Просветление
www.PROSVETLENIE.org

Ничего лишнего, только Суть... эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука
Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука
добавить в закладки
обновить страницу
закрыть окно





Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука

Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука


Реклама на сайте:

эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука

Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука

» Тибетская медитация. Самопознание...
» Парапсихология и Третий Глаз...
» Все необходимые приготовления к проецированию Астрального тела...
» Белая Магия. Что такое Белая Магия?...
» Быстрый гипноз, мгновенное гипнотизирование...

Астрал

Энергетическое лечение

эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука ЭЗОТЕРИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МИСТИЦИЗМ, НАУКА

ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА — философская концепция, решающая вопрос о соотношении мышления и бытия, духа и природы, исходя из признания их абсолютного тождества. Осн. принцип Ф. т. диаметрально противоположен принципу дуалистических систем (Дуализм). Ф. т. как определенная философская концепция исторически связывается с именем Шеллинга, к-рый, пытаясь преодолеть дуализм кантонской и фихтевской концепций, выдвинул новый исходный принцип монистической философии — абсолютное тождество субъективного и объективного, идеального и реального. Принцип тождества мышления и бытия также лежит в основе гегелевской системы, но этот принцип реализуется Гегелем по-иному, т. к. само тождество Гегель понимал диалектически — не как неподвижный абсолют, неопределенное единство, безразлично противостоящее многообразию реального мира, а как саморазвивающуюся логическую идею, определенность и разли-ченность к-рой находятся в ней самой как ее имманентная бесконечная форма. Специфической особенностью Ф. т., отличающей ее от др. объективно-идеалистических концепций, является не просто признание тождества мышления и бытия, а метафизическое понимание этого тождества. Представляя собой одну из попыток разрешить основной вопрос философии, Ф. т. фактически снимает его, растворяя различия духа и природы, мышления и бытия в лоне неподвижное абсолютное субстанция. В настоящее время идеи метафизического тождества мышления я бытия проповедуют отдельные шкоды неото-

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (греч. anthropos—человек н logos — учете, слово) — 1) философское учение о человеке, получившее широкое развятяе в последние годы, нек-рымн философами-марксистами рассматривается как философская дисциплина, отвечающая яа вопрос “что такое человек?”, синтезирующая объективио-научное и ценностное видение человека я мвра; 2) течение в соар. философской мысли, окончательно сложившееся после 2-й мировой войны в Зап. Германия. Осн. идея и методологические установки ф. а. восходят к работам М. Шелера “Положение человека в космосе” (1928), Г. Плессяера “Ступе— органического и человек. Введение в философскую антропологию” (1928). Представители ф. а,— Г. Хенгетеяберг. А. Гелен, П. Ландсберг, Э. Ротхакер и др.— ориентируются иа создание “синтетической” концепции человека, видят в философии учение “о сущности и сущностиой структуре человека”, “о человеке с точки зрения самого бытия человека”. Анализируя “субстрат” и “сущность” человека, представители ф. а. сводят субстратную сторону к сущностной или, наоборот, сушностную — к субстратной. В рамках подобное интерпретации прослеживаются биологическая н функ-цноналистская ветви совр- Ф. а. Сторонники биологического варианта подменяют понятие человеческой сущности понятием естественного субстрата, рассматриваемого в плаве идеалистического натурализма н биологизма. Сторонники фуикционалистской трактовки абсолютизируют факт отчужденности человека в системе капиталистических отношений н интерпретируют эти отношения в духе идеалистического символизма. Обращение “антропологов” к этим проблемам — гносеологический источник возникновения частных дисциплин: от “культурной антропологии” Кассире-ра. М. Ландмана до “реалистической антропологии” Г.-К- Кадьтеибруннера. Эклектическая смесь феноменологии Гуссерля, философии жизни, экзистенциализма в рамках Ф. а. порождает модель человека как “устремленной к себе индивидуальности”, социальные связи к-рой изображаются в виде зависимостей от “потустороннего” начала. Подобные выводы затушевывают действительные социально-классовые антагонизмы. Смысл жизни человека, как правило, выводится из “вневременного” смысла, нередко трактуется в откровенно религиозном плане. Отождествление “подлинного” марксизма с учением о “тотальном человеке” — теоретическая основа “философии надежды” Блоха, “абстрактного гуманизма” Э. Фишера и т. п.

