Просветление
www.PROSVETLENIE.org

Ничего лишнего, только Суть... философия, религия, мистика, эзотерика
Философия и религия, мистика и эзотерика
добавить в закладки
обновить страницу
закрыть окно





Философия и религия, мистика и эзотерика

Философия и религия, мистика и эзотерика


Реклама на сайте:

философия, религия, мистика, эзотерика

Философия и религия, мистика и эзотерика

» Филиппинские хилеры...
» Обучение приемам быстрого чтения...
» Вещие сны, астрология. Убывающая, растущая Луна. Полнолуние...
» Ясновидение, Оракул, Предвидение. Вогнутые зеркала...
» Реинкарнация, перевоплощение, перерождение...

Астрал

Энергетическое лечение

философия, религия, мистика, эзотерика ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ, МИСТИКА И ЭЗОТЕРИКА

ПРОТИВОРЕЧИЯ ЗАКОН—закон логики, согласно к-рому два отрицающих (Отрицание) друг друга предложения не могут быть одновременно истинными. Первую формулировку П. з. дал Аристотель. П. з. можно сформулировать и так: предложение не может быть одновременно истинным и ложным. Проникновение формальных противоречий в рассуждение или научную теорию делает их в определенном смысле несостоятельными. П. з. является отражением в мышлении качественной определенности объектов, того простого факта, что если отвлечься от изменения объекта, то он не может обладать одновременно взаимоисключающими свойствами.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ — свойство вся кого материального тела занимать определенную часть пространства, обладать пространственными размерами, т. е. иметь длину, ширину и высоту;одна из осн. характеристик пространства, выражающая рядоположенность, взаимосвязь элементов или частей тел, момент их относительной устойчивости. Именно благодаря этому оказывается возможным их сравнение по величине П. В истории философии П. рассматривалась как атрибут материальной субстанции и нередко отождествлялась с самим пространством. Так, у Декарта она выступает как атрибут материальной субстанции в отличие от непротяженной духовной субстанции. Пространство же сводится к чистой П. Абсолютное пространство в механике Ньютона, служащее вместилищем всех тел, есть не что иное, как бесконечная П. Критикуя такое отождествление пространства и П., Толанд справедливо подчеркивал, что представление о пространстве как пустоте и чистой П. проистекает из определения материи только через П., из ошибочного представления о ней как лишенной внутренней активности. Лейбниц отмечал, что П. связана лишь с геометрическими (метрическими) свойствами пространства. П. для своего объяснения требует тела, без него она пустая абстракция. В математике четкое представление о различии геометрических свойств пространства, таких, как П. и форма, от его физических свойств было достигнуто лишь после открытия неевклидовых геометрий. Диалектический материализм, определяя пространство как форму существования материи, тем самым утверждает, что пространственные свойства тел, в частности их П., зависят от свойств движущейся материи.

ПРОЦЕСС (лат. processus — прохождение, продвижение) — закономерное, последовательное изменение явления, его переход в др. явление (Развитие).

ПРУДОН Пьер Жозеф (1809—65) — фр. мелкобуржуазный политический деятель, философ, социолог и экономист, один из основоположников анархизма. В философии П.— идеалист, эклектик; вульгаризировал гегелевскую диалектику, превратил ее в грубую схему, в учение о механическом сочетании в каждом явлении “хороших” и “плохих” сторон. Историю человеческого об-ва П. рассматривал как борьбу идей. Объявляя крупную капиталистическую собственность “кражей”, П. увековечивал мелкую собственность. Он отстаивал реакционную и утопическую идею организации при капитализме “справедливого обмена” между отдельными товаропроизводителями. Основоположники марксизма подвергли П. и его сторонников резкой критике. Осн. соч.: “Что такое собственность?” (1840), “Система экономических противоречий, или Философия нищеты” (1846) и др.

ПСИХИКА (греч. psyche — душа) — продукт и условие сигнального взаимодействия живой системы (живого существа) и его среды. Непосредственно для человека П. выступает в виде явлений т, наз. субъективного мира человека: ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и т. п. Говоря о сущности П., необходимо различать ее философское и конкретно-научное понятия. Философское понятие П. непосредственно связано с осн. вопросом философии. В этом отношении понятие “П.” отождествляется с гносеологическими понятиями “сознание”, “мышление”, “познание”, “разум”, “идея”, “дух” и т. п. и рассматривается диалектическим материализмом как особое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной действительности в форме идеальных образов. Материя и П. противоположны, но только в пределах осн. вопроса философии, т. е. вопроса об отношении сознания к бытию, ибо вне и независимо от материи П. не может существовать. “За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой” (Ленин В. И. Т. 18. С. 259). В психологии понятие “П.” используется для характеристики специфического для животных и человека сигнального взаимодействия с окружающим. В ходе этого взаимодействия в мозгу, напр., человека формируются динамические структуры (психические модели), отражающие окружающую среду, его самого, включая сюда и состояние организма; обеспечивая отображение действительности, эти модели выступают вместе с тем и как регуляторы процесса взаимодействия человека с окружающим миром, позволяют ему ориентироваться в нем, используя источники информации и ее переработку. П. как определенная структура со свойственной ей отражательной функцией не сводится к нервным процессам: каждый отдельный элемент этой структуры строится по законам физиологии в результате взаимодействия органов и тканей организма; но в целом П. складывается в ходе сигнального взаимодействия индивида и среды и в этом смысле формируется по иным, психологическим, законам. Возникновение П. связано с развитием жизни, с усложнением форм взаимодействия живых существ с окружающей средой. В ходе эволюции животных формировался специальный орган П.— нервная система, а позднее — ее высший отдел — мозг. П. человека развилась в процессе социального общения, труда, в неразрывной связи с развитием речи. Она качественно отлична от П. животных — продукта биологического развития. Особенностью П. человека является осознание действительности, обеспечивающее сознательное предвидение событий и планирование своих действий. Переход к высшей форме развития П. был связан с перестройкой органа П.— мозга: у человека к механизмам нервной деятельности животных добавились механизмы второй сигнальной системы — сигнализации действительности словом (И. Павлов). П. человека с самого начала — общественно-исторический продукт. В индивидуальном развитии П. человека формируется в процессе овладения им исторически сложившимися формами деятельности (Психология).

