Старший Аркан №V Ничто Ошо Дзен Таро

Тема в разделе "Старшие Арканы Ошо Дзен Таро", создана пользователем Ади Шакти, 23 янв 2017.

  1. Ади Шакти

    Ади Шакти ► Хозяин судьбы ★ Команда форума Администратор

    Регистрация:
    13 сен 2016
    Сообщения:
    1.022
    Симпатии:
    1.094
    Баллы:
    88
    Описание карты Ничто в Ошо Дзен Таро, анализ её значений в различных раскладах, моё личное понимание этой карты:

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.



    5.jpg

    Описание к карте из методички:

    Цитата Ошо:
    Будда выбрал одно из действительно самых точных слов — шунъята. Английское слово, английский эквивалент, ничто (англ. nothingness), не так прекрасен. Вот почему я хотел бы сделать это «ни-что» (no-thingness — название карты в английском варианте), потому что ни-что это не просто ничто, это все.Оно вибрирует всеми возможностями. Оно потенциально, абсолютно потенциально. Оно еще не проявлено, но содержит все.

    В начале природа и природа в конце. Так почему посредине вы создаете такую суету? Почему посредине вы становитесь так беспокойны, тревожны, амбициозны — зачем создавать такое отчаяние? Ничто в начале, ничто в конце — вот и все путешествие.

    Комментарий

    Пребывание в «промежутке» может быть дезориентирующим и даже пугающим. Не за что держаться, нет чувства направления, нет даже намека на то, что лежит впереди. Но это — состояние чистого потенциала, которое существовало до создания вселенной.

    Все, что вы сейчас можете сделать — это расслабиться в этом ни-что, упасть в эту тишину между словами… Наблюдать этот промежуток между выдохом и вдохом. И ценить каждое пустое мгновение опыта. Нечто святое вот-вот родится.
     
    Последнее редактирование: 25 янв 2017
    Солнечный Лучик нравится это.
  2. Ади Шакти

    Ади Шакти ► Хозяин судьбы ★ Команда форума Администратор

    Регистрация:
    13 сен 2016
    Сообщения:
    1.022
    Симпатии:
    1.094
    Баллы:
    88
    Описание из книги "Игра жизни. Таро в духе Дзен":

    Цель медитации – создать в себе ничто, но это ничто не имеет ничего общего с идеей отрицания. Оно полно, оно переполнено. Оно настолько полно, что начинает литься через край. Будда определил это ничто как «льющееся через край сострадание».


    Ничто может быть как простой пустотой, так и необычайной полнотой. Оно может быть негативным, и оно может быть позитивным. Если оно негативно, оно подобно смерти, темноте. Религии называют такое ничто адом. И это действительно ад, поскольку в нем нет радости, нет песни, в нем нет биения сердца, нет танца, в нем нет расцвета и цветения. Просто пустота.

    Это пустое ничто внушает людям бесконечный страх. Именно поэтому, особенно на Западе, Бога никто никогда не называл «ничто», за исключением нескольких мистиков, таких как Дионисий, Экхарт, Беме, но они не являются представителями господствующего направления западной философской мысли. Запад всегда воспринимал ничто как нечто негативное, отсюда и безумный страх перед ничто. Людям постоянно твердят, что пустой ум – это мастерская Дьявола.

    Восток познал позитивный аспект ничто, и в этом состоит его величайший вклад в человеческое сознание. Будда бы посмеялся над утверждением, что пустота – мастерская Дьявола. Он сказал бы: «Только в пустоте, только в ничто возникает божественность». Но он говорит о позитивном феномене ничто.

    Для Гаутамы Будды, для Махавиры, для древней традиции мастеров дзен и дао ничто означает отсутствие «что». «Что», то есть все предметы, исчезло, и в результате осталось чистое сознание. В зеркале нет отражения, есть лишь само зеркало. Сознание есть, но оно освобождено от содержания. Когда оно было наполнено содержанием, в нем было столько всего, что вы были не в состоянии познать, что такое сознание. Когда сознание наполнено содержанием, мы называем его умом. Когда сознание пусто и свободно от содержания, мы называем его не-умом или медитацией.

