Скрыть объявление
В разделе [Блоги] создавший тему - модератор в ней.

Тенгрианство

Тема в разделе "Философские и религиозные системы", создана пользователем Luna, 19 сен 2022.

  1. Luna

    Luna ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    3 мар 2020
    Сообщения:
    8.614
    Симпатии:
    12.028
    Баллы:
    93
    Тенгрианство-самая древняя религия тюрков

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.



    До принятия мировых религий - ислама, христианства и буддизма, тюрки (и монголы) имели древнюю оригинальную религию тенгрианство, о которой можно узнать из маньчжурских требников и китайских летописей, арабских, иранских источников, фрагментов сохраненных древнетюркских рунических и согдоязычных памятников VI-X вв.

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.



    На каменных плитах в районе Верхнего Енисея сохранились высеченные древним художником изображения священнослужителей в длинных одеждах с жезлами в руках. Рисунки алтаря со стоящей на нем чашей, очень похожей на потир, изображают элементы религиозного обряда.

    Религиозные представления тюрков

    Тенгрианство - религия, основанная на вере в Создателя, предположительно возникла в конце II - начале I тыс. до н.э., но не позднее V-III вв. до н.э. Его сближают с хуннуским ченли («небо»), существуют и более широкие параллели с китайским Тянь, шумерским Дингир, «небо».

    Полного согласия среди ученых в понимании сущности тенгрианства пока не сложилось. Часть исследователей пришли к выводу, что это вероучение приняло форму законченной концепции с онтологией (учение о едином божестве), космологией (концепция трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различение духов-предков от духов природы) к XII-XIII вв.

    В то же время в одном из древних рукописных источников сообщается, что к 165 г. до н.э. тюрки уже обладали полностью сложившейся религией с развитым каноном, во многом близким буддийскому, завещанному индийским царем Канишкой, от которого берет начало ветвь буддизма, получившая самостоятельное развитие и оформившаяся как тенгрианство.

    Часть исследователей настаивает на том, что системного письменного изложения теологической доктрины тенгрианство не оформило и имело небольшой по количеству священный реквизит, благодаря простоте и ясности которого просуществовало несколько тысяч лет в устойчивых формах религиозного ритуала и практики. В то же время другая часть исследователей заявляют о наличии главной священной книги тенгриан - «Псалтырь» (тюрк. - «венец алтаря»), содержащей тенгрианский канон - обычаи, обряды и правила, по которым надлежало обращаться к Богу.
     
    Последнее редактирование: 19 сен 2022
  2. Luna

    Luna ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    3 мар 2020
    Сообщения:
    8.614
    Симпатии:
    12.028
    Баллы:
    93
    Тенгри (Тэнгри)

    Культ Тенгри - это культ Голубого неба - небесного Духа-хозяина, Вечного неба, местом постоянного обитания которого было видимое небо. Кипчаки называли его Тенгри, татары - Тэнгри, алтайцы - Тенгри, Тенгери, турки - Танри, якуты - Тангара, кумыки - Тэнгири, балкаро-карачаевцы -Тейри, монголы - Тэнгер, чуваши - Тура; но речь всегда шла об одном - о мужском неперсонифицированном божественном начале, о Боге-Отце.

    Тенгри-хан мыслился как Бог поистине космических масштабов, как единый благодетельный, всезнающий и правосудный. Он распоряжался судьбами человека, народа, государства. Он - творец мира, и Он сам есть мир. Ему подчинялось все в Мироздании, в том числе все небожители, духи и, конечно, люди.

    Выразительной особенностью тенгрианства являлось выделение трех зон Вселенной: небесной, земной и подземной, каждая из которых, в свою очередь, воспринималась как видимая и невидимая.

    Строение Вселенной

    Невидимый (иной) небесный мир выглядел как слоеный пирог: из трех, девяти и более горизонтальных ярусов, каждый из которых был обителью того или другого божества. На самом возвышенном ярусе обитал Великий Дух Неба - Тенгри. К небесной зоне относили светлых и доброжелательных по отношению к человеку божеств и духов. Они перемещались на конях, поэтому в жертву им приносили лошадей. В видимом небе, ближнем - куполообразном, располагались солнце и луна, звезды и радуга.
     
