Просветление
www.PROSVETLENIE.org

Ничего лишнего, только Суть... философия, религия, мистика, эзотерика
Философия и религия, мистика и эзотерика
добавить в закладки
обновить страницу
закрыть окно





Философия и религия, мистика и эзотерика

Философия и религия, мистика и эзотерика


Реклама на сайте:

философия, религия, мистика, эзотерика

Философия и религия, мистика и эзотерика

» Самогипноз и уверенность в себе...
» Сексуальный гороскоп. Гороскоп совместимости бесплатно. Любовный гороскоп...
» Золотые правила фэн-шуй. Жизнь по Фэн-Шуй...
» Сексуальный гороскоп. Гороскоп совместимости бесплатно. Любовный гороскоп...
» Полтергейст, загадки полтергейста, способы защиты от воздействия...

Астрал

Энергетическое лечение

философия, религия, мистика, эзотерика ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ, МИСТИКА И ЭЗОТЕРИКА

ТАВТОЛОГИЯ (греч. tauto — тот же самый). 1. В математической логике— то же самое, что тождественно-истинные высказывания. 2. В традиционной логике — определение, в к-ром определяющее является простым повторением иными словами того, что мыслится в определяемом.

ТАЙЦЗИ, ИЛИ “ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ”,— одно из осн. понятий онтологических и натурфилософских схем в истории кит. философии. Впервые встречается в “Книге перемен”, где это понятие означает начальный этап, причину возникновения и развития всех явлений и вещей. Термин “Т.” занимает ведущее место в построениях неоконфуцианской школы. Напр., Чжоу Дуньи (1017—73) в своем произв. “Объяснение плана великого предела” показывает процесс развития мира. Первоначально природа находилась в состоянии хаоса, или “беспредельного великого предела”. Самодвижение “великого предела” через связи инь и ян ч пяти первоэлементов, или стихий, приводит к возникновению и развитию всего многообразия действительности. Идеалистическая трактовка Т. дана в учении Чжу Си. Он отождествляет Т. с абсолютным законом — ли.

ТАНТРИЗМ — религиозно-философское учение древн. Индии, первоначально связанное с культом женских божеств и магическими обрядами, направленными на обеспечение плодородия. В ходе истории под воздействием возникших позднее религий Т. видоизменялся: возник буддийский, шиваистский, шактист-ский и вишнуистский Т. Характерной чертой для средневекового Т. была его направленность против учения о майе адвайта-вейангм, признание реальности мира и его эволюции из духовного осно-воначала. Считая тождественным строение микро- и макрокосма,тантристы пытались найти ключ к познанию природы в познании человека. Их учение о человеческом теле (деха вада) содержит в себе немало сведений, позволяющих судить о развитии химии и медицины в древн. и средневековой Индии. Характерно, что психофизические упражнения (садхана) тантристов не связаны с аскетическим отречением от мира. Более того, традиционная религиозная цель “мукти” (духовное освобождение) сочетается в них с “бхукти” (наслаждением). Важной особенностью Т. является его обращение ко всем индийцам, независимо от касты, пола и возраста. Это обстоятельство было связано с сохранением в Т. ряда существенных черт первобытнообщинной идеологии. Т. оказал большое влияние на развитие инд. философии. В частности, под его воздействием, по-видимому, формировались идеи ранней санкхьи. В новое время влияние Т. испытали на себе Рамакришна, Виве-кананда, Р. Тагор, Гхош и др.

ТАНЬ СЫТУН (1865—98) — кит. философ, идеолог буржуазно-реформаторского движения конца 19 в. Свои философские взгляды изложил в книге “Жэнь-сюэ” (“Учение о гуманности”), сыгравшей большую роль в развитии буржуазно-революционного движения в Китае. Т. стремился теоретически обосновать требования реформаторов. Его учение представляет собой сочетание идей традиционной кит. философии с нек-рыми естественнонаучными представлениями Зап. Европы. Осн. понятие его учения — “жэнь” — означает не только этическую норму, но и метафизический принцип. “Жэнь” является объединяющим фактором взаимодействия всех явлении и вещей в “эфире”. Т. говорил о зависимости этики и морали от общественных установлении. Он не был последовательным в своих взглядах. В его учении научные представления переплетались с религией, материализм — с идеализмом, диалектика — с метафизикой.

ТАРСКИЙ Альфред (1902—88) — польский логик, математик и методолог науки, один из виднейших представителей львовско-варшавской школы; с 1938 в США. Т. принадлежит ряд значительных результатов в теории моделей, определимости,понятий, в разработке проблем разрешимости, различных разделов математической логики и оснований математики. Т.— один из основоположников логической семантики. Значительное место в творчестве Т. занимают проблемы методологии дедуктивных наук, исследования познавательных возможностей и границ применимости формальных методов (аксиоматического метода, формализации и др.) в научном познании. В основополагающей для последующего развития логической семантики и металогике работе “Понятие истины в формализованных языках” (1936) Т. раскрыл специфику содержания и использования понятия истины в формализованных теориях, дал определение этого понятия для большой группы формализованных языков (Истина в формализованных языках). С философ-ско-методологической т. зр: наиболее важный результат, полученный Т. в этой работе,— доказательство внутренней ограниченности выразительных возможностей формализованных теорий (невозможность строго формальными средствами передать все то познавательное содержание, к-рое выражается достаточно богатыми содержательными научными теориями, подвергшимися формализации). Наряду с теоремами Гёделя о неполноте достаточно богатых формальных систем результаты Т. стали важной вехой на пути осознания принципиальной невозможности полной формализации научного знания, способствовали углублению представлений о диалектике взаимосвязи содержательного и формального в познании. В 30-х гг. философские взгляды Т. были близки к неопозитивизму; впоследствии он выступил с критикой формализма и субъективизма в истолковании логики и математики. Осн. соч.: “Введение в логику и методологию дедуктивных наук” (1936, рус. пер. 1948), “Семантическая концепция истины и основания семантики” (1944), “Логика, семантика, метаматематика” (1956), “Истина и доказательство” (1972).

ТВОРЧЕСТВО—процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Т. представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды Т. определяются характером созидательной деятельности (Т. изобретателя, организатора, научное и художественное Т. и т. п.). Идеализм рассматривает художественное Т. как божественную одержимость (Платон), как “животворное дыхание бессознательного” (Э. Гартман), как мистическую интуицию (Бергсон), как проявление инстинктов (Фрейд). Согласно мар-ксистско-ленинской теории, в процессе Т. принимают участие все духовные силы человека, в т. ч. воображение, а также обретаемое в обучении и в практике мастерство; необходимое для осуществления творческого, замысла. Возможности для творческой деятельности зависят от общественных отношений. Социализм, преодолевая отчуждение труда и человеческих способностей, существующее в об-ве, основанном на частной собственности, создает условия для развития всех видов Т. и развития творческих способностей у каждой человеческой личности.

“ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ”— 11 те зисов Маркса, озаглавленных “К Фейербаху”, написаны весной 1845; впервые опубликованы в рецензии Энгельса в 1888 как приложение к работе “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”. “Т. о Ф.”, указывал Энгельс, неоценимы как “первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 21. С. 371). По содержанию “Т. о Ф.” примыкают к “Немецкой идеологии”. В сжатой форме Маркс формулирует здесь кардинальные положения новой философии. Центральная идея тезисов — разработка научного понимания практики. Эта задача требовала материалистического понимания истории, осн. положения к-рого Маркс и излагает: характеристика общественной жизни как преимущественно практической; утверждение, что человек порожден своим собственным трудом, а по своей сущности представляет совокупность общественных отношений; анализ зависимости идеологических явлении (напр., религии) от условий существования и развития об-ва. С этих позиций Маркс критикует исторический идеализм Фейербаха и утопических социалистов. Исходя из единства теории и практики, Маркс по-новому ставит проблемы гносеологии и подвергает критике весь “предшествующий” материализм, указывая на созерцательность как на его гл. недостаток. Отмечая заслуги идеализма в развитии “деятельной стороны”, т. е. активности субъекта в процессе его взаимодействия с объектом (Субъект и объект), Маркс вскрывает порочность идеалистического понимания практической деятельности. Тезисы Маркса обосновывали сущность и задачи философии диалектического материализма, ее место и роль в революционном преобразовании об-ва.

ТЕИЗМ (греч. theos — бог) — религиозно-философское учение, к-рое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире Т. рассматривает как осуществление божественного промысла. Естественная закономерность в Т. ставится в зависимость от божественного провидения. В отличие от деизма. Т. утверждает непосредственное участие бога во всех мировых событиях, а в отличие от пантеизма, отстаивает существование бога вне мира и над ним.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер (1881— 1955) — фр. ученый-палеонтолог, философ и теолог, один из первооткрывателей синантропа. Философская концепция Т.— “христианский эволюционизм”— является разновидностью идеалистического пантеизма. Бог у Т.— “Христос эволюции” — представлен в каждой частице “ткани универсума” в виде особой духовной энергии, к-рая является движущей и направляющей силой эволюции. Развитие вселенной (“космогенез”—“христогенез”) Т. изображает как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи. В его концепции развития содержатся значительные элементы диалектики (скачкообразность, противоречивость и т. п.). Важное место в процессе совершенствования мира, к-рое с возникновением человека (как вершины стрелы эволюции, направленной в будущее), согласно Т., осуществляется через сознание и деятельность самих людей, принадлежит науке. Неправомерно трактуя науку как разновидность религиозного отношения к действительности, Т. надеется .устранить противоположность между верой и знанием. Значительное место в трудах Т. занимают вопросы модернизации христианства. Идеи Т. получили на Западе широкое распространение (т. наз. “тейярдизм”). Из-за противоречивости самой концепции Т. его идеи используют представители различных общественных групп, занимающих иногда противоположные политические позиции. Религиозно-идеалистические предпосылки искажают реальную картину развития действительности в концепции Т., но все же она содержит элементы оптимизма и гуманизма. Этим тейярдизм отличается от ряда др. течений совр. немарксистской философии. Осн. соч.: “Божественная среда” (1927), “Феномен человека” (опубликовано посмертно, 1956).