    Цель медитации – создать в себе ничто, но это ничто не имеет ничего общего с идеей отрицания. Оно полно, оно переполнено. Оно настолько полно, что начинает литься через край. Будда определил это ничто, как «льющееся через край сострадание».

    По-английски «сострадание» – «compassion». Это слово прекрасно. Оно происходит от слова «passion», то есть «страсть». Когда страсть трансформируется, когда желание искать другого исчезает, когда вы становитесь самодостаточными, когда вам никто не нужен, когда само желание кого бы то ни было испаряется, когда в одиночестве вы абсолютно счастливы и исполнены блаженства, тогда страсть становится состраданием.

    Только ничто может быть безгранично, нечто неизбежно ограничено. Только из ничто, а не из нечто, может возникнуть бесконечная жизнь и существование. Бог – это не «некто». Он – никто, точнее никтойность. Бог – это не «нечто». Он – ничто, точнее ничтойность. Он – творческий вакуум, то, что Будда назвал «шунья». Бог – творческий вакуум.

    Помните, «ничто» значит «все». «Ничто» означает отсутствие «что», то есть отсутствие вещей. Вещи – это формы; ничто – это энергия, не имеющая формы. Она может проявляться в миллионах различных форм, так как она не имеет своей собственной формы. Она пластична и способна принимать любую форму. Она может выражаться миллионами способов, поскольку у нее нет навязчивых идей, нет привязанности к чему-то одному. Она может расцвести в виде розы или в виде лотоса. Она может стать песней, танцем или тишиной. Все возможно, так как «ничто» означает отсутствие какой бы то ни было формы. Как только возникает та или иная форма, вещи становятся ограниченными, вариативность становится ограниченной. Как только вы принимаете какую-либо форму, вы теряете свободу, ваша форма становится неволей. Поэтому медитация – это вход в ничто.

    Мысль – это мир, поэтому Будда называет ум «миром». Как только возникает мысль, в озере сознания появляется волна, появляется форма, и эта форма временна, преходяща. Она вскоре исчезнет, она не будет пребывать вечно, она не вечна. Не цепляйтесь за нее. Наблюдайте, как она приходит и как она уходит. Наблюдайте, как она возникает и как она исчезает, но не цепляйтесь за нее. Помните о сознании, в котором она возникает и в котором она снова рано или поздно растворится. Это и есть ваша реальность, ваша истина.
     
    Солнечный Лучик нравится это.
  3. Ади Шакти

    Ади Шакти ► Хозяин судьбы ★ Команда форума Администратор

    Регистрация:
    13 сен 2016
    Сообщения:
    1.022
    Симпатии:
    1.094
    Баллы:
    88
    Значение по классическим Таро - для сравнения: Карта Жрец

    [​IMG]


    Архетип Иерофанта является одним из ключевых в системе Таро. Это связано с тем, что Иерофант – первая карта, символизирующая самоидентификацию человека в мире, отделение «Я» от окружающих его, осознание различий и границ. Сам термин «иерофант» имеет греческое происхождение и переводится как «тот, кто обучает священным вещам» (hieros = священный, phantes = обучающий).

    Шут – плод в утробе; ребенок, не рожденный. Маг – играющий младенец. Верховная Жрица и Императрица – два женских образа: идеализированная, далекая мать и мать кормящая, близкая. Император – мужской, отцовский образ – власть, контроль. Иерофант же не связан с каким-то внешним авторитетом. Это карта Логоса. Она проявляет и передает миг самосознания, самоидентификации. Это момент разделения, который был отражен во многих древних мифах. Это жертвоприношение, разделение мира на две части и т.п. Именно поэтому данный Аркан является одним из ключевых.

