, древняя, как сама земля.

МЫНГУЦЗ
В Средней Азии, Казахстане и на северо-западе Китая живут дунгане. А в дунганских легендах и сказаниях обитает чудовище Мынгуцзы. Мынгуцзы — это почти то же самое, что монгольский мангус, многоголовый человекообразный великан, но у дун-ганского чудовища одна из голов — лошадиная.

МЯНДАШ
На территории Удмуртии, в районе Перми, археологи издавна находят бронзовые бляшки, самые ранние из которых датируются 1—II веками нашей эры. На маленьких этих медальонах изображено странное существо: человек с головой лося или оленя, с крыльями и птичьими трехпалыми лапами. Это — Мяндаш.
Когда-то Мяндаш научил саамов охотиться, устраивать засады, ставить ловушки. Но не велел убивать вожака и спящего оленя. Саамы считают, что весь их род произошел от Мяндаша. И это, говорят старики, не сказка, а ловта — истинная правда! Пока жив Мяндаш — живы и земля и люди. А как догонит его бог-громовержец Тьермес, тогда мир кончится. «Когда первой стрелой Тьермес ударит — все реки потекут назад, из гор забьет огонь, море иссякнет. Когда вторая стрела вопьется в черный лоб меж золотых рогов — огонь охватит землю, лед вскипит. А когда Тьермес вонзит нож в сердце Мяндаша — упадут все звезды, потухнет луна, утонет солнце, и земля обратится в прах».
Будем надеяться, что бог-громовержец никогда не догонит Мяндаша.
О происхождении самого Мяндаша однозначных данных нет. Некоторые рассказывают, что он родился от женщины и дикого оленя. Другие считают, что он спустился с неба. У саамов есть поверье, что бабочки — это небесные оленята.

НАВЬИ
Духи смерти, духи умерших иноплеменников. Считалось, что они могли насылать болезни на людей и домашний скот, а так же стихийные бедствия.
По ночам навиьи носятся по улицам, поражая всех, кто выходит из дома. Люди умирали от ран. Потом навьи стали и денем появляться на конях, но были невидимы. Для спасения от навий надо было не выходить из дома. Чтобы защитить жилища, необходимы были обереги, заговоренные предметы и т.п. Одежда людей включала специальную вышивку с охранительными знаками от навий.
Навий можно было и умилостивить. Их приглашали помыться в баню, под навесом которой или на крыше оставляли для них пищу. Представляли навий в виде птиц или в образе некий существ, обросших густыми волосами и с хвостом.Подобные представления о навьях сохранялись в сознании людей до ХХ века.
Существовал у восточных славян даже специальный "навий день" для поминовения усопших, отмечался он в четверг во время пасхальной недели, а также в начале осени. Считалось что навии в этот день выходят из могил и отправляются к своим потомкам на поминальную трапезу.
Для навий готовили специальное угощение, которое ставили на стол в комнате, потом открывали окна.

НАГА
Наги принадлежат индийской мифологии. Это змеи, которые, однако, могут принимать человеческий облик. В одной из книг "Махабхараты" в Архуну влюбляется Улупи, дочь царя нагов, но он хочет соблюсти данный им обет целомудрия; девица же напоминает ему, что его долг - помогать несчастливым, и герой уделяет ей одну ночь. Когда Будда, сидя под смоковницей, предавался медитации, начался сильный дождь с ветром; тут сердобольный наг обвился вокруг него семь раз и прикрыл его семью своими головами, будто крышей. Будда обратил нага в свою веру.
В "Руководстве по индийскому буддизму" Керн определяет нагов как змей, похожих на облака. Живут они глубоко под землей, в подземных дворцах. Члены секты Большого Колеса рассказывают, что Будда проповедовал один закон для людей и другой - для богов, и этот последний - эзотерический - хранился на небесах и во дворцах змей, которые несколько столетий спустя передали его монаху Нагарджуне.
Вот легенда, записанная в Индии паломником Фа Шенем в начале V века: Царь Ашока пришел к озеру, близ которого стояла башня. Он пожелал разрушить ее, чтобы возвести другую, более высокую. Некий брахман уговорил его войти в башню, и, когда царь вошел, брахман сказал: Человеческий мой облик - это мнимость, на самом деле я "наг", дракон. За грехи мои я обречен жить в этом ужасном теле, но я соблюдаю закон, заповеданный Буддой, и надеюсь на искупление. Можешь разрушить это святилище, если полагаешь, что способен воздвигнуть лучшее.
Брахман показал царю ритуальные сосуды. Царь взглянул на них и ужаснулся, ибо они были совсем непохожи на те, которые изготовляют люди, и отказался от своего намерения".