ФИЛОСОФСКИЕ ЖУРНАЛЫ В СССР—органы печати, отражающие состояние и тенденции философской мысли и способствующие ее творческому развитию. После Великой Октябрьской социалистическое революции издавались Ф. ж. “Пол знаменем марксизма” (1922—44), “Проблемы марксизма” (1928—34) и др. С 1947 начал выходить журнал “Вопросы философии”. С 1958 издается общесоюзный журнал высшей школы “Философские науки”. С 1969 в Киеве издается журнал “Фиюсофська думка”,с 1990 — “Философська i coцio-логiчна думка”. Философские выпуски “Вестника” издают Московский и. Ленинградский ун-ты. С 1990 начал выходить журнал “Человек”.

“ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ” — записи Ленина по философии, вышедшие впервые отдельным изданием в 1933. “Ф. т.” представляют собой обширные выписки, сделанные Левиным (гл. обр. в 1914—16) из различных философских работ. Наряду с конспективной записью содержания прочитанных произв. Ленин делает важные критические замечания, выводы и обобщения. В “Ф. т.” имеются конспекты следующих книг: Маркс и Энгельс — "Свягое семейство”, Фейербах — “Лекции о сущности религии” и “Философия Лейбница”, Гегель — “Наука логики”. “Лекции по философии истории” н “Лекции по истории философии”, Лассаль — “Философия Гераклита Темного из Эфеса” и Аристотель — “Метафизика”. Огромный интерес представляет фрагмент “К вопросу о диалектике”, в к-ром Ленин в сжатом виде дает глубокое изложение сущности материалистической диалектики. В “Ф. т.” имеются также заметки на ряд книг по естествознанию и др. вопросам. “Ф. т.” содержат ценнейшие мысли и высказывания по самым различным проблемам философии. Центральная тема “Ф. т.”—диалектика. Ленин дал глубокое определение диалектики. Всесторонне раскрывающее ее суть, ее элементы, сформулировал основы марксистского понимания мн. диалектических категорий, дал характеристику диалектического процесса познания, учения о противоречиях как ядре диалектики. Большое значение для развития философии имеют положение Ленина о единстве диалектики, логики и теории познания, а также указания по вопросу о разработке диалектической логики и об анализе противоречий процесса познания. Особо важны в этом отношении мысли Ленина о диалектическом совпадении в логике истории мысли с законами мышления, о необходимости для выработки правильной теории познания философски обобщить историю техники, естествознания, умственного развития ребенка, животных и т. д. Большое внимание Ленин уделяет истории философии. Ленин показывает, что она является историей борьбы материализма и идеализма, отмечает важность изучения истории диалектики, касается ряда др. методологических “опросов истории философии как науки, дает оценку взглядов мн. философов, уделяя особое внимание Гегелю. В заметках на книги по естествознанию Ленин подчеркивает значение диалектического материализма как единственно научной методологии. “Ф. т.” представляют собой образец творческого развития материалистической диалектики и дают программу дальнейшей работы в области философии.

ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ—см. Алхимия.

ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО СССР — добровольное научное объединение ученых, ведущих научную, педагогическую и пропагандистскую работу в облает философии, теорем научного социализма, методологических проблем науки и культуры. Создано в 1971 при Академии наук СССР; тесно сотрудничает с Государственным комитетом по образованию, др. учреждениями, общественными организациями, добровольными об-вами, творческими союзами. Насчитывает около 8 тыс. индивидуальных и более 200 коллективных членов. Высшим его руководящим органом Является съезд Ф. о. СССР, проводимый один раз в пять лет. Последний, 4 съезд Ф. о., состоявшийся в 1987, избрал правление Ф. о. и центральную ревизионную комиссию. Президент Ф. о. СССР— академик И. Т. Фролов. Ф. о. призвано содействовать разработке философской теории и теории научного социализма, преподаванию этих дисциплин в высших и средних учебных заведениях, укреплению связи философской науки с практикой. При президиуме Ф. о. и в его отделениях созданы научные секции, философские клубы и т. п., к-рые проводят конференции, симпозиумы, “круглые столы”, семинары, дискуссии, др. мероприятия, организуют регулярные встречи для обсуждения научных докладов и сообщений. Работу в молодежью (всесоюзные чтения, школы, конкурсы) ведет ассоциация молодых философов, созданная при Ф. о. СССР. Об-во издает “Ежегодник ФО СССР”, “Информационные материалы” (6 номеров в год), сб. научных статей, тезисы и материалы к конференциям. Осуществляет научные связи советской философской общественности с философскими об-вами зарубежных стран я международными научными организациями, обмен научной литературой с ннми, оказывает помощь советским философам в установлении контактов с зарубежными учеными, выполняет функции национального представителя в международных философских организациях. Ф. о. СССР является полноправным членом Международной федерации философских обществ, делегирует своих членов для участия в международных конгрессах, симпозиумах н др. мероприятиях по философии, проводимых за рубежом, и организует проведение такого рода мероприятий в нашей стране, участвует в приеме зарубежных ученых.