ПСИХОАНАЛИЗ—общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний, предложенные 3. Фрейдом, одна из теоретических основ фрейдизма. Осн. положения П. следующие:господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики “цензурой” — психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов. В особых, “конфликтных” случаях бессознательные влечения “обманывают” цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболевания) и т. п. Т. к. психическое не сводится к соматическому (телесному), то и исследовать психику нужно особыми методами. В качестве таких методов П. вводит т. наз. “метод свободных ассоциаций”, метод толкования сновидений, описок и т. п. Эти методы призваны за явным смыслом (или видимой бессмысленностью) проявлений бессознательного угадывать их истинную, сексуальную подоплеку. П.— яркий образчик “порочного круга”: то предположение о господстве бессознательного, к-рое требуется доказать, “доказывается” в каждом конкретном случае П. при помощи толкований, основанных как раз на этом предположении. В последний период своей деятельности Фрейд, а затем его ученики и совр. последователи перенесли методы П. на историю об-ва, все события к-рой при этом оцениваются как проявления “комплексов” (неизбежных столкновений бессознательных влечений с реальностью) как у личности, так и у целых народов. П. является теоретической и методологической основой ряда направлений совр. психологической школы в социологии.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ — субъективно-идеалистические концепции об-ва, возникшие в конце 19 в. Представители П. ш. искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов). Основоположником П. ш. был амер. социолог Л. Уорд (1841—1913). Качественную специфику об-ва Уорд видел в психологичности социальных явлений. Др. крупным представителем П. ш. был фр. социолог Г. Тард (1843—1904), считавший осн. законами социологии подражание людей друг другу (мода, традиция). К П. ш. в с. примыкает и нем. социолог Зиммель с его пониманием социологии как “психологической микроскопии” взаимоотношений между индивидами. Начало 20 в. знаменуется разложением П. ш., отказом от откровенного, прямолинейного психологизма. Психологические теории об-ва видоизменяются, испытав на себе сильное влияние “социологизма” Дюрк-гейма, “институционализма” М. Вебера. Совр. психологизм не является особой школой, а представляет собой своеобразный методологический принцип, лежащий в основе почти всей западной социологии. Психологизация общественных явлений в настоящее время в наибольшей степени определяется концепциями социальной психологии (Э. Богардус, Л. Бернард и др.). Широкое распространение получили также фрейдизм и неофрейдизм. Психологизм можно рассматривать как своего рода социальный реформизм, т. к. в основе его лежит ненаучное стремление с помощью психологических средств усовершенствовать существующее об-во.

ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche—душа и logos — учение, слово) — наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. П. зародилась в глубокой древности и долгое время развивалась в недрах философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля, давшего первую систему понятий П. В новое время Декарт открывает рефлекторную природу поведения. Фр. материалисты поддерживали в своих воззрениях положение о материальной природе психики и ее обусловленности социальной средой. Представители нем. классической философии (особенно Гегель) внесли на идеалистической основе исторический подход в трактовку психических явлений. Осн. вопрос в П. есть вопрос о природе психики: является ли психика продуктом развития материи или она представляет собой субстанцию, не зависящую от материи. В середине 19 в. в связи с введением в П. эксперимента она выделилась в самостоятельную область знания. Однако ложные субъективистские методологические позиции мн. представителей П. того времени привели буржуазную П. к кризису. В 20 в. она разбилась на ряд течений — бихевиоризм, гештальтпсихология, фрейдизм и др. П. весьма дифференцирована и включает в себя помимо общей П., изучающей сущность психической деятельности и ее законов, П. педагогическую, П. труда, инженерную, космическую П. и др. Одной из задач П. является исследование трудовой деятельности людей, особенно в связи с появлением новейшей техники, выработка теоретических основ процесса обучения и воспитания всесторонне развитой личности, а также процессов управления и др.

