Скрыть объявление
В разделе [Блоги] создавший тему - модератор в ней.

29. Дзогчен. Буддизм Тибета-3.

Тема в разделе "Книги. Книжная библиотека по саморазвитию", создана пользователем Соня, 10 ноя 2020.

  1. Соня

    Соня ► Махатма ★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    27 авг 2017
    Сообщения:
    3.767
    Симпатии:
    1.519
    Баллы:
    88
    Различия между махамудрой и дзогчен
    На грубом, тонком или тончайшем уровнях ясного света природа умственной деятельности остается одной и той же. Практика махамудры заостряет внимание на этой природе.
    Ригпа имеет ту же самую природу, что и три уровня умственной деятельности, рассматриваемые в отличных от дзогчен школах. Однако практика дзогчен выполняется исключительно на высшем уровне тантры и работает только с тончайшим уровнем умственной деятельности. Кроме того, дзогчен рассматривает не только обусловленную и глубочайшую природу ригпа, но и его различные аспекты и свойства.
    Различия между ригпа и ясным светом
    Ригпа не является точным соответствием ясного света; это скорее его разновидность.
    Разные степени незапятнанности
    • Уровень ясного света ума по своей природе свободен от более грубых уровней умственной деятельности, на которых осуществляется концептуальное познание, а также присутствуют преходящие загрязнения беспокоящих эмоций и склонностей. Тем не менее, до достижения просветления умственная деятельность ясного света не лишена привычек цепляться за истинное существование, которое может быть ей приписано, или прикреплено к ней как ярлык. Однако когда ясный свет проявляется, эти привычки не заставляют умственную деятельность ясного света порождать несоответствующие действительности (двойственные) видимости истинного существования (и не препятствует одновременному познанию двух истин (видимостей и пустотности), как это происходит, когда работают более грубые уровни ума.
    • Ригпа, с другой стороны, лишено даже привычек цепляться за истинное существование. Это совершенно незагрязненное, естественное состояние ума.
    Различия в понимании рефлексивного глубокого осознавания
    • Отличные от дзогчен системы, в частности гелуг, различают объектный ясный свет) и познающий (субъектный) ясный свет. Объектный ясный свет – это пустотная природа (ясного света, в то время как познающий ясный свет – это сама умственная деятельность ясного света, природой которого является объектный ясный свет.
    Умственная деятельность ясного света необязательно осознает свою пустотную природу, как, например, ум ясного света, воспринимаемый в момент обычной смерти. Хотя умственная деятельность ясного света естественным образом порождает познаваемую видимость, схожую с той, что возникает при неконцептуальном познании пустотности, все же эта видимость не сопровождается автоматическим постижением пустотности, как это и происходит во время обычной смерти. Более того, хотя рефлексивное глубокое осознавание собственной пустотной природы представлено как естественное качество ясного света, оно не всегда задействовано, и примером тому опять же может служить обычная смерть. Таким образом, цель практики ануттарайога-тантры – достижение, с помощью медитации, познающего ясного света, полностью осознающего свою природу объектного ясного света.
    • Ригпа же изначально осознает свою пустотную природу. Когда мы получаем к нему доступ, оно спонтанно и в полной мере осознает свою природу. Говоря в терминах дзогчен, «оно знает свое лицо»
    Лучезарный и сущностный ригпа
    Продвигаясь по духовному пути, мы пытаемся узнать два вида ригпа: сначала лучезарное ригпа, а затем – лежащее в его основе сущностное ригпа.
    1. Лучезарное ригпа – это аспект ригпа, активно порождающий познаваемые видимости.
    2. Сущностное ригпа – это открытое пространство познания, или сфера познания, которая лежит в основе активного порождения и активного познания видимостей.
    Оба вида – это ригпа, в том смысле что каждый из них представляет собой умственную деятельность: чистое по своей природе, незагрязненное осознавание объекта.
    Соотношение познаваемых видимостей и ригпа
    Познаваемые видимости – это игра сущностного ригпа. Когда их познает сем, кажется, что они существуют каким-то другим образом, и поэтому они вводят в заблуждение.
    В данном случае, когда утверждается, что видимости – это игра определенного вида умственной деятельности, это не значит:
    • что видимости возникают благодаря накопленной умом карме или существуют лишь в качестве основы, которой ум приписывает те или иные ярлыки, – именно таково значение термина «игра ума» в школе гелуг;
    • что все явления существуют только в уме, как это утверждает солипсизм, придерживающийся крайности;
    • что познаваемая видимость стола и воспринимающее его зрительное сознание происходят от одного и того же порождающего источника, а именно одинакового кармического наследия (семя, кармическая склонность), несмотря на то, что стол все-таки состоит из атомов и обладает истинным неприписанным существованием (это не просто воображаемый стол), как учат тексты читтаматры.
    Напротив, это значит, что познаваемая видимость стола порождается ригпа, и это создание видимостей и есть его функциональная природа. Другими словами, ригпа естественным образом спонтанно создает познаваемые видимости, и в этом смысле познаваемые видимости – это игра ума.