ФИНИТИЗМ (лат. finis—конец, предел) — 1) философская концепция, отрицающая объективно реальное содержание категории бесконечного (Бесконечное и конечное), исходит из. того, что бесконечность не имеет места ни во вселенной, ни в микромире, ни в нашем мышлении. Основание'этого Ф. видит в том, что человек в опыте всегда имеет дело с конечными вещами и их свойствами; 2) в теории доказательств Гильберта Ф. означает конечную установку в рассуждениях о формальных системах, используемых в метаматематике. В них исключается обращение к абстракциям бесконечности, а сами рассуждения имеют содержательный характер и относятся к конкретным знаковым комплексам. Метафизически противопоставляя конечное бесконечному, Ф. игнорирует их диалектику; 3) при исследовании формальных систем в метаматематике Ф. означает использование лишь таких методов, к-рые свободны от неясностей и сомнений.

ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1762— 1814) — нем. философ, второй по времени после Канта деятель нем. классического идеализма. Проф. Иенского (уволен из него в связи с обвинением в атеизме) и Берлинского ун-тов, Ф. .выступал с критикой сословных привилегий, ратовал за объединение Германии и преодоление феодальной раздробленности. Подчеркнул значение “практической” философии — вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства, однако свел “практику” к деятельности лишь морального сознания. Предпосылкой “практической” философии считал научно разработанную теоретическую систему, а именно науку о науке — “наукоучение”. В основе “Наукоучения” Ф. (1794) лежит теория субъективного идеализма. Ф. отбросил кантову концепцию “вещи в себе” и пытался вывести все разнообразие форм познания из одного — субъективно-идеалистического начала. Это начало состоит в том, что философ полагает некий абсолютный субъект, к-рый он наделяет бесконечной активной деятельностью и к-рый творит мир. Фихтевское исходное “Я” не индивидуальное “Я”, но и не субстанция вроде субстанции Спинозы, а нравственная деятельность сознания. Из этого мистического исходного “Я” Ф. выводит отдельное “Я”, под к-рым он понимает уже не абсолютный, а ограниченный человеческий субъект, или эмпирическое “Я”, к-рому противостоит — тоже эмпирическая — природа. Отсюда Ф. заклютает, что теоретическая философия, положив “Я” и “не-Я”, необходимо противополагает их друг Другу — в пределах того же исходного абсолютного “Я”— как результат его ограничения или разделения. Следуя этому своеобразному методу “полагания”, “протм-вополагания” и “синтезирования”, Ф. развил систему категорий бытия и мышления — как теоретических, так и практических. Метод Ф., в к-ром развиты нек-рые черты идеалистической диалектики, называется “антитетическим”, т. к. антитезис, собственно, не выводится у Ф. из тезиса, а ставится рядом с ним как его противоположность. Органом разумного познания Ф. признавал непосредственное созерцание истины умом, т. е. “интеллектуальную интуицию”. Наряду с осн. для Ф. учением субъективного идеализма в его философии налицо колебание в сторону объективного идеализма, усилившееся в последние годы его жизни. В этике центральным вопросом для Ф. стал вопрос о свободе, интерес к к-рому был обострен событиями фр. буржуазной революции. Подобно Спинозе, Ф. видит в свободе не беспричинный акт, а действие, основанное на познании непреложной необходимости. Однако, в отличие от него, Ф. ставит степень свободы, доступную людям, в зависимость не от индивидуальной мудрости, а от исторической эпохи, к к-рой принадлежит индивид. Ф. разработал утопический проект устройства нем. буржуазного об-ва в форме “замкнутого торгового государства”. Выражая особенности буржуазного развития Германии, проект этот отмечен рядом реакционных черт, в т. ч. чертой националистической нем. исключительности. Классики марксизма-ленинизма дали глубокую оценку прогрессивных и реакционных сторон учения Ф.