НАЯДА
Каждая река, каждый источник либо ручей имели свою начальницу – наяду. Это веселое племя покровительниц вод, пророчиц и целительниц никакая статистика не охватывала, всякий грек с поэтической жилкой слышал в журчанье вод беспечную болтовню наяд. Они относятся к потомкам Океана и Тефиды; насчитывают их до трех тысяч. Наяды - очень древние существа. Одна из наяд - Мента, - носила имя Кокехиды и была связана с водой царства мертвых и является возлюбленной Аида. Воды источников, где обитают Наяды, имеют очистительные свойства и даже обладают способностью дарить бессмертие и молодость.

НЕРЕИДЫ
Дочери морского бога Нерея, жили во дворце отца – в глубинах моря. Там они пряли на золотых прялках, а на досуге водили хороводы в такт волнам, катались на спинах дельфинов, в лунные ночи выходили на берег, пели песни и плясали, состязались с тритонами – рыбохвостыми чудовищами.

НИМФЫ
Парацельс ограничивает их владения стихией воды, древние, однако, полагали, что весь мир населен нимфами. Они давали нимфам различные наименования соответственно их обиталищам. Дриады, или гамадриады, жили на деревьях, были невидимы и умирали вместе с деревьями. Другие же нимфы считались бессмертными или же, как мельком упоминает Плутарх, жили девять тысяч семьсот двадцать лет. Среди них были нереиды и океаниды - они владели морями. Нимфы озер и источников назывались наяды, нимфы пещер - ореады. Были также нимфы лощин, именовавшиеся напеями, и нимфы рощ - альсеиды. Точное количество нимф неизвестно; Гесиод называет число три тысячи. Это были строгие красивые молодые женщины; их название, возможно, означает всего лишь "девица на выданье". Тот, кто их увидел, мог ослепнуть, а если видел их нагими, умирал.

НГЫЛЕКА
Нгылека - в самодийской мифологии (у ненцев) невидимые злые духи, подчинённые Нга и относящиеся к низшему уровню пантеона. По велению Нга Нгылека насылают на людей болезни. Термин «Нгылека» этимологически связан с корнем («низ»), что отражает их связь как злого начала с нижним миром. В мифологиях других самодийских народов Нгылека соответствуют энецкие амукэ (амули), нганасанские нгамтэру, одна из категорий селькупских лозы.

НЕАК ТА
Неак Та - в мон-кхмерской мифологии духи-хранители местности у кхмеров (Кампучия). Живут на возвышенных местах в деревнях и в водоёмах. С каждым из Неак Та связывается местный цикл мифов. Культ Неак Та носит выраженный аграрно-магический характер. В древности почитание Неак Та дало почву королевским культам горы.

НЕБЕСНЫЙ ПЕТУХ
Как полагали китайцы, небесный петух - это птица с золотыми перьями, которая поет три раза в день. Первый раз, когда солнце совершает свое утреннее купание в океанских водах; второй - когда солнце стоит в зените, и третий - когда оно опускается на западе. От первой песни сотрясаются небеса и пробуждаются люди. Петух этот - предок "Янь", мужского начала вселенной. У него три лапы, и гнездится он в дереве фью-сань, высота коего сотни миль, и растет оно в краю зари. Голос небесного петуха невероятно громок, осанка величава. Он несет яйца, из которых вылупляются цыплята с красными гребешками; каждое утро они отвечают на его песню. Все петухи на земле - потомки небесного петуха, которого также называют "птицей рассвета".