ТЕЛЕЗИО Бернардино (1509—88) — итал. натурфилософ эпохи Возрождения. материалист. Призывал к опытному изучению природы, подчеркивал значение органов чувств как гл. источника человеческих знаний, выступал против умозрительно-силлогистического метода, характерного для схоластики. Т. оказал большое влияние на Бруно и Кампанеллу и стал одним из предшественников Ф. Бэкона. В истолковании природы Т. исходил из того, что материя, заполняющая все пространство (исключая, т. обр., пустоту), столь же извечное начало, как и бог. Подобно др. натурфилософам его эпохи, Т. придерживался гилозоистических идей (Тило-зоизм). Развитая Т. система космологических воззрений сводилась к идее, согласно к-рой тепло и холод, как противоположные и одушевленные начала, стремящиеся к самосохранению, вступают в борьбу за материю. При этом тепло сконцентрировано на Солнце, а холод — на Земле. Гл. соч.— “О природе вещей согласно их собственным принципам” (1565).

ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. teleos—цель, logos — учение) — религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности. Т. выражается в идеалистической антропоморфизации (Антропоморфизм) природных предметов и процессов, связывая их с действием це-леполагающих начал для осуществления предустановленных целей. Этот тезис, предполагающий наличие сверхразумного творца, лежит в основе телеологического доказательства бытия бога. Согласно трансцендентно-антропоцентрической Т., целеполагающее начало, или бог, находится вне мира и вносит цели в сотворенную для человека природу (Вольф); согласно имманентной Т., каждый предмет'природы имеет внутреннюю актуальную цель, целевую причину, к-рая есть источник движения от низших форм к высшим (Аристотель). Т. в своих разных видах имеет место в стоицизме (Стоики), неоплатонизме, концепции предустановленной гармонии Лейбница, учении о “мировой душе” Шеллинга, объективном идеализме Гегеля, неокантианстве, неотомизме, персонализме и т. д. Совр. фидеизм, а также холизм, неовитализм, неофина-лизм и т. п. используют для модернизации Т. идеалистически истолкованные данные генетики, •кибернетики, психологии. Начиная с нового времени естествознание (физика, механика, астрономия), разрушая гео- и антропоцентрическую религиозную картину Мира, объясняло процессы движения в природе естественными причинами. Понимание естественного характера целесообразности в органическом мире дал дарвинизм и углубили генетика, молекулярная биология и кибернетика. Марксистская философия объяснила целесообразность форм общественной деятельности людей их действиями в соответствии с объективными законами и преодолела Т. в сфере общественной жизни.

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. temperamen-tum — надлежащее соотношение частей) — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамику ее психической деятельности. Т. проявляется в силе чувств, их глубине или поверхностности, в скорости их протекания, в устойчивости или быстрой смене; аналогичным образом Т. проявляется в особенностях движения индивида. В основе Т. лежат типы высшей нервной деятельности. Сильный, уравновешенный, подвижный тип соответствует сангвиническому Т., характеризующемуся быстро возникающими, но легко сменяющими друг друга переживаниями, живостью движений; сильный, уравновешенный, малоподвижный тип — флегматическому Т., к-рому свойственны устойчивость настроений, спокойствие движений; сильный неуравновешенный тип — холерическому Т., выраженному резкой сменой настроений, эмоциональной возбудимостью, порывистостью движений; слабый тип — меланхолическому Т. с медленно возникающими, но глубокими и длительными чувствами, внешне мало-выразимыми. Следует отметить, что Т. обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и условиями жизни и деятельности. Т. не остается неизменным в течение жизни индивида. Любой Т. не препятствует развитию всех общественно необходимых свойств личности, однако каждый Т. требует особых путей и способов их формирования. Т. составляет одну из предпосылок своеобразия характера человека.

ТЕОГОНИЯ (греч. theos — бог и go-neia — рождение) — система религиозных мифов о происхождении богов;, родословная богов. В европейской литературе первый известный поэтический свод древнегреч. мифологии — “Теогония” Гесиода (8 в. до н. э.). Материалист и атеист Фейербах написал книгу “Теогония” (1857) с целью проследить исторический процесс формирования религиозных иллюзий.

ТЕОДИЦЕЯ (греч. theos — бог и dike — право, справедливость) — “богооправдание”; название мн. религиозно-философских трактатов, ставящих целью во что бы то ни стало оправдать явное и непримиримое противоречие между верой во всемогущего, премудрого и благого бога и существованием в мире зла и несправедливости. В IT-18 вв. различные “Т.” стали целой отраслью философской литературы. Наибольшую известность приобрела “Т.” Лейбница (1710), идеи к-рой язвительно осмеял Вольтер в сатирическом философском романе “Кандид” (1759). По своему социальному значению “Т.” в конечном счете — религиозно-философское объяснение и оправдание причин существующего социального неравенства, чему и поныне посвящаются многочисленные теологические соч.

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА—этика, основывающаяся на к.-л. теологической системе. Наиболее влиятельными направлениями Т. э. были и являются этические учения трех осн. религий: христианства, ислама, буддизма. Источником морали в Т. э. является бог, к-рыи выступает как воплощение морального добра и добродетели, а зло и аморальность об-ва объясняются “грехопадением” человека. Бог к тому же выступает и как единственный критерий морального. Тот или иной поступок является добром или злом потому, что он соответствует или противоречит “сущности” или воле бога. И наконец, бог выступает в качестве моральной санкции, т. е. является единственным авторитетом при оценке моральности поступка. Т. э. антисоциальна по своей направленности, ибо отрицает правомочность об-ва в вынесении моральных оценок. Большое место в ней занимает учение о вознаграждении праведников и наказании грешников, к-рое теологи связывают с гибелью этого мира (Эсхатология). Полное торжество добра и справедливости связывается либо с загробной жизнью, либо с наступлением “царства божьего”. Отсюда возведение в ранг добродетели покорности, смирения, непротивления злу и всепрощения.

ТЕОЛОГИЯ (греч. theos — бог и logos — учение, слово),или богословие— систематизация вероучения данной религии. Христианская Т., базирующаяся на Библии, постановлениях первых вселенских соборов и учениях “отцов церкви” (на “священном писании” и “священном предании”),делится на осн. богословие (фундаментальная теология, апологетика), догматическое богословие, нравственное богословие, учение о церкви и т. д. С Т. смыкается религиозная философия, пытающаяся доказать совместимость Т. с наукой. Т. неоднократно подвергалась критике со стороны нерелигиозных мыслителей всех времен.

ТЕОРЕМА (греч. theoreo — рассматриваю, обдумываю) — в совр. формальной логике и математике любое предложение нек-рой строго построенной дедуктивной (напр., аксиоматической) теории, к-рое доказано (выведено) на основе применения к исходным положениям этой теории (аксиомам) и (или) к уже доказанным предложениям теории допустимых для этой теории правил вывода. В синтаксических системах класс Т. эквивалентен классу выводимых формул; в семантических системах класс аксиом и Т. совпадает с классом истинных предложений данной теории. Различение между аксиомами и Т. условно: одни и те же предложения нек-рой теории в одних случаях могут быть приняты в качестве аксиом, в др.— доказываться как Т. В силу этого к Т. часто относят и аксиомы. Т., к-рые формулируются относительно нек-рой теории (обычно формальной или формализованной) и доказываются содержательными средствами метатеории этой теории, называются метатеоремами (напр., Т. о дедукции).

ТЕОРИЯ (греч. theoria — наблюдение, рассматривание, исследование) — система обобщенного достоверного знания о том или ином “фрагменте” действительности, к-рая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов. Термин “Т.” имеет различные значения, позволяющие отличить ее от практики или же противопоставить гипотезе (как не проверенному, предположительному знанию). Т. отлична от практики, т. к. является духовным, мысленным “слепком”, отражением и воспроизведением реальной действительности. Вместе с тем она неразрывно связана с практикой, к-рая ставит перед познанием назревающие задачи и требует их решения. Поэтому практика и ее результаты в обобщенном виде входят в качестве органического элемента в Т. Каждая Т. имеет сложную структуру. Напр., в физических Т. можно выделить две части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и пр.) и “содержательную” интерпретацию (категории, законы,принципы). Благодаря возможности представить в символической форме содержательные элементы Т. достигается более четкое понимание ее формальной структуры, логических связей, т. е. ее аксиоматизация. Единство содержательного и формального аспектов Т.— один из источников ее развития и совершенствования. В совр. научном познании существенным становится вопрос о “границах” Т., пределах ее применимости. Его четкое решение возможно после создания новой, более общей Т., к-рая, согласно соответствия принципу, “ограничивает” старую Т., включает ее в качестве своего частного, предельного случая. Построение и трактовка содержательной части Т. связаны с философскими взглядами, мировоззрением ученого, с определенными методологическими принципами подхода к действительности. Как естественнонаучные, так и общественнонаучные Т. обусловлены исторической обстановкой, в к-рой они возникают, исторически данным уровнем производства, техники, эксперимента, науки. Большое значение для возникновения и развития Т., особенно общественных, имеют социальные условия, господствующие в тот или иной период порядки, благоприятствующие или, напротив, тормозящие создание научных Т. Так, только с середины 19 в., с возникновением марксизма, социологические воззрения впервые превратились в научную Т. о законах общественного развития. Т. могут играть и играют большую роль в научном познании и революционном преобразовании об-ва. Т. обр., возникая как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, Т. способствует преобразованию природы и общественной жизни. Критерием истинности Т. является практика (Критерий истины).