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882 — предположительно 1943)— рус. религиозный мыслитель и ученый-энциклопедист. Развивал идеи “философии всеединства” Соловьева; стре-пился обосновать ее не только религиозно-философскими положениями, но и научными утверждениями, взятыми из области физики, математик”, философии, искусствоведения (“Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи”, 1914). Объективный мер ф. рассматривал как проявление веши исконных духовных и одновременно материальных, прерывных и непрерывных структур, выступающих в качестве первичных символов н организующих природу и культуру в формах “всеединства”. Отсюда его стремление выработать интегральную систему взглядов с возможными сочетаниями науки и религии, культуры и технике и т. д. Руководствуясь таким ведением мнра, Ф. активно н плодотворно участвовал не только в церковной, во и в научной и культурной жизни. Гл. установка Ф. в познании мира — смена плоскостей его видения и следующее за этим взаимообогашенне науки и искусства, философии и религии. Однако осн., первичным способом “схватывания” истины является откровение. Взгляды Ф. характеризуются стремлением совместить истины науки с религиозной верой. Согласно Ф., вера определяет культ, а культ — миропонимание, из к-рого далее следует культура. Совр; богословы активно используют наследие Ф. для зашиты н пропаганды религиозного мировоззрения, хотя разносторонний характер этого наследия дает основание трактовать нек-рые его положения и в философском, и в чисто научном плане. Осн. соч.: “О духовной истине” (1911), “Первые ваги философии” (1917), “Мнимости в геометрии” (1922) и др.

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226—74) — средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 был причислен к лику святых (назван Аквина-том по месту рождения в Аквиио близ Неаполя). Объективно-идеалистическая философия Ф. А. сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособления аристоте-лизма к христианскому вероучению. Обработка аристотелевской философии Аквинатом шла по линии выхолащи-вания ее материалистических идей н усиления идеалистических элементов (учение о неподвижном мировом пер-водвигателе н др.). Значительное влияние на философию Ф. А. оказало и учение неоплатонизма. В споре об универсалиях занимал позиции “умеренного реализма” (Реализм средневековый), признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) в после вещей (в. познающем их человеческом разуме). Осн. принцип философии Ф. А.— гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истки веры. Все существующее укладывается Ф. А. в созданный богом иерархический порядок. 'Учение Ф. А. об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи. В 1879 схоластическая система Ф. А. официально объявляется “единственно истинной философией католицизма”, становятся одним из осн. направлений немарксистской философии, оказывающих значительное влияние на духовную жизнь совр. зап. об-ва (Неотолшэм). Оси. соч. Ф. А.: “Сумма против язычников” (1261—64), “Сумма теологии” (1265—73).

