Просветление
www.PROSVETLENIE.org

Ничего лишнего, только Суть... философия, религия, мистика, эзотерика
Философия и религия, мистика и эзотерика
добавить в закладки
обновить страницу
закрыть окно





Философия и религия, мистика и эзотерика

Философия и религия, мистика и эзотерика


Реклама на сайте:

философия, религия, мистика, эзотерика

Философия и религия, мистика и эзотерика

» Старинное итальянское гадание...
» Сонник Фрейда...
» Народное средство от многих болячек...
» Танец живота, восточный танец. Восточное искусство танца...
» Масонство, масоны, тайна масонов...

Астрал

Энергетическое лечение

философия, религия, мистика, эзотерика ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ, МИСТИКА И ЭЗОТЕРИКА

НАБЛЮДЕНИЕ — целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования. Н. бывает простым и сложным, непосредственным и опосредствованным, смыкающимся с экспериментом. Но в отличие от эксперимента в процессе Н. отсутствует преобладающее воздействие субъекта на объект, хотя в нек-рых случаях (психологические, социологические и т. п. наблюдения) такое отсутствие является не недостатком, а достоинством. Н. предполагает возможность использования приборов и инструментов, компенсируя т. обр. естественную ограниченность человеческих органов чувств. Однако при этом в нек-рых случаях (напр., при изучении явлений микромира) возникает дополнительная необходимость учета “возмущающего” воздействия прибора на наблюдаемый объект.

НАВЫКИ — действия, к-рые в результате длительного повторения становятся автоматическими. Физиологический механизм Н.— динамический стереотип. Н. животных неосознанны. Они складываются в ходе приспособления, приноравливания к окружающему. Аналогичные им по психологическому механизму Н. возникают и у человека. Это автоматические действия, приуроченные к конкретным особенностям ситуации. Нек-рые из таких Н. практически ценны, однако, пока они не осознаны, их нельзя передать др. человеку совр. формами обучения. Высшей формой Н. являются те Н. человека, компоненты к-рых предварительно осознаются, осмысленно расчленяются и объединяются в системы, отвечающие обобщенным особенностям .объективной ситуации формирования Н. В таком случае человек в процессе автоматизации и функционирования Н. сохраняет возможность сознательного контроля за своими действиями и по мере надобности может сравнительно легко их перестраивать. Н. включаются во все виды деятельности, как внешней (напр., двигательные Н.), так и внутренней (напр., автоматизированные умственные действия). Н. являются не только итогом, но и условием творческой деятельности человека.

НАДЕЖДА — одна из осн. категорий аксиологии. обращенная в будущее. Н.— радостное направленное ожидание, предчувствие чего-то жизненно важного для человека. В этике христианства Н. (особенно на посмертное воздаяние) наряду с верой и любовью принадлежит к числу гл. добродетелей. Для Канта вопрос “На что я смею надеяться?” — один из трех важнейших вопросов философии (два др.— “Что я могу знать?”, “Что я должен делать?”), ответ на него дает философия религии и культуры. Философия декадентства (Ницше) рассматривает Н. как неумышленный обман. Марксизм, отвергнув религиозное истолкование Н. и не оперируя этим понятием, на деле положил его в основу концепции будущей социальной гармонии. Это правильно почувствовал Блох (“Принцип надежды”). Н.— светлый луч, освещающий человеку путь вперед. Н. в ее подлинно научном содержании — категория философии, обращенной в будущее, каковой и является диалектический материализм.

НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ—стихийно-материалистическое миропонимание, свойственное каждому человеку убеждение в том, что все предметы существуют независимо от человеческого сознания. Однако Н. р. не является последовательным, теоретически осознанным научным мировоззрением. Иное толкование Н. р. дается субъективным идеализмом (Беркли. Мах и др.). Махисты, напр., утверждали, что Н. р.— это мировоззрение человека, к-рый имеет дело только со своими ощущениями и для к-рого вопрос о существовании материального мира не имеет значения.