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА—фило-софские категории, обозначающие духовную и материальную стороны общественно-исторической предметной деятельности людей: познания и преобразования природы и об-ва. Т.— результат общественного духовного производства, формирующего цели деятельности и определяющего средства их достижения, существующий в форме развивающихся понятий о предметах человеческой деятельности. В отличие от старой, эмпирической и позитивистской (в частности, прагматической) т. зр., марксистская философия рассматривает П. не как чувственный субъективный опыт личности, эксперимент ученого и т. п. П.— это деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие об-ва, и прежде всего объективный процесс материального производства, составляющий основу жизни людей, а также революционно-преобразующая деятельность классов и все др. формы практической общественной деятельности, ведущие к изменению мира. В познании именно П. является его основой и критерием истины. Деятельность людей всегда целесообразна. На заре человеческой истории труд наших предков, знавших лишь половозрастное его разделение, также был целесообразным: цель определялась родовым ритуалом общения как наглядным образцом поведения и связанных с ним представлений и эмоций. Производство идей, представлений, сознания было вплетено здесь в “язык реальной жизни” (Маркс), в ритуальное “означивание” средств и способов деятельности. Но ни особой теоретической деятельности, ни Т. еще не было. Общественное разделение труда на земледелие и скотоводство привело к возникновению труда производительного, впервые обособившего производство средств производства (напр., обработка земли для посева и посев) от производства средств потребления (сбор, хранение, переработка урожая), что привело в свою очередь к распаду кровнородственных общностей, а вместе с ними — и ритуальной формы це-леполагания. Однако данное разделение труда имело более отдаленные фундаментальные последствия: такие, как отделение умственного труда от физического и классовое расслоение об-ва. Вместе с ними формируются и предпосылки возникновения и обособления Т. и п. Производство средств производства не удовлетворяет непосредственные жизненные потребности. Оно служит основой для реализации конечных общественных целей, а его собственные цели требуют организации труда и управления им. Так впервые появляется особая форма труда, предметом к-рого стал не сам по себе природный объект, а производственная деятельность с ним, ее средства и способы, лишь во всеобщей форме отражающие свойства самих объектов. Напр., планировать будущую работу на невспаханном поле — это значит видеть его пока еще не существующие реально границы, идеальной линией отгораживать поле от необрабатываемых территорий. Обособившаяся в общественном разделении труда деятельность, предметом к-рой служат общезначимые способы и средства целесообразного изменения объектов, в условиях классового расслоения об-ва, когда “голова заставляет работать чужие руки”, отрывается от собственно материально-практической деятельности, от П., пре-" вращаясь в особое духовное производство, где господствует уже умственный труд. С разделением труда на умственный и физический происходит действительное отделение друг от друга Т. и п., их превращение в относительно самостоятельные формы общественной деятельности. Развитие “чистой” Т. в качестве относительно самостоятельной и специальной области деятельности было одним из величайших скачков в истории человечества, позволило людям глубоко проникнуть в сущность природных явлений, создать постоянно развивающуюся научную картину мира. С др. стороны, единство Т. и п. стало не таким явным. На этой основе и в сочетании с характерным для частнособственнического об-ва индивидуалистическим мировоззрением возникали различные иллюзии: от взгляда на Т. как на результат индивидуального пассивного созерцания “теоретиком” окружающей его среды до идеалистических философских систем, рассматривающих теоретическое сознание (идеи) в качестве творца действительности. “С этого момента сознание может действительно вообразить себе, что оно есть нечто иное, чем осознание существующей практики...” (Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 2. С. 28). Капиталистический способ производства, обобществивший труд и развивший невиданные до него производительные силы, создает объективные предпосылки для преодоления отрыва Т. от П. С освобождением труда и ликвидацией классовых антагонизмов, устранением противоположности между умственным и физическим трудом исчезают объективные условия для разрыва и противопоставления Т. и п. Становление и развитие нового об-ва невозможны без органической связи Т. и п., без постоянного теоретического обобщения практического опыта народных масс, без внедрения в П. передовой научной Т. Новые возможности перед Т. и п. открываются в связи с реализацией социалистической идеи, по мере движения к коммунистической перспективе.

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ — в маркси стекой философии составляет основу диалектико-материалистической теории познания. Т. о. имеет специфические задачи: раскрытие наиболее общих черт и закономерностей, присущих всем уровням и формам отражения; исследование возникновения и развития форм психического отражения, включая вопросы происхождения сознания и специально-научного обоснования возможностей познавательной деятельности человека; изучение связи характеристик содержания и формы образа, знания; раскрытие сущности отражения в неживой природе; выяснение особенностей отражения (сигнализации) в технике связи и управления, в частности соотношения и связи человека и кибернетических устройств. Исходным для Т. о. и марксистской гносеологии в целом служит диалектико-материа-листический принцип отражения, согласно к-рому результаты познания должны быть относительно адекватны своему источнику — оригиналу. Они достигаются посредством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов: активного извлечения нужных и исключения ненужных, побочных сведений об оригинале. Отражение в качестве гносеологического принципа признавалось и в домарксистском материализме, однако, как отмечал Ленин, осн. бедой старого материализма было неумение применить диалектику к Т. о., вследствие чего отражение понималось как пассивное, мертвое “фотографирование” внешнего мира. Марксистская философия понимает отражение диалектически, как сложный и противоречивый процесс взаимодействия чувственного и рационального познания, мыслительной и практической деятельности, как процесс, в к-ром человек не пассивно приспосабливается к внешнему миру, а воздействует на него, преобразуя и подчиняя его своим целям. Поэтому лишены всякого основания попытки критиковать марксистскую Т. о. как “конформистскую”, к-рая якобы обрекает познающего субъекта на пассивное и недеятельное созерцание окружающего мира. Напротив, активная предметная деятельность человека и человечества возможна лишь на базе'отражательной функции сознания, обеспечивающей адекватное познание мира и воздействие на него в соответствии с объективными законами.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, или гносеология,— раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Т. п. исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Являясь философским учением о познании, любая Т. п. с неизбежностью исходит из определенного понимания отношения человека к миру, характера его “вписанности” в мир. Хотя Т. п. выступает как относительно самостоятельная часть философии, теоретико-познавательные представления всегда связаны с др. философскими представлениями — о природе бытия, этическими и эстетическими взглядами. В частности, даже те направления Т. п., к-рые сводят к ней всю философию и отказывают в праве на существование к.-л. онтологии, неявно исходят из определенных взглядов на природу бытия. Материалистическая диалектика, к-рая есть наука “об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого . мышления...” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 21. С. 302) выступает как философское учение о познании, как логика и теория познания марксизма; законы и категории материалистической диалектики, являясь отражением всеобщих закономерностей развития объективного мира, оказываются тем самым всеобщими формами познающего мышления. Поэтому Т. п. марксизма в отличие от прежней гносеологии является не только учением о специфических закономерностях познания, а выступает как итог, сумма, вывод истории познания мира (Ленин). Это означает, что в марксистско-ле-нинской философии специфически гносеологическая проблематика отношения сознания и материи, идеального и материального, критериев достоверности знания, соотношения чувственного и логического, отражения и т. д. исследуется на основе метода материалистической диалектики и в неразрывной связи с учением исторического материализма, к-рое позволяет раскрыть сущность познавательного отношения человека к миру, исходя из анализа его предметно-практической преобразовательной деятельности. История Т. п., по существу, начинается с постановки вопроса о том, что такое знание (диалог “Теэтет” Платона), хотя сам термин “Т. п.” появляется значительно позже. В истории философии проблематика Т. п. всегда играла существенную роль и иногда даже занимала центральное место. Для ряда направлении буржуазной философии характерно сведение философии к Т. п. (кантианство, махизм). Бурное развитие специально-научных методов исследования познания (математическая логика, семиотика, теория информации, психология и т. д.), с т. зр. нек-рых позитивистов и позитивистски мыслящих ученых, ведет к ликвидации Т. п. как философской науки. Диалектический материализм же считает, что развитие специально-научных методов исследования не может в принципе снять философскую проблематику Т. п. Наоборот, оно стимулирует ее, ставя перед Т. п. новые проблемы (напр., исследование принципиальных возможностей автоматизации интеллектуального труда) и выявляя в классических проблемах новые аспекты (напр., отношение содержания и формы мышления в связи с развитием методов логической формализации). Диалектико-материа-листическая Т. п. в своем развитии использует данные совр. специальных наук о познании, выступая в качестве их философско-методологической основы.