    Однако, в отличие от положений учения читтаматры, тексты дзогчен утверждают, что у стола есть свой собственный порождающий источник – например, древесина и составляющие ее атомы. Более того, стол лишен истинного неприписанного существования. Он существует как стол, поскольку может быть достоверно обозначен умом как стол. Однако, в конечном счете способ его существования находится за пределами слов и понятий.
    Дзогчен, определяя видимости как игру ума, часто использует терминологию читтаматры; например термины алайя (kun-gzhi, всеоснова). Но он объясняет существование видимостей не так, как это делается в читтаматре.
    Медитация на пустотность
    Пустотная природа ригпа – это его сущностная природа, которая называется его изначальной чистотой.
    Различные тибетские традиции дзогчен и учителя каждой из них объясняли изначальную чистоту ригпа, пользуясь терминами самопустотность, инопустотность или обоими.
    Более того, разные мастера давали разные определения само- и инопустотности. Давайте рассмотрим наиболее распространенные определения.
    Самопустотность – это отсутствие невозможных способов существования, таких как истинное неприписанное существование и, более того, существования, соответствующего значениям слов и понятий.
    Инопустотность – это отсутствие в ригпа всех более грубых уровней умственной деятельности и каких бы то ни было испорченных загрязнений.
    Таким образом, объяснение изначальной чистоты с точки зрения самопустотности примерно соответствует тому, как в недзогченовских системах объясняется объектный ясный свет. Ее объяснение в терминах инопустотности примерно соответствует определению познающего ясного света. Безотносительно к тому, как объясняется и в каких терминах описывается изначальная чистота, она одновременно само- и инопустотна.
    Медитация на изначальной чистоте ригпа подразумевает сосредоточение на ригпа как на познающем состоянии, лишенном всех более грубых уровней сознания и всех преходящих загрязнений. Ему присуще осознавание своей изначальной чистоты.
    .. мы просто вспоминаем свое понимание самопустотности, обретенное ранее с помощью аналитической медитации... при медитации на ригпа самопустотность понимается лишь как часть изначальной чистоты, осознавание которой присуще ригпа. Когда мы направляем внимание на то, что познаваемые видимости – это естественная игра ригпа, это предполагает, что мы понимаем их самопустотность. Если познаваемые видимости – это естественная игра ригпа, они не могут существовать так, как это подразумевают обозначающие их слова и понятия. Слова и понятия подразумевают, что явления истинно и независимо существуют в неких жестких, прочных рамках как «это» или «то», но это невозможный способ существования. Так не бывает.
    Ригпа в совершенстве наделен всеми достоинствами
    Ригпа основы – основа для работы чистого осознавания. Для него нет препятствий, оно всепроникающе в том смысле, что оно полностью пронизывает сем, не встречая никаких препятствий, подобно кунжутному маслу, наполняющему семена кунжута, хотя мы этого не осознаем. Итак, ригпа – это составляющая природы будды, и обладает всеми достоинствами (качествами будды), такими как всеведение и всеобъемлющее сострадание. Ригпа подобно солнцу: как солнце не может существовать отдельно от своих качеств – тепла и света, – так и ригпа не может существовать отдельно от качеств будды.
    Таким образом, когда в медитации мы получаем доступ к сущностному ригпа и оно начинает полноценно функционировать, нет необходимости добавлять к нему качества будды. Все эти качества уже присутствуют, естественно и спонтанно.
    Сравнение с позициями гелуг, сакья и санкхья
    Традиции гелуг и сакья, объясняя природу будды, утверждают что сейчас качества будды существуют лишь как потенциалы умственной деятельности ясного света. Они подобны семенам, отличным от почвы, в которой находятся. Нам нужно ухаживать за семенами, чтобы они проросли. в конечном счете всеведение обнаружимо и работает как деятельность ума ясного света. Просто в настоящий момент оно не проявлено.
    ...Взгляд дзогчен отличается от утверждений, приведенных выше. Мы не можем сказать, что ригпа в его теперешнем омраченном состоянии работает как всеведущее осознавание. В настоящий момент ригпа омрачено преходящими загрязнениями и его поток сопровождается самопроизвольно возникающим фактором запутанности (глупость, ослепление). В силу запутанности ригпа не узнает своего собственного лица, а значит оно в действительности не работает. Вместо этого оно функционирует подобно алайе для привычек – базовому осознаванию, вместилищу привычек цепляться за истинное существование, кармы и воспоминаний.
    Поэтому в дзогчен – ничуть не меньше, чем в недзогченовском кагью – подчеркивается важность предварительных практик (нендро) и укрепления двух систем, на которых основано просветление: положительной силы и глубокого осознавания (накопления заслуги и мудрости). Их цель, однако, – не создание достоинств или раскрытие потенциалов этих достоинств, а устранение омрачений, мешающих ригпа узнать собственное лицо. «Лицо» ригпа символически представлено Самантабхадрой (буквально – «всепревосходный»). Это узнавание не произойдет само по себе, без всяких причин.
    Александр Берзин

