Просветление
www.PROSVETLENIE.org

Ничего лишнего, только Суть... философия, религия, мистика, эзотерика
Философия и религия, мистика и эзотерика
добавить в закладки
обновить страницу
закрыть окно





Философия и религия, мистика и эзотерика

Философия и религия, мистика и эзотерика


Реклама на сайте:

философия, религия, мистика, эзотерика

Философия и религия, мистика и эзотерика

» Звуковая стимулуция мозга. Волны мозга. Бинауральный эффект...
» Сонники: Сонник Ванги...
» Тантра. Тантрический секс. Энергия секса...
» Мыслеформа или нефизическая форма жизни...
» Техника образного мышления и лечение гипнозом...

Астрал

Энергетическое лечение

философия, религия, мистика, эзотерика ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ, МИСТИКА И ЭЗОТЕРИКА

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ одна из осн., наряду с субъективным идеализмом, форм идеализма. Исходя из признания первичности сознания и вторичности, производности материи, О. и. в отличие от субъективного идеализма за первооснову действительности принимает деперсонифицированное, над-личностное универсальное духовное образование (идея вообще, абсолютный дух, бог, мировой разум). Гносеологический источник О. и. кроется в мистификации реальных отношений между мыслительными структурами и действительностью. Отторгая мыслительные структуры от познавательного процесса, О. и. выносит их вовне, противопоставляет человеку и наделяет самостоятельным онтологическим статусом. Получается, что не субъект, осваивая всеобщее, существенное, необходимое в действительности, формирует о ней понятия, а последние, изначально концентрируя все эти признаки, формируют действительность. Подлинные отношения ставятся с ног на голову. Наличие единого концептуального ядра не препятствует идейному ветвлению О. и. на многочисленные варианты, формы, определяемые различным истолкованием универсального духовного первоначала, к-рое может быть мировым разумом (панлогизм) или мировой волей (волюнтаризм), единой субстанцией (монизм) или ассоциацией праэлементов (плюрализм), логически постигаемым (рационализм) или алогичным (иррационализм) началом и т. д. Наиболее известные представители О. и.— Платон, Фома Аквинский, Гегель, Шеллинг, Санта-яна.

ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ — две взаимосвязанные стороны понятия. Объем — класс обобщенных в понятии предметов; содержание — совокупность (обычно существенных) признаков, по к-рым произведено обобщение и выделение предметов в данном понятии. Формулировка содержания понятия выявляет тождественное (общее) в предметах данного класса; ха--рактеристика объема, т. е. различение в нем элементов (предметов— носителей признаков, составляющих содержание) и частей (видов, подклассов данного класса), выявляет различия в пределах данного класса. Между содержанием и объемом имеется связь, выражаемая в формальной логике законом обратного отношения.

ОБЪЯСНЕНИЕ — важнейшая функция человеческого познания, в частности научного исследования (и соответственно тот его этап, на к-ром эта функция выполняется), состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. В реальной практике исследователя О. осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенному закону (законам). О. может быть атрибутивным, субстанциальным, генетическим (в частности, причинным), контрагенетическим (в частности, функциональным), структурным и т. д. По своему механизму О. делятся на О. через собственный закон и О. с помощью моделирования. О. тесно связано с описанием, как правило, основывается на нем и, в свою очередь, составляет базу для научного предвидения.

ОБЫЧАЙ — повторяющиеся, привычные способы поведения людей в определенных ситуациях. К О. относятся общепринятые приемы в труде, распространенные в данном об-ве формы взаимоотношений людей в быту и семье, дипломатические и религиозные ритуалы и др. повторяющиеся действия, отражающие особенности жизни племени, класса, народа. В О. находят свое проявление и нравы об-ва. О. формируются исторически. На их возникновение и характер влияют особенности истории народа, его хозяйственной жизни, природ-но-климатические условия, социальное положение людей, религиозные воззрения и т. п. О. имеют силу общественной привычки и влияют на поведение людей. Поэтому они подлежат моральной оценке. Нек-рые О. тесно связаны с интересами существовавших ранее классов, поэтому они могут иметь характер пережитков прошлого.

ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ (точнее — ове-щнение) — в отличие от опредмечива-ния исторически преходящее, свойственное товарному производству и особенно капиталистическому об-ву превращение социальных отношений из личных в вещные (в отношения вещей), в чисто ролевые. Соответственно О. происходит обезличение, деперсонифика-ция человека и наделение вещей свойствами субъекта (персонификация). О. проявляется в фетишизме. При О. деятельность человека становится производной от господствующих над нею условий-рамок, втискивается в них, сводится к выполнению нетворческих функций. Человек сам выступает лишь как исполнитель готовой роли, как функциональное средство производства вещей. “Сам человек, рассматриваемый просто как наличное бытие рабочей силы, есть предмет природы, вещь, хотя и .живая, сознающая себя вещь, и сам труд есть веское выражение этой силы” (Маркс).

ОГАРЕВ Николаи Платонович (1813—77)—рус. философ-материалист, революционный демократ, поэт, теоретик утопического социализма, ближайший идейный соратник Герцена. Идейные убеждения юного О. формировались под воздействием Ф. Шиллера, Руссо и восстания декабристов. Эти три влияния обусловили, по его признанию, зародыш “будущего реализма”. Первые философские публикации О. (переводы Шлегеля, Кузена, Шеллинга) относятся к студенческим годам. Во время обучения в Московском ун-те вместе с Герценом создал кружок политического направления, увлекался сенсимонизмом, в т. ч. идеей “новой религии”. После ареста (1834)—тюремное заключение и ссылка (1835—39). В этот период О. усиленно изучает философию, особенно Гегеля, конструирует идеалистическую систему, в центре к-рой — “примирение противоположностей” материализма и спиритуализма. Через преодоление идеалистического пантеизма, критику Гегеля и Шеллинга, под влиянием передовой рус. мысли, особенно Герцена (ставшего материалистом раньше О.), в результате знакомства с трудами Фейербаха совершается переход его к материализму и атеизму (1839—46). О. приходит к выводу о первостепенном значении естествознания, “науки живого мира” для выработки правильного мировоззрения. В 1846—56 формируется его атеистическая концепция, включающая анализ социальных корней религии, основанной на “рабском страхе”, критику реакционной социальной роли церкви, указание на несовместимость науки и религии. С 1856 — в эмиграции, совместно с Герценом занимается революционно-издательской деятельностью (“Полярная звезда”, “Колокол” и др. издания), разработкой теории общинного социализма. Активный член революционной организации “Земля и воля”. Одним из первых в России обратился к критике и материалистическому истолкованию позитивизма, использовал для обоснования материального единства мира математический метод. В философии истории О. содержится материалистическая тенденция — признание важной роли экономического фактора в историческом процессе. Экономические отношения, отмечал он, влияют на весь строй жизни человека, на искусство, религию, философию. О. разрабатывал материалистическую эстетику, преодолев сильное влияние романтизма, приверженцем к-рого был в молодости; подчеркивал познавательное значение искусства, определяя его как “воспроизведение действительности в подражании”. Прах О. в 1966 был перенесен из Англии на родину. Соч.: “Русские вопросы” (1856—58), “Расчистка некоторых вопросов” (1862—64), “Частные письма об общем вопросе” (1866—67) и др.

ОДНОВРЕМЕННОСТЬ — совпаде ние во времени событий, отделенных одно от др. в пространстве. В классической механике существовало представление об абсолютном пространстве и времени, о едином потоке времени, единообразно протекающем повсюду и состоящем из мгновений, каждое из к-рых наступает во всем пространстве. Это представление основывалось на допущении бесконечной скорости распространения световых сигналов. Относительности теория, исходя из конечности скорости света, отказалась от понятия абсолютной О. Отождествление моментов времени двух событий имеет смысл, когда эти события рассматриваются в пределах некрой определенной системы отсчета. События, одновременные в одной системе отсчета, оказываются неодновременными в др. системе отсчета.