  3. Luna

    Luna ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    3 мар 2020
    Сообщения:
    8.614
    Симпатии:
    12.028
    Баллы:
    93
    СТРОЕНИЕ МИРА, ИЗОБРАЖЕННОЕ НА БУБНЕ ШАМАНА

    Средний мир, невидимый, был заселен божествами и духами окружающей природы: хозяевами гор, лесов, вод, перевалов, источников, других объектов, а также духами умерших камов. Они управляли видимым миром и были наиболее близки людям. Постоянное местонахождение духов-хозяев - граница человеческого и природного миров, зона вторжения человека, которая обусловлена его хозяйственной деятельностью. Если равнинная часть ландшафта - степь, горная долина принадлежала людям, то места, расположенные выше или ниже, были заселены духами-хозяевами, и человек, будучи там гостем, проникал за эту черту после «кормления», или простейшего жертвоприношения. Отношения между людьми и духами - хозяевами местности понимались как отношения партнерства, а если их и почитали, то как старших родственников, или предков, каковыми они часто и мыслились. Наиболее значимым хозяевам гор, лесов и вод тюрки устраивали общественные жертвоприношения. Считалось, что именно от них зависело хозяйственное благополучие общества. Серединный видимый мир воспринимался древними тюрками как живой и неживой. Для человека это был мир наиболее доступный для освоения, познания, особенно в тех местах, где он родился и жил.

    Нижний, подземный мир, невидимый, являлся сосредоточением злых сил во главе с могущественным божеством Эрликом. Он также был многослоен, но имел предел был обитаем людьми, срок жизни которых в среднем мире кончился. Особенности подземного мира - его зеркальная перевернутость и запахи, отличные от земных. У нижнего мира существовала видимая структура со своими границами: любая впадина и отверстие могли оказаться входом в подземное царство. Все живое, обитающее в земле, под землей, в воде, считалось принадлежностью нижнего мира. Производительные характеристики нижней части человеческого тела переносились на «низ» во всех его проявлениях.

    В целом в традиционном древнетюркском мировоззрении мир не столько вычислялся в уровнях и ярусах, сколько переживался эмоционально и не как набор символов, а как действие, изменение, в постоянной динамике. Основная функция мира - непрерывность жизни, ее постоянное возобновление, и человек как часть мира был кровно заинтересован в том же. На продление существования были направлены - прямо или косвенно - все ритуалы, обряды, праздники, которые были согласованы с природными ритмами (времени, последовательной смены времен года и перемещения небесных тел) на основе трудовой деятельности, связанной с животноводством, поклонения обожествленным силам природы и культа предков.
     
  4. Luna

    Luna ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    3 мар 2020
    Сообщения:
    8.614
    Симпатии:
    12.028
    Баллы:
    93
    Божественное начало

    «…Когда не было ни земли, ни неба, а был только один необъятный океан. Однажды внутри океана возник Белый Свет, из которого образовалось сияющее золотое яйцо. Внутри него спал бог Тенгри – прародитель всего Мира. Он спал очень долго, миллионы и миллионы лет, и вот однажды проснулся. Тенгри разбил скорлупу яйца и вышел наружу. Из верхней части яйца Тенгри сотворил Небо, а из нижней сделал Землю» - так рассказывает один из древнетюрскских мифов о появлении Тенгри и рождении мира.
    (Цитата из книги О. Жанайдарова "Мифы древнего Казахстана")

    Древние тюрки считали, что Вселенной правят: Тенгри-хан - верховное божество; божества: Йер-суб, Умай, Эрлик, Земля, Вода, Огонь, Солнце, Луна, Звезды, Воздух, Облака, Ветер, Смерч, Гром и Молния, Дождь, Радуга. Тенгри-хан, иногда в купе с Йер (Землей) и другими духами (йорт иясе, су анасы и т.д.), вершил земные дела и, прежде всего, «распределял сроки жизни», однако рождением «сынов человеческих» ведала Умай - олицетворение женского земного начала, а их смертью - Эрлик, «дух подземного мира».