НАИТИВИЗМ—учение о мистико-религиозном характере- познания, согласно к-рому истина раскрывается не рационально-логическим путем, не дис-курсивно, а внезапно, без всякой подготовки, при помощи одного только наития, т. е. мысли, рожденной вдохновением, подсказанной человеку свыше, в виде божественного внушения. Н. в чистом виде встречается редко, гл. обр; в теологических доктринах, по существу же этот принцип разделяет иррационализм.

НАЛБАНДЯН Микаэл Лазаревич (1829—66)—армянский мыслитель, революционный демократ, социалист-утопист, просветитель, поэт и публицист. По своим философским взглядам Н.— материалист. В теории познания Н. исходил из единства чувственного и рационального, дедукции и индукции, критиковал идеалистическое понимание природы общих понятий и идей. Н. подверг критике философию Канта, Фихте Гегеля, особенно их политические взгляды. В эстетике он разделял и развивал идеи и взгляды рус. революционных демократов; эти идеи он воплощал в своей художественной деятельности, будучи крупным поэтом и писателем. Осн. соч.: “Две строки” (1861), “Земледелие как верный путь” (1862), “Гегель и его время” (1863) и др.

НАРОД — в обычном смысле — население государства, страны; в строго научном смысле это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, к-рые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период. Содержание понятия “Н.” как социологической категории отражает изменение социальной структуры об-ва; для первобытнообщинного строя различие терминов “население” и “Н.” не имело существенного значения, в антагонистических же формациях это различие весьма важно, ибо здесь имеет место раскол между господствующими эксплуататорскими группами населения и широкими народными массами. В социалистическом об-ве понятие “Н.” вновь охватывает все население, все его социальные группы, за исключением сил, препятствующих поступательному развитию. Важнейший критерий для признания определенных групп населения частью Н.— это их объективно обусловленная заинтересованность и способность участвовать в разрешении задач прогресса. В ходе общественного развития, по мере осуществления тех или иных революционных преобразований изменяются сами объективные задачи, меняется само содержание прогресса, а потому неизбежно изменяется и социальный состав тех слоев, к-рые на данном этапе составляют Н. Н., включая в себя в качестве своих гл. элементов непосредственных производителей — трудящихся, неэксплуататорские группы населения, тем не менее не может быть всегда сведен к этим классам и слоям. Это особенно важно учитывать в совр. условиях, когда развертываются широкие народные движения против милитаризма, за мир, демократию и социализм. Марксизм впервые установил, что Н., народные массы — решающая сила истории: как раз они создают все материальные и значительную часть духовных благ, обеспечивая этим решающие условия существования об-ва; они развивают производство, что ведет к изменению и развитию всей социальной жизни; они совершают революции, благодаря чему имеет место общественный прогресс. Роль народных масс как гл. субъекта, движущей силы социально-преобразующей деятельности возрастает с увеличением глубины и масштабов социальных преобразовании. Успешное развитие социализма возможно лишь тогда, когда трудящиеся массы на деле станут управлять делами государства и об-ва. В процессе перестройки создаются реальные предпосылки решения этой исторической задачи.