    Как утверждает Т. Михельсен, в рамках развития человеческой личности этот Аркан означает период, когда ребенок узнает, что такое правильно и неправильно, знакомится с понятиями нравственности и моральных ценностей. Он идет в школу. Впервые сталкивается с тем, что помимо материального мира есть и другой мир – духовный. Он сталкивается с другими учителями (помимо своих родителей), начинает формировать собственную систему ценностей.

    Если рассматривать Путь нашего мифического Героя, то Иерофант появляется здесь в качестве некоего наставника, учителя, который готовит Героя к путешествию, даже если тот (Герой) еще и не осознает своего предназначения. Этот наставник активно не вмешивается и не помогает Герою, а лишь обучает его или проявляется иногда в нужный момент. Таких примеров очень много в античных мифах (например, кентавр Хирон), а также в сказках, фэнтезийных произведениях (Мерлин, Гендальф и др.).

    В самых первых колодах Аркан назывался Папа (Папа Римский). Это священник, жрец, наделенный высшей духовной властью. Это не только внешняя духовная власть, но, прежде всего, и внутренняя, в чем и заключается принципиальное отличие Иерофанта от ранее рассмотренного Императора. Если власть Императора распространяется на мир материальный, на определенную территорию, обозначенную границами, на определенный народ, проживающий на этой территории, то власть Иерофанта, в первую очередь, это власть над духовным миром его подопечных. И эта власть не знает территориальных границ. Она вне каких-либо материальных ограничений.

    Колода Висконти-Сфорца изображает Иерофанта как умудренного опытом мужчину в годах. На его голове папский головной убор – так называемая тиара (аналогичная и у Верховной Жрицы). В левой руке он держит жезл, увенчанный крестом. Правая рука Папы приподнята и пальцы ее сложены в жесте благословения. Но этот жест также и указывает нам на небо, вверх, что говорит о том, от чьего имени действует Папа. Он воплощает в своем лице высшую, божественную власть и волю на этой земле. Помимо этого данный жест означает, что часть Тайны открыта, это видимое и очевидное (вытянутые пальцы); другая же часть скрыта, это невидимое, трансцендентное (сложенные пальцы). Под ногами Иерофанта трапециевидное основание (как и у рассматриваемых ранее Папессы, Императрицы и Императора, изображенных на этой колоде).

    [​IMG]

    Висконти-Сфорца


    На первой мистической колоде – Марсельском Таро – Иерофант представляет собой экзотерическую догму, мораль. Две колонны (одного цвета) изображены за фигурой Иерофанта. То есть противоположности фактически вынесены за пределы внимания, в отличие от Аркана Верховная Жрица, на котором она изображена сидящей между двух разных колонн, являясь как бы проводником, чувственным и пассивным элементом. Аналогичную картину можно видеть и на Tarot Classic.

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.



    И на Марсельском Таро, и на Tarot Classic, и на так называемом Классическом Таро на Аркане Иерофанта помимо основной, крупной фигуры (собственно, Иерофанта) имеются и две второстепенные фигуры. Это служки или ученики, к которым обращается Иерофант, проповедует им через себя и через свой Логос Высшую Волю.

    Головной убор Иерофанта на этих картах – опять-таки папская тиара, свидетельствующая о распространении его власти на три мира – небесный, земной, подземный, и на три компонента человеческой личности – тело, душу и дух. Кроме того, в его левой руке жезл с тройным крестом.


    Надписи в левом поле на карте Классической колоды гласят: ISPIRAZIONE (итал.) – вдохновение; INSPIRATION (англ.) – вдохновение, воодушевление, озарение, богодухновенность; INSPIRATION (франц.) – вдохновение, озарение, воодушевленность; EINGEBUNG (нем.) – вдохновение.

