Просветление
www.PROSVETLENIE.org

Ничего лишнего, только Суть... психология, парапсихология, психотерапия, энциклопедия, психотерапии
Психология и парапсихология. Психотерапия и Энциклопедия по психотерапии
добавить в закладки
обновить страницу
закрыть окно





Психология и парапсихология. Психотерапия и Энциклопедия по психотерапии

Психология и парапсихология. Психотерапия и Энциклопедия по психотерапии


Реклама на сайте:

психология, парапсихология, психотерапия, энциклопедия, психотерапии

Психология и парапсихология. Психотерапия и Энциклопедия по психотерапии

» Брак по звёздам. Брачный гороскоп. Астрология Любви...
» Главные принципы Йоги по пранаяме - дыханию жизни...
» Сонник Ванги...
» Биологическая Обратная Связь...
» Астральное Зрение...

Астрал

Энергетическое лечение

психология, парапсихология, психотерапия, энциклопедия, психотерапии ПСИХОЛОГИЯ И ПАРАПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОТЕРАПИЯ И ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПО ПСИХОТЕРАПИИ

Смещение (displacement)

С. агрессии указывает на перенаправление вредоносного поведения с первичной на вторичную мишень или жертву. Ранняя теория С. была предложена З. Фрейдом в его книге «По ту сторону принципа удовольствия». Фрейд полагал, что людям свойственно нападать на источники фрустрации, но, если конкретный чел. не в состоянии атаковать такой источник, поскольку данная мишень недостижима или слишком могущественна, жертвой его накапливающейся ярости может стать заместительная мишень. Этот механизм объяснял иррациональное поведение. Фрустрация накапливается как признак внутреннего напряжения и сбрасывается, когда индивидуум выражает агрессию к мишени. Постулируется, что количество агрессии прямо пропорционально накопленной внутренней энергии. Внезапное высвобождение энергии через акт агрессии наз. катарсисом.

Согласно Долларду и его коллегам, агрессивное поведение следует рассматривать, подобно любому др. поведению, как подчиняющееся законам научения. Когда чел. направляет агрессивную реакцию на фрустрирующий фактор и она оказывается успешной в устранении барьера к достижению цели, агрессия подкрепляется. Вероятность возвращения реакции повышается при повторном попадании в сходную ситуацию. Т. о., вместо вызывания катарсиса и снижения агрессивной тенденции успех способен повысить вероятность причинения вреда.

Понятие С. использовалось для объяснения широкого спектра паттернов поведения. Более положительное и социально приемлемое поведение тж может интерпретироваться в терминах смещенной агрессии.

Принятию интерпретации «фрустрация —> агрессия» препятствовали неадекватные концептуальные дефиниции «фрустрации» и «агрессии». Разраб. альтернативные теории, к-рые опираются на понятия, выведенные из особенностей межличностного взаимодействия, а не интрапсихической динамики.

С. играло центральную роль в психоаналитической теории. Когда индивидуум, в силу внутренних или внешних причин, лишен возможности атаковать источник фрустрации, энергия (катексис) смещается на заместительный объект или мысль. Этот процесс представляет собой компромисс для чел., к-рый отказывается от первоначального выбора ради вторичного или даже ради альтернативы более низкого уровня.

С., рассматриваемое в аспекте положительного вклада в культуру, наз. сублимацией. Согласно Фрейду, направление смещенной энергии в творческую работу было важным фактором для развития цивилизации. Антинормативная агрессия м. б. минимизирована путем предоставления людям возможности вентилировать свою враждебность социально приемлемым образом.

См. также Личность, Психоанализ

Дж. Т. Тедеши

Сновидения (dreams)

С. становятся предметом научного исслед., начиная с середины XIX в. До этого было много предположений об их происхождении и значении. Популярной была теория о том, что С. — это божественные послания, имеющие пророческую цель. Поскольку послания были зашифрованы, их понимание требовало расшифровки. Эту задачу брали на себя лица, обладающие даром толкования снов. Составлялись сонники, содержавшие элементы С. и их предполагаемое значение. С. играли очень важную роль у примитивных и древних народов и до сих пор сохраняют ее во мн. частях света. Историю научного изучения вопроса можно разделить на 3 периода: а) 1861—1900 гг.; б) 1900—1953 гг.; в) после 1953 г.

1861-1900

В 1861 г. А. Мори, французский ученый, опубликовал свое исслед. влияния внешних раздражителей на свои С. Наиболее известным примером был его сон о гильотине: длинный сон о французской революции, кульминацией к-рого был приговор Мори к смертной казни. Он проснулся в момент падения ножа гильотины, обнаружив, что доска с изголовья кровати упала ему на шею. Внешний раздражитель запустил последовательность воспоминаний, к-рые образовали С. Др. ученые этого времени продемонстрировали влияние органических состояний на формирование С. Были тж исслед., посвященные причинам забывания снов, содержаниям С., связи С. с мышлением и функциям С.

1900-1953

З. Фрейд — главное действующее лицо этого периода. Первое издание его «Толкования сновидений» стимулировало период преобладания клинических исслед. С.

Хотя Фрейд и его коллеги обнаружили, что толкование С. — бесценный инструмент для раскрытия истоков симптомов у больных, С. интересовали его еще и по той причине, что они рассказывали о бессознательных психич. процессах. Фрейд утверждал, что С. яв-ся королевской дорогой к бессознательному.

С. разбивается на отдельные элементы, и сновидца просят высказывать свободные ассоц. на каждый его элемент. По этим свободным ассоц. определялось скрытое содержание или, по-другому, выявлялись «сновидные мысли». Явное содержание С. — сознательное, скрытое — бессознательное.

Мотивом для формирования С. яв-ся желание, вытесненное из сознания в силу своей непереносимой болезненности. Наиболее важные из таких желаний появляются в раннем детстве и имеют сексуальную или агрессивную окраску. Во время сна вытесняющая инстанция (Фрейд назв. ее цензурой) менее бдительна, так что бессознательное желание может найти свое выражение в С. Однако если желание выражается слишком открыто, повышающийся уровень тревоги ведет к пробуждению. Следовательно, при построении С. желание должно быть замаскировано, чтобы пройти цензуру. Сокрытие желания представляет собой то, что Фрейд назв. работой С. Работа С. включает четыре операции.

Первая из них — сгущение. Фрейд заметил, что вспоминаемое С. всегда гораздо короче его скрытого содержания, определяемого по свободным ассоц. Это означает, что неск. сновидных мыслей были сжаты, образуя единый образ С. Вторая операция — смещение. Психич. значения сновидных мыслей подвергаются смещению при создании явного содержания С. Яркие, запоминающиеся особенности явного содержания сна могут представлять относительно малозначащие сновидные мысли, тогда как пустяковые, незначительные элементы явного содержания могут представлять сновидные мысли огромной важности. Третья операция — символизация. Вытесненные желания представлены невинными символами, чтобы обойти цензуру. Мужские гениталии могут визуализироваться как авторучка. Четвертая операция, вторичная обработка, делает сон более связным и понятным при вспоминании благодаря заполнению пробелов и добавлениям.

Юнг ценил С., возможно, еще более высоко, чем Фрейд. Он отличал малые С., отражающие обычные дневные заботы во время сна, от больших С. с посланиями из глубочайшего слоя бессознательного. Этот слой он наз. коллективным бессознательным, поскольку он один и тот же у каждого чел. в любой культуре. Содержанием коллективного бессознательного яв-ся психич. структуры, или архетипы, унаследованные от прошлых поколений.

Чтобы идентифицировать архетип в большом сне, Юнг изобрел метод разработки. Сновидцев просят сказать, о чем напоминает ему каждый элемент сновидения. Он должен фиксировать на этом элементе свое внимание, не позволяя следовать за непроизвольным ходом мысли, как при свободных ассоц. Элемент может разраб. не только сновидцем, но и аналитиком, а тж путем ссылок на мифологию, иск-во, религию и литературу.

Образы в больших С. яв-ся символами архетипов. Эти символы отражают тенденцию архетипов не скрываться, а выражать себя. Для Юнга символы скорее раскрывают, чем скрывают.

М. Босс, экзистенциальный психотерапевт, отрицает, что сны яв-ся символическими (т. е. продуктом работы С. над бессознательными сновидными мыслями и вытесненными желаниями) или компенсаторными. С. должно приниматься по своей нарицательной стоимости. Оно освещает то, каким образом сновидец видит свое существование.

После 1953 года

Наблюдая спящих, Азеринский обнаружил, что их глазные яблоки на протяжении ночи периодически совершают быстрые, сопряженные движения. Он и Клейтман полагали, что эти быстрые движения глаз (REM — от rapid eye movements) могут означать, что чел. видит сон. Чтобы проверить эту гипотезу, они будили испытуемых в периоды движения глаз и в периоды их относительного покоя. Испытуемые сообщали о гораздо большем количестве С. при пробуждении в RЕМ-фазах, чем при пробуждении в фазах без быстрых движений глаз (NREM). Казалось, что впервые обнаружен физиолог. индикатор С. Последующие исслед. REM-фаз обнаружили и др. их отличительные характеристики. Электрические мозговые волны в REM-фазах имеют более высокую частоту и низкую амплитуду по сравнению с волновой активность в NREM-фазах. Во время REM-фаз обнаруживаются нарушения ритма дыхания и сердцебиения, колебания давления крови, генитальное возбуждение. В силу этих причин REM-фазы наз. состояниями психофизиологической активации.