ТЕОСОФИЯ (греч. theos — бог и sophia — мудрость, знание;~дословно — богопознание) — понятие, отождествляемое иногда с теологией (напр., в “Ареопагитиках”) или с нек-рыми вне-вероисповедными формами мистики, представители к-рой непосредственный внутренний опыт человека, мистическую интуицию как способы постижения божества предпочитают авторитету официальных церковных догм (в этом случае говорят о теософических аспектах гностицизма и неоплатонизма, относят к теософам мыслителей типа Бёме или Сведенборга; единство теологии, философии и науки Соловьев наэ. “свободной Т.”). Собственно Т. именуют учение Е. П. Блаватской (1831—91), основавшей вместе с американцем Г. Ол-коттом в 1875 в Нью-Йорке Теософское об-во (вскоре его центр переместился в Индию; функционирует и ныне). До 1913 активным членом об-ва был создатель антропософии Р. Штейнер. Цели об-ва и свои идеи Блаватская изложила в соч. “Тайная доктрина” (1888), “Ключ к теософии” (1889) и др. Т. претендует на то, чтобы “научными” методами познать божественную мудрость, сделать ее достоянием личности и в конечном счете обеспечить человеку “райское блаженство” после смерти. Добиться этого путем выявления “скрытых сил”, духовно-божественного ядра в индивиде могут только “мастера” Т., обладающие тайными знаниями (оккультизм). Эклектически соединяя в себе элементы различных вост. и зап. религий и идеалистических систем (гл. обр. буддизма, индуизма и др. направлений инд. религиозно-философской мысли), Т. является сводом мистико-фантастических представлений о мире и человеке.

ТЕРМИН (лат. terminus — предел, граница) — 1. Однозначное слово, фиксирующее определенное понятие науки, техники, искусства и т. п. Т. является элементом языка науки, введение к-рого обусловлено необходимостью точного и однозначного обозначения данных науки, особенно тех, для к-рых в обыденном языке нет соответствующих названий. В отличие от слов обыденного языка, Т. лишены эмоциональной окраски. 2. В логике необходимый компонент суждения (субъект и предикат) или силлогизма (большим Т. наз. предикат вывода, меньшим Т.— субъект вывода, средним Т.— понятие, к-рое входит в посылки силлогизма, но не входит в заключение).

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ — осн. понятия совр. философии техники и истор"ико-материалистического анализа механизма общественно-экономического развития. Техника (от греч. techne — искусство, мастерство) в качестве понятия имеет два смысла. В первом обозначает орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, выступающие как предметы труда, и создание др. средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности. В философском анализе деятельности используется, как правило, второй смысл; философия же техники преимущественно оперирует первым смыслом. Интерес к исследованию техники как к философской проблеме отчетливо проявляется уже у Аристотеля. Новая волна интереса к технике в первом смысле связана с развитием инженерного мышления эпохи Возрождения, а позднее с бэкони-анской и картезианской традициями. Рационалистическая философия, особенно в лице просветителей (Кондорсе), была склонна видеть в технике и техническом прогрессе решающее средство разрешения всех социальных противоречий и достижение общего благополучия. Преувеличение детерминирующей роли техники приводит, с одной стороны, к технологическому детерминизму, а с др.— к технократической идеологии, согласно к-рой лица и группы, создающие технику, владеющие ею и умеющие пользоваться, не только обладают всеми социальными и духовными преимуществами над др. категориями и социальными группами людей, но и в состоянии свести управление общественными процессами к управлению техникой. Пионером технократической идеологии, развивающейся в рамках утопического социализма, был Сен-Симон. Технические артефакты реализуют две функции: 1) изменения вещественного, энергетического или информационного состояния предмета труда; 2) изменения совокупности производственных операций, приемов и навыков, необходимых для реализации технической деятельности. Поэтому модификация и прогресс техники изменяют предметную область производительной деятельности человека и вместе с тем трансформируют структуру производства и трудовой активности. Техника в этом смысле выступает посредником между человеком и природой и является важнейшим звеном во взаимодействии человека с окружающей средой. Как конструктивное, так и деструктивное влияние техники на окружающую среду зависит от обеих этих функций и от социальных систем, в к-рых они реализуются. Более широким понятием является технология. Различают традиционную и совр. технологии. В традиционном смысле технология охватывает набор и последовательность операций, выполняемых с помощью данной техники в каждом данном определенном производственном процессе. В совр. смысле, осознание к-рого начинается с середины 20 в., и особенно в 70-е гг., технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий, управления, финансирования и взаимодействия с др. технологиями. Совр. технология развивается не изолированно, а как сумма или суперсистема отдельных технологий. Так, информационная технология (ИТ) занимает стержневое место в этой системе. Чем выше уровень совр. технологии, тем большую роль в ней играет ИТ (примером могут служить биотехнология, генная инженерия, технология новых материалов, телематика и т. п.). Системно-иерархический характер совр. технологий делает их аккумулятором и генератором ряда гносеогенных и социогенных процессов. Специфической чертой совр. высоких технологий является уменьшение материалоемкости и увеличение наукоемкости и капиталоемкости. В этом смысле они выступают как центральный механизм и гл. индикатор научно-технического прогресса.

ТЕХНОКРАТИЯ (греч. techne — ремесло, искусство, kratos — власть, господство) — 1. Социальный слой высших руководителей государственно-монополистического производства, к-рый входит в господствующий класс совр. буржуазного об-ва. 2. Социологическое учение, основанное амер. экономистами Г. Скоттом и Т. Вебленом в 20-х гг. 20 в. Сторонники этого учения пропагандируют необходимость установления политической власти технических специалистов, абсолютизируют роль техники в социальной жизни и подчеркивают зависимость индивидов от совр. технологии. Теоретики Т. отрицают роль частной собственности в функционировании политической системы, считая, что совр. буржуазным об-вом управляют не капиталисты, а менеджеры (Д. Бэрнхем) или в более широком плане — “техноструктура” (Дж. К. Гэлбрейт), т. е. иерархическое объединение специалистов, начиная от рядовых инженеров и кончая генеральными директорами крупных фирм. При таком подходе представление об участии в процессе принятия решении узкой группы высших функционеров в союзе с традиционными собственниками-капиталистами неправомерно .распространяется на всю иерархию в капиталистической системе разделения труда. Таким же методологическим пороком страдает и концепция .“нового класса” Белла, в соответствии с к-рои власть принадлежит меритократии. В условиях совр. этапа развития научно-технической революции бурное развитие компьютеризации и робототехники вызвало к жизни теории “кибернетической элиты” (К. Штайнбух) и “компьютерной демократии” (Г. Краух и др.). По мнению Штайнбуха, власть в совр. буржуазном об-ве должна принадлежать математикам, экономистам, программистам, к-рые якобы способны более точно, определить степень эффективности тех или иных решений. С т. зр. теоретиков “компьютерной демократии”, информационно-коммуникативная революция здесь ведет не к усилению манипулирования народными массами со стороны господствующих кругов, а к развитию демократии на более высоком уровне. Распространение персональных компьютеров, кабельного телевидения, новых информационных каналов будто бы позволит решить острые экономические и политические противоречия с помощью электроники. Как и др. технократические теории, “компьютерная демократия” является разновидностью сциентистского утопизма и технологического детерминизма. Теоретики Т. считают, что законы технической рациональности лежат в основе не только политической леги-тимизации, но и в духовной жизни об-ва в целом, не признают автономность культуры и морали.С технократической т. зр. функционирование об-ва определяется лишь техническим аппаратом. В социалистическом об-ве также встречаются рецидивы технократизма, выражающиеся в пренебрежении к людям, игнорировании человеческого фактора в процессе планирования и управления. Преодоление технократических взглядов предполагает утверждение приоритета гуманистических ценностей в социальной и экономической жизни, широкое развитие демократии, гласности, самоуправления.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (греч. techne — искусство, мастерство, logos — учение, слово) — распространенная на Западе философская концепция, согласно к-рой технические средства производства, т. е. машины, механизмы, компьютеры, роботы и т. д., а также научно обоснованные технологические знания представляют собой решающий фактор, однозначно определяющий все стороны общественной жизни1 характер и направление социального развития. В рамках Т. д. выделяются два крайних течения: технологический эвдемонизм (от греч. evdaimo-nia—счастье, блаженство), считающий, что прогресс в технике и технологии автоматически устраняет социальные противоречия и антагонизмы, неравномерное распределение богатства, культуры, а также технологический алармизм (от фр. alarmiste — тревога, беспокойство), видящий лишь негативные последствия этого прогресса: усиление социально-экономических противоречий, рост насилия над личностью. дегуманизацию общественной жизни и др. Т. д. во всех его проявлениях представляет собой неадекватную реакцию на совр. научно-техническую революцию. Он не учитывает, что техника и технология приводят к разным последствиям в различных социально экономических системах на различных стадиях их исторического развития. В противоположность Т. д. исторический материализм считает технику и технологию элементами производительных сил, гл. из к-рых является человек. Именно в этом качестве материальные средства производства и соответствующие знания входят в структуру способа производства и оказывают влияние на функционирование и развитие об-ва в единстве и взаимодействии с производственными отношениями. Т. обр., технико-технологический фактор не определяет прямо и однозначно социально-исторический процесс, но, играя важную роль в материальной структуре об-ва, приводит к различным последствиям в различных общественно-экономических системах на конкретно-исторических стадиях их бытия. В качестве рецидивов ложного мышления Т. д. может проявляться и при социализме. Борьба против Т. д. предполагает утверждение гуманистической “шкалы ценностей”, характерных для социалистического об-ва: приоритет социальных и человеческих целей и пр.

ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич (1843—1920)—рус. ученый, последователь Дарвина, основатель физиологии растений в России. Его мировоззрение формировалось под влиянием идей рус. революционных демократов. Осн. экспериментальная работа Т.— по фотосинтезу растений — сыграла большую роль в обосновании единства живой и неживой материи. Т. не замыкался в рамках узкоэкспериментальных методов, делал широкие философские обобщения, плодотворно применял исторический метод, во многом совпадающий с диалектико-материалистическим методом, стремился поставить биологию на службу народу. Т. первый из крупных рус. естествоиспытателей принял Октябрьскую социалистическую революцию. Сб. его Статей “Наука и демократия” (1920) получил высокую оценку Ленина.

ТИПОВ ТЕОРИЯ (иерархия ти пов) — способ построения формальной (математической) логики, при к-ром вводится различение объектов различных уровней (типов); один из способов исключения из логики и теории множеств парадоксов и антиномий. Впервые Т. т. развил Э. Шредер в применении к логике классов (1890). В 1908— 10 Рассел построил детальную систему Т. т. в применении к исчислению преди-- катов: ее смысл состоит в различении по типам: индивидов (тип 1), их свойств (тип 2), свойств свойств (тип 3) и т. д.; внутри типов вводится деление на порядки.

ТИПОЛОГИЯ — см. Классификация.

ТКАЧЕВ Петр Никитич (1844— 86) — один из теоретиков революционного народничества, публицист и литературный критик. С 1873 — в эмиграции, где издавал журнал и газету “Набат” (1875—81). Взгляды Т. сложились под воздействием идей революционных демократов 60-х гг. Он полагал, в отличие, напр., от Лаврова, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, пока в стране не сложились буржуазные отношения, к-рые могут надолго отсрочить революционный переворот. Подобно Бакунину, Т. видел в рус. народе, прежде всего в крестьянстве с его еще сохранившимся общинным землевладением, социалиста “по инстинкту, по традиции”. Причем, с т. зр. Т., революционность народа проявляется гл. обр. в разрушении старого, созидательные же задачи решает обладающее “силой, властью и авторитетом” “революционное меньшинство”, государство. Поэтому необходимым условием осуществления общественно-экономических и духовных идеалов социализма Т. считал (и здесь он, расходясь с бакунистами, переходил на позиции бланкизма) “захват политической власти” группой хорошо организованных революционеров (“партией действия”) посредством заговора, предполагающего террор и дезорганизацию существующего государства, к-рое в России якобы не выражает интересов к.-л. класса и не имеет корней в экономике страны. Эти его идеи во многом были восприняты партией “Народная воля”. Хотя Т. и признавал нек-рые положения исторического материализма (напр., говорил об определяющей роли “экономического быта” в общественных отношениях), преодолеть идеалистический, волюнтаристский взгляд на историю он не смог. Критику социально-политических идей Т. дал Энгельс в работе “Эмигрантская литература” (1874—75). Отстаивая реализм, Т. боролся с консервативными литературно-эстетическими направлениями; с позиций механистического материализма и материалистически толкуемого позитивизма критиковал рус. религиозных философов (неославянофилов, Соловьева и др.). Соч.: “Закон общественного самосохранения” (1870), “3адачи революционной пропаганды в России” (1874), “Открытое письмо господину Фридриху Энгельсу” (1874), “Набат” (1875), “Революция и государство” (1876) и др.

ТОВАРНЫЙ ФЕТИШИЗМ—см. Фетишизм.

ТОЖДЕСТВА ЗАКОН — закон логики, согласно к-рому в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле. Предпосылкой его выполнимости является возможность различения и отождествления тех объектов, о к-рых идет речь в данном рассуждении. На деле, однако, такое различение и отождествление не всегда возможно (Различие, Тождество). Т. з. предполагает поэтому некоторую идеализацию действительного характера тех объектов, о к-рых идет речь в данном рассуждении (отвлечение от их развития и изменения), правомерность чего вытекает из факта относительной устойчивости явлений объективного мира.

ТОЖДЕСТВЕННО - ИСТИННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ — высказывания, выражения или формулы логических исчислений, являющиеся истинными при любых значениях истинности их переменных. Таковы все законы формальной логики. Соответственно тождественно-ложные высказывания или формулы ложны при любых значениях истинности их переменных.

ТОЖДЕСТВО — категория, выражающая равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов. О предметах А и В говорят, что они являются тождественными, одними и теми же, неразличимыми, если и только если все свойства (и отношения), к-рые характеризуют А, характеризуют и В, и наоборот (закон Лейбница). Однако, поскольку материальная действительность постоянно изменяется, абсолютно тождественных самим себе предметов, даже в их существенных, осн. свойствах, не бывает. Т. является не абстрактным, а конкретным, т. е. Содержащим внутренние различия, противоречия, постоянно “снимающим” себя в процессе развития, зависящим от данных условий. Само отождествление отдельных предметов требует их предварительного отличия от других предметов; с др. стороны, часто приходится отождествлять различные предметы (напр., с целью создания их классификаций). Это означает, что Т. неразрывно связано с различием и является относительным. Всякое Т. вещей временно, преходяще, а их развитие, изменение абсолютно. В математике, где мы оперируем с абстракциями (числами, фигурами), рассматриваемыми вне времени, вне их измерения, закон Лейбница действует без особых ограничений. В точных же опытных науках абстрактное, т. е. отвлекающееся от развития вещей Т., используется с ограничениями, и то лишь потому, что в процессе познания мы прибегаем в известных условиях к идеализации и упрощению действительности. С подобными ограничениями формулируется и логический-гожйесгва закон.

ТОЙНБИ Арнольд Джозеф (1889— 1975) — англ. историк и социолог. Его философия истории заменяет учение об общественном прогрессе “теорией цикличности”. Всемирная история рассматривается им как последовательный ряд “цивилизаций”, проходящих одинаковые фазы: рождения, роста, крушения, разложения и гибели/ Рассматривая проблему движущих сил истории, Т. сочетает признание в каче-, стве смысла истории “откровения бога” и надежды на приобщение к нему с культом личностей, “творческих индивидов или творческих меньшинств”. Т. доказывал возможность спасения “зап. цивилизации” путем усиления роли религиозно-церковного начала. Осн. соч.— “Исследование истории” (В 12 т., 1934—61).

ТОЛАНД Джон (1670—1722) — англ. философ-материалист, борец за свободомыслие. Начав с деистической критики религии (Деизм). Т. стал на позиции атеизма: он отрицал бессмертие души, загробное воздаяние, сотворение мира, доказывал небожественное происхождение “священных” книг, отрицал чудеса, делал попытки объяснить происхождение религии земными условиями и т. д. Книга Т. “Христианство без тайн” (1696) вызвала ярость духовенства и была предана сожжению, сам Т. бежал. Гл. заслуга Т. заключается в его учении о единстве материи и движения; движение — существенное и неотъемлемое свойство материи. С этих позиций Т. критиковал Спинозу, к-рый не считал движение осн. свойством материи, а также Ньютона и Декарта, видевших источник движения в боге. Материя, по Т., вечна и неунич-тожима, вселенная бесконечна. Т., однако, оставался в рамках механистического материализма: он отрицал случайность, видел в мышлении чисто физическое движение мозгового вещества; движение материи не связывал с ее качественным изменением. По своим социально-политическим взглядам Т. был представителем буржуазно-демократических кругов Англии. Осн. соч.— “Письма к Серене” (1704).

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828— 1910) — рус. писатель и мыслитель. В своем творчестве и учении Т. отразил гл. обр. эпоху пореформенного развития России (с 1861 по 1905), историческое своеобразие “всей первой русской революции, ее силу и ее слабость” именно как “крестьянской буржуазной революции” (Ленин В. И. Т. 20. С. 20). Отсюда “кричащие” противоречия в его воззрениях: с одной стороны, беспощадная критика капитализма, официальной церкви, антинародной сущности государства, с др.— проповедь смирения, непротивления злу насилием, утонченной формы религии. На религиозно-философские взгляды Т. (сложившиеся окончательно после духовного кризиса в конце 70-х гг.) помимо христианства оказали влияние идеи буддизма, др. вост. религиозных систем, а также Руссо, Шопенгауэра и славянофилов. В основе учения Т.— понятие веры, к-рую он во многом толкует этико-рационалистически: вера — знание того, что такое человек и в чем смысл его жизни. Последний Т. видит в преодолении отчуждения и свободном объединении людей на основе любви, в слиянии их с богом путем осознания каждым в себе разумно-божественного начала. В этом, с его т. зр., состоит достигаемый через личное самосовершенствование идеал “истинного”, освобожденного от исторических искажений вероучения Христа, включающего и бессмертие духовно-разумной жизни. Согласно Т., государство как форма насилия, частная собственность, церковь, вся чуждая народу цивилизация препятствуют воплощению этого идеала, порождая социальные недуги. В итоге он приходит к отрицанию государственности (анархизм), ценности науки и культуры, призывает к опрощению, идеализирует крестьянский труд, общину. Человек, по Т., свободен лишь в сфере личностно-духовной, в служении богу (добру, или безусловному. “всемирному невидимому началу”). Социально-исторический процесс направляется божественной волей (провиденциализм) и осуществляется через деятельность масс, отдельная же личность, даже царь, является орудием истории (фатализм). В работах по эстетике (“Что такое искусство?”, 1897— 98, и др.) он выступил против декадентства и официальной, “господской”, культуры. Т. понимает искусство как одно из средств общения индивидов (передача чувств друг другу), как деятельность, призванную объединять людей, помогать им побеждать зло, улучшать себя. Поскольку высшую цель человечества Т. видел в реализации “царства божьего” на земле, он приходит к выводу, что руководящей для искусства должна быть идея нравственно-религиозная, а не эстетическая. Глубоко ошибочна т. зр. буржуазных историков философии, согласно к-рой заслуга Т. состоит в том, что он сделал попытку преодолеть секуляризм, т. е. обосновать социально-культурные идеалы с помощью религии. Т. велик как художник-реалист (“Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение” и др.), как мыслитель-гуманист, выразивший протест масс против несправедливости, социального неравенства и угнетения. Всестороннюю научную оценку творчеству Т. дали Ленин и др. марксисты. Осн. философско-религиозные'соч. Т.: “Исследование догматического богословия” (1880), “Исповедь” (1880— 84), “В чем моя вера?” (1882—84), “Царство божие внутри нас” (1891). “Путь жизни” (1910).