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

     
    Светлая нравится это.
  2. Соня

    Соня ► Махатма ★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    27 авг 2017
    Сообщения:
    3.767
    Симпатии:
    1.519
    Баллы:
    88
    Смысл определения ригпа как постоянного явления
    Когда в текстах дзогчен говорится, что ригпа – это ничем не затрагиваемое (необусловленное, несоставное), постоянное явление, нам следует внимательно исследовать значение данного определения. Утверждение, что ригпа ничем не затронуто, означает, что оно не создается в каждый момент заново и не вырастает из чего-либо естественным образом, как, например, росток из семени. Таким образом, оно невыдуманное, то есть не создано искусственно под влиянием причин и условий как нечто новое и преходящее. Более того, оно наделено достоинствами независимо от причин и условий. Его постоянство означает не неизменность или бездеятельность, а то, что ригпа, как и его качества, продолжается вечно.
    При этом в каждый момент ригпа спонтанно порождает и осознает различные объекты. В этом смысле оно свежее и чистое. Хотя природа ригпа никогда не меняется, меняются его объекты.
    Практикующие, которые постепенно поднимаются по ступеням, и те, для кого все случается сразу
    Есть два типа практикующих дзогчен: те, кто постепенно поднимается по ступеням (lam-rim-pa), и те, для кого все случается сразу (cig-car-ba). Различие – в способе их продвижения к просветлению после того, как они постигли сущностное ригпа.
    Те, кто постепенно поднимается по ступеням, проходят десять уровней развития ума арья-бодхисаттв (бхуми) один за другим, постепенно устраняя омрачения познания.
    Те, для кого все случается сразу, достигают истинного прекращения обоих наборов омрачений одновременно с первым же постижением сущностного ригпа. Таким образом они становятся арьями и буддами одновременно.
    Хотя, как правило, тексты дзогчен чаще говорят о втором типе, на самом деле к нему принадлежит лишь ничтожно малая часть практикующих. Они устраняют обе разновидности омрачений при первом же постижении сущностного ригпа, и это происходит благодаря огромному количеству положительной силы (заслуги), накопленной посредством практики дзогчен в предыдущих жизнях. Эта положительная сила также может позволить им пройти через стадии, предшествующие пути видения, быстрее, чем большинство других практикующих. Тем не менее, никто не говорит о достижении просветления без создания обширных систем положительной силы и глубокого осознавания, осуществленного благодаря глубокой практике: даже если большая часть всего этого уже была пройдена в прошлых жизнях.
    Поэтому, когда тексты дзогчен говорят, что узнавание ригпа отсекает все препятствия к полному освобождению (панацея для полного освобождения), это нужно понимать правильно. Тем, для кого происходит все сразу, достаточно первого постижения сущностного ригпа, чтобы отсечь все омрачения, препятствующие полному достижению просветления. Это, однако, не означает, что для достижения просветления достаточно одного лишь постижения ригпа.
    Разница между постепенным и внезапным просветлением, как она понимается в китайском буддизме
    Некоторые традиции китайского буддизма различают постепенное и внезапное просветление. Эти разновидности не соответствуют проводимому в дзогчен делению на тех, кто поднимается по ступеням, и тех, для кого все происходит сразу.
    • Постепенное просветление подразумевает постепенную, пошаговую работу с сансарической умственной деятельностью для освобождения из круговорота бытия.
    • Внезапное просветление основывается на точке зрения, согласно которой невозможно достичь освобождения из сансары, используя сансарическую умственную деятельность. Нам следует полностью порвать с этим уровнем, внезапно выбраться за его пределы.
    Различные школы китайского чань (дзэн) – сторонники мгновенного просветления. Способы мгновенно положить конец сансарической умственной деятельности включают работу с парадоксами (коан) для остановки концептуального мышления, обычную сидячую медитацию (дзадзэн) или простое прекращение мыслей. Дзогчен не использует ни один из этих методов.
    В дзогчен учение излагается с точки зрения плода
    можно классифицировать четыре традиции тибетского буддизма по признаку того, с какой точки зрения – основы, пути или плода – они излагают учение.
    1. В традиции гелуг объяснения даются с точки зрения основы – другими словами, с точки зрения обычных практикующих. Например, эти практикующие способны воспринимать видимости и пустотность только по отдельности, хотя в действительности они нераздельны. Поэтому гелуг говорит о видимостях и пустотности как о двух истинах, и в этом случае глубочайшая истина – это только самопустотность. Отсюда следует присущее гелуг описание свабхавикакайи (тело собственной природы) будды как пустотности всеведущего осознавания будды.
    2. В традиции сакья объяснения приводятся с точки зрения пути. Хотя нельзя сказать, что на уровне основы – например, в момент смерти – умственная деятельность ясного света блаженна, она становится таковой на пути ануттарайога-тантры. Объясняя с этой точки зрения, сакья говорит, что блаженство естественно присуще осознаванию ясного света.
    3. Традиции ньингма и кагью объясняют учения с точки зрения плода – с позиции будды. Например, будды неконцептуально познают видимости и пустотность одновременно. Поэтому ньингма и кагью – а значит, дзогчен – объясняют глубочайшую истину как нераздельные пустотность и видимости и, следовательно, они описывают свабхавикакайю как нераздельность трех других тел будды.
    Таким образом, когда в текстах дзогчен речь идет о естественном состоянии за пределами кармы и таких категорий, как «созидательное» и «разрушительное», это значит, что они излагают учение с точки зрения плода, с позиции будды. Такое объяснение не дает карт-бланш на совершение разрушительных действий. Эти практикующие по-прежнему создают карму и по-прежнему страдают от ее последствий.
    «Прорыв» и «скачок вперед»