Поскольку в течение ночи при нормальном сне отмечается 4— 5 REM-фаз, нетрудно сделать вывод, что каждый видит за ночь 4—5 С. При пробуждении спящего во время REM-фазы в лабораторных условиях большинство из этих С. м. б. восстановлено. Вместо того чтобы зависеть от относительно редких и, возможно, избирательных вспоминаний снов поутру, в лабораторных условиях можно выявить большое количество С., к-рые предположительно яв-ся более репрезентативными для данного индивидуума.

В США и Европе образовалось много лабораторий, в к-рых были проведены сотни исслед. К сожалению, первоначальные находки не подтвердились. Самым большим ударом было открытие — многократно подтвержденное, — что С. вспоминаются при пробуждении в любой фазе сна, а не только в REM-фазах. Похоже, что весь сон — это сон со С. Сны, о к-рых сообщают при пробуждении в NREM-фазах, неск. ближе к рациональным мыслям, но, несмотря на это общее различие, подавляющее большинство снов из NREM-фаз носят нереальный (фантастический, сказочный, мифический и т. д.) характер. Очевидным и обескураживающим рез-том яв-ся отсутствие надежных физиолог. индикаторов или коррелятов С. По крайней мере, таковые не были обнаружены.

Эти отрицательные рез-ты, тем не менее, не обескуражили всех исследователей сна. В то самое время, когда Азеринский, Клейтман и Демент ставили первые лабораторные эксперименты, К. Холл начал анализировать сообщения о С., используя метод контент-анализа.

Холл и его коллеги категоризировали различные элементы сообщений о С. Примерами таких категорий яв-ся: а) челов. персонажи, классифицированные по полу и возрасту, члены семьи, друзья, знакомые и незнакомые лица; б) животные; в) взаимодействия между персонажами, напр. агрессивное, дружеское или сексуальное; г) несчастья или счастливые события; д) успех и неудача; е) интерьер и экстерьер; ж) объекты; з) эмоции. Были сформулированы и теорет. категории, напр. кастрационная тревога, оральность и регрессия. Др. исследователями был предложен еще ряд систем контент-анализа С. Наиболее изощренными среди них яв-ся системы анализа содержания, разраб. Д. Фаулксом. В обширном лабораторном исслед. С. детей он показал, что когнитивное развитие, оцениваемое по рез-там анализа С. у детей в возрасте 3—15 лет, параллельно их когнитивному развитию в бодрствующей жизни.

Преимуществом контент-анализа яв-ся то, что большое количество снов, собранных у лиц разного пола, возраста, национальной и этнической принадлежности, живущих в разное время и т. д., м. б. проанализировано в плане выяснения сходств и различий между ними. Было, напр., обнаружено, что сны у мужчин во многом отличаются от снов у женщин. Мужские С. содержат больше мужских персонажей, незнакомых лиц, проявлений физ. агрессии, сексуальности, физ. активности, инструментов и оружия, открытых помещений, чем сны женщин. В женских снах больше женщин, знакомых лиц, разговоров, предметов одежды и закрытых помещений, чем в С. мужчин. Холл и его сотрудники изучали дневники снов, к-рые велись испытуемыми, часто годами. Интересной находкой яв-ся то, что в целом содержание С. у взрослого мало меняется из года в год. Работы по контент-анализу С. показывают большую согласованность между содержанием С. и наших повседневных забот. Это было назв. принципом связности.

См. также Фантазия, Представления, Сон

К. С. Холл

Собеседование при увольнении (exit interviews)

Собеседование с увольняющимися из орг-ции сотрудниками преследует две разные цели: сбор информ. и сообщение информ.

Сбор информ. проводится с целью уменьшения финансовых потерь, связанных со слишком высокой текучестью кадров и получения диагностической информ. о функционировании орг-ции. Сообщение информ. уходящим из орг-ции сотрудникам имеет др. цель — помочь им смягчить трудности переходного периода.

Целесообразность проведения С. при у. является спорной. Исслед. Дж. Лефковица и М. Каца показали, что в этих собеседованиях и предлагавшихся позднее дополнительных вопросниках сотрудники указывали разные причины своего ухода из орг-ции, причем ответы на вопросники были более негативными по отношению к компании. Дж. Хинриш получил такие же общие рез-ты в исслед. по сравнению С. при у. с интервью, к-рые проводил консультант, не работавший в данной орг-ции. Короче говоря, сотрудники могут неохотно давать искренние ответы непосредственным служащим компании.

См. также Отборочное собеседование, Административно-трудовые отношения, Моральный дух в организациях

Ф. Бенсон

Совладание (coping)

Несмотря на широко и давно признанную центральную роль С., или копинга, в адапт., до сих пор не было достигнуто общего согласия в отношении его определения, и оно являлось объектом немногочисленных систематических исслед. Поскольку С. исторически связано с понятием стресса, его недавняя популяризация стала следствием заметно возросшего интереса к понятию стресса. Связи между стрессом, заболеваниями и челов. страданиями, с отрицательной стороны, и здоровья, морали и достижений — с положительной, постепенно привели к осознанию, что, хотя стресс и яв-ся неизбежной чертой челов. существования, от того, как люди справляются со стрессом, в решающей степени зависит, будет ли итоговый адаптационный рез-т отрицательным или положительным.

Можно выделить 3 подхода к С. Первый представлен моделью, выведенной из положений теории научения о драйве и подкреплении, и преим. концентрируется на экспериментировании с животными. Согласно этой т. зр., С. состоит из действий, таких как убегание и избегание, к-рые позволяют успешно контролировать аверсивные условия среды, снижая тем самым психофизиологическое возмущение или нарушение равновесия системы, вызываемое этими аверсивными условиями. Преимущественный теорет. и исследовательский интерес сторонников этой модели сосредоточен на наборе переменных, имеющих отношение к снижению стресса, а именно на предсказуемости и контролируемости среды и обратной связи от среды в отношении эффектов совладающего поведения.

Вторая модель С. опирается на психоаналитические понятия эго-психологии. С. рассматривается как набор эго-процессов, к-рые развиваются с младенчества и сосредоточиваются вокруг способов размышления об отношениях между своим Я и окружением. Первичными жизненными задачами яв-ся выживание и пропитание в условиях соц. окружения, и это требует реалистического управления собой с целью удовлетворения инстинктивных драйвов в условиях тех опасностей и ограничений, к-рые заключает в себе соц. среда.

Эта модель С. иерархическая. С. рассматривается в качестве наиболее развитой или зрелой части эго-процессов; оно обеспечивает реалистичное и гибкое руководство собой в различных ситуациях, способствуя поддержанию и улучшению психич. и физ. благополучия. Защитные механизмы представляют собой уровень более примитивных, невротических процессов, характеризующихся большей ригидностью и меньшей способностью выдерживать проверку в условиях реальности.

Отмечаются 3 осн. недостатка этих традиционных моделей. Во-первых, С. оказалось почти полностью приравнено к адаптационной удаче, как в выражениях «Я могу справиться с этим» или «Я научился справляться с этим». В модели поведения животных С. определяется как поведенческий контроль окружения посредством действий, к-рые позволяют предотвращать возникновение аверсивных условий или избегать их. Поскольку в психоаналитической модели эго-психологии наиболее успешные формы С. определяются реалистическими и гибкими, а не невротическими когнитивными или эго-процессами, в ней смешиваются процесс С. и его рез-ты. Т. е. независимо от того, насколько лучше функционирует или чувствует себя данный чел., адекватность С. оценивается характером самого мыслительного процесса. Однако здесь можно возразить, что даже т. н. невротические процессы, такие как отрицание, когнитивное избегание или интеллектуализированное отстранение, могут иметь оптимальные или, по меньшей мере, благоприятные последствия при нек-рых обстоятельствах, напр. когда невозможно ничего предпринять для изменения сложившейся ситуации. Это возражение поддерживается данными ряда исслед. Априорное рассмотрение нек-рых эго-процессов как невротических, а др. как зрелых или здоровых, влечет за собой уничижительные оценки в отношении мн. моделей С., к-рые оказываются более распростр. и более действенными при определенных обстоятельствах.

Второй недостаток нек-рых традиционных подходов заключается в том, что успешное С. рассматривается исключительно в аспекте уменьшения телесной дисфункции. По определению, С. включает мобилизацию и усилие. Интересным специфическим случаем здесь может служить синдром личности А-типа, за обладание к-рой приходится платить увеличением риска сердечных заболеваний. В строгом соответствии с физиолог. взглядами У. Б Кеннона и Г. Селье, модель экспериментирования (на животных) особенно склонна рассматривать стресс и эмоцию исключительно в аспекте увеличения или уменьшения аффективных или телесных нарушений, выпуская т. о. из рассмотрения различные эмоциональные качества, такие как гнев, страх, тревога, вина, облегчение и радость.