    На колоде Дюрера классическая символика Аркана сохраняется. Иерофант (или Папа) восседает на троне, в левой руке он держит жезл, увенчанный тройным крестом, но правая его рука держит мешочек. Две мини-колонны на сей раз выполнены как боковины спинки папского трона. Также за его правым плечом горят три свечи. У ног Иерофанта лежит собака. Девиз, начертанный на основании трона, в переводе с латинского означает: «Мудрость невозможно сымпровизировать: достоинство не может быть изобретено».

    [​IMG]

    Дюрера


    На Аркане Иерофанта Уэйта и некоторых более поздних колодах (Логинова, Иллюминатов) наличествуют два ключа. Они символизируют первого Папу, святого Петра, которому Иисус, согласно евангельской традиции, сказал: «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19). Из-за этих символических ключей Петр стал в народных преданиях привратником у врат рая, сами же ключи стали изображаться на папском гербе. Колонны же чуть приближены (по сравнению с рассмотренными картами Tarot Claasic и Марсельского Таро) к фигуре Иерофанта, но они все равно находятся позади него и одинаковы по внешнему виду. Это можно наблюдать также на рассматриваемом Аркане колоды Г.О.М. и Логинова.

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.



    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.



    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.




    Сам Уэйт описывает Иерофанта своей колоды следующим образом: «Его голову венчает тройная корона, а сам он восседает меж двух колонн, однако это не колонны Храма, охраняемого Верховной Жрицей. В левой руке у него скипетр с вершиной в виде тройного креста, правая же воздета в широко известном благословляющем жесте, который еще называют эзотерическим знаком, проводящим различие между проявленной и сокрытой частью учения. (В этой связи весьма примечательно, что Верховная Жрица не делает никаких жестов.) У его ног сложены крест-накрест ключи и преклонили колена двое священнослужителей в стихарях. Обычно его именуют Папой, что является частным проявлением более общего символизируемого им понятия. Это власть внешней религии, в то время как Верховная Жрица (Папесса), прежде всего, представляет силу эзотерическую, сокрытую…

    Это скорее summa totius theolоgiae [общая сумма теологии], перешедшая в крайне закоснелую форму. Впрочем, Иерофант также символизирует все, что праведно и священно с проявленной стороны. Как таковой, он является проводником благодати, принадлежащим, в отличие от мира Природы, миру человеческих установлений, а также проводником к спасению души всего человечества в целом. Это воплощение порядка и глава признанной иерархии, служащей отражением иного, высшего иерархического порядка. Но может случиться и так, что понтифик забудет о подлинной ценности своего символического статуса и начнет поступать так, словно ему по праву принадлежит все то, что означает его жест или представляет его символ. Это не философия, как ошибочно полагали, – разве что с теологической стороны. Это не вдохновение. И это не религия, хоть он и является одним из способов ее выражения».

    Банцхаф говорит об Аркане Иерофант так: «Жрец олицетворяет мир веры и глубочайшего доверия, основывающегося на непоколебимости избранных ценностей. В древние времена он считался одним из трёх ангелов-хранителей в Таро, обеспечивавших благоприятный исход любому делу. В этом есть глубокий смысл, потому что доверие вообще и наше доверие к себе в особенности служат основой веры в жизнь, в будущее. Помимо того, эта карта символизирует путь этики и добродетели, то есть те моральные принципы, которыми определяются наши жизненные планы».

    Архетипом данного Аркана, по Банцхафу, выступает святой; значение в общем – понимание, доверие, уверенность, добрый совет, ангел-хранитель; цель – внутренняя уверенность в себя, вера в высшее предназначение.

    На языческих колодах Зеркало Судьбы и Эра Водолея данная карта на русском языке носит название Верховный Жрец. Причем, если на первой из них он изображен достаточно традиционно за исключением разве что жезла, который увенчан не крестом, а более напоминает кадуцей, то Верховный Жрец Таро Эра Водолея более походит на грозного повелителя стихий (Мага в традиционном понимании), а не носителя духовной власти.