    Земля и Тенгри воспринимались как две стороны одного начала, не борющиеся друг с другом, а взаимопомогающие. Человек рождался и жил на земле. Земля - его среда обитания, после смерти она поглощала человека. Но Земля даровала человеку только материальную оболочку, а чтобы он созидал и этим отличался от других обитателей на Земле, Тенгри посылал на Землю к женщине, будущей матери, «кут», «сюр». Дыхание - «тын» как признак рождения ребенка, было началом периода пребывания человека на «лунно-солнечной земле» до самой смерти, пока оно не обрывалось - «тын бетте». Если «тын» являлся признаком всех живых существ, с «кутом», самой сутью жизни божественного происхождения, приходящего с Космоса, связывали жизненную силу человека от его зарождения до самой смерти.

    Вместе с «кутом» Тенгри даровал человеку «сагыш» («мын», «бэгер») и этим отличал его от всех живых существ. «Сюр» также даровался человеку вместе с кутом. Считалось, что в «сюр» заключен его внутренний психологический мир, который взрослел вместе с ним. Кроме того, Тенгри даровал человеку «кyнел», благодаря которому человек был способен предчувствовать многие события - «кунелем сизэ». После смерти, во время сожжения физического тела умершего, «кут», «тын», «сюр» - все одновременно испарялись в огне, и умерший «отлетал», переселяясь на Небо вместе с дымом погребального костра, где становился духом (духом предков). Древние тюрки верили, что смерти нет, есть устойчивый и последовательный круговорот жизни человека во Вселенной: рождаясь и умирая не по своей воле, люди приходили на Землю не зря и не временно. Смерти физического тела не боялись, понимая ее как естественное продолжение жизни, но в другом существовании. Благополучие в том мире определяли тем, как родственники исполняли обряды захоронения и жертвоприношения. Если они были исправны, дух предка покровительствовал роду.
     
    Последнее редактирование: 19 сен 2022
    moonlightfacedgirl и Озарённый нравится это.
  5. Luna

    Luna ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    3 мар 2020
    Сообщения:
    8.614
    Симпатии:
    12.028
    Баллы:
    93
    Шаманизм
    Традиции почитания духов, предков и героев

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.



    Глубоко почитаемым древними тюрками был «культ предков-героев, прославившихся своими подвигами на поле брани» или творениями, материальными и духовными, которые возвеличили имя тюрков. Тюрки верили, что кроме физического питания тела, необходимо питать и душу. Одним из источников энергии души был дух предков. Считалось, где жил и творил Герой, или Гений дела, там и после смерти его дух мог оказывать постоянную защиту и помощь своим сородичам и народу. Славным предкам тюрки устанавливали каменные памятники, на плитах выбивались слова о подвиге и обращение к потомкам. Памятник был местом встречи между людьми и духом предка. Во время памятных жертвоприношений, молений, иногда в государственном масштабе, дух предка находил в памятнике временное пристанище, остальное время он обитал на Небе. Каменные памятники в древние времена стояли от Алтая до Дуная и были разрушены в средние века после принятия тюрками мировых религий.


    Традиция почитания духов предков обязывала тюрков знать свою родословную до седьмого поколения, подвиги дедов и их позор. Каждый мужчина понимал, что и его поступки будут также оценивать семь поколений. Вера в Тенгри и в небожителей устремляла тюрков на достойные дела, к свершению подвигов и обязывала к нравственной чистоте. Ложь и предательство, отступление от клятвы воспринимались ими как оскорбление естества, следовательно, самого Божества. Признавая коллективную ответственность за род и племя, а также наличие наследственных признаков, тюрки не позволяли людям, причастным к предательству, жить и иметь потомков.

    Почитание предков у тюрков (и монголов) нашло выражение в их тотемическом отношении к Волку - предку Бозкурту, гаранту бессмертия тюркского народа, посланному Великим Тенгри, о чем символизирует небесно-синий цвет шерсти Бозкурта.

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.