ТОМИЗМ (лат. Thomas — Фома) — ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквин-ским. Наибольшее признание Т. получил в различных школах доминиканского ордена. Против Т. в средние вв. выступали последователи Дунса Скота, группировавшиеся вокруг францисканского ордена. Наиболее известный продолжатель Т. в эпоху Возрождения — итал. доминиканец Фома де Вио (Каэ-танус). Ранние буржуазные революции, Реформация, вызванная ими утрата католической церковью былого господства дали толчок к нек-рому обновлению Т. исп. иезуитом Ф. Суаресом. Последнее возрождение Т. начинается с середины 19 в. (неотомизм) — А. Штёкль (Германия), М. де Вульф (Франция), Д. Мерсье (Бельгия), У. Ньюмен (Англия), Т. Либераторе (Италия) и др. Осн. тенденция совр. Т.— теологическая интерпретация новейшего естествознания, попытки “синтезировать” систему Фомы Аквинского с философскими идеями Канта, Гегеля и таких зап. философов, как Гуссерль, Хайдеггер и др.

ТОРО Генри Дэвид (1817—62)— амер. философ-идеалист и писатель; входил в кружок трансценденталистов, возглавляемых Эмерсоном. Взгляды Т. сложились под воздействием европейских романтиков (особенно Кар-лейля) и Руссо, идей протестантизма и вост. мысли. С индивидуалистских позиций критиковал эксплуататорскую сущность капитализма, его пронизанную мещанством и практицизмом культуру. “Роскошь одного класса уравновешивается нищетой другого. С одной стороны — дворец, с другой — приют для нищих...” — писал Т. в своем гл. произв. “Уолден, или Жизнь в лесу” (1854). Любое государство, полагает Т., “страдает слабоумием” и является злом; о государстве США он говорил: “Всякое сотрудничество с ним покрывает человека позором”. Романтически .окрашенный социально-этический идеал мыслителя — свободная, гармоничная, независимая от об-ва, поклоняющаяся природе личность — был следствием его отрицательного отношения к буржуазному строю и порожденному им разделению труда. Философские взгляды Т.— пантеизм с заметным оттенком мистицизма; законы природы и всемирного разума (включая нравственный порядок) совпадают. Цель познания — истина, к-рой мы достигаем, проникаясь окружающей нас божественной реальностью,т.е. природой. Боролся против рабства в США, один из первых выдвинул идею гражданского неповиновения (эссе “О долге гражданского неповиновения”, 1848); выступление Джона Брауна в защиту негров назвал “благородным подвигом”. Демократическая Америка высоко ценит наследие Т.

ТОТАЛИТАРИЗМ (лат. totalis — весь, целый, полный) — общественно-политический строй, характеризующийся всеобъемлющим деспотическим вмешательством авторитарно-бюрократического государства во все проявления жизни общественного организма и жизнь отдельных личностей. Тоталитарные черты Маркс находил в абсолютных монархиях, но особенно — в бонапартистских режимах 18—19 вв. (тип режима Луи Бонапарта). В 20 в. ярко выраженным воплощением Т. были различные фашистские режимы (в Германии, Италии, Чили и др.). В настоящее время понятие “Т.” используется и в марксистской литературе при рассмотрении отдельных периодов развития советского об-ва. В этом аспекте под Т. понимаются нарушение принципов социализма, засилье бюрократии, централистских, волюнтаристских и технократических методов управления, игнорирование потребностей и интересов личности. Конструктивная критика государственно-бюрократических деформаций социализма в ходе перестройки направлена прежде всего на развитие гуманных черт нашего об-ва. Социалистический плюрализм создает теоретические и политические предпосылки для развития подлинной демократии, самоуправления народа, творческого развития личности, защиты прав человека.

ТОТЕМИЗМ (от слова “ототеман”, на языке североамер. индейцев племени оджибве — род его) — одна из ранних форм религии первобытного об-ва. Впервые термин употреблен Дж. Лонгом (конец 18 в.). Осн. в Т.— вера в общее происхождение и кровную близость к.-л. группы людей с определенным видом животных, растений, предметом или явлением. Возникновение Т. обусловлено примитивным хозяйством (охота, собирательство) и незнанием иных связей в об-ве, кроме кровнородственных. Тотемом называется животное-предок, его изображение или символ, а также группа людей. Тотем, могучий покровитель людей, обеспечивает их пищей. Т. распространен среди племен Австралии, Сев. и Южн. Америки, Меланезии, Полинезии, Африки. Пережитки Т. сохранились в развитых религиях (бог как отец верующих; причастие как вкушение тела бога), в фольклоре (сказки о брачных и родственных отношениях людей с животными).

ТОЧНОСТЬ—1) качество человеческого знания и действия, означающее строгое соответствие исторически сложившемуся или заранее установленному стандарту, образцу, норме, принципу, правилу, заданному способу действия, противопоставляемое неопределенности, расплывчатости, двусмысленности, необязательности, неточности; 2) одно из фундаментальных понятий гносеологии, логики и методологии науки, характеризующее степень (меру) соответствия научного знания реальности и особенности его организации, регулирующее процессы воспроизведения объекта в рамках научной теории. Т.—свойство как научной теории в целом, так и образующих ее элементов, находящееся в тесной взаимосвязи с истинностью. Существуют различные виды Т., специфика к-рых обусловливается объектами и методами исследования: метрическая, логико-математическая и гносеологическая Т. Метрическая Т.— знание об исследуемых объектах теории, сформулированное с использованием языка чисел и др. количественных соотношений, задаваемых посредством счета и измерения. Метрическая Т., с к-рой подтверждается любая истинная научная теория, на каждом этапе развития науки является конечной. Вместе с тем существует возможность повышения этой Т. по мере улучшения измерительной техники, причем выход на качественно новый уровень Т. измерения, как правило, носит не чисто- технический, а принципиальный гносеологический смысл, позволяя выявить ограниченность старой теории, существование ранее неизвестных закономерностей и свойств материи. Логико-математическая Т. характеризует механизм обеспечения и сохранения Т. знания. Логико-математическая Т. достигается посредством построения научной теории в таком виде, когда ее структурные компоненты (исходные понятия, образуемые из них выражения и т. д.) задаются исчерпывающим и строго однозначным способом, допускающим применение к ним единообразных, четко определяемых (алгоритмических) правил оперирования. Важнейшим логическим средством уточнения знания являются операции определения вводимых в теорию понятий, аксиоматизация (Аксиоматический метод) и формализация теории. Логическая Т. обеспечивает сохранение исходного уровня Т. утверждений теории при всех возможных манипуляциях с ними и гарантирует получение из истины только истинных предложений (но при этом самый безупречный вывод не может сделать заключение более точным, чем это имело место для посылок). Гносеологическая Т.— мера (степень) истинности знания, оцениваемая с качественной т. зр. с помощью понятий абсолютной и относительной истины и др. концептуальных средств, характеризующих конкретность истины (границы применимости теории, область адекватности теории, принципы соответствия, интервал абстракции и др.). Т. теории с гносеологической т. зр. всегда связана с нек-рой задаваемой структурой бытия областью (интервалом) ее адекватности, в к-рой обнаруживается практическая истинность отношения человека к действительности (напр., область адекватности классической механики — мир макротел, движущихся с малой по сравнению со светом скоростью). В рамках интервала адекватности теории формируемые ею законы отражают действительность не приблизительно, а точно. Если теория прошла проверку на практике и к тому же обладает пред-сказательной и объяснительной силой, то в рамках ее согласования с опытом мы можем утверждать, что она является объективной истиной и что существует особая область реальности, к-рая вполне адекватно отражается ею, и в этом смысле можно считать, что данная теория является точной. Гносеологическая Т. (подобно метрической) может быть большей или меньшей, но обнаруживается это лишь при сравнении ряда теорий (относящихся к одной предметной области), из к-рых одна является обобщением другой (напр., классическая механика и теория относительности). Т. знания — необходимая предпосылка достижения истины. Стремление к совершенствованию измерительной техники и формальных средств описания, к Т. и однозначности используемых понятий никогда не было в науке самоцелью. В конечном счете Т. всегда была важным средством, обеспечивающим большую адекватность отражения реальности, прирост нового знания. Так, уточнение и переосмысление понятий “инерция”, “скорость” позволило Галилею заложить основы классической механики, а уточнение понятий “одновременность событий”, “абсолютное время” — А. Эйнштейну создать специальную теорию относительности. Т. знания не может быть абсолютной, она исторически изменчива и относительна. Даже в формализованных теориях (т. е. в тех концептуальных построениях, в к-рых достигнут наивысший для совр. познания уровень Т. и строгости) методы, лежащие в основе уточнения научного здания, обнаружили свою внутреннюю ограниченность. Во-первых, любая самая далеко продвинутая экспликация понятий невозможна без опоры на достаточно нечеткие, размытые понятия естественного языка. Во-вторых, достаточно богатые формализованные теории, будучи точными, оказываются не вполне адекватными, т. к. в них нельзя получить все содержательные истинные предложения формализуемой теории. Рост научного знания осуществляется через взаимодействие точных и неточных, формальных и содержательных методов и средств исследования.