ФОРМА ПРЕВРАЩЕННАЯ - понятие, введенное Марксом для характеристики особенностей взаимосвязи содержания и формы в развитии н функционировании сложных системных объектов. Своеобразие взаимодействия Ф. п. с содержанием в отличие от классического отношения формы к содержанию, где содержание представляет ведущую, определяющую сторону, а форма — более или менее адекватное его выражение, состоит в том, что здесь происходит своеобразная инверсия, трансформация зависимого отношения в независимое, исторически первичного в производное, а производного в главенствующее, в результате к-рой форма приобретает самостоятельное, независимое от содержания существование, становится выражением иного содержания. нежели то, к-рое и исторически, и по существу является ее основанием, ее действительным содержанием. Таков, напр., капитал в системе буржуазной экономики, обнаруживающий “способность” к самовозрастанию безотносительно к человеческой трудовой деятельности, продуктом и формой существования к-рой он является. Механизм отделения формы от содержания, а в иных случаях и противопоставления формы содержанию коренится в особенностях становления, функционирования и развития сложных системных объектов. Обособление формы от содержания — побочный продукт взаимодействия элементов и подсистем, образующих системный объект, результат формирования присущей сложным системным объектам целостности, внутренней организованности, опосредствующей воздействия на него извне, столкновения взаимозависимостей и взаимодействий различного типа, а также “опускания” в ходе исторического становления целостности ряда опосредствующих звеньев. Неадекватность формы проявления нек-рого существенного содержания самому этому содержанию обнаруживается ,и объясняется на путях создания целостной теоретической картины происхождения, функционирования и развития данной целостности, напр. экономики, языка, познавательной деятельности. В то же время обособление Ф. п. от их реального содержания, их функционирование в об-ве н в сознании, в качестве относительно самостоятельных образований не есть простая иллюзия сознания. Поэтому Ф. п. даже и после того как раскрыта ее тайна и выработано адекватное научное понимание ее природы, не может быть просто отброшена. Она сохраняется в качестве необходимой (при известных условиях и предпосылках) формы проявления существенных отношений. Важная особенность диалектико-материалистического подхода к анализу “превращенных” или “скрытых” отношений состоит в том, что этот подход представляет собой органическое единство описания объекта как .сложной системы элементов, находящихся в тесной взаимозависимости, с исследовательской методологией, ориентирующей на анализ процесса исторического становления сложного системного объекта. Ориентация только на анализ уже сложившейся системы с неизбежностью ведет к антиисторической трактовке Ф. п. и признанию их примата над содержанием. При таком подходе Ф. п. и в самом деле выступает только'и исключительно в качестве обо” собнвшейся сущности, в качестве “готовых отношений”. Последние приобретают прочность “естественных форм” прежде, чем люди приступают к их анализу. Чтобы обнаружить подлинную природу Ф. п., необходимо “генетически вывести различные формы”, раскрыть процесс “формообразования в его различных фазах” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 26. Ч. III. С. 526).

ФОРМАЛИЗАЦИЯ — совокупность познавательных операций, обеспечивающая отвлечение от значения понятий н смысла выражений научной теории с целью исследования ее логических особенностей, дедуктивных и выразительных возможностей. В математике и формальной логике, где Ф. наиболее развита, под Ф. понимают реконструкцию содержательной научной теории в виде формализованного языка. Ф. исходит из того, что дано исчерпывающее описание дедуктивных взаимосвязей между положениями теории, осуществляемое чаще всего с помощью аксиоматического метода. Она предполагает, что выявлены и четко сформулированы все те логические средства, к-рые используются при выводе из исходных положений теории др. ее утверждений. Если же, наряду с аксиоматизацией и точным установлением логических средств, понятия и выражения научной теории заменяются нек-рымн символическими обозначениями, она превращается в формальную систему. Такая теория может рассматриваться как система материальных объектов определенного рода (символов), с к-рымн можно обращаться как с конкретными физическими объектами, а развертывание теории свести к манипулированию с этими объектами в соответствии с нек-рои совокупностью правил, принимающих во внимание только н исключительно вид и порядок символов, н тем самым абстрагироваться от того познавательного содержания, к-рое выражается научной теорией, подвергшейся Ф. Различают два типа формализованных теорий: полностью формализованные, в полном объеме реализующие перечисленные требования, и частично формализованные, когда логические средства, используемые при развертывании данной науки, явным образом не фиксируются. Возможность Ф. отдельных отраслей научного знания подготовлена длительным историческим развитием, она стала реальной лишь после того, как аксиоматический метод и теория вывода получили необходимое-развитие. Сама же потребность в Ф. возникает перед той или иной наукой на достаточно высоком уровне ее развития, когда задача логической систематизации и организации наличного знания приобретает первостепенное значение, а возможность реализации этой потребности предполагает огромную предварительную работу мышления, совершаемую на предшествующих Ф. этапах становления научной теории. Ф.— мощное средство выявления и уточнения содержания научной теории. Вся совокупность познавательных приемов и средств, лежащих в основе Ф., ориентирована на то, чтобы обеспечить необходимое соответствие между содержательной научной теорией, подвергаемой Ф., и формальной системой, возникающей в результате ее Ф.: класс выводимых в формализованной теории формул должен совпадать с классом содержательно-истинных положений подвергшейся Ф. теории (но обратное утверждение, как правило, неверно). Поскольку для построения формальной системы необходимо использовать (хотя и в весьма ограниченном объеме) естественный, разговорный язык и в терминах этого языка проанализировать ее структуру, описать логические особенности формализма (непротиворечивость, разрешимость, полнота и т. д.), это означает, что Ф. предполагает содержательное мышление также и в качестве средства построения и исследования своих собственных дедуктивных и выразительных возможностей. Ф. играет важную роль в систематизации той суммы знаний, к-рая накоплена содержательной теорией, позволяет вычленить и уточнить логическую структуру теории, обеспечить стандартизацию используемого языка и понятийного аппарата, элиминировать несущественные ограничения в степени общности теории, сократить число положений теории, принимаемых за исходные, и т. д. Вместе с тем Ф. дает не только точный язык, но и является ценным орудием мышления, позволяющим получать новые результаты. История математики, логики, лингвистики и ряда др. наук свидетельствует, что Ф. стимулирует движение познания к новым результатам, открывает возможность формулировки и постановки новых проблем, поиска их решения и т. д. В расширении возможностей Ф. существенную роль играет бурный прогресс вычислительной техники. Полученные с помощью методов Ф. результаты имеют важное философское значение для понимания природы и познавательных возможностей точных методов исследования, диалектики формального и содержательного в научном познании, критики формалистского истолкования природы математики и логики. Общеметодологическое значение приобрели важнейшие из результатов, полученных в ходе исследований в области оснований математики и логики, осуществлявшихся на основе методов Ф.,— теоремы Гёделя о неполноте достаточно богатых формализованных теорий и теоремы Тарского о неформализуемости понятия истины для таких теорий, выявившие ограниченность дедуктивных и выразительных возможностей формализмов. Эту ограниченность можно в известной степени преодолеть путем создания более богатых систем. В этом смысле можно утверждать, что Ф. позволяет шаг за шагом приближаться ко все более полному выражению познавательного содержания теории через ее форму. Тем не менее во всех тех случаях, когда мы имеем дело с достаточно развитыми научными теориями, этот процесс не может быть завершен. Ф. не может исчерпать всего богатства содержания таких теорий.