    Древние тюрки считали, что их предки спустились с Неба и с ними «небесный волк» - существо небесное, дух-предок, дух-покровитель. «Верования, связанные с Бозкуртом, в мифологических текстах тюрков делятся на три части: вера в Бозкурта как отца, основателя рода; вера в Бозкурта как вождя и вера в Бозкурта как спасителя. Предок-Бозкурт являлся не случайно в те исторические моменты, когда тюркский народ находился на грани вымирания, и всякий раз Он стоял у истоков его возрождения. Бозкурт - незаменимый воитель, вождь, выводивший тюрков на путь боевых побед в периоды, когда бурлила их национальная жизнь и совершались великие походы». «Золотая волчья голова красовалась на тюркских победоносных знаменах», вызывая страх перед ним у противника. Тюрки почитали волка как умного, самоотверженного, преданного другу, лидера среди зверей. Он смел и свободолюбив, не поддается дрессировке и этим отличается от служилых собак и подлых шакалов. Волк - санитар леса, когда Духу Неба и Земли становилось невмоготу и они нуждались в очищении, тогда среди тюрков рождались небесные люди и Бозкурты, которые своим поведением и примером направляли за собой тюркский мир.

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.



    Существует древняя легенда , которая гласит, что однажды волчица спасла жизнь искалеченному врагами мальчику и стала ему женой. Один из их потомков – Ашина, согласно преданию, считается родоначальником тюркского племени.

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.



    Легенда об Асене повествует о мальчике-кочевнике, который выжил после столкновения с китайцами. Волчица находит раненного ребёнка и исцеляет его. По некоторым источникам, мальчик всё равно умирает, а, по некоторым, вырастает и совокупляется с волчицей. Спасаясь от врагов, беременная волчица пересекает море и прячется в пещере в Уйгурских горах, неподалёку от города, где проживали тохары. Там у неё рождаются девять сыновей, которые были наполовину волками — наполовину людьми. Их предводителем становится Ашина ( «благородный волк»). Он же считается родоначальником рода Ашина, который правил древними тюрками и тюркскими кочевыми империями.
    Эти первые тюрки мигрировали в Алтайский край, где были известны как искусные кузнецы, родственные скифам.
     
    moonlightfacedgirl и Озарённый нравится это.
  6. Luna

    Luna ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    3 мар 2020
    Сообщения:
    8.614
    Симпатии:
    12.028
    Баллы:
    93
    Древние тюрки, наблюдая за природой, видели, что бо́льшая часть вещей в мире имеет двойственную природу, как две стороны одной медали: без тьмы нет света, без ночи – дня, добро противостоит злу, горе сменяет радость, за жизнью наступает смерть... Поэтому и у Тенгри – олицетворяющего мужское, созидательное начало, есть «оборотная сторона», уравновешивающая мироздание. Это богиня-мать Ума́й (Хумай, Ымай, Этүгэн, иногда Умайя), которая, практически, неразделима с Тенгри. Если верховный бог – это чистое, совершенное Небо, то олицетворением Умай является плодоносящая Земля. Супруга Тенгри - покровительница женщин, особенно заботится она о тех, кто вскоре должен стать матерью, помогает им во время родов, а после – оберегает их детей от различных бед и несчастий.

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.



    В мифах говорится:
    «На девятом небесном слое у Тенгри Улькена и его сыновей растёт священная берёза, на ветвях которой, словно лист, висит кут – жизненная сила человека. Когда наступит время кому-либо родиться, по воле Тенгри кут падает со священного древа и попадает через дымоход в дом. При этом Тенгри определяет будущую судьбу человека. Вместе с кутом в дом входит и Умай, которая охраняет его даже во чреве матери. При родах она помогает ребенку явиться на свет, вступает в борьбу со злым духом Эркликом, который препятствует рождению и тянет ребенка к себе…Тенгри Умай находится около ребёнка и опекает его, пока он не начнёт ходить, бегать и, главное, понимать речь, легко говорить, то есть до 5-6 лет. Затем общение ребёнка с Умай прекращается, и он растёт самостоятельно».
    (Цитата из книги О. Жанайдарова "Мифы древнего Казахстана")