    В текстах дзогчен много внимания уделяется обсуждению ступеней практики, именуемых «прорыв» (трекчо) и «скачок вперед» (тогел, прямой перенос). Это чрезвычайно продвинутые практики, соответствующие последним ступеням завершенной стадии ануттарайога-тантры.
    На стадии прорыва, мы получаем доступ к сущностному ригпа и тем самым полностью останавливаем деятельность сем, поскольку тонкие энергии-ветры растворяются сами собой. Другими словами, мы способны остановить все грубые уровни умственной деятельности, на которых возникают преходящие загрязнения беспокоящих эмоций и состояний ума, а также концептуальное познание. Так мы достигаем пути видения (под путем здесь понимается состояние ума, благодаря которому мы продвигаемся к цели) и становимся арьями. Если же мы не относимся к практикующим, для которых все случается сразу, мы еще не способны постоянно пребывать на уровне сущностного ригпа. После медитации мы возвращаемся в сем.
    На стадии «скачка вперед» мы все ближе и ближе знакомимся с сущностным ригпа. Моменты деятельности сем являются непосредственно предшествующим условием нашего восприятия, которое состоит из пяти совокупностей (скандха). Чем чаще и дольше мы способны пребывать в сущностном ригпа, тем больше мы ослабляем влияние непосредственно предшествующего условия для восприятия этих пяти совокупностей.
    Без сильного непосредственно предшествующего условия наши пять совокупностей, включая и наше обычное тело, постепенно истончаются, и мы появляетмся в форме радужного тела. Это происходит потому, что одно из естественных качеств ригпа – способность спонтанного порождения видимости пятицветного радужного света.
    Радужное тело – это причина получения, преображающаяся в рупакайю (тело формы) будды. В общей ануттарайога-тантре соответствующая причина обретения рупакайи – иллюзорное тело в отцовских тантрах и тело света в материнских. В тантре Калачакры ему соответствует пустотная форма.
    Необходимость практики махайоги и ануйоги до практики дзогчен
    Невозможно достичь стадий прорыва и скачка вперед без предварительной практики махайоги и ануйоги – если не в этой жизни, то в предыдущих. По этой причине термин атийога – синоним дзогчен – обычно входит в состав сложного термина махаатийога, что означает единство махайоги и дзогчен.
    Махайога
    В практиках махайоги особое внимание уделяют работе с воображением, что соответствует стадии зарождения ануттарайоги. Другими словами, это работа на концептуальном уровне. Хотя ригпа находится за пределами слов и концепций, мы, тем не менее, опираемся на представление о ригпа, которое используем для замены ригпа в ходе медитации, пока мы не получили доступ к самому ригпа.
    Мы визуализируем себя как медитативный образ будды (yidam, божество) – например, как Ваджрасаттву. Это становится причиной, благодаря которой пятицветный радужный свет – естественное качество ригпа, появляется в форме радужного тела Ваджрасаттвы, и в конечном счете как система просветляющих форм будды, или рупакайя. Хотя спонтанное порождение видимостей пятицветного радужного света – это природа ригпа, тем не менее, создание видимости рупакайи маловероятно без предварительной причины, которая играет роль модели.
    Более того, мы визуализируем себя как йидама в соитии с супругой, переживая вместерожденное осознавание великого блаженства – блаженное осознавание, возникающее одновременно с каждым моментом ригпа. Это служит причиной устранения омрачений, препятствующих спонтанному возникновению блаженства – естественного качества ригпа.
    Ануйога
    В ануйоге особый упор делается на практике, соответствующей ступеням завершенной стадии общей ануттарайога-тантры, практика которой предшествует достижению действительного осознавания ясного света и вступлению на путь видения. Таким образом, она подразумевает работу с тонкой энергетической системой, включающей энергии-ветры, энергетические каналы и энергетические капли. Эта практика в каком-то смысле «смазывает» тонкую энергетическую систему, облегчая спонтанное растворение энергий-ветров на стадии прорыва.
    Основной метод медитации в дзогчен
    Моменты концептуального мышления (rnam-rtog), особенно вербального мышления, возникают, пребывают и исчезают одновременно – как буквы на воде. Для их растворения не требуется никаких усилий – именно таково значение термина самопроизвольное освобождение (rang-grol, самоосвобождение). Мысли самопроизвольно освобождаются, в том смысле, что они исчезают одновременно со своим появлением. Находясь в этом состоянии одновременного возникновения, пребывания и исчезновения, мы пребываем в «естественном состоянии ума». Иногда его описывают как промежуток между двумя занимающими тысячную долю секунды мыслями или как открытое пространство, лежащее в основе мыслей.
    Когда в текстах говорится, что этот уровень умственной деятельности не различает «это» и «то», это означает, что он не проводит различие между истинным существованием «этого» и «того». При этом не подразумевается, что на этом уровне умственной деятельности отсутствует различение (узнавание) каких-либо явлений. В нем просто нет концептуального познания, которое активно приписывает явлениям обозначения, являющиеся умственными построениями, – например, обозначение «стол». Не может быть так, чтобы ригпа ничего не знало. В конце концов, когда ригпа функционирует в полную силу, это всеведущее осознавание будды.
    Описанные здесь представления, характерные для дзогчен, не противоречат утверждению прасангики гелуг о том, что вещи условно существуют как «это» или «то» лишь постольку, поскольку могут быть достоверно обозначены как «это» или «то». В явлениях нет ничего, что самостоятельно делает их «этим» или «тем». Тем не менее, некий объект может быть верно обозначен как «стол» путем достоверного познания его поверхностной (обусловленной) истины, и этот объект способен выполнять функции стола.
    Различия между методами медитации в дзогчен, випассане и махамудре с точки зрения концептуального мышления
    Випассана