НЕБЛАГИЙ ДВОР
Неблагий двор - в шотландском фольклоре фейри делятся на Благий двор и Неблагий Дворы. С фейри, которые принадлежат к Неблагому Двору договориться невозможно, не стоит и пытаться. Самые жестокие среди них - слуа, мертвецы,ъ которые скитаются по земле, похищая смертных. А похищенных они заставляют портить скот и метить людей эльфийскими метками. Встреча, с фейри из Неблагого Двора всегда предвещает смерть.

НЕМЕЙСКИЙ ЛЕВ
Немейский лев - огромный лев, в два раза превышавший обыкновенного льва и имевший непробиваемую стрелами шкуру. Жил в Немейских горах в Арголиде и опустошал Немейскую долину. Порождение Ехидны и Тифона, брат Кербера, Лернейской гидры, орла Зевса, Орфа, Сфинкса и Химеры. Был задушен Гераклом (первый подвиг).

НЕССИ
Несси обитает в каледонском озере Лох-Несс. У нее длинное тело и не менее длинная шея, три горба на спине и шершавая шкура. Ведет она себя довольно дружелюбно и до сих пор ни на кого не нападала. Несси существо робкое, предпочитает почти не показываться на поверхности. Питается в основном домашним скотом.

НИБЕЛУНГ
Нибелунги - потомки цверга Нибелунга, славного тем, что он своей рукой сразил дюжину великанов. Их прозвание означает "дети тумана и тьмы". Нибелунги стерегут под землей неисчислимые сокровища. В "Песни о Нибелунгах" нибелунгами называются сначала великаны, наделенные необычайной силой, затем - бургундские короли, в руки которых попадает клад, которым до того владели исполины.

НИКС
Никсы - в фольклоре германских народов фейри, которые стерегут водные пути (реки и ручьи) в Волшебную Страну пропускают тех, кого следует а кого не следует - отгоняют. Еще они обольщают молодых девушек, которых завлекают рассказами о несметных сокровищах в своих подводных жилищах. Они частенько наигрывают на своих золотых скрипках и лютнях мелодию эльфийcкого короля, которая очаровывает смертных. В некоторых сказках говорится, что никсы высасывают из людей души и, подобно мерроу, заключают их в клетки. Нрав у никсов переменчивый: то они выплывают на поверхность и поют, то поднимают бури и требуют мести тем, кто их оскорбил. Они помогают людям - в частности, покупают зерно на ярмарках и тем самым повышают на него цену. Если им подарить черную или белую козу или курицу они могут научить человека играть на скрипке.
Чтобы защититься от никсов, следует всегда носить при себе что-нибудь железное - к примеру нож. А чтобы они не застали врасплох в воде, надо повторять, перед тем, как залезть в воду такое присловье: «Никсы, воришки, вы в воде. а я на суше. Никсы, воришки, вы на суше, а я в воде».
Людям они являются как симпатичные юноши с кудрявыми золотистыми волосами, облаченные зеленые рубашки с фартуками, красные чулки и синие штаны. На головах у них красные шапочки. Никсов можно узнать по мокрым пятнам на фартуках и рубашках и по зеленым зубам. Они обладают способностью к оборотничеству могут превращаться в лошадей и быков. Мэнские никсы выходят из воды в полнолуние, за ними вереницей тянутся утопленники.

НОРА
В некоторых венгерских областях ходят легенды о сверхъестественном существе по имени нора. Правда, вера в него распространена среди национальных меньшинств, поэтому считается, что он славянского происхождения. Ночью, когда все спят, нора вспрыгивает на грудь жертвы и начинает сосать кровь или молоко. Жертв норы можно опознать по отметинам на груди. Чтобы защититься от норы, достаточно натереть грудь чесноком.

НОРНЫ
В средневековой мифологии скандинавов норны - то же, что парки. Снорри Стурлусон, который в начале XIII века упорядочил эту хаотическую мифологию, сообщает нам, что главных норн три и что имена их - Прошлое, Настоящее и Будущее. Можно предполагать, что последнее указание - это нюанс, или дополнение, навеянное христианством, - у древних германцев не было склонности к подобным абстракциям. Снорри описывает нам трех дев, сидящих у источника под деревом Иггдрасиль, которое есть весь мир. Они неумолимо прядут нить нашей судьбы.
Время (составляющее их сущность) привело к забвению норн, однако в 1606 году Уильям Шекспир написал трагедию о Макбете, где они появляются в первой сцене. Это три ведьмы, предсказывающие воинам их судьбу. Шекспир называет их "weird sisters", вещими сестрами, парками. У англосаксов была Уайрд - безмолвная богиня, повелевающая бессмертными и смертными.