ОККАЗИОНАЛИЗМ (лат. occasio— случай) — религиозно-идеалистическая доктрина 17 в. (И. Клауберг, А. Гей-линкс), пытавшаяся преодолеть необъяснимость взаимодействия души и тела, к к-рой неизбежно приводит дуализм Декарта, ссылкой на прямое вмешательство бога, своей волей якобы синхронизирующего и гармонизирующего события, наз. причинами и следствиями. Фр. спиритуалист Мальбранш довел О. до признания обусловленности каждой причинно-следственной связи отдельным божественным актом. Лейбниц попытался преодолеть О. своим вариантом концепции предустановленной гармонии.

ОККАМ Уильям (ок. 1285—1349) — англ. философ, логик, представитель поздней оппозиционной схоластики, монах-францисканец. Учился и преподавал в Оксфордском ун-те; философские взгляды О. сложились под влиянием Оксфордской школы, Бэкона Роджера, Дунса Скота Иоанна. Благодаря искусному владению диалектикой получил почетное имя “doctor invineibilis” (непобедимый учитель). Развивая .теорию двойственной истины, довел до конца идею отделения знания от веры: при помощи мышления невозможно ни познать бога, ни дать неопровержимые доказательства его бытия; вера тем сильнее, чем сильнее рациональная недоказуемость ее догматов; теология фактически не нужна, а философия и науки должны быть свободны от влияния религии. О.— наиболее решительный представитель средневекового номинализма. В отличие от номинализма Росцелина и Абеляра, в основе к-рого лежал аристотелизм (в истолковании Порфирия и Боэция), решение проблемы универсалий в философии О. было связано с эмпирической тенденцией в объяснении естественнонаучного знания. Реально существуют только единичные вещи; общие понятия (универсалии) — это знаки, термины, имена, обозначающие группы объективно сходных между собой вещей и существующие только в уме. Оккамовскую версию номинализма называют терминизмом. В борьбе против реализма средневекового мыслитель выдвинул принцип, получивший название “бритвы Ок-кама”: “Сущности не следует умножать без необходимости”, к-рый явился лозунгом борьбы против засилья в науке различных “скрытых качеств”, “форм” и др. метафизических “причин”. Гносеология О. включает учение о двух видах познания: первичное — интуитивное (опытное), состоящее из внешнего восприятия и интроспекции, и вторичное — абстрактное (знание об общем). Номинализм О. имел двойственный характер, с одной стороны, он был связан с эмпиризмом и сенсуализмом, а с др. стороны, утверждение знакового характера понятий и акцент на интроспекцию вели к субъективации познания. В области политической философии О. выступал за независимость светской власти от духовной, поддерживал принцип “евангелической бедности”, предвосхитил мн. идеи Реформации.

ОККУЛЬТИЗМ (лат. occultus —тайный, сокровенный) — термин, обозначающий учения, к-рые признают существование в мире сверхъестественных, недоступных научному исследованию феноменов и сил и разрабатывают особые “практические” способы взаимодействия с ними (Магия, спиритизм). В древности (напр., у халдеев и индусов) и в средние вв. О., подобно др. ложным представлениям о природе и человеке, был большей частью следствием низкого социально-экономического и научного развития об-ва (напр., с О. мы встречаемся у Р. Бэкона, Луллия, Парацельса и др.). Подробно оккультные представления изложены у Агриппы Неттесхейм-ского в соч. “О сокровенной философии” (1533). В новое время О.—одно из средств борьбы с материалистическим мировоззрением. В рамках теософии оккультные идеи особенно активно пропагандировал Р. Штейнер, позднее — основатель антропософии (“Как достичь познания высших миров”, 1909; “Очерки тайноведения”, 1910, и др.), утверждавший, что “тайноведение” — точная, опытная наука. На самом деле О., хотя и выражает нек-рые свои положения на языке естествознания, не содержит в себе ни грана научности. В настоящее время во мн. капиталистических странах существуют об-ва оккультистов, широко издается оккультная литература.

ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА—течение в западноевропейской философии 13 в., возникшее в Оксфордском ун-те (Англия). Философской основой воззрений мыслителей О. ш. (Гроссетест, Альфред Английский, Адам из Марча) было автустинианство (Августин). В то же время благодаря интенсивной переводческой деятельности они познакомились с натурфилософскими и естественнонаучными соч. Аристотеля и др. греч. и араб. ученых и философов, в результате чего большое внимание в трудах мыслителей О. ш. уделялось и вопросам естествознания. Обращение к естественнонаучным исследованиям в то время было смелым новаторским шагом, поскольку римская курия запрещала изучение произведений Аристотеля, посвященных этим проблемам. Вследствие удаленности от римской курии Оксфордский ун-т обладал в тот период значительной свободой. Кроме того, его исследования стимулировались тем, что в Англии раньше др. стран получили развитие ремесленное производство и торговля, испытывающие насущную потребность в естественнонаучном знании. Из О. ш. вышел один из наиболее .интересных и оригинальных мыслителей своего времени, философ и естествоиспытатель Р. Бэкон.

ОЛЬМИНСКИЙ (Александров) Михаил Степанович (1863—1933)—деятель рус. революционного движения," марксистский историк и публицист. В 1883—85 учился в Петербургском ун-те, примыкал к народовольцам. За революционную пропаганду в рабочих кружках подвергся аресту и в 1898 ссылке, где завершился его переход от народничества к марксизму. С 1903 — большевик. Публицистические статьи О. посвящены пропаганде идей марксизма, ленинских принципов организационного строения партии, критике меньшевистской “разновидности оппортунизма”. Как историк О. уделял большое внимание проблеме государства, критике буржуазных теорий надклассовости государства (“Государство, бюрократия и абсолютизм в истории России”, 1910). Указывая на зависимость государства от правящих классов об-ва, О., однако, не заметил специфических законов его собственного развития. За эту методологическую ошибку О. критиковали Ленин и Воровский. Как марксистский эстетик и литературный критик, О. отстаивал реалистические, гуманистические и гражданские традиции искусства, выступал с критикой декадентства (“Щедринский словарь”, составленный в 1897 в тюрьме; “Социалист-утопист в оценке современников”, 1906; “Преодоление эстетики”, 1911; “Поход против М. Горького”, 1913; статьи о Ф. Сологубе, Л. Андрееве и др.).

ОНТОЛОГИЯ (греч. ontos — сущее и logos — учение, слово). 1. Под О., или “первой философией”, в домарксистской философии понималось учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимом от его частных видов. В этом смысле О. равнозначна метафизике — системе умозрительных всеобщих определений бытия. В эпоху позднего средневековья католические философы пытались использовать аристотелевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, к-рое бы служило философским доказательством истин религии. Эти попытки получили наиболее законченный вид в философско-тео-логической системе Фомы Ливийского. В новое время (приблизительно с 16 в.) под О. стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной, нематериальной структуре всего существующего. Термин “О.” принадлежит нем. философу Р. Гоклениусу (1613). Законченное выражение идея такой О, получила в философии Вольфа, к-рая утратила всякую связь с содержанием частных наук и строила О. большей частью путем абстрактно-дедуктивного и грамматического анализа ее понятий (бытие, возможность и действительность, количество и качество, субстанция и акциденция, причина и действие и др.). Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса, Спинозы, Локка, фр. материалистов 18 в., поскольку положительное содержание этих учений, опиравшихся на данные экспериментальных наук, объективно подрывало идею О. как философской дисциплины высшего ранга, как “первой философии”, изолированной от гносеологии и логики. Критика О. представителями нем. классического идеализма (Кант, Гегель и др.) была двойственной: с одной стороны, О. объявляли бессодержательной и тавтоло-гичной, с др.— эта критика заканчивалась требованием создать новую, более совершенную О. (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель). Система Гегеля в идеалистической форме предвосхитила идею единства О. (диалектики), логики и теории познания и этим указала выход из рамок умозрительного философствования к действительному положительному познанию мира (Энгельс). 2. В зап. философии 20 в. в результате реакции на распространение субъективно-идеалистических течений (Неокантианство, Позитивцзм) предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе “новую онтологию” (“трансцендентальная онтология” Гуссерля, “критическая онтология” Н. Гартмана, “фундаментальная онтология” Хайдег-гера). В новых онтологических учениях под О. понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции. Идея “новой О.” подхвачена рядом католических философов, к-рые пытаются “синтезировать” “традиционную”, идущую от Аристотеля, О. с кан-товской трансцендентальной философией и противопоставить свою О. философии диалектического материализма. 3. В марксистской философии термин “О.” систематического применения не имеет; иногда его употребляют как синоним учения о наиболее общих законах бытия. В то же время предпринимаются попытки ввести в философию в качестве универсального принципа понятие бытия. Тем самым дается стимул для разработки марксистской О.

ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ (лат. operatio — действие) — направление в совр. немарксистской философии, по своей природе являющееся синтезом логического позитивизма и прагматизма. Основан Бриджменом. Гл. в О. является идея операционального анализа, по к-рой значение любого понятия может быть определено лишь посредством описания операций, используемых при формировании, употреблении и проверке этого понятия; последнее тождественно соответствующему ряду операций. Понятия, не связанные с к.-л. операциями, объявляются бессмысленными. К их числу О. относит мн. понятия материализма. Операции бывают “инструментальными” и мыслительными (операция “бумаги и карандаша” и “вербальные”). Из соединения операционально определенных понятий создаются предложения, а из них — теории. О. неизбежно приходит к субъективно-идеалистическим выводам: если мы в понятиях познаем лишь операции измерения, то и признание самих объектов независимо от процедур измерений оказывается бессмысленным. Бриджмен так и пишет: “Вещи суть наши конструкции”.

ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ — определения путем указания той экспериментально воспроизводимой операции, объективный результат к-рой непосредственно доступен эмпирическому наблюдению или измерению. Чаще всего служат средством частичной эмпирической интерпретации научных понятий. Простейший пример: “Если в некоторую жидкость погружена лакмусовая бумажка, то жидкость является щелочью в том и только в том случае, если лакмусовая бумажка синеет”. Одно и то же научное понятие может получить несколько О. о., указывающих различные эмпирические ситуации применения данного понятия (Гипотетико-дедуктив-ная теория). Преувеличение роли О. о., их абсолютизация характерны для опе-рационализма.

ОПИСАНИЕ — этап научного исследования, состоящий в фиксировании данных эксперимента или наблюдения с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке. О. производится как путем обычного языка, так и специальными средствами, составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т. д.). О. подготавливает переход к теоретическому исследованию объекта (Объяснение) в науке. О. и объяснение тесно связаны друг с другом. Без О. фактов невозможно их объяснение; с др. стороны, О. без объяснения еще не составляет науки. Истолковывая природу научного исследования с позиций крайнего феноменализма, позитивисты (Мах, Пирсон и др.) объявили задачей науки только “чистое описание фактов”.

ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ — сущест вование или определение вещи (понятия) через ее отношения к др. вещи (понятию). Свойства вещей раскрываются в их взаимодействиях с др. вещами; только через эти реальные взаимодействия вещь может быть тем, что она есть, может быть определена как данная конкретная вещь. О.— одна из осн. категорий в философии Гегеля. Глубокая диалектическая догадка, содержащаяся в гегелевской трактовке единства опосредствованного и непосредственного, была высоко оценена Лениным (Т. 29. С. 92). Категория О. в единстве с категориен непосредственного выражает факт всеобщей взаимосвязи явлении, универсальности развития многообразных вещей и отражающих их понятий.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ (или дефиниция)— логический прием, позволяющий отличать, отыскивать, строить к.-л. объект, формулировать значение вновь вводимого или уточнять значение уже существующего в науке термина. Многообразие видов О. обусловлено тем, что определяется, задачами, логической структурой О. и т. п. С помощью реальных О. предметы выделяются по их специфическим характеристикам (свойствам и отношениям). Часто они принимают форму О. через род и видовое отличие (напр., “Кислород есть элемент (род), атомный вес к-рого равен 16 (видовое отличие)”). С помощью номинальных О. вводятся новые термины в науке как сокращения для более сложных выражений, поясняется значение вновь вводимого или введенного термина и т. п. В семантических О. определяемое есть нек-рое выражение языка, а определяющее — нек-рый предмет (напр., “Слово “пятиугольник” означает многоугольник с пятью сторонами”), вследствие чего запрещена непосредственная взаимозаменимость определяемого и определяющего. Такая взаимозаменимость осуществляется по отношению к синтаксическим О., где определяемое и определяющее — одновременно объекты или знаковые выражения. В генетических О. определяемый предмет выделяется через указание способа его образования, возникновения, построения (напр., “Окружность есть замкнутая кривая, образованная вращением на плоскости отрезка прямой вокруг неподвижной точки”). О. подчиняются известным правилам: правилу соразмерности определяемого и определяющего, правилу запрета порочного круга и др.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ — соотносительные ка -тегории диалектико-материалистиче-ской философии, выражающие существенные стороны деятельности. Под О. понимается процесс материализации в человеческой деятельности информационно-смысловых (мыслительных) структур, схем, проектов. Перевод в предметный план, форму бытия абстракций, образов, способностей реализуется как воссоздание первичной или созидание вторичной (искусственной) природы. Р.— это перевод предметов из формы материального бытия, характеризующегося пространственными, масс-энерге-тическими параметрами, в модельно-аналоговые, образно-символические и прочие формы человеческой деятельности. Преобразованию и реставрации в процессах деятельности подлежат как объекты природы, так и культуры, к-рые включаются в индивидуально и социально значимый мир.

ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ (лат. optimus — наилучший и pessimus — наихудший) — два противоположных отношения к ходу событий: О.— это убеждение и вера в лучшее будущее, в возможность торжества добра над злом, справедливости над несправедливостью; П. же проявляется в воззрениях, согласно к-рым события идут к худшему, в упадочнических настроениях, в отсутствии веры в торжество добра и справедливости. В истории философии оптимистическое мировоззрение так или иначе проповедовали мн. мыслители: напр., Аристотель, Эпикур — в древности, Лейбниц — в новое время. Последний считал, что существующий мир является лучшим из всех возможных миров. Абсолютный О. Лейбница в конечном счете приводил к оправданию зла, несчастий, бед в жизни. П. обосновывали нем. философы-иррационалисты Шопенгауэр и Э. Гартман, тал. поэт Дж. Леопарди. П. характерен для мировоззрения отживающих классов. Крайности О. и п. пытались преодолеть представители мелиоризма (лат. melior — лучше) — воззрения, признающего зло неизбежным, но считающего, что мир можно улучшить при помощи человеческих усилий. Этот термин был введен в 19 в. англ. писательницей Дж. Элиот и фр. философом-Дж. Селли. Сторонники мелиоризма считают, что улучшить мир можно лишь путем индивидуального совершенствования, путем просветительства. Марксистская теория утверждает исторический О., основывающийся на научном познании законов общественного развития.