НАРОДНИЧЕСТВО — система взглядов мелкобуржуазной крестьянской демократии в России. Специфическая черта Н. как идеологии — переплетение аграрной демократии с крестьянским утопическим социализмом, надежда миновать путь капитализма. Н. характерно для стран, относительно поздно ставших на путь буржуазно-демократической революции, когда капитализм уже обнаружил свойственные ему противоречия и породил социалистическое движение пролетариата. Родоначальниками Н. в России были Герцен и Чернышевский, впервые поставившие вопрос о возможности перехода к высшей, коммунистической форме через крестьянскую общину. В 70-х гг. 19 в. Н. становится преобладающим направлением в рус. демократическом движении, приобретает новые черты. Это “действенное” Н., для к-рого крестьянская революция становится вопросом непосредственной практики. Наиболее видными идеологами Н. 70-х гг. были Бакунин, Лавров, Ткачев и др. Будучи по своему общественно-политическому содержанию идеологией боевого революционного демократизма, в теор1етическом отношении Н. сделало шаг назад по сравнению с Чернышевским. Так, горячее сочувствие к всемирно-исторической борьбе международного социалистического пролетариата сочеталось у “семидесятников” с романтическим обличением язв капитализма, апелляция к исторической самодеятельности масс — с “интеллигентским самомнением” (Ленин), стремление к борьбе с помещичьим землевладением и царской монархией — с верой в совершенно особый путь развития России и т. п. Идея исторической необходимости — центральная в социологической концепции Чернышевского — отвергалась Н. как якобы оправдание неприемлемого для революционеров буржуазного пути развития. Свой тезис народники обосновывали ссылкой на особенность исторического процесса, на решающее значение в нем “субъективно-телеологической” . деятельности человека, а также рассмотрением всех общественных явлений с т. зр. определенного “нравственного идеала”. В философии теоретики Н. 70-х гг. проповедовали позитивизм. Они отвергали философский материализм и его гносеологию как “метафизическое обобщение”, выходящее за пределы науки. С середины 80-х гг. 19 в. Н. вступает в период глубокого кризиса, к-рый был обусловлен, с одной стороны, неудачей социалистической пропаганды Н. в деревне и разгромом “Народной воли”, с др.— классовыми сдвигами в стране: буржуазной эволюцией крестьянства, ростом пролетариата и развитием его борьбы. Часть революционеров (Плеханов и др.) порвала с Н. и перешла на позиции марксизма. В Н. возобладало либеральное течение (И. Юзов (И. И. Каблиц), Михайловский. В. В. (В. П. Воронцов), С. Н. Кри-венко, С. Н. Южаков и др.), отказавшееся от борьбы за революционное низвержение существующего строя. Осн. идея Н. 80—90-х гг.— противопоставление мелкого крестьянского хозяйства капитализму. Часть народников была вынуждена признать капиталистическую эволюцию страны и расслоение крестьянства. Но и она строила мелкобуржуазные утопические прожекты о защите “народного производства” от капитализма. Представители либерального Н. вели борьбу с марксизмом, к-рая закончилась их полным идейным разгромом. Подъем крестьянского движения в начале 20 в. и революция 1905—07 обусловили появление ряда народнических групп и партий, в т. ч. партии эсеров. Глубокую критику Н. дали Ленин и Плеханов.

НАРОДНОСТЬ — одна из форм общности людей, к-рая исторически следует за родо-племенной общностью и формируется в процессе слияния, консолидации различных племен в условиях смены первобытнообщинного строя частнособственническими отношениями, появления и развития классов. Для Н. характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков — единым языком наряду с существованием ряда диалектов. Каждая Н. имеет свое собирательное название, внутри нее возникают элементы общей культуры. Н. типична как для рабовладельческого (древнеегипетская. древнегреч. и др. Н.), так и для феодального строя (древнерус., фр. и др. Н.). С развитием капиталистических отношений возникает новая историческая форма общности людей — нация. Процесс этот сложный и осуществляется в различных формах и разными темпами. К тому же он охватывает не все Н.; нек-рые из них, преимущественно из-за малочисленности, недостаточной развитости, не смогли завершить процесс консолидации в нации. Существующие в социалистическом об-ве Н. органически включаются в общий процесс развития национальных отношений.

НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ — совокуп-ность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей: человечества в целом, групп стран, отдельных стран, различных региональных подразделений внутри этих стран вплоть до конкретных поселений. В философ-ско-социологическом плане Н., его рост, плотность, расселение рассматриваются как одно из необходимых материальных условий жизни об-ва. В политической экономии Н.— источник трудовых ресурсов и субъект потребления; в демографии — совокупность , поколений людей, различающихся по численности, возрасту и полу; в демогеографии — совокупность тех же людей, расселенных и мигрирующих в пределах определенной территории. Осн. проблемой Н., рассматриваемой во всех этих науках, является его рост. Исторический материализм разрабатывает теоретико-методологические проблемы исследования Н. в его взаимосвязи с развитием производства и всего об-ва. С т. зр. исторического материализма научно несостоятельны теории, объясняющие рост Н. чисто биологическими и вообще внеисторическими закономерностями (Мальтузианство), а также рассматривающие его как гл. источник развития производства (Ковалевский). Вместе с тем марксизм подчеркивает существенное влияние динамики Н. на развитие материального производства и всего об-ва, причем важнейшее значение имеет изменение не только количества, но и качества Н.— его профессионального состава, уровня образования и т. д. Для развития производства необходимо наличие соответствия между потребностями народного хозяйства в трудовых ресурсах и численностью населения. Нарушение этого соответствия, несбалансированность потребностей населения в товарах и услугах и возможностей их удовлетворения — причина противоречий в развитии Н. и источник социальных проблем Н. Конкретные темпы роста Н. зависят от исторических условий.