    На колоде Г.О.М. колонны, хоть изображены и не отличными друг от друга, вынесены авторами даже вперед фигуры Иерофанта, что также не совсем понятно с точки зрения отражения его архетипа.

    Иерофант Логинова, Иллюминатов и Русского (Магического) Таро изображен в соответствии с уэйтовскими традициями, с сохранением основной символики колоды Артура Уэйта.

    Психологу было бы интересно соотнести карту Иерофанта с супер-эго. Это субстанция, несущая некую догму, закон, не подвергающийся критике и сомнению.

    В отличие от Мага Иерофант руководствуется уже проверенными временем правилами и возвещает их другим людям. Поэтому он сам должен нести огромную моральную ответственность, несмотря на то, что провозглашает слова проповеди от имени Высшей Воли.

    В Новом Эоне значение, смысл и атрибутика этого Аркана поменялись достаточно серьезно (в отличие, например, от карты Императора, о которой говорилось ранее), что нашло свое отражение в колоде Тота. Кроули меняет символику карты кардинальным образом. Это уже не Римский Папа Эона Осириса.

    [​IMG]

    Тота (Кроули)


    На карте изображен Иерофант. Его трон поддерживают слоны, а сам он восседает на быке (Тельце). По другой версии это жертвенный бык – древнейший символ уничтожения в себе инстинктивности, бессознательности и животного начала. То есть – открытие в себе Логоса, приношение в жертву инстинкта ради обретения самосознания. Это, как говорилось выше, очень важный и ключевой момент. Знание слова, Имени в Магии равносильно обладанию властью над тем или иным духом, сущностью.

    В правой руке Иерофанта – ключ или увенчанный тремя кольцами жезл (триединство; союз прошлого, настоящего и будущего; три эпохи, сменяющие друг друга, – прошедшая эпоха Исиды, завершающаяся эпоха Осириса, приходящая на смену эпоха Гора), левая же рука с трехкратным благословляющим жестом, также обозначающим часть доступного и часть сокрытого, направлена вниз и вперед. На карте изображены 2 пентаграммы, а также одна гексаграмма. Пентаграммы символизирует власть через познание, выход на другой уровень бытия. Гексаграмма олицетворяет такой основной принцип Священной Магии, как «что вверху, то и внизу» – двухстороннюю связь Архитектора и Жреца. На пентаграмме, в центре фигуры Иерофанта, мы видим танцующего младенца (Гора). Вместо двух смиренных служек на изображении Иерофанта Таро Тота можно наблюдать Багряную Леди с мечом, олицетворяющую небесную Венеру, которая управляет Тельцом. Это изображение имеет огромное значение. В главе 3, стихе 11 «Книги Закона» сказано: «Пусть женщина опояшется мечом передо мною». Эта женщина – Венера, и теперь она в Новом Зоне; она больше не является лишь сосудом для мужчины, но вооружена и воинственна. Меч – это, прежде всего, символ мысли и разделения (помните, в Евангелии «не мир я принес, но меч»). В одной ее руке – Луна, экзальтирующая в знаке Тельца. Инициатическая любовная связь воплощается также в идее окна, через которое освещается святилище. Эта символика развивается в декоре окна, где за фаллическим головным убором видна раскрывшаяся роза о пяти лепестках (по сути, третья пентаграмма). Змея искупления (энергия кундалини) образует нимб Иерофанта. Символический смысл змеи и голубя связан со следующим стихом из «Книги Закона»: «…есть любовь – и любовь. Есть голубь – и есть змей» (стих 57, глава 1)». Окно закреплено девятью гвоздями (9 – каббалистическое число Луны, сферы Йесод на Древе Жизни).