ОПЫТ — в философии в традиционном смысле чувственно-эмпирическое отражение внешнего мира. Широкое распространение получила т. зр., согласно к-рой О. является единственным источником всякого знания (Эмпиризм, Сенсуализм). При этом материализм признавал внешний, объективный, независимый от сознания источник О. Созерцательность домарксового материализма сказалась в понимании этого вопроса т. обр., что О. рассматривался лишь как результат пассивного восприятия внешнего мира. Но сам по себе чувственный О. не дает всеобщего и необходимого знания, а схватывает лишь внешнюю, поверхностную сторону явлений объективного мира. Как реакция против недостатков созерцательного материализма в толковании понятия “О.” возникли, с одной стороны, рационализм, а с др.— субъективно-идеалистическое и агностическое понимание О. Последнее сводило О. к различным состояниям сознания субъекта (переживания, ощущения, восприятия, словесные высказывания, теоретические построения мышления), а его источник либо игнорировало, либо объявляло принципиально непознаваемым. Особую позицию в этом вопросе занимал Кант. Он считал, что хаотические воздействия объекта (“вещь в себе”) на сознание превращаются в О. лишь в результате упорядочивающей деятельности априорных (доопытных) форм рассудка. Однако в постановке вопроса Кантом, несмотря на идеализм, содержится рациональный смысл — это идея об активности мышления субъекта в познании. Совр. позитивизм, сводя О. к ощущениям, чувственным переживаниям человека и т. п., по существу, отрицает возможность и необходимость постановки и решения вопроса о том, что стоит за таким О., т. е. о существовании реального, независимого от сознания, мира,считая этот вопрос “псевдовопросом”. Используя достижения предшествующей философии и продолжая традиции материализма, марксизм преодолел созерцательный характер толкования О.: признавая О. вторичным, производным по отношению к объективной реальности, марксистская философия определяет его не как пассивное содержание сознания, а как практическое воздействие человека на внешний мир. В процессе этого воздействия открываются необходимые связи, свойства, закономерности явлений, отыскиваются и испытываются целесообразные методы и средства деятельности и т. д. Т. обр., О. понимается и как взаимодействие общественного субъекта с внешним миром, и как результат такого взаимодействия. В таком понимании он непосредственно сливается со всей совокупной общественной практикой. О. служит важнейшим средством обогащения науки, развития теории и практики. О. наз. также научный эксперимент и наблюдение.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА — буржуазная теория второй половины 19 в., уподобляющая человеческое об-во биологическому организму. Сторонники этой теории (Спенсер, А. Шеффле, П. Лилиенфельд) рассматривали структуру об-ва как аналогичную структуре организма. Тем самым классовое неравенство и др. черты буржуазного об-ва выдавались за естественные, неустранимые.

ОРГАНИЧЕСКИЕ И МЕХАНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ —два способа понимания и теоретического воспроизведения сложных объектов. Объект, рассматриваемый лишь как нечто готовое, представляется в качестве М. с. Исследование таких систем составило специфику метафизического способа мышления (Метафизика) и имело историческое оправдание для начальных этапов развития естествознания и обществоведения (сведение сложных форм движения к механическому перемещению, представление о человеке как машине— Ламетри и т. п.). Однако начиная с 19 в. в философии (Гегель), естествознании (Дарвин), общественных науках все более отчетливо формировалось убеждение в необходимости исторического подхода к природным и общественным объектам как саморазвивающимся системам (О. с.). Разработка применяемого для изучения этих систем категориального аппарата, исследование их (напр., капиталистического способа производства) были осуществлены Марксом. И хотя Маркс имел дело преимущественно с общественным организмом, разработанные им принципы анализа О. с. общезначимы. В отличие от М. с. О. с. характеризуется тем, что: 1) условия и предпосылки их развития выступают как результаты этого развития, или, по словам Маркса, “каждое положенное есть вместе с тем и предпосылка”, что “имеет место в любой органической системе” (Т. 46. Ч. I. С. 229), благодаря этой особенности О. с. и являются системами саморазвивающимися; 2) О. с. формируются не путем “складывания” целого из частей, а путем в конечном счете конструирования целым своих собственных частей на основе определенных предпосылок, а поэтому функция системы как целого возникает раньше, чем необходимый для нее орган, к-рый строится самой системой; 3) и части, и органы О. с., и способ (форма) их отношения не существуют в готовом виде, а формируются исторически. Теоретическое воспроизведение истории и генезиса этих систем возможно лишь способом восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактное и конкретное. Историческое и логическое).

“ОРГАНИЧНОГО РОСТА” ТЕОРИЯ — одна из моделей решения глобальных проблем, концепция развития “мировой системы”, выдвинутая во втором докладе Римскому клубу М. Меса-ровича и Э. Пестеля “Человечество у поворотного пункта” (1974) в противовес представлению о “нулевом росте”, содержащемся в первом докладе Римскому клубу. “Органичный рост” — это процесс структурной дифференциации, существенно отличающийся от чисто количественного недифференцированного возрастания. Авторы применяют это понятие к росту “мировой системы” по аналогии с ростом (точнее было бы сказать, развитием) организма, при к-ром наблюдается как специализация различных частей органической системы. так и функциональная взаимозависимость между ними. Необходимость именно такого подхода определяется, по их мнению, взаимозависимостью кризисных ситуаций: кризиса перенаселения, окружающей среды, продовольственного, энергетического, сырьевого и т. п. “О. р.” т. исходит из признания разнообразия частей и регионов мира, включающих национальные государства. Вместе с тем сознательное абстрагирование от конкретных социально-экономических, политических и идеологических факторов, составляющих существенное условие подлинно научного решения этих проблем, делают предлагаемую авторами стратегию далекой от тех действительных путей, на к-рых можно достичь желаемой для человечества цели.