ОАНН
Аллегория об Оанне, Аннедоте, напоминает нам о "Драконе" и "Царях-Змиях"; о Нагах, которые в буддийских легендах наставляют людей мудрости на озерах и реках, и в конце концов становятся новообращенными благого Закона и Архатами

ОБОРОТНИ
Настоящий оборотень может физически превращаться в волка (или других животных). Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами или звуками (вой). Оборотни не подвержены старению и физическим заболеваниям благодаря постоянной регенерации (обновлению) тканей. Поэтому они практически бессмертны. Однако их можно убить, смертельно ранив в сердце или мозг, или иными способами, которые повреждают сердце или мозг (например, через повешение или удушение).
Хотя по своей сущности оборотень является волком, находясь в волчьей форме, он тем не менее сохраняет человеческие способности и знания, которые помогают ему убивать. Такие вещи, как определенный выбор жертв, обход ловушек и человеческая хитрость становятся очевидными при расследовании дел, связанных с оборотнями.

ОВИННИК
В славянских поверьях он главный в овине и сарае. Добрый дух. Следит за скотиной, гривы любимым лошадям расчесывает. Следит чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила.

ОГР
Большие звероподобные мужчины с низким интеллектом, которые бродят по просторам многих легенд. Более родственны троллям и гигантам, эти существа часто воюют с героем и олицетворяют зло. Говорят, они не прочь съесть человека.

ОДРАДЕК
На первый взгляд существо называемое "одредек" напоминает плоскую зубчатую катушку для ниток и действительно как будто обмотано нитками, вернее обрывками ниток самых разных сортов и цветов, спутанных и кое где скрученных. Но ордрадек - это не просто катушка, ибо из середины звездочки торчит мальенкий деревянный колышек и к нему под прямым углом присоединена другая палочка. Благодаря этой палочке и одному из зубчиков самой катушки существо это может стоять как бы на двух ножках.
Очень хочется верить, некогда оно имело разумную форму, оправданную какой-то целью, и теперь представляет обломок чего-то. Любое пристальное изучение этой штуковины невозможно так как одрадек весьма подвижен и в руки не дается.
Обычно он прячется на чердаке, или на лестнице, в коридоре, или прихожей. Иногда проходит месяц за месяцем, а одрадек нигде не появляется; по видимому, он переселяется на время в другие дома так как по прошествии времени он снова возвращается домой.

ОНОКЕНТАВРЫ
Классический кентавр — существо с туловищем и ногами лошади и человеческими головой и руками. Однако существует немало вариаций его внешнего вида. Кентавр мог быть и крылатым. Во всех этих случаях он оставался человеком-лошадью. В средние века появились онокентавр (комбинация человека и осла), букентавр (человек-буйвол) и леонтокентавр (человек-лев). В индийском искусстве известно изображение человека с ногами буйвола (или лошади) и хвостом рыбы. Для обозначения существ, не схожих внешне с лошадью, но сохраняющих черты кентавра, внаучной литературе используется термин “кентавроиды”.
Образ кентавра, видимо, возник в Вавилоне во 2-м тысячелетии до н. э. Кочевники касситы, пришедшие в Месопотамию из Ирана около 1750 года до н. э., вели ожесточенную борьбу с Египтом и Ассирией за владычество на Ближнем Востоке. По границам своей империи касситы воздвигали огромные каменные изваяния богов-хранителей, среди них — кентавров. Одно из них изображало крылатое существо с лошадиным туловищем, двумя лицами — человеческим, глядящим вперед, и драконьим, обращенным назад, и двумя хвостами (лошадиным и скорпионьим); в руках — лук с натянутой тетивой. Другой известный монумент — изваяние классического кентавра без крыльев с одной головой и одним хвостом, готового выстрелить в противника из своего лука. Разумеется, то, что касситы изображали кентавра в своих скульптурах, вовсе не означает, что они же его и придумали, но, поскольку империя касситов прекратила существование к середине XII века до н. э., мы можем с полным правом утверждать, что история кентавра насчитывает более трех тысяч лет.