    Пентаграмма в символизме архетипа Иерофанта имеет огромное значение. Неспроста «пятерка» здесь подчеркнута везде. Анализируя этот немаловажный момент Аркана Иерофант, крупнейший современный специалист в области Таро Олег «Атон» Телемский замечает следующее: «…Пять – это объединение двух и трех – правды земли и правды неба или, по иной версии, мужской триады и женской диады. Принцип пяти – краеугольный камень всех оккультных традиций и мировоззрений. А мотив пентаграммы столь устойчив, что проник как главный символ в такое абсолютно материалистическое государство, как Советский Союз.

    Пентаграмма – это символ сознания, слова, логоса, воли. Пятый элемент пентаграммы – её верхний угол – есть разумный организующий принцип, который рождается в конфликте четырех слепых стихийных сил. Именно пентаграмма является символом власти над демонами и духами, то есть неорганизованной психической субстанцией».


    Использованные источники



    Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003. – Пер. с англ. А. Блейз. (

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

    )

    Артур Эдвард Уэйт. Иллюстрированный ключ к Таро. Перевод с англ. И. Алексеевой. – К.: София, 2000. – 88 с. Стр. 17 – 18.

    Банцхаф Т., Телер Б. Таро Тота Алистера Кроули. Ключевые слова. – СПб.: ИГ «Весь». – 2006, 256 с.: ил. – (Ваш спутник Таро). Стр. 86 – 87.

    Банцхаф Х., Акрон. Энциклопедия Арканов Таро Кроули. Полная интерпретация карт. – СПб.: ИГ «Весь», 2006. – 240 с. с ил. – (Ваш спутник Таро). Стр. 47 – 52.

    Исследования – Таро. Глава 5. Аркан Иерофант. // Клуб «Касталия» (

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

    )

    Михельсен Т. Полное руководство по Таро / Тереза Михельсен. – Пер. с англ. А. Осипова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 320 с.: ил. Стр. 90; 92; 100; 106.

    Учебник Таро: Традиции, колоды, практика гадания. / Алексей Клюев. – М.: Росткнига. – 416 с.: ил. – (Новые методики). Стр. 62 – 64; 234 – 236.

    Фрагмент лекции О. Телемского «Ату V– Иерофант» // Клуб «Касталия»: Таро-Марафон, 30.11.2012. (

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

    )

    Фрагмент лекции О. Телемского«Ату V– Иерофант» // Клуб «Касталия»: Арканы Таро, лекция № 9,24.01.2014 (

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

    )

    Х. Банцхаф. Самоучитель по Таро. – Перевод с немецкого Е. Колесова. – Кишинев: ЧП «Старт», 2004. – 184 с. Стр. 26 – 28.

    Х. Банцхаф. Таро и путешествие героя. – М.: КСП+, 2002. – 84 с. 17 – 18.

    Х. Банцхаф. Таро: ключевые понятия (учебник и расклады). – М.: КСП+, 2003. – 288 с. Стр. 132 – 133.



    19.05.2014 г.н.э.

    (с) Frater D.

    Источник:

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.



    Еще по Жрецу (Иерофанту) из источника:

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.



    Пятый Аркан заведует соблюдением запретов и повиновением заповедям - навроде олимпийских спортивных правил. Допинг не разрешается, судья не должен быть заинтересован в определенном исходе, и так далее – все ради того, чтобы игра была действительно честной, и это по-настоящему важно, потому что иначе все это просто лишится смысла! Вот и ключевые слова этой карты – правила и смысл. Пятый Аркан связан с верой в осмысленность происходящего и его цель. Иерофант учит и воспитывает, а Дьявол потом проверяет, чему мы научились, предлагая сыграть в обход правил и выявляя наши слабые места в понимании того, как надо и как не надо поступать. Справедливость в раскладе поднимает вопросы справедливости, Иерофант – вопросы собственно этики. Справедливость объявляет штрафной удар, чтобы выровнять нарушенное равновесие - то есть включается тогда, когда иерофантово «как надо» оказалось нарушено. Всякие международные стандарты качества, нормативные акты, методические указания, системы оценок – это, несомненно, Иерофант. Комиссии, инспекции, жюри – тоже. Другие карты расклада могут подсказать, как мы будем себя чувствовать при столкновении со всем этим и чем дело кончится.