     
  7. Luna

    Luna ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    3 мар 2020
    Сообщения:
    8.614
    Симпатии:
    12.028
    Баллы:
    93
    ЧУВАШСКИЕ ТЕНГРИАНСКИЕ СИМВОЛЫ
    Именем Голубого неба - Тенгри освящалась каганская (ханская) власть. После того, как каган был избран, он становился первосвященником в государстве. Его почитали как сына Неба. Задача хана заключалась не только в том, чтобы заботиться о материальном благополучии своего народа, его главной задачей являлось укрепление национальной славы и величия тюрков. Тенгри наказывал гибелью, пленом, другими карами каганов, а порой целые народы за совершенные ими преступления или проступки. От Тенгри зависело все, благодать или кара следовали обычно моментально или в течение шестидесяти лет (средняя продолжительность жизни человека) в солнечном мире, избежать их было невозможно. После смерти человека власть Тенгри над ним прекращалась.

    Обряды почитания Тенгри-хана были достаточно строгими, молитвы долгими и очищающими душу. При всех обстоятельствах в жизни за помощью обращались к Тенгри, а если обращение было к другим божествам или духам, то оно обязательно упоминалось после возвеличивания Тенгри. Молились, поднимая руки вверх и совершая земные поклоны, просили дать хороший ум и здоровье, оказать помощь в справедливом деле, в бою, в хозяйственных делах; другого не просили. И Тенгри оказывал помощь всем, кто почитал Его и сам проявлял активность, целеустремленность в действии.

    ТЕНГРИАНСКИЕ ОБРЯДЫ
    Тенгрианские моления
    Ежегодно в государственном масштабе устраивались общественные моления - приношения жертвы. В начале лета, в указанное каганом время, в орду (столицу) съезжались племенные вожди, беки, знатные полководцы и нойоны и т.д. Вместе с каганом они восходили на священную гору, чтобы принести жертву Великому Тенгри. В этот день моления Тенгри проходили по всему государству. На священные горы, долины, речки, озера и источники съезжались тысячи людей из близлежащих аулов и городов. Моления проходили без женщин и камов, последние никогда не входили в состав священников (прорицателей) религии Тенгри, их роль заключалась в волховании, врачевании, в том числе гипнозом, заговорами - их просто опасались. Возле берез на священных землях горели десятки тысяч костров, в жертву приносили лошадей, овец, ягнят. Небесному Богу поклонялись, поднимая руки вверх и совершая земные поклоны, просили, чтобы Он дал хороший ум и здоровье, помогал в справедливом деле; другого не просили. И Тенгри оказывал помощь тем, кто Его почитал и сам был активным, т.е. кроме молитвы совершал целеустремленное действие. Заканчивалось все праздничным пиршеством, весельем, различными играми, состязаниями, скачками.
     
    Озарённый нравится это.
  8. Лунный

    Лунный ► Архат ★★★★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    21 янв 2020
    Сообщения:
    4.661
    Симпатии:
    6.221
    Баллы:
    93
    Тенгри это прежде всего культ Солнца...
     
    Александр вестник нравится это.
  9. Александр вестник

    Александр вестник ► Хозяин судьбы ★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    13 сен 2022
    Сообщения:
    1.081
    Симпатии:
    787
    Баллы:
    88
    культ неба скорее и какие существуют небеса
     
    Luna нравится это.
  10. Лунный

    Лунный ► Архат ★★★★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    21 янв 2020
    Сообщения:
    4.661
    Симпатии:
    6.221
    Баллы:
    93
    Не знаю, на гробницах семьи Годунова солнце с восходящими и огибающими его потоками снизу, может быть и небо в форме сферы...
     