ООРОБОС
Змея, кусающая собственный хвост. Символ Вечности и Возрождения

ОПЛЕТАЙ
Оплетай - по русским поверьям - фантастическое существо, "оплетающее" людей.
В южносибирских поверьях оплетай - "чудовище, похожее на человека и питающееся его кровью". Оплетай "сторожит с дерева странников и, бросаясь на них, сначала оплетает рукими и ногами, а потом, прокусив шею, высасывает кровь".
Несомненно это говорит о прямом сходстве оплетая с вампиром. Это видит и О. Гуляев сообщивший сведенья об оплетае, (Гуляев 1848 г.) Уточним, однако, что мотив "оплетания людей" для общерусских поверий об вампирах-упырях не характерен.

ОРЕЛ
Орел - "царь птиц”; известен как символ безграничной власти и обороноспособности, поэтому в первую очередь - как геральдический символ, используемый во многих гербах и государственных эмблемах, а по причине симметрической стилистики зачастую имеющий две головы (двуглавый орел).

ОРК
Очень глупое и злобное существо, чрезвычайно кровожадное, просто без меры. Они боятся солнечного света и живут под землей или в недрах гор, в темных сырых пещерах, выходя на поверхность только ночью. Орки обычно служат темным силам. По Толкиену орки - переродившиеся в злобных существ эльфы, собравшие в себе самые отвратительные качества. Это воины, они предпочитают ятаган и копье. Орки всегда нападают отрядами. На вид они, ужасны. Клыкастые злобные морды, горящие зловещим огнем глаза и болотно-коричневая кожа.


ПАТА-КАБУСЯ
Район на северо-западе Самарской области. Летающие огни - летучая нечисть.
По древним поверьям, живет Пата-Кабуся в большом моховом болоте. Если в деревне кто-то умирает насильственной смертью и его не хоронят согласно обряду. может прилитеть Пата-Кабуся. "Огненный сноп летит в виде змея, голова толстая и к хвосту все тоньше, и летит прямо в деревню". Там она воскрешает мертвеца, а затем, поводив по окрестностям, уводит его на свое болото.
Существует смутное поверье, что мертвецы нужны Пата-Кабусе для какой-то загадочной битвы с неким "врагом в конце Времен".

ПЕГАС
Крылатый конь. Сын Посейдона и Медузы-горгоны. Родился из туловища убитой Персеем горгоны.
Пегас вознесся на Олимп, где доставлял Зевсу громы и молнии. Пегаса так же называют конем муз, так как он копытом выбил из под земли Гиппокрену - источник муз, обладающий свойством вдохновлять поэтов. Пегаса подобно единорогу можно поймать только золотой уздечкой.

ПЕРИ
В мифологии преимущественно женские добрые или злые духи, связанные с водной стихией и плодородием. Они нередко проявляют благосклонность к человеку, становятся женами героев, одаряют человека даром предвидения будущего, исцеляют его от болезней.

ПАК
Пак - в английском фольклоре самый известный из хобгоблинов. Как и все прочие хобгоблины, паки обладают способностью к оборотничеству; кроме того, они охотно помогают людям, выполняя ту же работу что и брауни. Тем не менее, паков нередко отождествляли с бесами. Любимая забава паков - сбивать с дороги путников. Подобно другим хобгоблинам, паки не терпят неверных влюбленных. Как и брауни, пака можно прогнать, предложив ему в дар новую одежду (а сделать такой подарок, что называется, подмывает - ведь паки, как утверждается в сказках, расхаживают обнаженными).