Третий недостаток заключается в том, что в рамках исследовательских подходов, вытекающих из вышеупомянутых моделей — особенно из психоаналитической модели эго-психологии — С. трактуется как статическая черта или стиль, тогда как в действительности С. яв-ся активным и многосложным процессом, изменяющимся в зависимости от фазы столкновения со стрессором и от одной ситуации к др. Полевые исслед. и клинические наблюдения показывают, что конкретные мысли, действия и переживания, связанные с С., зависят от типа переживаемого стресса — напр. стресса, связанного с работой или со здоровьем. Характер С. тж зависит от того, как субъект расценивает данную ситуацию, напр., считает ли он ее неконтролируемой или поддающейся урегулированию имеющимися в его распоряжении средствами. В первом случае С. в большей степени ориентировано на регулирование эмоций путем избегания, интеллектуализации или отчуждения, тогда как в последнем упор делается на способы разрешения проблем.

Третья модель С. подчеркивает роль когнитивных оценочных процессов и гибкого, транзактного и процессуально-ориентированного подхода к С. и его оценке. С. рассматривается как реакция на контекстуальные переменные, темпоральные факторы и обратную связь в процессе развития событий, влияющая на адаптационные последствия. С. определяется как попытки справиться с требованиями, истощающими или превышающими наличные ресурсы чел. Слово «справиться» в данном определении означает, что С. может включать толерантность к ущербу или угрозе, переопределение прошлых событий, принятие и представление ситуации в благоприятном свете (т. е. определенный набор способов управления собой и своими мыслями и чувствами), а тж господство над окружением. Указание на требования, к-рые истощают или превышают имеющиеся ресурсы, ограничивает С. условиями стресса, мобилизующими субъекта в его взаимодействии с новыми ситуациями и требующими от него привлечения с этой целью обычно не используемых ресурсов, в отличие от автоматизированных адаптивных форм поведения, опирающихся на легкодоступные способы реагирования и требующие минимальных усилий. Выделяются 2 осн. функции С.: фокусирование на проблеме и фокусирование на эмоции; последняя представлена когнитивными способами С., включающими традиционные защиты.

Кажется очевидным, что такие способы С., как отрицание и избегание, иногда могут приводить к благоприятным, а иногда к неблагоприятным рез-там. Вполне возможно, что то, какой из способов С. окажется наиболее адаптивным, зависит от времени его активизации в процессе возникновения угрозы; на начальной стадии могут оказаться полезными отрицание и избегание, на поздней — более реалистичные способы С. То, какой способ С. будет более адаптивным, может тж определяться содержанием и контекстом самой угрозы, напр. типом заболевания, являющегося источником стресса. Важным может оказаться и то, какие когнитивные процессы вовлекаются в данный способ С. Вероятно, отрицание факта — напр. диагноза рака, — подвергает чел. большему риску разрушительных последствий, чем отрицание следствий этого факта. Последний процесс, очевидно, будет демонстрировать большую сопротивляемость к разрушению последующими событиями, являясь по своей сути аналогом тех иллюзий, к-рыми мы все живем.

Как совладание может влиять на здоровье

Для рассмотрения того, как С. может влиять на физ. здоровье, необходимо сначала провести различие между краткосрочными и долговременными эффектами воздействия специфического стрессора.

За редкими исключениями, на здоровье влияет не разовое С. с к.-л. единичным стрессором, а то, насколько С. оказывается эффективным в долговременном плане при мн. столкновениях со стрессорами в различных жизненных ситуациях. Чтобы привести к заболеванию, неспособность к С. тж должна проявляться неоднократно или хронически и на протяжении длительного периода времени.

Существуют 3 осн. пути, к-рыми процесс С. может оказывать отрицательное воздействие на физ. здоровье. Во-первых, он может влиять на частоту, интенсивность, продолжительность и характер нейрохимических реакций на стресс одним из трех способов: а) невозможностью предотвратить или устранить вредные или наносящие ущерб влияния среды; б) невозможностью регулировать эмоциональный дистресс в ситуациях неконтролируемого ущерба или угроз; в) следованием ценностям и связанному с ними жизненному стилю, требующим постоянной и чрезмерной мобилизации усилий. Однако мы должны признать, что заболевания, связанные со специфическими стилями С. (напр., А-тип личности и увеличение риска сердечных заболеваний), могут стать ценой, к-рую чел. платит за др., имеющие для него более важное значение, психол. последствия, такие как сознание выполненного долга и удовлетворение от победы в конкурентной борьбе. Любой из способов С. может приводить к смешанным рез-там, положительным в одном отношении и отрицательным в др.; для исследователей представляется важным рассматривать эту проблему в широком ракурсе и оценивать рез-ты С. с т. зр. совокупности мн. последствий и их ценности в различных контекстах.

Во-вторых, С. может оказывать отрицательное влияние на здоровье, увеличивая риск смертности и заболеваемости, когда оно включает чрезмерное употребление вредных для здоровья веществ, таких как алкоголь, табак и др. наркотики, или когда оно вовлекает чел. в деятельность с высоким риском для жизни.

В-третьих, фокусируемые на эмоциях способы С. могут причинять ущерб здоровью путем отрицательного воздействия специфического способа управления стрессом. Напр., отрицание или избегание неприятных мыслей о грозящей беде может вести к снижению эмоционального дистресса, но одновременно препятствовать реалистической оценке проблемы, позволяющей выработать правильный курс действий.

Исслед. и теория в области психологии С., по-видимому, достигли фазы своего совершеннолетия. Наряду с широко распространившимся общественным и профессиональным признанием того, что С. яв-ся важным ингредиентом нашей повседневной жизни, существуют и многочисленные свидетельства того, что процесс С. в действительности может приводить как к улучшению, так и к ухудшению адапт. В чем существует дефицит, так это в конкретной информ. о том, какие формы С. приводят к благоприятным и неблагоприятным последствиям для определенных типов людей при строго определенных условиях; тж существует мало ясности в вопросе о том, каким образом С. приводит к тем или иным адаптационным рез-там.

См. также Последствия стресса

Р. Лазарус

Совместная терапия (conjoint therapy)

С. т. представляет собой метод лечения, при к-ром к участию в сеансе психотер. привлекаются одновременно два и более члена семьи или супружеская пара. Количество участников м. б. разным. Присутствующие м. б. тж соседями, знакомыми или сослуживцами пациента.

Происхождение С. т. не связано с каким-то определенным теорет. направлением. В 1950-е гг. эта модель начала применяться почти одновременно во мн. местах по всей территории США Дж. Хейли в статье «Семейная терапия» (Family therapy) пишет, что все пионеры метода С. т. первонач. имели подготовку в индивидуально-ориентированной психотер. Мн. из хорошо известных психотерапевтов в этой области признают влияние теории систем на их мышление. Теория систем подчеркивает важность учета интерактивной и взаимозависимой природы поведения. Согласно этой теории поведение чел. «происходит не в вакууме», а подвергается влияниям извне и, в свою очередь, оказывает влияние на то окружение, в к-ром происходит. Следовательно, что-бы полностью понять поведение чел., важно наблюдать его в контексте. Наиболее типичным контекстом поведения в С. т. яв-ся родственная единица — супружеская пара или семья.

См. также Группы достижения изменений, Супружеское консультирование, Методы сексотерапии

Р. Каппенберг

Современные методы психотерапии (current psychotherapies)

В этой статье описывается неск. распростр. и существенно отличающихся между собой систем психотер., хотя требования краткости вынуждают автора отказаться от рассмотрения нек-рых важных систем и методик.

Психоаналитическая психотерапия. Классический психоан. предложен Фрейдом в середине 90-х гг. XIX в., и с тех пор не раз модифицировался (часто превращаясь в аналитически ориентированную психотер.) мн. неофрейдистами.

Согласно психоан., эмоциональные нарушения и поведенческие дисфункции большей частью яв-ся следствием: а) прошлой жизни, особенно событий раннего детства; б) бессознательных аттитюдов и переживаний, часто глубоко вытесненных; в) биологически обусловленных побуждений, особенно эротических и агрессивных, порождающих глубокие челов. конфликты; г) фиксации на ранних стадиях психосексуального развития — оральной, анальной, генитальной и латентной; д) защитных шагов и уклонений, препятствующих изменению.

Для того чтобы добраться до главных источников бессознательных, вытесненных конфликтов пациентов и устранить их серьезные фиксации, психоаналитики используют различные терапевтические методики: а) метод свободных ассоц.; б) анализ и толкование сновидений; в) формирование и проработку интенсивных отношений переноса (трансфера) между аналитиком и пациентом; г) значительное количество психотерапевтических сеансов; д) интерпретацию бессознательных чувств и конфликтов пациента; е) раскрытие защит пациентов и оказание помощи в отказе от них.

Адлерианская психотерапия или индивидуальная психология. Индивидуальная психология была создана А. Адлером. Хотя ее оригинальные положения соблюдались последователями довольно строго, она получила значительное развитие в трудах мн. психотерапевтов.

Согласно теории Адлера, эмоциональные нарушения в значительной степени связаны с: а) чувством неполноценности; б) стремлением отдельных людей к личному процветанию, а не к соц. интересу; в) нежеланием подвергаться риску и жить полной жизнью; г) отказом от придания конструктивного смысла собственному существованию; д) искаженными восприятиями и представлениями, ведущими к неспособности обучаться.