    Медитация випассаны (санскр. випашьяна) в буддизме тхеравады подразумевает наблюдение за возникновением и исчезновением моментов концептуального мышления, но не «глазами» наблюдающего за ними независимо существующего «я». Благодаря этой практике мы постигаем непостоянство, или преходящую природу концептуального мышления и умственной деятельности в целом. Мы также постигаем, что умственная деятельность происходит без участия некоего независимого субъекта, «я», осуществляющего эту деятельность или же наблюдающего за ней.
    Медитация в дзогчен, напротив, сосредоточена на одновременном возникновении, пребывании и исчезновении моментов концептуального мышления – не только замечает или наблюдает за ним. Это позволяет нам узнать первый лучезарный ригпа – аспект ригпа, который спонтанно порождает видимость одновременного возникновения, пребывания и исчезновения мыслей. Затем это позволяет нам распознать сущностное ригпа – аспект ригпа, который служит пространством познания, находящимся в основе каждого момента умственной деятельности и позволяет спонтанно возникать видимости одновременного появления, пребывания и исчезновения мыслей.
    Кроме этого, випассана имеет дело с более грубыми уровнями умственной деятельности, в то время как дзогчен выходит на самый тонкий уровень – ригпа.
    Махамудра
    Один из основных методов медитации махамудры традиции карма-кагью – рассмотрение моментов концептуального мышления в качестве дхармакайи – всеохватывающей системы всеведущего осознавания будды. Если уподобить дхармакайю океану, то моменты концептуального мышления будут подобны волнам на поверхности океана. Спокоен океан или волнуется, волны – это по-прежнему вода. Поэтому, без сознательного стремления успокоить волны, мы сосредоточиваем внимание на океане, глубины которого всегда спокойны, какими бы огромными ни были волны на его поверхности. В итоге наше концептуальное мышление естественным образом успокаивается.
    В махамудре традиции гелуг-кагью мы рассматриваем моменты концептуального мышления как уплывающие облака, временно закрывающие небо. Они появляются и исчезают в небе, но их нет в природе неба.
    И махамудра, и дзогчен имеют дело с тончайшим уровнем умственной деятельности: в махамудре мы получаем доступ к этому уровню посредством растворения энергий-ветров и более грубых уровней умственной деятельности, в то время как в дзогчен – посредством его узнавания внутри более грубых уровней, а именно – в сем.
    Различия между дзогчен и чань (дзэн)
    • Чань (яп. дзэн) – практика, основанная исключительно на сутрах, тогда как дзогчен – это исключительно практика тантры, а точнее, высшего класса тантры. То есть дзогчен работает с тончайшим уровнем умственной деятельности, а чань – с более грубыми уровнями.
    • Хотя чань не содержит явного учения о том, что все достоинства уже полностью содержатся в уме, это неявно подразумевается – в особенности это относится к состраданию. Когда мы достигаем естественного состояния, сострадание само собой становится частью этого состояния. Дзогчен, с другой стороны, явно учит, что все достоинства – не только сострадание – совершенны в ригпа, а также подразумевает обширную медитативную практику уровней сутры и тантры, направленную на взращивание сострадания.
    • Практика чань не требует общих и особых предварительных практик, заключающихся в изучении сутры и медитации, а также в стотысячном повторении различных практик, тогда как для дзогчен требуются оба комплекса предварительных практик.
    • Практика чань не требует предварительного получения уполномочивающего посвящения, а для практики дзогчен это необходимо.
    • Хотя для просветления необходимо достижение тончайшего уровня умственной деятельности, чань не рассказывает об этом уровне и не предлагает явных методов для его достижения. Более того, в нем даже не обсуждается система тонких энергий. Тем не менее, сосредоточение на области ниже пупка (хара) в различных чаньских практиках, безусловно, заставляет энергии-ветры входить в центральный канал и растворяться в нем, что обеспечивает доступ к этому тончайшему уровню. В дзогчен доступ к ригпа получают после узнавания этого состояния, после того как тонкая энергетическая система будет подготовлена и «смазана» предварительной практикой ануйоги.
    • Чаньский метод остановки концептуального мыслительного процесса, особенно в традиции риндзай, представляет собой «глубокое сомнение» – сомнение во всех концептуальных утверждениях – и практику коанов, часто подразумевающую работу с парадоксами. В дзогчене мы останавливаем концептуальный мыслительный процесс, сосредоточиваясь одновременно на возникновении и исчезновении мыслей.
    • В чань причина для осуществления рупакайи – особенно в традиции сото – сидение в совершенной позе будды. В дзогчен причины этого – природная способность ригпа спонтанно порождать видимости, изначальное свойство ригпа сиять пятицветным радужным светом и предшествующая практика махайоги, то есть визуализация себя в форме медитативных образов будд.
    Заключительные замечания
    «Дзогчен – чрезвычайно продвинутая и сложная практика. Когда о ней говорят как о не требующей усилий, это не значит, что не нужно ничего делать: достаточно просто сесть, расслабиться, а все остальное случится само по себе. «Без усилий» – значит, что мысли исчезают сами по себе, одновременно с их появлением: не нужно прилагать усилий для того, чтобы они исчезли. Тем не менее, нам необходимо узнать и постичь это. «Без усилий» также значит, что когда мы постигаем сущностный ригпа, то, благодаря предшествующей практике махайоги и ануйоги, энергии-ветры без усилий растворяются, и у нас без усилий возникает видимость самих себя как радужного тела в виде медитативного образа будды.
    Итак, хотя в текстах дзогчен изложение строится с точки зрения стадии плода и тех, для кого все случается сразу, нам следует накапливать причины для достижения результата, прежде чем мы сможем успешно практиковать дзогчен. Другими словами, мы не можем обойтись без общих и особых предварительных практик и определенного опыта в медитациях махайоги и ануйоги.
    Однако уже сейчас, для того чтобы лучше освоить этот метод, мы можем практиковать некое подобие медитации дзогчен. Сосредоточение на одновременном возникновении, пребывании и исчезновении мыслей на том уровне, на котором мы способны выполнять это в настоящий момент, поможет нам преодолеть беспокойства, тревоги, гнев и тому подобного. При этом нам не следует вводить самих себя в заблуждение, думая, что это и есть настоящий, глубочайший уровень дзогченовской медитации. Важно избежать ошибки, полагая, что все уже и так совершенно, а потому нет необходимости изменять разрушительные модели своего поведения и состояния ума.»
    Намкхай Норбу Ринпоче
     