  11. Luna

    Luna ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    3 мар 2020
    Сообщения:
    8.614
    Симпатии:
    12.028
    Баллы:
    93
    Я расскажу далее, тюрки поклонялись Огню( в некоторых источниках-это Богиня Огня), поэтому изображение Солнышка вполне обоснованно. И с Небом имеет непосредственную связью
     
  12. Огненный

    Огненный ► Архат ★★★★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    9 июн 2022
    Сообщения:
    6.525
    Симпатии:
    5.111
    Баллы:
    88
    Друг!
    Собственно эта тема несет твою женскую суть к прошлому воззрению (в воплощении), через призму мышления словян....
    Основа всех Религий - "СВЕТ".... не зависимо от времени возникновения в сознании людей к возникновению к источнику начала к пониманию СВЕТА!

    Сейчас не важно у кого древней....!!!
    Сейчас важно понять, где МЫ потерялись к предкам....!!!
     
    Последнее редактирование: 21 сен 2022
    Luna нравится это.
  13. Luna

    Luna ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    3 мар 2020
    Сообщения:
    8.614
    Симпатии:
    12.028
    Баллы:
    93
    ТЕНГРИАНСКОЕ МОЛЕНИЕ У ЧУВАШ

    Жертвоприношения Йер-суб (Великое божество, видимый мир в образе Родины) в период тюркских каганатов также носили общегосударственный характер. С принятием ислама или других религий общетюркские моления в государственном масштабе прекратились, получили преимущественное развитие местные родоплеменные моления. Обрядовая сторона моления Тенгри стала ослабевать, а затем постепенно исчезать.

    Символ креста в тенгрианстве
    Свою покорность Тенгри-хану степняки подчеркивали, используя древнейший символ, знак равностороннего креста - «аджи»: его наносили на лоб краской либо в виде татуировки. Он символизировал понятие рум - мир, откуда берет все начало и куда все возвращается. Там есть небо и земля, верх и низ со своими покровителями. Рум плавает в безбрежном океане на спине огромной рыбы или черепахи, придавленной для большей устойчивости горой. У основания горы покоится змей Бегша. Время от времени в руме вспыхивает, словно молния, крестообразная ваджра - «алмаз», по аналогии с буддизмом символ неуничтожимости. При раскопках степного города Беленджера в Дагестане были обнаружены остатки храмов и сохранившиеся древние кресты. Такие же кресты археологи находили на могильных камнях от Байкала до Дуная - на земле исторического Дешт-и-Кипчак. Археолог М.Магометов, исследовавший остатки древних храмов кипчаков, так описывает свои находки: «Они расположены в центре курганных групп и отличаются небольшими размерами… Ломаные внутренние очертания строения воссоздают в плане форму равностороннего креста».

    Помимо прочности, неуничтожимости, крест, видимо, символизировал и перекресток, где сходятся пути мира. В противоположность правилам, принятым мировыми религиями, в тенгрианстве строили храмы в честь божеств или духов предков с одним внутренним помещением, предназначенным только для сохранения их символов. По представлениям древних тюрков, божества и духи посещали храмы лишь в дни религиозных празднеств. В остальное время божества находились по своим ярусам на небе, а духи в основном в горах. Храм для тенгриан был святым местом, рядовым верующим входить в храм не разрешалось. Только священнослужитель по ходу службы мог ненадолго посетить его. Один раз в год ему разрешалось входить в алтарную часть храма. Подобная традиция оправдывалась тем, что храм считался местом отдыха божества, и верующим полагалось молиться только возле него. Площадка для моления называлась «харам» - «место для молитвы». Все остальное, кроме моления, здесь было запрещено, отсюда еще одно значение слова «харам» - «запрет», «запретный». Тенгрианские храмы назывались «килиса» - от названия священной горы Кайласа, одной из самых высоких гор на юге Тибетского нагорья. У многих народов Востока она считалась обителью богов. По утверждению части исследователей тенгрианства, Южный Тибет прежде являлся традиционным местом паломничества тюрков. Люди останавливались на берегу озера Манас и смотрели на Кайласу издали. Здесь они молились и вели философские беседы.