НАСИЛИЯ ТЕОРИЯ — идеалистическая теория, согласно к-рой общественное неравенство вызвано насилием одних людей над др. Наибольшее распространение Н. т. получила среди буржуазных идеологов. Дюринг связывал появление классов с насилием одной части об-ва над др. (внутреннее насилие); австр. социолог Л. Гумплович (1838—1909). а также Каутский и др. решающей причиной возникновения классов, государства считали порабощение сильными племенами более слабых (внешнее насилие). Исторический материализм вскрывает антинаучный характер положения о решающей роли насилия в общественной жизни, доказывает, что определяющей основой развития об-ва является материальное производство. Вместе с тем он не отрицает роли насилия в истории; оно оказывает существенное влияние на форму реализации исторической необходимости, особенно в эпохи социальных революций. Но при этом марксизм руководствуется идеалами и нормами гуманизма, отрицает насилие, понимаемое как всякое разрушающее и принижающее воздействие на человека, в отношениях между людьми.

НАТУРАЛИЗМ (лат. natura — природа). 1. В философии—методологический принцип, присущий нек-рым домарксистским теориям, пытавшимся объяснить развитие об-ва законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д.). Н. близок к антропологизму, к-рый также не видит специфических закономерностей общественной жизни. В 17 и 18 вв. философский .Н. сыграл положительную роль в борьбе со спиритуализмом. 2. Система эстетических взглядов на искусство и соответствующий ей художественный метод, сформировавшиеся во второй половине 19 в. Философской основой Н. явился позитивизм (Конт, Спенсер, И. Тэн и др.). Не ставя задач проникновения в существенные, глубинные процессы действительности, Н. сводит художественное творчество к копированию ее случайных, единичных предметов и явлений. Противоречивость эстетической концепции Н. ярко проявилась у Э. Золя, творчество к-рого зачастую вступало в противоречие с его теоретическими высказываниями (“Экспериментальный роман”, 1880; “Натурализм в театре”, 1881, и др.) о тождественности социальных и биологических явлений, о независимости искусства от политики и морали и т. д. Характерные для Н. физиологизм, примитивная развлекательность, мелодраматизм, внешняя красивость и т. п. проявляются в самых различных жанрах “массовой культуры” в капиталистических странах. Проповедуемые сторонниками Н. (прямо или косвенно) идеи пассивности, отказа от социальной борьбы, безразличия к радостям и страданиям людей, их особый интерес к низменным сторонам человеческой жизни сближают Н. с формалистическими направлениями в искусстве (Формализм). 3. В этике — характерный для мн. теорий прошлого и этических концепций 20 в. методологический принцип обоснования морали. Согласно ему моральные представления, в частности понятие добра, выводятся не из общественных законов бытия человека, а из какого-то природного начала (законов космоса, органического мира, биологии или психологии человека). К Н. в этике относятся гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, эволюционная этика и др. В совр. зап. этике мн. школы продолжают выводить понятия морали из естественнонаучных понятий и данных антропологии и психологии. Это, напр., этика космической телеологии, теории нравственного чувства, интереса и др. В этике 20 в. Н. был впервые подвергнут критике Муром. Он и его последователи считают, что моральные понятия нельзя выводить из “естественных” (в этом, по их мнению, заключается “натуралистическая ошибка”). Но “естественное” они понимают весьма расширительно, относя к нему все, что выходит за сферу морали, в т. ч. и социальные явления. В результате мораль и этика отрываются от фактических знаний о человеке и общественных наук. Этот порок присущ всему формалистическому направлению, возникшему в совр. зап. этике. В 40—50-е гг. на Западе появился ряд исследований, авторы к-рых с позиций Н. полемизируют с формализмом и неопозитивизмом. Эта критика формализма и идеализма в этике и содержащиеся в теориях натуралистов элементы материализма в целом имеют прогрессивный характер. Ее недостатки — отсутствие четкого понимания принципиального отличия социально-исторических законов развития морали от антропологически-психологических моментов. Марксизм показал, что мораль — специфически общественное явление и понять ее природу невозможно, не отказавшись до конца от пережитков Н. в этике.