    Солнечная нравится это.
  3. Соня

    Соня ► Махатма ★★★ Участник Проверенный
    Топик Стартер

    Регистрация:
    27 авг 2017
    Сообщения:
    3.767
    Симпатии:
    1.519
    Баллы:
    88
    Три наставления Гараба Дорже, проникающие в суть.
    КОРЕННОЙ ТЕКСТ
    Особые наставления премудрого и славного царя

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.



    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.



    ОСОБЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕМУДРОГО И СЛАВНОГО ЦАРЯ
    КОРЕННОЙ ТЕКСТ
    Воззрение — Лонгчен Рабджампа

    Хвала Гуру!
    Медитация — Кенце Одзер;
    Действие — Гьялве Вьюгу.
    Всякий, кто усердно практикует подобным образом,
    Обретет мгновенное просветление (состояние будды) еще в этой жизни;
    А-ла-ла!


    I
    Что касается воззрения — Лонгчен Рабджампы:

    Есть три наставления, проникающие в самую суть практики.
    Прежде всего, установи свой ум в состоянии покоя и расслабления,
    Не пытаясь ни рассеивать, ни сосредоточивать мысли.
    [Обнаружив себя] в этом состоянии равностности и полного расслабления,
    По [непроизвольно возникающим] мыслям ударь криком ПХАТ!
    Сильно и резко. ЭМА-ХО! (О чудо!)

    Не осталось ничего, кроме изумленной открытости;
    Она всепроникающа.
    Нет ничего препятствующего; она неописуема.
    Узнай в ней непосредственное истинное Осознание (ригпа), которое есть сама Дхармакая.
    Таково первое сущностное наставление — о прямом введении в [знание] своей изначальной природы.

    II
    Отныне, возбужден ум или пребывает в покое,
    Возникают ли гнев или вожделение, радость или печаль,
    Во всякое время и во всех обстоятельствах,
    (Снова и снова) узнавай эту, уже познанную тобой, Дхармакаю,
    (Подобно тому), как два Ясных Света — мать и сын — узнают друг друга при встрече,
    И так оставайся в этом состоянии неописуемого Осознания.
    Если возникнут приятные ощущения, состояние покоя или ясности, или же пронесутся какие-либо мысли,
    Снова и снова отсекай их внезапным криком ПХАТ!, соединяющим в себе мудрость с искусными средствами [обретения просветления].
    Исчезает различие между медитативным погружением и состоянием после него (послемедитативным постижением),
    Между периодами медитации и перерывами в практике;
    Постоянно пребывай в их нераздельности.

    Однако те, которые не могут сразу достичь [стабильности на таком уровне],
    Должны, избегая мирских дел, усердно заниматься медитацией,
    Разделяя свою медитативную практику на определенные периоды.
    Во всякое время и во всех обстоятельствах
    Постоянно пребывай в этой единой Дхармакае,
    И увидишь, что нет ничего превыше этого [состояния].
    Таково второе сущностное наставление — о прямой решимости [пребывать] в этом едином состоянии.

    III
    В это время могут возникать [помышления и чувства] вожделения или ненависти, радости или печали,
    Или различные рассудочные мысли.
    Продолжая узнавать их [как мысли], не следуй за ними,
    Оставаясь в состоянии освобождающего восприятия Дхармакаи.
    Как рисунок, сделанный на поверхности воды, исчезает одновременно с появлением,
    Так нет различия между самовозникновением и самоосвобождением мыслей.
    Что бы ни возникало в пространстве ума, все становится пищей для пустотного обнаженного Осознания.
    Все движения мысли являют собой творческую энергию Славного Царя, который есть сама Дхармакая;
    Самоосвобождаясь, они исчезают без следа.
    А-ла-ла!

    Возникают они так же, как и прежде;
    Суть в том, как они освобождаются (исчезают).
    Без [понимания] этого путь медитации приведет лишь к умножению иллюзий.
    Тот же, кто постиг [эту суть], и без медитации пребывает в истинном состоянии Дхармакаи.
    Таково третье сущностное наставление, о прямом пребывании в уверенности освобождения.