ОРТЕГА-И-ГАСЕТ Хосе (1883— 1955) — исп. философ, субъективный идеалист, занимал переходную позицию между философией жизни ницшеанского толка и совр. экзистенциализмом. В центре внимания О. стояли социальные проблемы. В своих работах “Дегуманизация искусства” (1925) и “Восстание масс” (1929—30) О. впервые в зап. философии изложил осн. принципы доктрины “массового общества”, под к-рым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов. Складывается система общественных связей, внутри к-рой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала — толпы. О. критикует данную духовную ситуацию “справа”. Он считает ее неизбежным результатом развязывания демократической активности масс и видит выход в создании новой, аристократической элиты.— людей, способных на произвольный “выбор”, руководствующихся только непосредственным “жизненным порывом” (категория, близкая ницшеанской “воле к власти”). Рационализм О. считает своеобразным интеллектуальным стилем “массового об-ва”. Он призывает вернуться к до-научным формам ориентации в мире, к древней, еще не расчлененной “любви к мудрости”.

ОРФИКИ — последователи религиозного течения в Древн. Греции в 8 в. до н. э., связанного с культом Диониса и Деметры. Основание орфизма приписывается полулегендарному поэту Орфею. Учение О., мировоззрение разоряющегося крестьянства и рабов,, противостояло мифологии — мировоззрению родовой аристократии. В мифологии загробная жизнь считалась продолжением земной, душа рассматривалась как некое телесное существо. О. же связывали загробную жизнь с блаженством, земную — со страданием и пребывание души в теле рассматривали как ее падение из загробного мира. Тело грешно и смертно, душа чиста и вечна. В учении О. нарушалось первоначальное единство души и тела, свойственное мифологии, познавательная способность человека направлялась на созерцание бога. Оказав большое влияние на возникающую философию, особенно на древнегреч. идеализм, орфизм утратил к 5 в. до н. э. свое позитивное содержание, превратился в мистические культы.

ОСИПОВСКИЙ Тимофей Федорович (1765—1832) — рус. мыслитель-материалист, проф. математики. Известен своей критикой кантовского утверждения об априорном происхождении истин геометрии. В целом воззрения О. не выходили из рамок метафизического механистического материализма. Ученый испытал на себе влияние идей Декарта, что проявилось в преувеличении методологической роли математики, в переоценке познавательного значения аналитического метода. О. активно боролся против мистики, высоко оценивал роль просвещения и науки. Вместе с тем во взглядах на религию он оставался на позициях деизма. Осн. философские соч.: “О пространстве и времени” (1807), “Рассуждения о динамической системе Канта” (1813).

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

§ ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ, МИСТИКА И ЭЗОТЕРИКА

Ключевые слова этой страницы: философия, религия, мистика, эзотерика.

Скачать zip-архив: Философия и религия, мистика и эзотерика - zip. Скачать mp3: Философия и религия, мистика и эзотерика - mp3.

Главная

Форум

Мы Вконтакте

» Обучение Астральным полетам...
» Афоризмы. Человек и закон...
» Тибетская медитация. Самопознание...
» Обучение Астральным полетам...
» Техника образного мышления и лечение гипнозом...

Мантры

«Философия и религия, мистика и эзотерика»

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Твоя Йога

Философия и религия, мистика и эзотерика

эзотерика
философия, религия, мистика, эзотерика Ауровидение и ясновидение
философия, религия, мистика, эзотерика эзотерика
магия