НАТУРФИЛОСОФИЯ — философия природы, особенностью к-рой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., как и место самой Н. в системе др. философских дисциплин, менялись в истории философии. В древности Н. фактически сливалась с естествознанием и в древнегреч. философии обычно именовалась физикой. Древн. Н. свойственно стихийно- и наивно-диалектическое истолкование природы как связного и живого целого, идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы) (Гилозоизм). Органическую часть Н. составляли также космология и космогония. Элементы Н. присущи даже средневековой схоластике, они состояли гл. обр. в приспособлении к геоцентрической картине мира нек-рых принципов аристотелевской Н. и космологии, а также метафизики света, содержавшейся в неоплатонизме. В эпоху Возрождения Н. в борьбе против схоластической картины природы в основном сохранила понятия и принципы античной Н., но опиралась на более высокий уровень естественнонаучных знаний и развила ряд глубоких материалистических и диалектических идей (напр., идею бесконечности природы и бесчисленности составляющих ее миров, идею совпадения противоположностей в бесконечно большом и бесконечно малом — Николай Кузанский, Бруно). В 17 в. ряд отраслей естествознания, прежде всего математика и механика, выделяются из Н., но последняя все же мыслится в тесном единстве с ними. Не случайно гл. труд Ньютона, формулирующий принципы механики и астрономии, наз. “Математические начала натуральной философии”. В 18 в. в философии фр. и европейского Просвещения и материализма Н. выдвигает идею энциклопедической связи всех наук, расширившихся и углубившихся по сравнению с достигнутым в предшествующем столетии. В конце 18 — начале 19 в. большую роль сыграла Н. Шеллинга, к-рая, хотя и на идеалистической основе, сформулировала идею единства сил природы, обобщила ряд важных естественнонаучных открытий той эпохи. Один из последователей Шеллинга, Л. Окен, высказал идею развития органического мира. Характеризуя Н., Энгельс писал, что она заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала нeдQ^ стающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении. При этом ею были высказаны мн. гениальные мысли и предугаданы мн. позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть ст. эр. их собственной связи, “чтобы составить удовлетворительную для нашего времени “систему природы”, и когда сознание диалектического характера этой связи проникает даже в метафизически вышколенные головы естествоиспытателей вопреки их воле,— теперь натурфилософии пришел конец. Всякая попытка воскресить ее не только была бы излишней, а была бы шагом назад” (Т. 21. С. 304—305). В дальнейшем (конец 19 — начало 20 в.) такой шаг назад был сделан В. Оствальдом, Авенариусом, Т. Липсом, X. Дришем и нек-рыми др. философами-идеалистами, пытавшимися преодолеть с помощью Н. кризис новейшего естествознания. Элементы Н. прослеживаются в теории эмерджент-ной эволюции, “критической онтологии” Н. Гартмана и т. п. В совр. условиях натурфилософские воззрения проявляются в качестве рецидива метафизических подходов, в неумении применять диалектику в естественнонаучных обобщениях.