    Истинное воззрение соединяет в себе все три вышеперечисленных сущностных наставления,
    А медитация, основанная на единстве мудрости и сострадания
    И действие, свойственное Сынам Победоносного (бодхисаттвам), подобны друзьям [этого воззрения].
    Даже все будды трех времен, собравшись вместе,
    Не смогли бы дать более возвышенное учение.
    Творческая энергия истинного Осознания, являющая сокровища Дхармакаи
    Даровала эту драгоценность, обретенную в обширном пространстве мудрости.
    Это не похоже на извлечение золота из земной руды;
    Здесь заключен последний завет самого Прахеваджры (Гараба Дорже)
    И духовная суть трех линий передачи Учения.
    Таковы "Особые наставления Премудрого и Славного Царя".

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.



    Этот текст верен и правдив, но он сам является комментарием. Завет только один и состоит из трёх слов-посылов. Вот они:
    осознай (свою сущность, или сущность своего ума);
    утвердись (только в одном);
    достигни (уверенности в освобождении).
    Осознай - можно трактовать в качестве необходимости осознать, что все явления являются выражением твоего ума и созвучны с ним. (Все дхармы - манифестация твоего бытия.)
    Утвердись - в то же время - слейся, почувствуй нерушимое единство.
    Достигни - это то, что является аналогом веры по-буддийски. Ни малейшего сомнения и ни малейшего согласия с врагами Дхармы, мыслями от Мары.
    Осознай, утвердись, достигни.


    Три наставления Гараба Дорже, проникающие в суть

    НАМО ШРИ ГУРУЕ
    Хвала уверенности, что проистекает из постижения собственного состояния непосредственного подлинного Осознания!

    ВСТУПЛЕНИЕ
    Это состояние непосредственного подлинного Осознания (Ригпа) — несотворенное и самосущее, то есть форма его бытия представляет собой сущность изначальной Основы всего. Его внешнее самопроявление, где бы оно ни возникало в виде разнообразных явлений, ненрерываемо.
    Все, что является и существует, возникает в пространстве Дхармакаи. Поэтому все возникающее мгновенно освобождается в собственном состоянии подлинного Осознания. Этот смысл соединяет в себе прозрение, то есть сердечное недвойственное знание всех Сугат.
    Для того, чтобы восставить Манджушримитру, упавшего без чувств в момент ухода Гараба Дорже из мира, была дана эта упадеша, содержащая «Три наставления, проникающие в суть».
    Да хранится в глубине сердца ученика это ясно изложенное учение, содержащее последний завет, дарованный Учителем в момент покидания мира, для устранения ложного мнения и всех представлений о том, что сансара и нирвана действительно существуют сами но себе.
    А! Поистине, это состояние Ригпа является нерожденным и находится за пределами концепций и умственных построений.

    ТРИ ЗАВЕТА
    Вот эта Упадеша, дерзновенно являющая состояние непосредственного подлинного Осознания Ригпа.
    Прямое введение в свою изначальную природу — подлинное Осознание, явленное в своей изначальной чистоте — подобно освобождению-растворению гнева самим собой. На этой основе возникает прямое решение-понимание этого единого состояния Ригпа, лишенного всякой двойственности. А потому напрямую пребывай в этом освобождении, где самотождествепное подлинное Осознание освобождается самим собой.
    Нет ни единого живого существа, кто не обрел бы мгновенного освобождения в момент постижения своего изначального Осознания; твое собственное состояние и бытие внешнего, встретившись, объединяются. Если же этого не понять, возникает двойственность восприятия своего внутреннего и внешних явлений. Таково это единое тайное наставление о прямом самоосвобождении.

    ПЕРВЫЙ ЗАВЕТ
    Все явления внешнего мира есть всего лишь манифестация твоего собственного состояния бытия. Помимо этих не наделенных реальным бытием упорядоченных феноменов (дхарм) невозможно отыскать ничего сущего. Поскольку Ригпа находится в гармонии со всем множеством феноменов, они самоосвобждаются благодаря полноте присущей им от природы силы, а потому не требуется никакого иного противоядия.

    Все феномены-дхармы встречаются сами с собой. Это подобно тому, как два человека, говорящие на одном языке, встретившись па чужбине, сразу узнают друг друга по говору, или как гнев исчезает сам собой, будучи узнан как гнев.

    В поисках Матери-источника знание встречает Мать, то есть видение самоосвобождается самим видением, подобно тому, как растапливаемое масло растворяется в масле. Сын, который есть первичное осознание, также встречает самого себя. Так Осознание освобождается Осознанием; это подобно воде, вливаемой в воду.

    Если искать это единое состояние, встретишься со своим собственным единым состоянием, поскольку изначальная природа встречается сама с собой, но ее суть находится за пределами словесных определений; это подобно растворению пространства в пространстве, или змее, развязывающей узлы собственного тела.

    Это единое Осознание находится лишь в самом себе. А потому, если знаешь свою собственную суть, все соединено в едином моменте в силу присутствия первичного осознания (ye-shes), которое не превосходит знания этой единой сути. Это подобно тому, как любящие друг друга мужчина и женщина встречаются в уединенном месте для любви.

    Хотя явления мира многообразны, все их различия освобождаются самим их различием в силу присутствия этого первичного осознания, подобно тому, как разрубание главного узла на веревке освобождает сотни нитей, из которых она состоит. Самоявленное, это единое в себе состояние может быть найдено лишь в нем самом; это подобно тому, как тысячи дорог приводят в один город.