ПЕЛИКАН
Пеликан в обычной зоологии - это водяная птица с размахом крыльев около шести футов и очень длинным клювом, нижняя часть которого расширена и образует мешок для накапливания рыбы. Пеликан легендне такой крупный, и, соответственно, клюв у него короче и острее. Согласно народной этимологии, pelicanus - "белошерстный": перья у настоящего пеликана белые, меж тем как у легендарного желтые, а иногда и зеленые. (Подлинная этимология слова "пеликан" - греческое "рублю топором", ибо длинный клюв его уподобили клюву дятла.) Но его повадки еще более удивительны, чем внешность.
Мать ласкает птенцов своим клювом и когтями так ревностно, что умерщвляет их. Через три дня появляется отец и в отчаянье от гибели своего потомства собственным клювом раздирает себе грудь. Кровь из его ран воскрешает умерших птенцов. Так повествуют средневековые "бестиарии", однако Св.Иероним в комментарии к 101-му псалму ("Я уподобился пеликану в пустыне; я стал, как филин на развалинах") приписывает умерщвление выводка змее. О том, что пеликан раздирает себе грудь и кормит детенышей собственной кровью, говорится в распространенном варианте этой легенды.
Кровь, возвращающая мертвых к жизни, приводит на ум причастие и распятие - так, в знаменитом стихе из "Рая" (XXV, 112) Иисус Христос назван "nostro Pelicano" ("Наш Пеликан" (лат.)) - Пеликан человечества. Латинский комментарий Бенвенуто де Имела толкует это так: "Его называют Пеликаном, ибо он разъял себе грудь ради нашего спасения, подобно пеликану, воскрешающему умерших птенцов кровью своей груди. Пеликан - это египетская птица".
Пеликан часто встречается в церковной символике, его поныне изображают на дарохранительницах. В "бестиарии" Леонардо да Винчи пеликан описывается следующим образом: "Он горячо любит своих птенцов и, найдя их в гнезде убитыми змеею, раздирает себе грудь и, омыв их своей кровью, возвращают к жизни".

ПИКСИ
Рост у пикси внешне привлекательных фейри может быть каким угодно - от пяди до нормального человеческого. У них рыжие волосы и курносый нос; ходят они в зеленых куртках, на голове носят колпаки, который закрывают прищуренные, боящиеся солнечного света глаза. Утверждают, что днем пикси перекидываются в ежей. Их любимая забава - сбивать с дороги путников. Кроме того, пикси крадут лошадей, особенно жеребят. Самый надежный способ прогнать пикси - это вывернуть наизнанку куртку или показать им железный крест. Впрочем, пикси довольно дружелюбны. Они ухаживают за заброшенными могилами, оставляют на них цветы, помогают по дому, выполняя ту же работу, что и брауни. Правда, работа им быстро надоедает, и они бросают ее при первом же удобном случае. Одни говорят, что пикси - духи детей, умерших до крещения; другие - что это духи друидов или язычников, отошедших в мир иной до пришествия Христова, а потому не попавших ни в рай, ни в ад.

ПОЖИРАТЕЛЬ ТЕНЕЙ
Существует любопытный литературный жанр, возникший в разные эпохи и у разных народов, меж собою не связанных: путеводитель покойника по неземным пределам. "Небо и земля" Сведенборга, гностические писания, "Бардо Тбёдоль" тибетцев (название, которое, согласно Ивенс-Вентц, следует переводить "Освобождение через выслушивание на посмертной равнине") и "Египетская книга мертвых" не исчерпывают список подобных сочинений. В двух последних "совпадения и различия" удостоились внимания ученых, нам же будет достаточно повторить здесь, что для тибетского руководства мир иной столь же иллюзорен, как и здешний, а для египтян - он реален и объективен.
В обоих текстах есть трибунал богов, причем у некоторых богов обезьяньи головы; в обоих взвешиваются заслуги и грехи. В "Книге мертвых" на чашах весов перо и сердце; в "Бардо Тбёдоль" - белые и черные камешки. У тибетцев есть демоны, исполняющие должность свирепых палачей, у египтян - Пожиратель теней.
Умерший клянется, что никого не заставил голодать или плакать, никогда не убивал и не принуждал убивать, не похищал погребальную пищу, не подделывал меры, не отнимал молоко от уст ребенка, не сгонял с пастбища животных, не сажал в клетки пташек божьих.
Если он лжет, тогда сорок два судьи отдают его Пожирателю теней, "у которого перед крокодила, туловище льва и круп гиппопотама". Ему помогает другой зверь, Бабаи, о котором мы знаем только, что он ужасен и что Плутарх отождествляет его с титаном, отцом Химеры.