Адлерианские методики психотер. включают: а) ясный показ клиентам их жизненных целей и возможных способов изменения их дисфункционального стиля жизни; б) конфронтацию клиентов с их обреченными на провал идеями; в) контрпропагандистскую работу с клиентами в случаях, когда их цели, намерения и ценности яв-ся дисфункциональными; г) стимуляцию клиентов к конструктивным действиям, направленным на изменение их целей, подрывающих собственную жизнь; д) постоянное побуждение клиентов к принятию ими ответственности за переориентацию своей жизни в более позитивное русло; е) помощь клиентам в мужественном признании собственного несовершенства; ж) демонстрацию клиентам способов развития своих соц. интересов.

Аналитическая (юнгианская) психотерапия. К. Г. Юнг порвал с Фрейдом примерно в 1913 г. Юнг видел в либидо не сексуальную, а общую психич. энергию и подчеркивал значение мифологических и др. символов в генезе и лечении эмоциональных нарушений. Среди последователей Юнга наибольшую известность приобрели Герхард Адлер и Э. Л. Росси.

Согласно теории Юнга, эмоциональные и поведенческие нарушения возникают, гл. обр., вследствие: а) блокады сильного инстинкта индивидуации чел.; б) комплексов, порождаемых сильными бессознательными компульсиями; в) руководства символическими сообщениями из бессознательного, сбивающими людей с пути; г) наследственных предрасположений, проистекающих из нарушения функционирования коллективного бессознательного; д) появления сексуальных нарушений в рез-те развития общих нарушений (а не наоборот).

Юнгианские методики психотер. включают: а) демонстрацию клиентам того, что все страдания вызваны утратой смысла (жизни) и что архетипы могут порождать целительные силы; б) содействие клиентам в символическом понимании симптомов своих неврозов и показ им выхода из своих внутренних конфликтов через этот символизм; в) подчеркивание целенаправленной, устремленной в будущее работы души; г) раскрытие клиентам креативных и целебных сил бессознательного; д) интерпретацию сновидений с акцентом на их символическом значении; е) побуждение к переживанию, а не просто интеллектуальному пониманию; ж) мягкое, но настойчивое побуждение клиентов быть внимательными к своему внутреннему миру и ценить его.

Личностно-центрированная, или клиентоцентрированная терапия. Личностно-центрированная терапия (первонач. наз. клиентоцентрированной) была предложена К. Роджерсом в начале 1940-х гг. Она нашла таких видных сторонников, как В. Рейми (теперь когнитивный психотерапевт) и Ю. Гендлин (теперь работает в области эмпирической, осн. на опыте психотер.). Хотя она уже и не практикуется в первоначальном виде, но все же представляет собой интегральный компонент теории и практики бесчисленного количества теоретиков и психотерапевтов.

Согласно взглядам Роджерса, эмоциональные нарушения яв-ся преим. рез-том: а) приобретения людьми отрицательной Я-концепции вследствие недостаточного принятия их др., особенно в детские годы, и отказа др. обеспечить им подходящие условия для (личностного) роста; б) расхождения между реальным Я и тем, как воспринимают чел. др.; в) отказа людей прямо и свободно осознать те аспекты собственной личности, к-рые не согласуются с их Я-концепцией; г) склонности людей делать чрезмерные обобщения, находиться во власти концепций или мнений и полагаться на абстракции, вместо того чтобы обратиться к испытанию реальности; д) самоуничижения или чувства малоценности.

Роджерианские, или личностно-центрированные методики психотер. включают: а) включение в глубокие, интенсивные, заботливые отношения с клиентами; б) постоянное проявление в этих отношениях искренности, конгруэнтности и эмпатического понимания клиентов и их проблем; в) недирективный и ненавязчивый диалог между врачом и клиентом; г) помощь клиентам в замене состояния собственной малоценности на способность ценить и верить в мудрость своего развивающегося организма; д) содействие клиентам в достижении безусловно положительного отношения к самим себе, гл. обр. через переживание безусловно положительного отношения к ним терапевта.

Когнитивно-поведенческая и рационально-эмотивная терапия. Совр. когнитивно-поведенческая терапия зародилась в 1955 г., когда А. Эллис предложил свою рационально-эмотивную терапию. Следуя филос. концепциям стоиков, особенно Эпиктета и Марка Аврелия, а тж воспользовавшись нек-рыми идеями таких пионеров-исследователей, как Э. Солтер, А. Герцберг и Дж. Келли, Эллис связал воедино нек-рые осн. элементы когнитивной терапии в изложении А. Адлера и поведенческой терапии в понимании Дж. Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. В последующем появилась группа психотерапевтов, использующих сходные формы терапии.

Согласно теориям рационально-эмотивной терапии (РЭТ) и когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), главный вклад в эмоциональные и поведенческие нарушения вносят: а) сильная тенденция (как врожденная, так и приобретенная) действовать как в пользу своих интересов и интересов своей соц. группы, так и против них; б) искаженные восприятия, нереалистичные наблюдения и выводы; в) абсолютистские, иррациональные убеждения в том, что (1) нек-рые неприятные ситуации не должны существовать, но (2) к великому ужасу, они существуют, и (3) люди, оказавшиеся в этих неприятных ситуациях, совершенно не в состоянии им противостоять, а (4) те, кто вызывает такие ситуации — никчемные люди; г) непомерная эскалация людьми своих сильных желаний до размеров божественных предписаний, требований и настояний свыше; д) образование у людей взаимосвязей и взаимодействий между нереалистичным и абсолютистским мышлением, неадекватным эмоциональным реагированием и обреченным на неуспех поведением.

Методики КПТ и РЭТ включают: а) демонстрацию клиентам того, что их эмоциональные проблемы вызваны не неблагоприятными условиями, а (сознательным или бессознательным) выбором создавать себе эти проблемы; б) обучение клиентов различным когнитивным, эмоциональным и поведенческим методам изменения нереалистичного мышления, неадекватных чувств и дисфункционального поведения; в) выполнение клиентами определенных домашних заданий; г) десенсибилизацию и фладинг в реальных условиях, а тж воображаемую десенсибилизацию и постепенные приближения к вызывающим тревогу ситуациям; д) использование подкреплений и штрафов для побуждения к изменению поведения; е) сильнодействующие методы, такие как энергичные дискуссии по поводу себя и упражнения, помогающие избавиться от чрезмерной стыдливости; ж) семантические методы терапии; з) решение задач и применение научного метода к личным и межличностным проблемам; и) разнообразные психопедагогические методики, такие как лекции, семинары, демонстрация аудиовидеозаписей и библиотерапия; к) тренинг навыков, направленный на повышение способностей, интересов и достижений клиентов; л) методы когнитивного отвлечения, воображения и рефокусирования.

Поведенческая психотерапия. Поведенческие методы впервые использованы в психотер. Дж. Б. Уотсоном и М. С. Джонс в 1920-х гг.; широкое распространение они получили в 1950-е гг. благодаря трудам Дж. Вольпе, Б. Ф. Скиннера и их последователей.

Согласно теориям поведенческой терапии, эмоциональные проблемы возникают гл. обр. в рез-те: а) неэффективного или неадаптивного научения; б) обусловливания др. людьми, особенно в период раннего детства; в) самообусловливания и самозакрепления дисфункциональных мыслей, чувств или действий; г) избегания ситуаций, вызывающих тревогу; д) отсутствия навыков, приводящего к снижению результативности; е) искаженных восприятий окружающей действительности.

Осн. методиками, используемыми в поведенческой терапии, яв-ся: а) фокусирование усилий на изменении текущего поведения клиентов; б) активное и директивное обучение клиентов тому, как изменить их дисфункциональные мысли, чувства и паттерны поведения, а тж тому, как приучить себя мыслить, чувствовать и действовать более конструктивно; в) имажинативная (воображаемая) систематическая десенсибилизация тревог и страхов; г) десенсибилизация in vivo; д) методики постепенной десенсибилизации и наводнения (фладинга); е) демонстрация клиентам способов контроля стимулов и изменения ситуаций, вызывающих проблемы; ж) коррекция искаженных восприятий и нереалистичных представлений; з) тренинг навыков, направленный на повышение способностей, интересов и достижений клиентов; и) сочетание подкрепления адаптивного поведения с аверсивным обусловливанием дезадаптивного поведения; к) методики релаксации.

Гештальт-терапия разраб. Ф. Перлзом в начале 1940-х гг. Среди учеников Перлза — Дж. Фэган, У. Кемплер, А. Левицки, Лаура Перлз, Э. и М. Полстер, Ирма Ли Шеферд, Дж. Симкин и Дж. Зинкер.

В гештальт-терапии принято считать, что эмоциональные нарушения в основном вызываются: а) «обязывающим» отношением к жизни; б) перевесом размышлений над действиями; в) отказом от жизни в настоящем в пользу сосредоточения на прошлом или будущем; г) переделыванием себя и др. вместо того, чтобы быть самим собой и принимать себя таким, какой есть; д) отказом брать на себя ответственность за собственные решения.

Осн. методики гештальт-терапии: а) содействие клиентам в полном осознании своих чувств в ситуации «здесь-и-сейчас»; б) демонстрация клиентам, как отвергать когнитивные интерпретации и объяснения имеющихся у них трудностей; в) дыхательные и физ. упражнения; г) помощь клиентам в достижении интеграции.