    Зафиксированные у древнетюркских народов ритуалы имели различные функции. И поэтому обрядовые действия их были различными. Одни сопровождались жертвоприношениями, другие ограничивались только молениями. При произнесении молитв требовались знания о божествах и духах, хозяевах местности, об их характерах и т.д. Древние тюрки пользовались священными устными текстами, которые передавались из поколения в поколение и назывались алгыш, алгас, алкыш, под этими названиями они встречаются и в древнетюркских памятниках. Во время жертвоприношений чтение алгышей являлось важным атрибутом праздника. Читались алгыши на родном диалекте ясно и внятно, чтобы не разгневать покровителей, для этого перед началом празднества выбирали из присутствующих одного, чаще двоих, умеющих говорить алгыши. Во время общественного моления они занимались кроплением, сопровождая его алгышами.
     
    Озарённый нравится это.
  14. Luna

    Luna ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    3 мар 2020
    Сообщения:
    8.614
    Симпатии:
    12.028
    Баллы:
    93
    ТЕНГРИАНСКОЕ МОЛЕЛЬНОЕ МЕСТО

    Почитание стихий в тенгрианстве
    В тюркской религии было много культовых обрядов.
    В китайской летописи сказано: «Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимн земле, поклоняются же единственно тому, кто создал небо и землю, и называют его Богом (Тенгре)».
    Свое почитание солнца они объясняли тем, что «Тенгри и его помощник Кун (Солнце) руководят созданным миром; лучи солнца - нити, посредством которых духи растений сообщаются с солнцем. Тюрки дважды в год приносили жертву солнцу - свету: осенью и в конце января, когда первые отблески солнца показывались на вершинах гор».
    Луна не являлась объектом поклонения. Ее почитание возникло значительно позже и входило лишь в число традиций, связанных, по-видимому, с лунным календарем.
    Культ огня у тюрков, как и монголов, был связан с верой в его могущественную очистительную силу от зла, дарованную Тенгри. Сохранились сведения византийского посла Земарха (568 г.), который, прежде чем был допущен к хану, прошел обряд очищения огнем. С культом огня связан погребальный обряд тюрков - обычай сожжения умерших.
    Среди глубоко почитаемых объектов природы у тюрков был металл - железо, из которого ковали оружие. Оно встречается во всех легендах, в которых древние тюрки излагали историю своего происхождения. Хунны первыми в Центральной Азии освоили промышленную добычу железа. «По китайским источникам, развитие металлургии позволило роду Ашина перевооружить свою армию и создать отборные ударные части из латной кавалерии - фули, т.е. бури - волки». «Хунны молились железу и символом его сделали клинок, который римляне назвали мечом Марса. На границе тюркской империи византийские послы в VI веке присутствовали при религиозной церемонии, во время которой им поднесли железо».

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

     
    Озарённый нравится это.
  15. Огненный

    Огненный ► Архат ★★★★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    9 июн 2022
    Сообщения:
    6.525
    Симпатии:
    5.111
    Баллы:
    88
    Luna,, во всех Религиях есть моленое место! Оно еще называется Святое, Светлое, Солнечное.... и т.д.!
    Суть в другом Религий Много,но СВЕТ ОДИН НА ВСЕХ.... Вот где копать надо к истине!¿
     
    Luna нравится это.
  16. Luna

    Luna ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    3 мар 2020
    Сообщения:
    8.614
    Симпатии:
    12.028
    Баллы:
    93
    Огненный, а чего тут копать-то? Эта религия очень древняя, но уже в те времена, поклонялись Небу( Солнцу, Огню). Уже тогда поняли, что Женское и Мужское-неразделимо и взаимодополняемо.

    А что -Свет-основа всего, спору нет:)

    Я написал про эту религию потому, что попалось описание системы Тенгри, это взаимодействие естественных ритмов человека с природой, Стихиями:dance4:
     