    В практических раскладах Иерофант указывает главным образом на три вещи: вопросы этики, процесс обучения и участие в каких-то ритуалах и церемониях. Это может быть и заключение официального брака. Он дает положительный ответ на вопрос о возможности или необходимости учиться или учить, а также о возможности или необходимости оформлять отношения. Более глубокие значения карты – истинная религиозность, следование за пастырем, наставничество и глубокое знание, поиски смысла и его обретение. Иерофант нередко выпадает тогда, когда человек пытается объяснить происходящее с ним в терминах какого-то учения, будь то гомеопатия, православие, венский психоанализ, индийская астрология или что угодно другое (спектр неграниченно широк, а само учение может сущестововать как две тысячи лет, так и два месяца). Иными словами, человек начинает задумываться, толковать и оценивать свой жизненный опыт, усматривая в нем какой-то дополнительный смысл. Часто это действительно вспышка интереса к церкви, обращение к исторически значимым воззрениям и принципам. Иерофант обычно припахивает нафталином, но и добротность в нем ощущается.

    В старину Иерофант считался одним из трёх ангелов-хранителей в Таро, обеспечиваюшим благоприятный исход доброму делу и несущим знание, как правильно поступить. В этом есть смысл, потому что доверие вообще и наше доверие себе служат основой веры в жизнь, в будущее. Иерофант олицетворяет мир веры и доверия, основывающегося на непоколебимости избранных ценностей. Если Дьявол в раскладе напоминает нам, что у нас есть искушения и слабости, то Иерофант в раскладе напоминает нам, что у нас есть совесть и внутреннее ощущение чистоты и добра в противоположность тому, что мы считаем злом. Помимо того, эта карта говорит, что претворение планов в жизнь пойдет успешно, если мы будем благоразумно играть по правилам, приспособаливаться к одобренным нормам поведения. Эта карта говорит о традиционном подходе к решению беспокоящего вопроса, так сказать, «путем истинным». Иерофант апеллирует к социальным ценностям и традициям, и всему, что подходит под эти понятия или с этим связано. В его ведении находятся всевозможные устои, четкое внутреннее понятие о том, «что такое хорошо, что такое плохо». Современному человеку обычно не свойственны глубокомыслие и щепетильность в этих вопросах, поэтому Иерофант ставит его в тупик, а толкования обычно не заходят далее того, что это к свадьбе или поступлению в ВУЗ – словом, грядет какой-то освященный традициями официоз.

    Это действительно карта «примыкания к традиции» или «школе», где есть кто-то авторитетный, кто знает, «как надо». Это с равным успехом может быть католическая церковь и викканский ковен, факультет университета и армейское подразделение, парикмахерские курсы и религиозная секта. Это место, где какие-то высшие законы или принципы, составляющие ядро учения, толкуются в терминах конкретного поведения, что делать и чего не делать. Карта действительно олицетворяет обучение, стремление к знаниям и социальное согласие – представьте себе семинары модного гуру, где в конечном итоге нет места несогласным, а согласные наперебой пытаются угодить, подстраивая свое «я» под проповедуемые стандарты (иногда не без пользы для себя). Иногда появление карты говорит о советчике, о ком-то, с кем есть смысл поговорить на волнующую тему. Чаще – о том, что на пути вопрошающего встретятся люди, полагающие, что знают истину (ты либо подчиняешься, либо подвергаешься каре). Это кто-то, кто учит, является мастером в своем деле и оценивает твои достижения.