Эмпирическая (основанная на опыте) и гуманистическая психотерапия обязана своим происхождением трудам таких философов, как Серен Кьеркегор, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер, Мартин Бубер и Жан-Поль Сартр, а тж таких психологов, как Вильгельм Дильтей, Абрахам Маслоу и Вильгельм Райх. Она объединяет широкий спектр теорий и методов.

Сторонники эмпирической, гуманистической и экзистенциальной терапии придерживаются мнения, что эмоциональные нарушения имеют свои истоки в: а) отказе подвергаться риску, живя полной жизнью, и примирении с неизбежностью смерти; б) неспособности стать хозяином своей жизни и поведения и быть совершенно автономным, даже в условиях комфортабельной жизни общины или соц. группы; в) чрезмерной конформности, ведущей к тенденции постоянно пренебрегать собственным опытом; г) отказе экспериментировать с собственными желаниями и стремлениями, обрекая себя на сужение опыта.

В эмпирической, гуманистической и экзистенциальной терапии используются следующие методики: а) акцентирование испытываемых клиентами ощущений и их внутренних процессов изменения и развития; б) помощь клиентам в обретении глубокого внутреннего чувства истины; в) использование физ. упражнений и физ. приемов высвобождения эмоций; г) намеренное подвергание себя риску с целью ощутить иной модус существования; д) заботливое и открытое отношение к клиентам, служащее для них моделью заботливого и открытого отношения к др. людям; е) содействие клиентам в достижении безусловно положительного самоотношения или полного самопринятия, аутентичности, честности перед собой и откровенности.

Транзактный анализ (ТА), предложенный Э. Берном в середине 1950-х гг., первонач. был задуман как дополнение к психоан.

Согласно теории ТА, главными причинами эмоциональных нарушений яв-ся: а) получение людьми в раннем детстве «перфолент» («tapes») от «родительского» эго-состояния, побуждающих их функционировать в эго-состоянии «ребенка», а не в более разумном и продуктивном состоянии «взрослого»; б) врожденная тенденция людей считать транзакции между своими эго-состояниями крайне важными и непоколебимыми; в) возникающие в рез-те этого стереотипизированные привычные паттерны поведения и отсутствие личной автономии; г) недостаток ласки и любящего признания окружающих в раннем детстве; д) сохранение осн. жизненных решений или «сценариев», поскольку они имели субъективную ценность в ранние детские годы; е) тенденция к использованию защитных маневров или игр для удержания и подкрепления ранних «сценариев» принятия решений.

Транзактные психотерапевты используют разнообразные методики, особенно следующие: а) прослеживание истоков нарушенных чувств до решающего момента в давнем прошлом с последующим переобучением клиентов относиться к этому иначе и, соответственно, испытывать др. чувства; б) помощь клиентам в достижении баланса эго-состояний; в) показ клиентам, как посредством конфронтации с самим собой можно вновь пережить решающие моменты прошлой жизни и прийти к новому решению важных вопросов; г) помощь клиентам в осознании ими своей внутренней силы; д) выявление и прерывание защитных маневров или «игр» клиента; е) помощь клиентам в достижении более равномерного распределения энергии между различными эго-состояниями.

См. также Адлерианская психотерапия, Аналитическая психотерапия, Поведенческая терапия, Клиентоцентрированная терапия, Когнитивно-поведенческая терапия, Экзистенциальная психотерапия, Гештальт-терапия, Основы личностно-центрированного подхода, Психоанализ, Транзактный анализ

А. Эллис

Сознание (consciousness)

Несмотря на то что С. — наиболее очевидный и хорошо знакомый каждому признак нашего существования, филос. и психол. рассуждения о С. весьма запутанны и противоречивы. Р. Б. Перри заметил: «Как может термин означать что-либо, если он используется для обозначения всего и вся, в т. ч. и собственного отрицания?» Большинство психологов рассматривают С. как сознавание чего-либо или текущее знание о чем-либо. К сожалению, термин «awareness» допускает столь же неоднозначное толкование, как и термин «consciousness», так как они употребляется практически в одних и тех же ситуациях. Так, напр., термином «awareness» может обозначаться перцептивное сознавание (perceptual awareness), интроспективное сознавание (introspective awareness), рефлексивное осознание (reflective awareness), подпороговое сознавание (subliminal awareness), сознавание себя (self-awareness), осознание сознавания (awareness of awareness) и т. д.

Сознание и бессознательное

Согласно Джону Локку, С. — это рефлексия, включенная в различные умственные акты, такие как восприятие, мышление, сомнение, верование, воление и т. д. С. представляет собой внутренний, незамутненный взор ума, от к-рого практически ничто не м. б. скрыто. Представления Локка о С. оказали настолько сильное влияние на психол. науку, что до появления фрейдовского психоан. понятие бессознательного мышления или восприятия считалось внутренне противоречивым. З. Фрейд показал, насколько сложными м. б. мыслительные процессы, протекающие без их осознания, и каким образом бессознательная сфера чел. может содержать в себе представления, желания и чувства, в к-рых он не отдает себе отчета.

Фрейд разглядел в содержимом бессознательного смысл и намерение. Такие внешне безобидные и непреднамеренные акты, как оговорки, забывчивость и потеря предметов (вследствие того, что они не были положены на обычное место), м. б. мотивированы на бессознательном уровне. А коль скоро это так, ранее принятое определение С. как преднамеренной и целенаправленной психич. активности оказывается в равной мере применимым и к бессознательному.

К. Юнг пошел еще дальше в сглаживании различия между С. и бессознательным. Бессознательное, по Юнгу, есть совершенный источник нашей общности и креативность. Коллективное бессознательное — это «образ мира, на формирование к-рого ушла вечность... [Оно] состоит из совокупности инстинктов и их коррелятов, архетипов. Подобно тому как каждый из нас обладает инстинктами, он тж обладает запасом архетипических образов».

Достижения когн. психол. говорят о том, что сложная психич. деятельность, в т. ч. наша способность приобретать, хранить и извлекать информ. из памяти, в основном реализуется посредством бессознательных и недоступных для самонаблюдения операций.

Исслед. «слепого зрения» и «несознаваемой памяти» (memory without awareness) тж свидетельствуют о наличии противоречий в разграничении С. и бессознательного. Слепое зрение — это способность нек-рых людей с поврежденной зрительной корой мозга распознавать и реагировать на зрительные стимулы, не сознавая их. Вейскранц провел серию тестов с испытуемым, у к-рого была удалена правая область зрительной коры. Как и следовало ожидать, испытуемый сообщал о том, что он ничего не видит, когда стимулы предъявлялись в левой части его зрительного поля. Однако когда его попросили угадать вид стимула (X или О), этот испытуемый дал правильные ответы в 27 попытках из 30, — свидетельство того, что он все же воспринимал стимулы на каком-то уровне.

Следовательно, умственные процессы, такие как восприятие, представление, намерение, вспоминание и т. п., можно обнаружить и на бессознательном уровне, где они недоступны для интроспекции, а граница между С. и бессознательным не столь резка, как некогда считалось. Как только исследователи осознали эти факты, обсуждение феномена С. превратилось в достаточно сложное занятие. Простота основанного на здравом смысле понимания С. как текущего знания, или сознавания (awareness), оказалась обманчивой и пустой. Если можно обоснованно указать как на сознаваемое, так и на неосознаваемое знание (awareness), полезность понятия «awareness» как дескриптора С. (consciousness) становится проблематичной. С. как одно только интроспективное сознавание (или самоотчет) становится простым качеством, накладываемым на определенные содержания опыта. В действительности это качество может оказаться всего лишь определенными корковыми процессами, так как их нарушение приводит к утрате интроспективного сознавания (awareness). Тем не менее обычно признается, что С. как определяющая характеристика психич. явлений включает нечто большее, нежели просто интроспективное сознавание.

Множество оттенков сознания

Отношение бытия к С. во все времена интересовало философов. На уровне здравого смысла обычно принимается на веру, что каждый чел. наделен телом и разумом и что они взаимодействуют, образуя действующего субъекта. Пытаясь дать ясный анализ (раз)ума, тела и их взаимодействия, философы пришли к многообразию т. зр., к-рые открывают нам разнообразные перспективы видения С. в ученых рассуждениях. Все эти филос. спекуляции распадаются на две широкие категории: а) признающие реальность как разума, так и тела; б) отрицающие реальность одного из них в угоду др. Дуалистические теории строятся на свойственном здравому смыслу представлении, что (раз)ум и тело — это две разные, независимые и взаимодействующие, вещи. Напр., согласно Декарту, сознание есть квинтэссенция ума, а ум отличен от тела. В соответствии с его представлениями существуют две в корне различные субстанции — материальный мир, имеющий протяженность, и мышление, не имеющее протяженности. Последнее в принципе несводимо к первому.

Главная проблема такого дуализма — это проблема взаимодействия. Каким образом непротяженное мышление взаимодействует с протяженным телом? Любой из вариантов причинного взаимодействия между ними, предлагаемых в большинстве дуалистических теорий, противоречит физ. теории, утверждающей, что вселенная яв-ся закрытой системой и что каждое физ. событие связано с предшествовавшим ему физ. событием. Подобное допущение исключает всякую возможность того, что психич. акт может вызвать физ. явление, если, конечно, сам этот психич. не оказывается в нек-ром смысле физ. Теории параллелизма пытаются обойти эту проблему посредством допущения, что физ. и психич. процессы протекают параллельно, не оказывая друг на друга никакого влияния.