ПОНЁ
Понё - в моногольской мифологии духи служащие Эрлик-хану. Всего их 100 000, они приводят в исполнение его приговоры. Эти же понё бегают по земле и хватают души умерших таща их на суд праведный.

ПОЛЕВИК
Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля, пастбища и новые угодья, входили в соприкосновение с другими "малыми" божествами - Полевиками. Вообще с хлебным полем связано много верований и примет. Так, до прошлого века дожило разделение сельскохозяйственных культур на "мужские" и "женские". Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем самым они как-бы заключали "священный брак" со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела. А вот репа считалась "женской" культурой. И женщины сеяли ее, стараясь передать Земле часть своей детородной силы. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.
Крестьяне Тульской губернии полагали, что мохнатые полевики или луговики обитают под землей, в норах, но выходят оттуда в полдень и перед заходом солнца. В это время они опасны, могут «навеять на человека болезнь, лихорадку.

ПОЛКАН
В славянской мифологии получеловек полуконь. В исходной версии имя Полкана является русифицированной формой итальянского слова "поликано" - полупес. На многочисленных же лубках Полкан представлен в виде традиционного кентавра. Он выступает в качестве антагониста главного героя и погибает от его руки.

ПОЛУДНИЦА
Развлекается тем что морочит путникам голову насылая на них разные ведения и галлюцинации и мороки.
Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудница. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот - косматой страшной старухой. Полудницы побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко - теперь мы называем это солнечным ударом. Так же существуют придания, если встретить полудницу в полдень то она начнет загадывать загадки и если не ответишь то она защекочет человека до смерти.

ПРИЗРАКИ
Видимые лишь частично в обычном спектре души давно умерших людей. По рассказам они вызывают безотчетный страх или дают различные предупреждения живым.
Встречаются привидения чаще всего на развалинах, кладбищах, перекрестках дорог, болотах, или в заброшенных домах. Считалось, что привидения обычно появляются возле воды - на мостах и около водяных мельниц. Согласно народным поверьям славян, привидения в основном относятся к человеку враждебно. Они могут напугать, заманить, лишить памяти, наслать болезни.
Считается, что приведение может увидеть не каждый, и встреча с ним является плохим предзнаменованием не только для увидевшего, но и для всей его семьи. Согласно народным поверьям с приведениями нельзя говорить, а так же поворачиваться к нему спиной. Так же не следует возвращаться назад, надо просто продолжать движение, как бы не замечая приведение. При этом нужно вывернуть всю одежду на изнанку или надеть шапку задом наперед.
Оберегами приведений считался крест, святая вода, ветки омелы или освященной вербы. Кроме того, чтобы избавиться от приведений, нужно было произнести молитву или просто ударить приведение наотмашь правой рукой.

ПТИЦА СКОП
Мифические свойства приписывались мифической же птице Скопа из славянкой мифологии - рассказывалось, что существует такая смертоносная птица, когти которой начинены ядом, и любой мог стать ее жертвой. Видимо, кознями птицы объясняли в старину действия неизвестных смертельных болезней, потому - со временем и прогрессом медицины - о птице порядком подзабыли.

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

Скачать программы для развития мозга и сверхспособностей

§ МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА. ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Ключевые слова этой страницы: мифические, существа, часть, шестая, энциклопедия.

Скачать zip-архив: Мифические существа. Часть шестая. Энциклопедия - zip. Скачать mp3: Мифические существа. Часть шестая. Энциклопедия - mp3.

Главная

Форум

Мы Вконтакте

Скачать программы для развития мозга и сверхспособностей

» Загадка гробницы фараона Тутанхамона...
» Осознанные сновидения. О чём могут рассказать сны?...
» Юмор от ОШО. Смешные и филосовские анекдоты ОШО...
» Гипноз и варианты внушения. Внушаемость...
» Самогипноз и активная фаза болезни...

Мантры

«Мифические существа. Часть шестая. Энциклопедия»

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Твоя Йога

Мифические существа. Часть шестая. Энциклопедия

эзотерика
мифические, существа, часть, шестая, энциклопедия Полтергейст и управление полтергейстом
мифические, существа, часть, шестая, энциклопедия эзотерика
магия