ТРАГИЧЕСКОЕ (греч. tragicos — трагический, относящийся к трагедии, в своем происхождении связано с культом бога Диониса) — категория эстетики, выражающая диалектику свободы и необходимости, противоречия общественного развития, личности и об-ва, борьбу прекрасного и безобразного. В Т. проявляются неразрешимые на данном этапе противоречия между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления. В противоположность идеалистическому толкованию сущности Т., к-рая усматривалась в безысходности человеческого существования, марксистская эстетика осн. причину трагических событий видит в столкновении противоположных социальных сил, вызванном законами общественного развития. Маркс и Энгельс различали трагический характер новых прогрессивных сил, выступающих против отживших старых порядков и неспособных в данных условиях одержать победу, и трагический уход со сцены исторически изжившего себя класса, еще не исчерпавшего окончательно своих возможностей, когда отдельные представители старых общественных порядков осознали обреченность своего класса, но не смогли порвать с ним связей и перейти на позиции нового класса, к-рому принадлежит будущее. Трагические противоречия приводят к тяжелым страданиям и нередко к гибели героя. Но они порождают в сердцах людей не только скорбь, но и эстетическое переживание (катарсис), к-рое оказывает очищающее воздействие на чувства и сознание человека, воспитывает в нем ненависть к низменным явлениям и закаляет волю и мужество. В этом заключается т. наз. парадокс Т. Эпоха социалистической революции и строительства нового об-ва породила новый тип трагических героев, к-рые отличаются революционной оптимистической целеустремленностью, сознанием целей борьбы, верой в торжество передовых идеалов, в силы народа и готовностью к самым тяжелым испытаниям и даже к смерти во имя лучшего будущего. Выражая и утверждая эстетический идеал, Т. является формой проявления прекрасного, возвышенного. Специфической формой воплощения Т. в искусстве является трагедия (“Гамлет” Шекспира, “Борис Годунов” Пушкина, “Оптимистическая трагедия” Вс. Вишневского и др.).

ТРАДИЦИЯ (лат. traditio — передача, предание) — исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т. п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в об-ве или в отдельных социальных группах в течение длительного времени. Различают Т. прогрессивные, связанные с творческим развитием культуры, и реакционные, связанные с изжившими себя пережитками прошлого. В науке Т. означает преемственность знании и методов исследования, в искусстве—преемственность стиля, мастерства.

ТРАДУКЦИЯ (лат. traductio — перемещение) — вид опосредствованного умозаключения, в к-ром посылки и вывод являются суждениями одинаковой степени общности. Традуктивным умозаключением является аналогия. По характеру посылок и вывода Т. может быть трех типов: 1) заключение от единичного к единичному, 2) заключение от частного к частному, 3) заключение от общего к общему.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ — группа философов-идеалистов и писателей в США, основавшая в 1836 Трансцендентальный клуб. В группу входили Эмерсон, Дж. Рипли (1802—80), Т. Паркер (1810—60), М. Фуллер (1810— 50), Торо и др. Т. подчеркивали свое отрицательное отношение к сенсуализму и свою связь с философией Канта и Фихте, Якоби и Шлейермахера. Глубокое влияние на их мировоззрение оказали воззрения Платона, вост. мудрость, этико-социальные идеи амер. пуританизма, англ. поэтов-романтиков “озерной школы” (С. Колридж, У. Ворд-сворт), Руссо и Карлейля. С позиций романтизма и мелкобуржуазного демократизма они критиковали бесчеловечность капитализма с его враждебностью к духовным (“трансцендентальным”) ценностям, придавали огромное значение развитию национальной культуры, самосовершенствованию личности в разрешении социальных конфликтов, призывали к сближению с обожествляемой ими природой. Мн. Т. активно выступили против рабства в США. В 1841 Дж. Рипли вместе с писателем Н. Готорном и др. организовал около Бостона фурьеристскувд колонию Брук Фарм (просуществовала до 1847). Т., взгляды к-рых наиболее полно выражены в произв. Эмерсона “Природа” (1836), оставили заметный след в развитии амер. литературы и философии.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ—термин Канта, обозначающий априорное, т. е. существующее до всякого опыта, первоначальное, чистое и неизменное сознание, к-рое якобы служит условием единства мира явлений, получающего от него свои формы и законы. По Канту, единство Т. а. является условием взаимосвязи человеческих представлений, их сохранения и воспроизведения. Основой этого единства Кант считал тождество “Я”, т. е. тот факт, что во всякое представление включается тезис “Я мыслю”. Опираясь на этот момент кантианства, Фихте создал свою систему субъективного идеализма.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (лат. transcendere — переступать) — в , схоластике означает сверхкатегориальный. Т. определения бытия, или трансцен-денталии, шире (по объему) традиционных категорий схоластической философии (форма и материя, акт и потенция и др.), они выражают всеобщие, сверхчувственные свойства бытия, к-рые познаются интуитивно, до всякого опыта. Согласно схоластике, три оси. трансценденталии (всего их шесть) обозначают: единство — отношение бытия к самому себе, или тождество бытия; истину — сопоставление бытия с бесконечным духом, или умопости-гаемость бытия в божественном разуме; благо — сопоставление бытия с бесконечной волей, или целесообразность бытия, обусловленную божественной волей. Впервые трансценденталии упоминаются Александром Галльским (францисканский схоласт, реалист 12— 13 вв.), Альбертом Великим и Фомой Аквинским. Термин “Т.” вводится позднее, только в 16 в. Формирование учения о трансценденталиях, определение его как ядра схоластической метафизики относится также к более позднему периоду (16—17 вв.). В новое время учение о трансценденталиях было подвергнуто критике с позиций номинализма. Спиноза и Гоббс называли его “наивным” и “бессмысленным”, Кант — “стерильным” и “тавто-логичным”. Совр. схоласты, отстаивая независимость учения о трансценденталиях от опыта, от частных наук, стремятся этим доказать непреходящую ценность метафизики, философского обоснования истин теологии. Учение о Т. определениях представляет собой попытку создать чисто умозрительную законченную теорию бытия. С т. зр. Канта, термин “Т.” характеризует формальные, априорные предпосылки познания (напр., время, пространство, причинность).

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ—особый вид философского идеализма, представленный Кантом и его продолжателями. Термин происходит от лат. слова transcendentalis, к-рым в схоластической философии обозначались понятия, возвышающиеся над всеми мыслимыми категориями и родами. По Канту, весь предшествующий ему идеализм развивал учение о бытии “догматически”, т. е. не исследуя предварительно условий и самой возможности безусловно всеобщих и безусловно необходимых истин. Кант полагал, что теоретическая философия (“метафизика”) должна объяснить, как возможны такие истины в науке (математика, естествознание) и возможны ли они в философии. Эти объяснения и призван дать, по Канту, Т. и. (он же “критический” идеализм), в к-ром доказывается, что условием возможности таких истин являются априорные формы сознания, и исследуется вопрос о применимости этих форм как внутри опыта, так и за его пределами. Соответственно этому пониманию ряд теоретических построений в “Критике чистого разума” Канта получил название “трансцендентальных” (напр., “трансцендентальная эстетика”, “трансцендентальная логика”).

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (лат. trans-cendere — переступать) — термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания. Этот термин имеет важное значение в философии Канта, к-рый считал, что познание человека не способно проникнуть в Т. мир, мир “вещей в себе”. Вместе с тем, по Канту, поведение человека диктуется Т. нормами (свободной волей, бессмертной душой, богом).

ТРАНС ЦЕНЗУС — переход от субъективного к объективному, выход из сферы сознания в сферу объективного мира, совершаемый в ходе человеческой практики. По Канту, Т. допустим только для веры, а не для знания. Юм вообще отрицал Т. По оценке Ленина идея Т., понятого как указание на принципиальную грань между явлением и “вещью в себе”, есть вздорная идея агностиков.

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ Фридрих Адольф (1802—72) — нем. философ-метафизик, антигегельянец. Рациональное зерно его критики Гегеля заключается в стремлении показать, что Гегель негласно пользуется понятием внешнего мира при выведении своих категорий, в результате чего только и возможно рассматривать эти категории как мнимо самостоятельные, в отрыве от материального мира. Но, показав призрачность диалектических переходов в чисто идеалистическом понимании, Т. проявил себя принципиальным антидиалектиком. По существу, он эклектик, приверженец телеологии. Т. был крупным знатоком и переводчиком Аристотеля. Осн. соч.— “Логические исследования” (1840).