Монистические теории, напротив, постулируют только один вид субстанции: разум или материю. Субъективный идеализм Дж. Беркли упраздняет материю в пользу разума, материализм отрицает разум в угоду материи.

Материалистическое отрицание разума—сознания принимает неск. форм. Среди них можно назв.: а) категорическое отрицание всего психич., включая С., к-рое не обнаруживает себя в объективном поведении или действии; б) признание психич. явлений, но отрицание того, что они обладают причинной силой, поскольку яв-ся всего лишь побочными продуктами физ. процессов мозга; в) отождествление психич. явлений с состояниями (или режимами работы) головного мозга.

Дж. Б. Уотсон заявлял, что такой вещи, как С., просто не существует. Отзвуки подобной радикальной т. зр. в наше время можно найти в утверждениях о бесплодности С. как психол. понятия. Станович пишет: «Любой вопрос психологии, хоть как-то затрагивавший понятие «С.», сразу же становился весьма запутанным; в то же время любое продвижение в теории психологии, к-рого удавалось достичь, оказывалось совершенно не связанным с к.-л. понятием «С.»». Б. Ф. Скиннер и его последователи полагают, что С. — это эпифеномен мозговой деятельности и потому не обладает причинной силой. Следовательно, С. не может играть объяснительную роль в понимании поведения. Материалистическая теория центральных состояний (central-state materialism) отождествляет С. с чисто физ. процессами головного мозга. Отдельные теоретики, — напр., Фейгл, — доказывают, что С. м. б. отождествлено с определенными референтами нейрофизиологических понятий.

Материализм нового времени, в отличие от бихевиоризма, допускает возможность «внутреннего» опыта и его влияния на тело, однако не видит в сознательном опыте ничего такого, что было бы нельзя объяснить с чисто физ. позиций. Согласно Д. М. Армстронгу, опыт С. (the experience of consciousness) — это всего лишь одна часть мозга, сканирующая др. его часть. Он пишет: «При восприятии мозг сканирует окружающую среду. При осознании (in awareness) восприятия др. процесс в мозге сканирует это сканирование». Внутреннее чувство, к-рое дает нам интроспективное сознавание, — это просто др. мозговой процесс. Т. о., согласно этой т. зр., нет оснований предполагать существование к.-л. процесса, к-рый может функционировать независимо от мозга.

Существует неск. широко известных возражений против вышеупомянутых теорий, описывающих С. исключительно в терминах поведения, нейронной активности или обработки информ. Невозможно отрицать С. как факт непосредственного опыта. Феноменологический опыт боли, напр., качественно отличается от нейронной активности головного мозга. Болевой опыт однороден и непрерывен, тогда как сопутствующие боли нейронные разряды представляют собой разнородные, прерывистые и пространственно разнесенные события. Др. словами, в отличие от чувственного опыта, мозговая активность характеризуется «зернистостью». Более того, известно, что наши психич. состояния могут оказывать глубокое воздействие на состояние нашего тела. Многократно описаны ощутимые эффекты плацебо, а психосоматические заболевания уже никому не кажутся чем-то невероятным.

Феноменологи, такие как Гуссерль, выдвигают весомые аргументы в пользу С. как неотъемлемой стороны нашего опыта, не поддерживая при этом дуалистический интеракционизм. Подобно Декарту, Гуссерль верил в саморазоблачающий характер С.: нельзя отрицать его существование, не вступая при этом в противоречия, а жизнь без С. невозможно даже вообразить. Он рассматривает С. скорее как функцию, нежели как сущность. Как и Брентано до него, Гуссерль уделял особое внимание интенциональной природе С. Внешний объект, содержание С. и наше сознавание (awareness) его непосредственно связываются интенциональностью С. Наше знание о мире формируется не в рез-те получаемых нами впечатлений, а яв-ся следствием логического процесса интенции. Разделяемые нами представления о мире возникают не на основе ощущений и восприятий, к-рые обособлены и индивидуальны и, как следствие, не могут раскрыть чел. универсальный и единый характер своих объектов, а благодаря «конститутивной функции» С., к-рое интуитивно «схватывает» их сущность. Конститутивная функция С. заключается в интуитивном постижении сущности объектов, с тем чтобы мы могли понять их значение и значимость для нас. Единый характер, к-рый объекты имеют как феномены нашего опыта, можно понять только через их сущности, а не через совокупность их непостоянных качеств.

На центральное место С. в челов. состоянии указывал тж и Сартр в своей экзистенциальной философии. Согласно Сартру, С. интенционально по своей природе и всегда на что-то направлено. С. не яв-ся вместилищем для чего-либо или сценой для представления вещей. Осн. его свойство — раскрытие вещи, на к-рую оно направлено. Уникальность С. заключается в том, что оно раскрывается само по мере раскрытия объекта. Т. о., и для Гуссерля, и для Сартра С. — это принцип субъективности, к-рый объясняет очевидное единство и значение феноменов нашего опыта.

Сознание и мозг

А. Р. Лурия, следуя Л. С. Выготскому, полагал, что С. — это сложная структурная система, имеющая смысловую функцию. Он отвергал дуалистическое постулирование принципиального отличия сознания—разума от материальных объектов. В то же время он полагал, что попытки отыскать механизмы С. внутри мозга тж не ведут к успеху. Согласно А. Р. Лурии, С. — это способность «оценивать сенсорную информ., реагировать на нее критичными размышлениями и действиями и сохранять следы событий в памяти, чтобы прошлые отпечатки или действия могли быть использованы в будущем». Эта способность не яв-ся функцией какой-то одной части мозга. Скорее, «ее нужно искать в совместной деятельности отдельных систем мозга, каждая из к-рых вносит свой особый вклад в работу всей функциональной системы в целом». Среди систем мозга, участвующих в сознательной психич. деятельности, можно назв.: а) ретикулярную формацию ствола мозга, контролирующую уровни бодрствования; б) вторичные зоны задних (афферентных) областей коры полушарий, обеспечивающие регистрацию и хранение поступающей сенсорной информ.; с) наиболее важные медиальные зоны лобных долей, участвующие в формировании побуждений и программ действия, а тж играющие осн. роль в сознательной регуляции целенаправленного поведения.

Дж. Серль доказывает, что ментальные состояния вполне реальны и обладают собственными свойствами. В то же время они не отделены от мозга и имеют биолог. основу. Серль полагает, что психич. явления «порождаются деятельностью мозга и реализуются в его структурах. С этой т. зр., С. и интенциональность яв-ся такой же частью биологии чел., как пищеварение или кровообращение. Нельзя не признать, что в мире существуют столь сложные системы, как мозг с его субъективными ментальными состояниями, и наличие ментальных свойств у таких систем — реально существующий физ. факт».

Сперри рассматривает С. как первичный источник причинного воздействия. С. обладает автономией по собственному праву и не сводимо к электрохимическим процессам. С. — «интегральный рабочий компонент» мозга. Сперри рассматривает его как динамическое, эмерджентное свойство, появляющееся из высшего уровня функциональной орг-ции коры головного мозга. Как эмерджентное свойство, С. проявляется в чувстве, определяемом нейронными инфраструктурами мозга на высших уровнях его иерархической орг-ции. Однако в то же самое время С. не только обнаруживает характеристики, к-рые невозможно отнести ни к одной из составляющих мозг систем, но еще и осуществляет регулирующее воздействие на мозговые процессы. Т. о., психич. явления — это «скорее причины, нежели корреляты» событий в НС. «Физиол. мозга обусловливает ментальные эффекты, а ментальные феномены, в свою очередь, оказывают причинное влияние на нейрофизиологию». Будучи эмерджентными свойствами деятельности коры головного мозга, сознательные феномены могут функционально взаимодействовать на своем уровне и в то же время осуществлять нисходящий контроль над составляющими их нервными процессами. Т. о., согласно Сперри, сознательные состояния скорее «приходят вслед за» («supervene») физиолог. процессами, чем «вмешиваются в» («intervene») в них.

Попытки наделить сознательные явления реальностью и причинной силой и при этом рассматривать их как проявления активности мозга, подвергаются критике. Мн. ученые полагают, что они осн. на ложных аналогиях. Трудно представить себе, каким образом сложная орг-ция нервных процессов порождает сознательные явления, к-рые, как предполагается, качественно отличны от физ. явлений.

Поппер и Экклс отказались от представления о С. как функции сложной нейронной орг-ции. Они сочли, что единство сознательного опыта трудно объяснить, исходя из разнородных, прерывистых и пространственно разнесенных разрядов нейронов. Аналогично этому, самосознание и волевые акты требуют для своего объяснения силы, независимой от мозговых процессов. Такие явления, как «ожидание» (antedating), в к-рых сознательный опыт не следует непосредственно за стимуляцией, а относится назад во времени, не согласуются с гипотезой нервно-психич. тождественности. Мы не знаем, какие точно физиолог. процессы участвуют в формировании перцептивного опыта. Экклс указывал, что отрицательный поверхностный потенциал коры головного мозга, регистрирующийся перед простыми произвольными движениями (т. н. потенциал готовности), развивается в течение достаточно длительного времени и распространяется по всей коре. Согласно Экклсу, это явление доказывает, что сознательная психич. деятельность влияет на специализированные модули в коре головного мозга, к-рые избирательно реагируют на определенный уровень активности, порождая сознательно направляемые действия.