    Последнее редактирование: 27 сен 2022
  17. Огненный

    Огненный ► Архат ★★★★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    9 июн 2022
    Сообщения:
    6.525
    Симпатии:
    5.111
    Баллы:
    88
    .... Вот где копать к истине надо!¿:
    "Один играет на двенадцати струнах; другой создает тот же лад на четырех; кто-то ограничивается двумя, создавая на них многозвучия. Не все ли равно, сколько струн нужно кому-то для благозвучия? Главное, чтоб оно состоялось. Не будем удивляться и судить разнообразие. Не найдем даже двух песчинок сходных. Наоборот, будем радоваться каждому необычному подходу.
    Цветы выбирают себе подходящую почву. Даже камни слагаются родственно. Также и в областях Тероса будут сочетания родственных элементов при всем различии поверхностей. Утонченное сознание на огне распознает, где родственное основание, и не будет отвергать ценности, судя по поверхности. Многообразия бесчисленные можно выразить на двух струнах. Но для этого нужно осознать, как несчетна природа своими свойствами и как все эти свойства выражены в человеке. Такие соображения принимаются как символ, но не вводятся в жизнь. Между тем, знать Учение и не применять его будет знаком полного невежества. Кто сказал вам, что можно ходить по Учению, как муха по сахару, после погружаясь в навоз?
    На горных тропах нельзя безрассудно поворачивать коней. Знание ведет лишь вперед!"©
     
    Luna и Александр вестник нравится это.
  18. Luna

    Luna ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    3 мар 2020
    Сообщения:
    8.614
    Симпатии:
    12.028
    Баллы:
    93
    Агни Йога. Живая этика. Елена Рерих :)

    Огненный, пояни в чём суть этой цитаты относительно данной темы? Почему тебе захотелось процитировать этот момент?
     
    Светлая нравится это.
  19. Luna

    Luna ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    3 мар 2020
    Сообщения:
    8.614
    Симпатии:
    12.028
    Баллы:
    93
    Общественно-религиозная значимость тенгрианства
    Итак, тенгрианство, будучи оформленной религией, на протяжении многих веков через систему духовных кодов культивировало и социализировало определенные устойчивые этнические константы кочевых народов Степи, где сложился психологический тип «небесных людей»: свободолюбивый тюрк - бесстрашный воин, подвижный, темпераментный от природы, и владелица дома - женщина (мужу принадлежало только оружие). Во всех тюркских родах, племенах и ордах все они были объединены одной идеей Единства через «стремление к Вечному элю» - гаранту порядка в Степи, рожденной еще Мете-шаньюем во II веке до н.э.
    «При полной политической раздробленности идейное единство тюркских племен сохранялось; этническая традиция, она же сигнальная наследственность, не была нарушена, незабвенные деяния предков вдохновляли их на подвиг».
    В результате тюрки создали много десятков империй и ханств. Часто война уносила их из родных мест на тысячи километров. Рождаясь в одном краю, тюрок умирал чаще в другом. Его родиной была Степь.

    Наиболее рельефными чертами характера тюрков, кроме силы духа и уверенности в будущем, дарованными Тенгри, являлись общественная солидарность и уважение к общественному мнению, приверженность к иерархии и дисциплине, особое почтение к старшим, глубокое уважение к матери.
    Тюркским сообществом изначально пресекались предательство, бегство с поля брани, доносительство, безответственность, ложь. Стремление к естественному образу жизни отражало родственную адекватность тюрков с окружающим одухотворенным ими миром. Тюрок всегда выбирал ясную, четкую, ненагроможденную деталями линию поведения.
    Обладая широким кругозором и масштабным мышлением, он имел неограниченное доверие и открытость к жизни. Древние тюрки отличались завидной активностью, будучи глубоко религиозными, не делили жизнь на потустороннюю и посюстороннюю, а принимали ее целостно как переход из одного качества в другое в едином для них мире.

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

     
    Озарённый и Светлая нравится это.
  20. Александр вестник

    Александр вестник ► Хозяин судьбы ★ Участник Проверенный

    Регистрация:
    13 сен 2022
    Сообщения:
    1.081
    Симпатии:
    787
    Баллы:
    88
    это хорошо очень это в будущем человечества далеком ну когда люди 12 астральных вселенных освоят им очень это тюркское мировозрение понадобится что бы не залипать на могилы например 100 астральных планет как бы оставят зато новые 500 планет да еще в другой вселенной освоят оч востребованное мировозрение.При больших ресурсных притоках, в сейчасных условиях тупик.
     

Поделиться этой страницей