ТРИАДА (греч. trias — троица, тройственность) — троичность, трехступенчатость развития. Понятие “Т.” впервые применено Платоном и неоплатониками (в частности, Проклом), широкое развитие получило в нем. классической философии, и особенно у Гегеля. Всякий процесс развития, согласно Гегелю, проходит три ступени: тезис, антитезис и синтез. Каждая следующая ступень'отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность.а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе по-новому нек-рые черты .обеих предыдущих ступеней развития. Синтез, в свою очередь, является началом новой Т. и т. д. В Т. отражается одна из особенностей развития, когда на основе проделанного пути вновь достигается исходный пункт, но на более вы-' сокой ступени. Гегель абсолютизировал Т. и, вопреки собственным заявлениям, превратил ее в Искусственно навязанную действительности схему, в формальный прием построения философской системы, в схему трехступенчатого развития понятия. Рациональное содержание Т. использовано марксистской философией для характеристики процесса развития (Отрицания отрицания закон).

ТРОПЫ (греч. tropos — обороты, способы выражения) — принципы, при помощи к-рых представители античного скептицизма формулировали невозможность объективного познания существующего. Наибольшее количество Т. и в наиболее последовательном виде было дано Энесидемом. Первые четыре Т. у него отрицают возможность познания вещей на основании текучести, неопределенности и противоречивости чувственного восприятия у человека. Др. четыре Т. исходят из состояния объекта. Девятый Т. является обобщением всех восьми Т., т. к. он трактует об относительности восприятия в связи с бесконечно разнообразным отношением между воспринимающим и воспринимаемым. Десятый Т., не примыкающий к указанным девяти, говорит о невозможности объективного поз"нания в связи с разнообразием людских мнений, настроений, действий, намерений и т. д. (напр., законы у одних людей одни, у Др.— другие; одни учат о бессмертии души, др.—об ее смертности и пр.). Ложность всех Т. состоит в следующем: чтобы говорить об относительности познания объектов, надо уже иметь представление о самостоятельном и независимом существовании этих объектов, т. е. если скептик не знает, что такое самостоятельный и независимо существующий объект, то он не может доказывать и относительность его познания и даже не может знать о его существовании.

ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862—1905) — рус. философ-идеалист. В 1900—05 редактировал журнал “Вопросы философии и психологии”, в 1905 был избран ректором Московского унта. Мировоззрение Т. сложилось под влиянием платонизма, нем. классической философии, а также славянофилов, и особенно Соловьева. Истинное миросозерцание, по Т., можно построить лишь на основе абсолюта, понимаемого “как всеединое конкретное бытие”. Это идеальное бытие раскрывает себя и как автономное сущее (объект), и как “чувствующий, мыслящий, водящий” субъект, порождающий (через сложное соотношение сторон абсолютного начала) все многообразие эмпирических вещей. Пространство, время, по Т.,— формы чувственности некой мировой души, коренящейся в боге. Познание материальных и идеальных объектов действительности протекает в эмпирической (научной) и умозрительной (философской) формах. Источником знания является также вера как условие опыта и умозрения. Только через нее человек воспринимает сверхчувственную (мистическую) реальность и устанавливает ее объективность. Опыт, разум и вера дают, по Т., конкретную, целостную картину мира. “Конкретный идеализм” Т. (стремящегося примирить эмпиризм, рационализм и мистицизм) тесно связан с признанием бога как “бесконечной любви” и с идеей соборности — объединения людей в “церковном богочеловеческом организме”. Будучи умеренным либералом, Т. выступал за представительные учреждения, за автономию ун-тов, оставаясь монархистом, противником социализма и революционных методов борьбы. Критику буржуазно-либеральной деятельности Т. дал Ленин. Осн. соч.: “О природе человеческого сознания” (1890), “Основания идеализма” (1896), “Учение о логосе в его истории” (1900).

ТРУД — целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и об-ва,— всеобщее условие обмена веществ с природой; гл. предпосылка человеческого существования, общая всем формам общественной жизни. Процесс Т. включает в себя два ряда отношений. Определенное отношение человека к природе — первая сторона Т. Преобразуя внешнюю природу, человек вместе с тем преобразует и свою собственную природу. Изменение внешней природы есть в первую очередь приспособление предметов к потребностям человека. Т. включает в себя следующие простые моменты: 1) целесообразную деятельность, или сам Т., 2) предмет Т., 3) средства Т., 4) результат Т. Т. как процесс производства и воспроизводства человека в его общественных отношениях созревает тогда, когда все его простые моменты сами создаются Т., а не даны в готовом виде. Созревание Т.— исторический процесс. Этот исторический процесс не вполне завершен, если Т. совершается в об-ве гл. обр. ради поддержания физического существования. Вполне зрелый Т.— Т. гл. обр. ради потребности в Т., при этом поддержание физического существования становится лишь необходимой предпосылкой Т. Как преобразование внешней природы Т.— осн. условие специфически человеческого существования. Его становление было фундаментальным процессом выделения человека из животного мира, образования совр. биологического типа человека и человека в качестве общественного существа. Вторая сторона Т.— общественный характер отношения людей друг к другу по поводу условий, процесса и результата трудового отношения к природе. Эта сторона Т. развивается на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней. Единство сторон ближайшим образом реализуется в кооперации и разделении труда. Взаимосвязь этих сторон исторически изменялась, соответственно изменялись и представления о Т. Т. и производство едины и отличны друг от друга. Т.—преобразование внешнего мира, приспособление его к потребностям человека, а производство — это не только преобразование внешнего мира, но и воспроизводство общественных отношений и человека как продукта, носителя и творца этих отношений. При разных типах исторического развития (доклассовом, классовом, бесклассовом) и в разных общественно-экономических формациях Т. выступает в различных формах. (Умственный и физический труд).

ТУЛМИН Стивен Эделстон (р. 1922) —амер. философ, представитель западной философии науки, один из лидеров историко-эволюционной школы. Согласно Т., дарвиновская теория биологической эволюции — универсальная модель познания, особенно научного, однако эта эволюция не тождественна прогрессу науки, т. к. научные законы и теории не могут оцениваться как более или менее истинные; научная теория — не отражение объективной реальности, а объяснительная модель результатов существующих и возможных наблюдений. Здесь у Т. налицо элементы субъективизма и агностицизма. Научное знание рассматривается им по аналогии с биологией как популяция проблем, концепций и фактов. Выбор и предпочтение таких знаний определяется не их истинностью, а эффективностью в решении проблем и оценкой со стороны научной элиты, образующей как бы “совет экспертов” данного научного сообщества. Приспособление таких популяций к социально-экономической и культурной среде осуществляется путем селекции, отбора знаний наиболее авторитетными учеными. Т. выступает против концепции научных революций Куна, противопоставляя ей утверждение, что каждое открытие — микрореволюция, аналогом к-рой является индивидуальная мутация. История науки и философии представляет собой, по Т., смену рациональностей, обусловленных различными социокультурными факторами, причем решающая роль отводится смене культурных предпосылок. В этом проявляется идеализм и релятивизм его концепции. Осн. соч.: “Философия науки” (1953), “Место обоснования в этике” (1958), “Человеческое понимание” (1972; М., 1984), “Знать и действовать” (1976).

ТЬЮРИНГ Алан (1912—54)—англ. логик и математик. В 1937 предложил определение абстрактной вычислительной машины (“машина Т.”), средствами к-рой может быть в принципе осуществлен любой вычислительный или логический процесс, совершаемый по точному предписанию. “Машина Т.” явилась одним из первых уточнений понятия алгоритма; она предвосхитила ряд черт появившихся позднее универсальных цифровых вычислительных машин. Одним из первых Т. подчеркнул важность создания обучаемых машин, т. е. машин, к-рые могли бы накапливать опыт и совершенствовать свое “поведение” в процессе взаимодействия с внешней средой.

ТЮРГО Анн Робер Жак (1727— 81) — фр. экономист, социолог, политический деятель. Разделял материалистические взгляды Гольбаха, Дидро, Гельвеция. В своих философско-исторических работах выступал как один из основоположников (наряду с Вольтерам и Кондорсе) буржуазной теории прогресса. Большое значение в общественном развитии придавал росту экономики, прогрессу науки и техники, выдвигал идею о тесной связи развития об-ва с изменением форм хозяйственной жизни. Как экономист Т. был одним из представителей школы физиократов, к-рые, в отличие от меркантилистов, считали, что “чистый продукт”, т. е. прибавочная стоимость, возникает не в сфере обращения, а в сфере производства. Высказал ряд интересных догадок о классовом делении об-ва, о сущности заработной платы, сделал шаг к научному определению понятия класса. Осн. соч.—“Размышления о создании и распределении богатств” (1776).

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

§ ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ, МИСТИКА И ЭЗОТЕРИКА

Ключевые слова этой страницы: философия, религия, мистика, эзотерика.

Скачать zip-архив: Философия и религия, мистика и эзотерика - zip. Скачать mp3: Философия и религия, мистика и эзотерика - mp3.

Главная

Форум

Мы Вконтакте

» Ванга и её знаменитый сонник ...
» Гороскоп сексуальной совместимости. Астрология любви...
» Йога и духовность. Зависимость души от дыхания...
» Тантрический массаж. Виды массажа...
» Что такое ЙОГА? Упражнения Йоги...

Мантры

«Философия и религия, мистика и эзотерика»

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Твоя Йога

Философия и религия, мистика и эзотерика

эзотерика
философия, религия, мистика, эзотерика Китай
философия, религия, мистика, эзотерика эзотерика
магия