Сознание и психология

Когда психология оформилась как отдельная дисциплина (чуть более века назад), ее определяли как пауку о С. У. Джемс, напр., рассматривал психологию как «описание и объяснение состояний С. как такового». Книга У. Джемса «Принципы психологии» (The principles of psychology) оказала очень глубокое влияние на последующее развитие западной психол. науки. Среди множества различных психол. теорий Джеймса, включенных в «Принципы...», наибольший вес имеет его концепция потока С. Утверждая, что С. — это «прежде всего конкретный факт» внутреннего опыта чел., он характеризует его как сугубо личную, избирательную, изменяющуюся и тем не менее практически непрерывную активность. Функция С. состоит в том, чтобы выбрать, какой из объектов принять, а какой — отвергнуть.

Меняющийся и в то же время непрерывный характер С. заключается отнюдь не в связывании дискретных психол. событий.

Психич. жизнь чел. — это не «цепь» или «состав» сцепленных между собой кусочков С. Мы переживаем С. как нечто непрерывное, поскольку оно «течет» как река или поток. Именно поэтому Джемс и наз. его «потоком мышления, С. или субъективной жизни». Использованная им метафора отражает два аспекта непрерывности С. Во-первых, в каждый отдельно взятый промежуток времени существующее на данный момент С. соотносится с предшествовавшим ему, и оба они идентифицируются как принадлежащие одному и тому же Я. Во-вторых, при возникновении качественных изменений С., они никогда не бывают абсолютно оторваны друг от друга, поскольку ни одно психол. явление не может совершиться в абсолютной пустоте, без какой бы то ни было связи с предшествующими событиями.

В рамках данной статьи мы остановимся на трех осн. этапах эволюции представлений У. Джемса о С. Описанная выше и содержащаяся в «Принципах...» концепция С. в общих чертах принята специалистами в области когн. психол., к-рые исследуют, гл. обр., способы обработки поступающей к чел. информ. В своей книге «Многообразие религиозного опыта» (The varieties of religious experience) Джемс расширил понятие С. и включил в него нерациональные формы психич. деятельности. Он писал: «Наше нормальное бодрствующее С., к-рое мы наз. рациональным, — всего лишь один особый тип психич. активности, тогда как все остальное, отделенное от него тончайшей завесой, — это скрытые и абсолютно иные формы С.». Тем не менее в его «Очерках радикального эмпиризма» (Essays in radical empiricism) мы находим следующие слова: «В течение предшествовавших двадцати лет я сомневался, что «С.» есть нечто реально существующее; в течение семи или восьми последних лет я наводил своих студентов на мысль о том, что оно не существует, и помогал им найти практ. эквивалент С. в реальностях жизненного опыта. Мне кажется, что сейчас настало время для того, чтобы целиком и полностью отказаться от этого понятия».

В «Многообразии...» и «Очерках...» Джемс выражал свое отрицательное отношение к интеллектуализму и ограждал опыт от трансэмпирических факторов, вне зависимости от того, материя это или душа. Отказ Джемса от понятия С. методологически сродни отказу Дж. Беркли от понятия материи. Отрицая дуализм с его интеракционистским образом мышления, Джемс локализует разум и материю, познающего и познаваемое, в опыте «как-он-естъ» (experience-as-such). Однако что представляет из себя подобный опыт, остается столь же неуловимым для понимания, как и взаимодействие разума и материи в дуалистических постулатах.

Если во взглядах Джемса и обнаруживается нек-рая непоследовательность, она связана с двумя различными смыслами, в к-рых он употреблял термин «С.». С., описываемое в «Принципах...», — это феноменальное сознавание (phenomenal awareness). В «Многообразии...» это уже «сознание-как-таковое» (consciousness-as-such). Феноменальные и трансцендентальные коннотации С. и в наши дни продолжают окрашивать большую часть споров вокруг этого понятия. Нек-рые ученые рассматривают С. как нечто самостоятельное, автономное и не сводимое к др. явлениям. Согласно принципу субъективности, реальность С. дана интуитивно. Бестелесный ум по Декарту, ноуменальное «я» по Канту, чистая память (pure memory) по Бергсону, трансцендентальное эго по Гуссерлю и небытие по Сартру, по-видимому, предполагают существование «сознания-как-такового» (consciousness-as-such). Используя терминологию квантовой физики, можно сказать, что «сознание-как-таковое» означает нелокальный аспект реальности и субъективность в нашем бытии. В наше время подобные представления о С. приняты трансперсональной школой психологии. Если согласиться с реальностью ?-феномена, следует принять во внимание и нелокальные аспекты С.

Как бы то ни было, большинство психологов сужают границы С. до его ограниченного смысла феноменального сознавания. При таком понимании сознание четко локализовано и поддается описанию на языке пространственно-временных формулировок. Весьма вероятно, что мозг играет достаточно важную роль в нашем осознании мира. Следовательно, различные психич. явления могут находиться в определенном соотношении с различными процессами в мозге и НС, и их можно исследовать с т. зр. нейрофизиологии. Из этого, однако, не следует, что все психич. явления в итоге сводятся к состояниям мозга или что С. не существует помимо этих состояний. Нек-рые индийские филос. течения, особенно школа Санкхья (Sankhya), полагают, что разум по существу материален, тогда как «сознание-как-таковое» нематериально. У Бергсона тж есть интересные соображения в отношении перехода от нематериальной чистой памяти к материальным перцепциям, т. е. от «сознания-как-такового» к сознательным феноменам.

В настоящее время достаточно большое количество научных работ посвящено медитации. Однако во мн. случаях содержащиеся в них концепции запутанны и проводят слишком широкие обобщения, а сами работы методологически слабы. Возможно, ключ к более полному пониманию С. будет найден в будущем, в ходе исслед. внимания.

См. также Амнезия, Безобразное мышление, Интроспекция, Вопрос об отношении души и тела, Исследование расщепленного мозга, Структурализм, Бессознательные умозаключения

К. Р. Рао

Сокращенная психотерапия (brief psychotherapy)

Целесообразная длительность психотер. служила предметом дискуссий, начиная с времен З. Фрейда, к-рый был озабочен длительностью проведения психоан. и полагал, что при повышении уровня знания о личности и психопатологии чел. время, необходимое для терапии, будет постепенно уменьшаться. Однако его ожидания не оправдались. Вместо этого продолжительность психоан., по меньшей мере в США, увеличилась. Хотя точная и надежная стат. отсутствует, представляется, что в большинстве случаев длительность анализа составляет 4—6 лет.

Вследствие ист. развития психоан. и психодинамической терапии в целом, в течение мн. лет было принято считать, что психотер. требует умеренно длительного периода времени для обеспечения положительных рез-тов. Исходили из того, что невротические проблемы индивидуума развивались в течение мн. лет и что лежащими в их основе причинными факторами были вытесненные неосознаваемые конфликты. Следовательно, терапевт не может форсировать терапевтический прогресс открыто директивным поведением, а должен терпеливо играть пассивную роль. Более того, слишком быстрый ход терапии мог бы причинить вред, поскольку клиенты в этом случае были бы поставлены перед необходимостью взяться за разрешение своих конфликтов еще до того, как будут готовы к этому.

Ряд событий, произошедших в 1960-е гг., привел, однако, к нек-рым существенным переменам в области охраны психич. здоровья в США. Назначенная Конгрессом США Объединенная комиссия по психич. расстройствам и психич. здоровью после пяти лет работы пришла к ряду выводов и рекомендаций. В их числе было мнение, что психоан. яв-ся слишком дорогим и длительным методом, чтобы удовлетворить потребности большинства людей, нуждающихся в психотерапевтической помощи. Рекомендовалось тж создание коммунальных центров психич. здоровья для удовлетворения этих нужд. Наряду с этим был предложен ряд новаторских программ кризисного вмешательства и С. п. Альтернативой длинным спискам на очередь для обычной психотер. стали клиники кризисной помощи, круглосуточно предлагающие С. п. длительностью в 6—10 сеансов. В основе этих нововведений лежало соображение, что лечение, проводимое в период кризиса, будет короче, поможет индивидууму вернуться к прежнему уровню функционирования и предотвратит переход проблемы в хроническое состояние.

По данным нек-рых исслед., средняя продолжительность терапии в амбулаторных клиниках составляла лишь 6—8 сеансов. На практике большинство пациентов не желает проходить длительную терапию, прекращая курс после относительно небольшого количества сеансов. Со временем возрастала уверенность в том, что психотерапевтам следует менять свои представления относительно требуемой длительности лечения и обеспечить предоставление более краткосрочных его форм, что в действительности и произошло.

С. п. отличается от долгосрочной психотер. в неск. отношениях. Несмотря на то что С. п. не определяется к.-л. точным количеством сеансов, большинство ее курсов занимает от 16 до 25 сеансов, хотя нек-рые курсы ограничиваются 1 сеансом, а др. могут доходить до 40 сеансов. С. п. м. б. как лимитированной во времени (и тогда конкретное количество сеансов или ее общая продолжительность объявляется заранее), так и не имеющей конкретных временных границ, с установлением общих сроков но усмотрению терапевта после первой встречи с клиентом. Т. о., клиент с самого начала терапии имеет ясное представление о том, какова ее ожидаемая продолжительность.