ФОРМАЛИЗМ— Художественный метод, в основе к-рого лежит абсолютизация, эстетизация формы в искусстве, противоположен реализму. Возник в конце 19 — начале 20 в., объединив многочисленные течения и школы искусства (футуризм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм, фовизм, та-шизм, эспрессионизм и т. д.). 2. Направление в математике, пытающееся получить решение проблем основания математики при помощи формально-аксиоматических построении. Ф. возник в начале 20 в. (нем. математик Гильберт и его сотрудники В. Аккерман, П. Бернайс, Дж. Нейман). Выход из кризиса оснований математики Гильберт, в противоположность интуиционизму, ищет в строго разработанном формализованном аксиоматическом методе. 3. В этике — принцип, лежащий в основе этических теорий, в к-рых формально-логические моменты исследования так или иначе превалируют над анализом содержания и социальной природы морали. Это, напр., характерно для этики Канта, к-рыи считал, что из некоего безусловного положения (категорического императива), имеющего абстрактно-формальный характер, можно вывести все содержательные моральные принципы и решения применительно к различным социальным условиям и жизненным ситуациям. В действительности же формула этого императива (поступай так, чтобы правило твоего поведения могло быть вместе с тем законом для всех людей) может иметь лишь методологический смысл, как критерий отнесения к.-л. позиции к собственно морали, ибо каждая достаточно последовательная система нравственности подчиняется такому требованию всеобщности. Ф. в этике является одним из осн. направлений совр. зап. философии морали. Здесь он имеет несколько иной смысл: задачей этики считается исследование лишь гносеологической стороны и логической формы нравственных представлений, а их конкретное содержание выпадает из сферы анализа (Интуитивизм в этике. Логический позитивизм в этике, Лингвистический анализ в этике). Такое понимание предмета этики приводит не только к неправомерному сужению ее задач, но и к ряду научно несостоятельных выводов. Философская этика (метаэтика) противопоставляется нормативной этике, наука — моральному сознанию, факты и их знание — ценностям (моральным суждениям). Формалисты исключают из задач этики изучение нравственных проблем; их решение средствами теории объявляется невозможным, в конечном счете иррациональным. Это лишает этику социального содержания и мировоззренческого значения. Недостатки Ф. в этике очевидны. Однако он имеет и позитивное содержание. В частности, Ф. является логически наиболее убедительным способом обоснования этического абсолютизма, всеобщности нравственных требований.

ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ЯЗЫК — исчисление, к-рому приписана интерпретация (Интерпретация и модель). Синтаксическая часть Ф. я. (Логический синтаксис), или само исчисление, образуется чисто формально (Логистический метод). Исчисление становится Ф. я. при добавлении семантических правил, приписывающих значения (Значение и смысл) правильно построенным выражениям исчисления. Ф. я. может помимо чисто логических аксиом содержать также нек-рые утверждения нелогического характера (напр., нек-рые законы биологии, аксиомы арифметики и др.), тогда Ф. я. дедуктивно описывает соответствующую содержательную область. Ф. я. благодаря своим дедуктивным средствам дает возможность проводить строгое рассуждение и получать новые дедуктивно выводимые следствия, непосредственно не содержащиеся в принятых аксиомах. Т. обр., Ф. я. является аппаратом вывода и доказательства в формализуемых научных дисциплинах. Роль Ф. я. велика в связи с попытками осуществления автоматизации научного рассуждения посредством электронных машин (Кибернетика).

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА — наука. изучающая формы мысли — понятия, суждения, умозаключения, доказательства — со стороны их логической структуры, т. е. отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и вычленяя лишь общий способ связи частей этого содержания. Осн. задача Ф. л.— сформулировать законы и принципы, соблюдение к-рых является необходимым условием достижения истинных заключений в процессе получения выводного знания. Начало Ф. л. было положено трудами Аристотеля, разработавшего силлогистику. Дальнейший вклад в развитие Ф. л. внесли ранние стойки, в средние века — схоласты (Петр Испанский, Дум Скот, Очкам, Луллий и др.); в новое время — прежде всего Лейбниц. Отход от многовековой традиции изучения проблем дедуктивной логики связан с исследованием индукции и попыткой сформулировать правила индуктивных умозаключений (Ф. Бэкон, позднее Милль и др.). Новый этап в развитии Ф. л. наступил с конца 19 — начала 20 в., когда стала интенсивно развиваться математическая (символическая) логика. Последняя, разрабатывая логические теории математических рассуждений и доказательств, обогатила Ф. л. новыми методами и средствами логического исследования.

ФОРМАЛЬНОЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ — понятия, употребляемые в философии, логике и методологии науки в следующих осн. значениях: 1) производных от категорий содержания и формы в их общефилософском понимании, когда к Ф. относят правила, операции, методы, ориентированные преимущественно на исследование формы (структуры) предмета или явления (математические, системно-структурные методы, функциональный метод кибернетики и т. д.), а все остальные правила, операции и методы рассматриваются как С.; 2) производных от понятий содержания и формы мышления; в этом случае Ф. наз. исследование познавательных и логических структур в относительной независимости, во-первых, от конкретного содержания мышления, во-вторых, от свойств и связей природных и социальных явлений как их объективной основы, а С.— исследование познавательных и логических форм в органической связи с исторически сформировавшейся совокупностью понятий, моделей, идеализации, абстракций, относящихся к предмету данной науки, и всеобщими сторонами и отношениями действительности, выражаемыми философскими категориями; 3) в совр. формальной логике и в основаниях математики под Ф. понимают синтаксические операции и методы, принимающие во внимание только вид и порядок символов языковых выражений, а под С.— семантические операции и методы, учитывающие их значение и смысл. Различие между Ф. и с. относительно и имеет смысл только с учетом характера вычленения формы и содержания в исследуемом явлении (с помощью идеализации, абстракций и т. п.): Ф. в одной системе исходных до-пушений и идеализации может выступать в качестве С. в др., и наоборот. Отношение Ф. к С. есть отношение одного содержания к др. (сравнительно неразвитого и абстрактного к более развитому и конкретному). Определяющую роль в познании играют С. методы и средства, абсолютизация Ф. компонентов исследования ведет к формализму.

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

§ ЭЗОТЕРИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МИСТИЦИЗМ, НАУКА

Ключевые слова этой страницы: эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука.

Скачать zip-архив: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - zip. Скачать mp3: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - mp3.

Главная

Форум

Мы Вконтакте

» Семь важных дыхательных упражнений из Йоги...
» Советы и рекомендации астральным путешественникам...
» Приближение к состоянию Транса во время проекции астрального тела...
» Туринская плащаница. Плащаница из Турина с Ликом Христа...
» Элементы химии...

Мантры

«Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука»

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Твоя Йога

Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука

эзотерика
эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука Японская поэзия и философия
эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука эзотерика
магия