НАУКА — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, об-ве и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм общественного сознания. Н. отнюдь не ограничивается естествознанием или “точными” науками, как считают позитивисты. Она рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение ч.астей: природоведения и обществоведения. философии и естествознания, метода и теории, теоретических и прикладных исследований. Н.— необходимое следствие общественного разделения труда; она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой — сперва очень малочисленной — группы людей. Предпосылки для возникновения Н. появляются в странах Древн. Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются и осмысляются эмпирические знания о природе и об-ве, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики. Это достояние вост. цивилизаций было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древн. Греции, где появляются мыслители, занимающиеся специально Н., отмежевавшиеся от религиозной и мифологической традиции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции гл. функцией Н. является объяснительная функция; ее осн. задача — познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью к-рой является сам человек. С появлением крупного машинного производства создаются условия для превращения Н. в активный фактор самого производства. В качестве осн. выдвигается теперь задача познания с целью переделки и преобразования природы. В связи с этой технической ее ориентацией лидирующим становится комплекс физико-химических дисциплин и соответствующие прикладные исследования. В условиях научно-технической революции происходит новая, коренная перестройка Н. как системы. Чтобы Н. могла удовлетворять потребностям совр. производства, научные знания должны стать достоянием большой армии специалистов, инженеров, организаторов производства и рабочих. В самом процессе труда на автоматизированных участках от рабочего требуется широкий научно-технический кругозор, овладение основами научных знаний. Н. все более превращается в непосредственную производительную силу, а практическая реализация результатов Н. происходит через ее личностное воплощение. Н. призвана во все большей степени ориентироваться уже не на одну лишь технику, но и на самого человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего, целостного развития. В связи с этим совр. Н. уже не просто следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства. Она формируется как целостный, интегрированный организм. Весь фронт научных исследований (как в области естественных, так и общественных Н.) оказывает стимулирующее воздействие на общественное производство. Если прежде Н. развивалась лишь как отдельная часть социального целого, то теперь она начинает пронизывать все сферы общественной жизни: научные знания и научный подход необходимы и в материальном производстве, в экономике, и в политике, и в сфере управления, и в системе образования. Поэтому Н. развивается более быстрыми темпами, чем любая др. отрасль деятельности. В социалистическом об-ве успешное развитие Н. и внедрение ее результатов в производство — важнейшее условие социально-экономического прогресса, глубокой, качественной перестройки народного хозяйства. Н. призвана играть все возрастающую роль в развитии производительных сил и совершенствовании производственных отношений, создании принципиально новых видов техники и технологии, повышении производительности труда.

НАУКОВЕДЕНИЕ — дисциплина. изучающая функционирование и развитие науки, структуру и динамику научного знания и научной деятельности, взаимодействие науки с др. социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни об-ва. Оформление Н. как самостоятельной комплексной дисциплины, объединяющей различные исследования в истории, социологии, экономике, логике, психологии науки, наукометрии и ряде др. областей, относится к 60-м гг. Цель Н.— разработка теоретического понимания науки и определение способов и критериев рационального ее участия в жизни и развитии об-ва. Н. изучает проблемы организации научной деятельности, политики в области науки, информационных процессов формирования и функционирования научного знания, структуры научного потенциала, научно-технического прогнозирования, применения науки в глобальных и региональных научно-технических программах. Развиваясь на методологической базе диалектического материализма, марксистское Н. широко применяет совр. методы эмпирической и вычислительной техники, математическое моделирование объектов изучения, системные методы исследования (Системный анализ. Системный подход).

НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ—ос новывающееся на обобщении теоретических и экспериментальных данных и учете объективных закономерностей развития предсказание ненаблюдаемых или не установленных еще на опыте явлений природы и об-ва. Н. п. может быть двоякого рода: 1) относительно неизвестных, не зарегистрированных в опыте, но существующих явлений (напр., предсказание античастиц, новых химических элементов, месторождений ископаемых и т. п.); 2) относительно явлений, к-рые еще только должны возникнуть в будущем при наличии'определенных условий. Н. п. всегда основывается на распространении познанных законов природы и об-ва на область неизвестных или не возникших еще явлений, где данные законы должны сохранять силу. Н. п. неизбежно содержит и элементы вероятностных предположений, особенно в отношении конкретных событий будущего и их сроков. Это обусловлено возникновением в процессе развития качественно новых причинных связей и возможностей, не существовавших ранее, а в применении к об-ву — особой сложностью процессов его развития. Критерием правильности Н. п. в конечном счете всегда является практика. Отрицание объективных закономерностей действительности (агностицизм, скептицизм) ведет и к отрицанию Н. п., что неизбежно связано с идеалистическими теориями общественного развития. Напротив, признание Н. п. основано на материалистическом понимании истории.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — коренное, качественное изменение, происходящее в совр. системе науки и техники, захватывающее все компоненты этой системы, все стороны технологических отношений и характеризующееся прежде всего тем, что техника вступает в новый этап своего развития — этап автоматизации, к-рая представляет собой генеральное направление производственного применения результатов Н.-т. р. Машинное производство, при к-ром рабочий вынужден непосредственно участвовать в технологическом процессе, выполнять технические, машинные функции, начинает уступать место автоматизированному производству, где предмет труда обрабатывается всецело самой технической системой, действующей без прямого участия рабочего. В развитых формах автоматизации системе автоматических линий придается электронно-вычислительная аппаратура, осуществляющая счетно-решающие, контролирующие, управляющие функции. Информационная техника внедряется не только в материальное производство, но и в управленческую деятельность, в сферу обслуживания, науку, образование. В ходе Н.-т. р. изменяются и технологические методы производства. Механическая технология обработки предмета труда, занимавшая доминирующее положение в материальном производстве, вытесняется более эффективными методами, при к-рых изменяется не просто форма предмета, но молекулярная и атомная структура вещества, происходит его преобразование в новое вещество с заданными свойствами. Таковы химическая технология производства синтетических материалов, методы производства атомной энергии, использование плазмо-химических процессов, лазеров, закрытой технологии высоких и низких температур, биохимические и биофизические методы воздействия, применяемые в сельском хозяйстве, легкой промышленности, медицине. Соответственно изменению технологии изменяются и материалы, сырье, все более широкое применение находят искусственные материалы, резко возрастает производственное потребление электроэнергии. Все эти процессы, определяющие коренные изменения производительных сил об-ва, происходят на основе достижении совр. науки, на основе сращивания науки и техники, науки и материального производства. В совр. условиях этот процесс идет всесторонне, т. к. наука превращается в непосредственную производительную силу. Наука воздействует на производство, воплощаясь не только в технике, но и в самих производителях материальных благ, повышая их культурно-технический уровень, развивая их интеллект и творческие способности. В условиях развертывания Н.-т. р. на производство оказывают влияние уже не отдельные “авангардные” науки, а все более широкий фронт исследований. Сюда включаются не только естественные, но и общественные науки: экономика и организация производства, организация труда, разработка принципов управления об-вом, социология, социальная психология, производственная эстетика, прогнозирование социального и научно-технического прогресса. Социальная сущность Н.-т. р. состоит в изменении места и роли человека в производстве. Внедрение автоматизации в принципе не только не умаляет эту роль, а, напротив,' резко повышает ее, т. к., освобождаясь от исполнения механических, технических функций, человек получает возможность посвятить себя более содержательному, творческому труду. Как следствие перераспределения функций между человеком и техникой возникает необходимость изменения в содержании труда, в профессиональной структуре кадров, в культурно-техническом уровне трудящихся. Под влиянием роста производительности труда сокращается относительный процент занятых в материальном производстве и соответственно развивается непроизводственная сфера, особенно научная деятельность, образование и медицинское обслуживание.

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

§ ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ, МИСТИКА И ЭЗОТЕРИКА

Ключевые слова этой страницы: философия, религия, мистика, эзотерика.

Скачать zip-архив: Философия и религия, мистика и эзотерика - zip. Скачать mp3: Философия и религия, мистика и эзотерика - mp3.

Главная

Форум

Мы Вконтакте

» Импульс Акаши. Как научиться читать Хроники Акаша?...
» Регрессия в прошлые жизни. Регрессивный гипноз...
» Дыхательные практики. Ребёфинг...
» Сексуальная совместимость и сексуальные гармоничные отношения...
» Аутогенная тренировка. Мобилизующие упражнения...

Мантры

«Философия и религия, мистика и эзотерика»

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Твоя Йога

Философия и религия, мистика и эзотерика

эзотерика
философия, религия, мистика, эзотерика Выход в астрал и методы выхода в астрал
философия, религия, мистика, эзотерика эзотерика
магия