    ВТОРОЙ ЗАВЕТ
    Находясь в этом состоянии, практикующий приходит к несомненному убеждению в том, что все объекты его окончательного видения па самом деле возникают в нем самом, ибо, поскольку собственная суть познается самим познающим, здесь нет двойственности и неведения. Это подобно тому, как человек, известный под многими именами, приходит, когда его позовут одним из этих имен, а потому множество здесь не выходит за пределы единого обозначения этого человека.

    В этом едином состоянии подлинного Осознания практикующий приходит к несомненному убеждению, что все эти видения есть всего лишь его собственное самопроявление.

    Все сомнения разрешены напрямую; освобождение обретается в самом себе, поскольку Осознание освобождается самим Осознанием. Подобным же образом благодаря пониманию того, что это Осознание попросту присуще нашему собственному состоянию бытия, все постигаемое рассудочным мышлением самоосвобожда¬ется в свое подлинное состояние. Это подобно узнаванию при встрече человека, которого знал прежде.

    ТРЕТИЙ ЗАВЕТ
    Переживание собственного медитативного опыта порождает несомненную уверенность, которая подобна сокровищнице, наполненной неисчислимыми богатствами. Всякое движение мысли самоосвобождается в свое собственное естественное состояние; это подобно сокровищнице, наполненной всем, чего только можно пожелать.

    Переживание опыта встречи с внешним миром порождает несомненпую уверенность, которая подобна царю Чакравартину. Это непосредственное Осознание проявляется в видимых формах, которые не созданы ничем иным помимо самого Осознания, потому оно и подобно владыке четырех континентов царю Чакравартину. Кроме того, это Осознание способно овладеть и физическими элементами, из которых построен внешний мир, что означает освобождение вторичных условий вторичными условиями, в силу чего нет необходимости опираться на иную способность помимо Осознания.

    Переживание опыта освобождения порождает несомненную уверенность, которая подобна растворению пространства в пространстве. Самоосвобождение в изначально чистое, незагрязненное состояние Дхармата поистине подобно растворению пространства в пространстве или растворению облаков в небе.

    Сам напрямую освобождаешься в себе; это самоосвобождение самим собой подобно разбиванию камня камнем или затачнванию железа железом, или очищению грязи грязью.

    Единое напрямую освобождается в едином; это подобно зажиганию огня от другого огня или вливанию воды в воду, или добавлению масла к растопленному маслу.

    Так вновь соединяются Мать и Сын. Поскольку эта Мать, то есть Основа бытия, является просто самой собой и ничем иным, пустота освобождается пустотой; Осознание растворяется в явлеппости.

    Познаешь свою собственную сущность — это и есть знакомство с сутью Основы всего. Таково познание себя в собственном проявлении (snang Ьа), это подобно отражению лица в зеркале. По этой причине такая уверенность подобна встрече матери с сыном; постигнешь, что это и есть единое состояние освобождения.

    Поскольку видение обретает прямое освобождение в самом себе, оно является пустотой и ясностью и постигается не иначе, нежели как состояние непосредственного подлинного Осознания (rig pa). Когда постигается это видение дхарм как самоосвобождение самим собой, приходит понимание, что их проявление и было изначальным неведением. Сансара постигается (shes-pa) самой собой; превосходя ее, постигаешь это превосхождение. Так неведение самоосвобождается. По этой причине истинный пример подобен очищению грязи грязью.

    В силу открытия истинного смысла собственного состояния бытия множественность рассудочных мыслен самоосвобождается; так возникает убежденность, что более нет нужды ни в каком противоядии. Обретаешь освобождение в Основе всего, а потому напрямую пребывай в этой уверенности. Это подобно вливанию воды в воду или растворению масла в масле, или змее, которая самоосвобождается, непринужденно развязывая узлы собственного тела. Если же это Осознание станет искать иного освобождения, его ждет разочарование, поскольку оно освобождается лишь собой, всецело пребывая в самом себе. Это непосредственное пребывание в Основе всего, то есть в состоянии созерцания, и есть основная, сущностная практика.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В тот момент, когда Гараб Дорже вступил в полное освобождение от страданий сансары, Манджушримитра с криком «О горе!» упал на землю без чувств.

    Тогда Гараб Дорже вновь явил свою форму в сфере радужного света, и, чтобы восставить своего ученика Манджушримитру, даровал эти три наставления, проникающие в суть освобождения существ, наделенных индивидуальным бытием].

    Этот последний завет спустился с неба на ладонь правой руки Манджушримитры; он был написан голубыми чернилами па свитке, помещенном в пенал размером с сустав большого пальца и вложенном в шкатулку из драгоценного кристалла. В это мгновение Манджушримитра избавился от всех сомнений и обрел уверенность истинного понимания. По этой причине эта упадеша тайно хранилась в мандале его сердца, и нектар передачи этих трех заветов, последних тайных наставлений Учителя, наполнял его своим сиянием. Так, подобно чистому золоту, было явлено истинное значение воззрения. Произошло это на великом кладбище Шитавана.
    Позднее эти священные тайные наставления были обнаружены в источнике реки Даптиг. Они являются истинным путем освобождения от страданий сансары для всех живых существ.

    Закончена упадеша, несущая мгновенное освобождение в Чистых землях Будды

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.



    Н
     
    moonlightfacedgirl нравится это.

Поделиться этой страницей