С. п. яв-ся более фокусированной, чем традиционная. Различные формы сокращенной психодинамической терапии обозначают специфический фокус вмешательства, хотя здесь имеют место значительные вариации. Несмотря на различия в теорет. перспективе, когнитивно-поведенческие формы терапии тж фокусируются на специфических проблемах или на симптоматическом поведении. Роль терапевта в С. п. отличается от более традиционной терапевтической роли тем, что терапевт принимает гораздо более директивную роль и берет на себя знач. большую ответственность за проведение курса терапии.

При С. п. внимание сосредоточено на актуальной жизненной ситуации пациента. В фокусе оказывается то, что происходит «здесь-и-сейчас», а не события отдаленного прошлого. Цель — помочь клиенту справиться с проблемами, приведшими его к лечению, а не более возвышенная гипотетическая задача «реконструкции личности». Нек-рые формы С. п., особенно когнитивно-поведенчекие, имеют целью обучение клиентов механизмам и методам совладания (копинга), к-рые м. б. использованы для предотвращения и преодоления проблем в будущем.

С. п. яв-ся сегодня наиболее популярной формой психотер., предпочитаемой большинством людей, ищущих помощи в решении своих проблем приспособления.

Неск. исследовательских проектов показали, что сокращенные формы психотер. дают рез-ты, сравнимые с таковыми при более длительных курсах. С. п. не яв-ся панацеей от всех психол. бед, но это — эффективная форма лечения депрессии, тревожных расстройств, супружеских проблем и сходных затруднений. По этим причинам она яв-ся терапией первого выбора для большинства людей.

См. также Эклектическая психотерапия, Новаторские психотерапии

С. Л. Гарфилд

Сокращенная терапия (brief therapy)

Термин «С. т.». относится к любой из широкого множества психотерапевтических процедур с относительно ограниченными и точно очерченными целями. С. т. противопоставляется лечебным вмешательствам, требующим более длительного времени и предполагающим более глобальные терапевтические цели.

Хотя классический психоан. был поначалу относительно непродолжительным, увеличивающийся интерес к вытесненному содержанию памяти и анализу структуры характера пациента знач. увеличили время, требуемое для его успешного завершения. Как утверждают в своей «Психоаналитической терапии» (Psychoanalytical therapy) Ф. Александер и Т. М. Френч, большинство курсов классического психоан. требует минимум 500 сеансов, в то время как С. т. м. б. завершена за 10—65 сеансов. Хотя эти оценки продолжительности терапии могут варьировать, классический анализ представляется долгим делом в сравнении со мн. др. терапевтическими процедурами и методиками.

Помимо разницы во времени, др. факторы отличают психоан. от др. форм психотер. Они включают цели терапии, ее главное направление и роль терапевта. В психоан. целью яв-ся реконструкция личности пациента, при к-рой в фокусе находится ранняя история его жизни и высвобождение бессознательного содержания, чтобы с ним можно было лучше работать через посредничество зрелого Я. Терапевт играет при этом роль исследующего, пассивного, недирективного и интерпретирующего наблюдателя.

При сокращенной психотер., такой как биолог. обратная связь, поведенческая или рационально-эмотивная терапия, обычно ставится довольно конкретная цель. Ориентация на конкретную цель отражается на предполагаемом терапевтическом вмешательстве. Сокращенная психотер. сфокусирована тж на наличном расстройстве и на модификации переменных, вызывающих или поддерживающих текущие жалобы, а не на пространном изучении ранней истории пациента. Наконец, при С. т. терапевт часто занимает довольно активную роль, предлагая указания, советы и стратегии, имеющие целью ускорить полное и удовлетворительное разрешение проблемы или проблем, обнаруженных пациентом.

См. также Новаторские психотерапии, Психотерапия

У. У. Уэнрич

Соматопсихика (somatopsychics)

Термином «С.» обозначается психол. или психиатрическая симптоматика первично соматической этиологии. В отличие от психосоматических расстройств, к-рые яв-ся соматическими состояниями, возникшими в рез-те психол. стресса, соматопсихические симптомы или расстройства — это проявления психол. или психиатрического характера, непосредственной причиной к-рых стало соматическое состояние.

В повседневной жизни соматопсихические эпизоды — обыденное дело. Эмоциональные побочные эффекты, продуцируемые перегревшимся, усталым или голодным организмом, могут проявляться как раздражительность, вспыльчивость, иррациональное поведение, вялость, снижение концентрации внимания и т. д. У нек-рых людей психол. реакции могут вызываться гормональными изменениями. Колебания настроения и специфические эмоциональные состояния считаются типичными для подростков и лиц, находящихся в периоде климактерия. Нек-рые женщины испытывают предменструальное напряжение, проявляющееся в жалобах на упадок сил, апатию, усталость, раздражительность и даже на немотивированную агрессию. «Бэби блюз» (послеродовая депрессия) тж расценивается как соматопсихическое состояние, хотя в нек-рых случаях нельзя с уверенностью исключить психогенные компоненты. Высокая температура может вызывать тревогу и галлюцинации, особенно у детей. Общеизвестны такие психол. корреляты старения, как параноидная идеация, снижение рациональности мышления, разнообразные навязчивости, компульсивное поведение, нарушения памяти и изменения личности. Существенные психол. изменения наблюдаются у алкоголиков и, в меньшей степени, у лиц в состоянии транзиторного алкогольного опьянения. Поведенческие последствия употребления наркотических средств широко известны из литературы. Озабоченность общественности вызывают последствия отравления свинцом (нарушения школьных навыков, апатия, сонливость, маниакальное поведение и т. д.), окисью углерода (нарушения памяти, апатия или депрессия), асбестом и слезоточивым газом АО (Agent Orange), применяемым полицией. Значительно пополнились наши знания о психич. и эмоциональных нарушениях, вызванных дефицитом определенных компонентов питания (витаминов, минералов, белков и т. д.) и недостаточностью питания в целом. Транзиторные или стойкие повреждения в рез-те физ. травмы, в особенности травмы головного мозга, считаются причиной дефицитарности психич. функций, неблагоприятных психол. реакций и изменений личности.

Мн. лекарства вызывают побочные эффекты. Значительная часть сведений, собранных о соматически и психологически больных людях в соматопсихической области, изложена Р. Холлом. Тревога обнаруживается как побочный эффект мн. соматических состояний, а именно, при неврологических (25%) и эндокринных (25%) заболеваниях (включая паратиреоз, сахарный диабет, дисфункции яичников), хронических инфекциях (12%, включая туберкулез, мононуклеоз, вирусный гепатит), ревматизме (12%), сердечно-сосудистых (12%) и др. заболеваниях (14%, включая нефрит и недостаточность питания). Есть сообщения о том, что около трети больных хроническими болезнями почек (гемодиализ и трансплантация почек) демонстрируют выраженную психопатологическую симптоматику. Сочетание внутреннего напряжения, нервозности, тревоги и повышенной утомляемости яв-ся следствием мн. соматических состояний. Патологических уровней депрессия достигает при злокачественной анемии, лимфоме, паратиреозе, вирусном гепатите, а тж при лечении резерпином, кортикостероидами, диазепамом, а тж при профилактическом приеме нек-рых оральных противозачаточных средств.

Биолог., в особенности биохимические, теории психич. болезней, умственной отсталости и их сочетаний, как это проявляется при аутизме, получают растущее признание. Нек-рые состояния, напр. задержка умственного развития при нелеченной фенилкетонурии, м. б. полностью объяснены на биолог. основе. Прогресс в научных исслед. позволил идентифицировать определенные (под)типы психич. заболеваний в качестве соматопсихического эффекта биолог. состояний, включая генетические и/или биохимические и средовые факторы (напр., питание). Рез-ты исслед. привели к возникновению ортомолекулярной психиатрии, к-рая предлагает биолог. подход (напр., терапия минералами, мегадозами витаминов) в лечении и профилактике психич. болезней.

См. также Органические синдромы, Психоэндокринология, Психофармакология

Э. Вик

Вернуться в раздел: Психология

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

§ ПСИХОЛОГИЯ И ПАРАПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОТЕРАПИЯ И ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПО ПСИХОТЕРАПИИ

Ключевые слова этой страницы: психология, парапсихология, психотерапия, энциклопедия, психотерапии.

Скачать zip-архив: Психология и парапсихология. Психотерапия и Энциклопедия по психотерапии - zip. Скачать mp3: Психология и парапсихология. Психотерапия и Энциклопедия по психотерапии - mp3.

Главная

Форум

Мы Вконтакте

» Сонник Ванги. Лучший сонник от ясновидящей...
» Геракл. Двенадцать подвигов Геракла...
» Элементы химии...
» Глубокая физическая релаксация как предпосылка для удачной Астральной проекции...
» Гипноз. Стадии Гипноза. Обучение гипнозу...

Мантры

«Психология и парапсихология. Психотерапия и Энциклопедия по психотерапии»

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Твоя Йога

Психология и парапсихология. Психотерапия и Энциклопедия по психотерапии

эзотерика
психология, парапсихология, психотерапия, энциклопедия, психотерапии Фокусы монро и волны мозга
психология, парапсихология, психотерапия, энциклопедия, психотерапии эзотерика
магия