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА — область психологии, исследующая закономерности создания человеком нового, оригинального в науке, технике, искусстве, различных видах трудовой деятельности (Творчество). Предметом П. т. являются также творческие моменты учения и игры. П. т. в идеалистических теориях ошибочно рассматривала творчество как необъяснимое явление, доступное лишь избранным людям; отрицалась всякая роль труда или вообще к.-л. деятельности, в т. ч. и мышления; считалось, что открытие нового наступает самопроизвольно или же в итоге необъяснимой бессознательной работы. Материалистическая психология не отрицает известной роли в творческом процессе неосознаваемых действий; вместе с тем она исходит из того, что творчество в его развитых формах является результатом труда. Мотивы и цели творческой деятельности порождаются потребностями об-ва, а возможность решения той или иной творческой задачи в области науки, искусства и т. п. наступает, когда в ходе развития об-ва возникают необходимые для этого условия. Ученые, изобретатели и художники используют при этом те знания и приемы, к-рые выработаны и накоплены в процессе развития науки, техники и искусства. Однако собственно творческий момент нередко предполагает открытие нового способа, приема, метода действия, отражающего неизвестные до этого свойства и связи вещей и явлений. Творческая деятельность требует мобилизации максимума активности, знаний и способностей человека. Такая мобилизация находит свое выражение в волевом напряжении и своеобразных эмоциональных состояниях, подробно изображенных мн. писателями и философами.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА — вопрос об отношении психического к физическому. П. п. приобрела особую остроту после того, как в 17 в. Декарт утверждением о существовании двух субстанций (материи — субстанции протяженной и немыслящей и души — субстанции мыслящей, но непротяженной) резко противопоставил душу и тело. Этот разрыв пытались устранить окказионалисты (А. Гей-линкс и Мальбранш) положением о вмешательстве бога в отношения между психическими и физическими явлениями. Ложные тенденции решения П. п. до сих пор остаются господствующими в зап. психологии, где распространены т. наз. теория психофизического параллелизма и ее разновидности. Диалектико-материалистическое решение П. п. основано на принципе монизма, видящем в психике продукт развития материи.

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — в философии нового времени впервые представленный окказионализмом (Мальбранш, А. Геилинкс) вариант “решения” т. наз. психофизической проблемы., неизбежно встающей при механистическом противопоставлении бесплотной души протяженному телу (Декарт). Сторонники П. п. (Вундт, Т. Липпс, Г. Эббингауз, Э. Тит-ченер, Т. Рибо и др.), следуя логике механицизма и поэтому почти дословно воспроизводя аргументацию окказионалистов, рассматривают психическое и физиологическое как самостоятельные, независимые друг от друга, параллельно идущие причинно-следственные ряды. П. п., как правило, дополняется теорией психофизического взаимодействия (О. Кюльпе и др.). Здесь, как и в вульгарно-материалистической концепции, порочен сам принцип соотнесения идеального содержания психики с физиологией. Физиологические процессы — необходимый, но далеко не достаточный механизм обеспечения подлинно человеческой жизнедеятельности. К тому же не они определяют содержание психических процессов. Возможная лишь в общении, жизнедеятельность человека включает в себя и психическую деятельность (психику, душу, сознание) и в то же время составляет содержание последней. Поэтому душу (психическое) надо противопоставлять не телу (физиологическому), а рассматривать в соотношении с предметным миром человеческой деятельности. П. п. в конечном счете с необходимостью приходит к идеалистическим выводам в духе пси-хосоматики.

ПУАНКАРЕ Анри (1854-1912) -фр. математик, член Парижской АН. Осн. труды посвящены математической физике, дифференциальным уравнениям, комбинаторной топологии, небесной механике и т. д. В 1905 одновременно с Эйнштейном пришел к специальной теории относительности. П. внес большой вклад в развитие математики, где наряду с количественными соотношениями им были установлены факты, имеющие качественный характер. П. считал, что законы науки не относятся к реальному миру, а представляют собой произвольные соглашения (конвенции), к-рые должны служить наиболее удобному и полезному описанию соответствующих явлений (Конвенциализм). По словам Ленина, суть дела “теории Пуанкаре сводится к отрицанию... объективной реальности и объективной закономерности природы” (Т. 18. С. 170).

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

§ ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ, МИСТИКА И ЭЗОТЕРИКА

Ключевые слова этой страницы: философия, религия, мистика, эзотерика.

Скачать zip-архив: Философия и религия, мистика и эзотерика - zip. Скачать mp3: Философия и религия, мистика и эзотерика - mp3.

Главная

Форум

Мы Вконтакте

» Гадания на игральных костях...
» Женские имена. Сборник лучших женских имён...
» Девять вариантов самовнушений при гипнозе...
» Древний Египет. Бог ОСИРИС (УСИР)...
» Теория Астральных измерений. Описание теории выхода в Астрал...

Мантры

«Философия и религия, мистика и эзотерика»

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Твоя Йога

Философия и религия, мистика и эзотерика

эзотерика
философия, религия, мистика, эзотерика Асана и упражнения йоги
философия, религия, мистика, эзотерика эзотерика
магия