    Иерофант предан какой-либо идее и несет ее результаты людям, он вдохновенный служитель своей «религии» (которая от религии может быть очень далека), и с точки зрения последователей и учеников у него есть знание некой истины и власть определять, кто прав, а кто нет. Самое главное явление здесь – власть над умами, и самый главный вопрос – что есть истина? В ведении Иерофанта действительно находится mysterium fidei. Как люди начинают верить в то, что другой человек знает, как надо и его знание истинно? Тайна веры! Иерофант вообще заведует социально оформленными таинствами. Само слово «иерофант» означает того, кто открывает священные вещи в доступной форме. Крещение и исповедь, венчание и постриг, благословение и отпущение суть таинства, погруженые в обыденность. По-настоящему они свершаются только тогда, когда есть вера. Без этого остается лишь внешний ритуал, смысл которого теряется.

    Иерофант может олицетворять человека, которому мы очень доверяем, с мнением которого считаемся и который принимает искреннее участие в нашей судьбе, помогая и и направляя. Иерофант несет контакт с наставником, способным открыть выход на более высокий уровень достижений, почитание прошлых заслуг, послушное следование тому, что говорят, а также часто – продолжение каких-то традциий, нежелание отказываться от них, со всеми их ритуалами. И та же энная по счету «Фабрика звезд» с точки зрения участников процесса - это чисто иерофантово дело. Это карта согласия (по крайней мере, внешнего), когда признают правила игры и стараются им следовать. Она говорит, что человек подписался на что-то («принес обет») и следует определенным путем, вполне возможно, временами ощущая несвободу и принуждение. Часто эта карта показывает, что мы либо нуждаемся в поддержке и опеке более опытного и знающего человека, либо сами стремимся передать другим накопленный опыт. В обыденном значении Иерофант указывает и на наличие в жизни какого-то очень важного союза (возможно, брачного), или на стремление к таковому.

    Влияние Иерофанта, как и многих других карт может быть двояким и сильно зависит от отношения вопрошающего к внешним авторитам и от наличия у него авторитета в собственных глазах (то есть его способности верить в то, что его собственное знание может быть верным – есть люди, которые этого в принципе не допускают и гоняются за этим знанием по кружкам и общинам, меняя «великих учителей» как перчатки). В зависимости от этой черты, Иерофант может описывать как подпадание под жернова чьих-то догм, так и исключительную моральную смелость и способность идти своим путем.

    Иерофант может говорить о том, что нам предстоит играть роль должностного лица и образца для подражания (классический пример – учитель). Он ставит вопрос – как мы вели бы себя, если бы за нами никто не наблюдал? Действовали бы мы так же? Это карта общественного одобрения, внешней благопристойности и традиционности, социального договора. Поэтому он является старинным сигнификатором свадьбы. Здесь нет ни слова о чувствах, какими бы они ни были – акцент на ритуал обмена кольцами и обетами в присутствии свидетелей. Карта может указывать на любой союз, подобный брачному, принятие уз и обязательств (счастливых или нет).

    Это карта школы, где ставят оценки и таким образом выражают одобрение или неодобрение твоим успехам. Эта карта всегда ставит вопрос уровня происходящего. Действительно ли это хорошо? Действительно ли это «как надо»? Иногда этот неожиданный вопрос ставится ребром (а в негативном карточном окружении – выходит боком).
    Вообще-то выпадение Иерофанта нередко можно рассматривать как благословляющий знак в отношении вопроса. Он является сигнификатором истинной Веры и Пути истинного для каждого конкретного человека, и может быть указателем правильности выбранного направления. Часто предвещает встречу с хорошим человеком, который может помочь – по крайней мере, ценным советом.


    Авторитетное и назидающее - «пророк в своем отечестве». Варьирует от догматизма и суровости до философской терпимости и снисходительности, но убежденность в своей правоте присутствует в любом случае. Иерофант верит в смысл происходяшего и поступает в соответствии со своими моральными принципами.

    Нередко акцентирует интерес к религии (в том или ином ее виде, учения могут быть самыми разными) или указывает на то, что человек действует что называется «по вдохновению».

    Иерофанты консервативны и не любят приспосабливаться. Это объясняется очень просто – они знают, как надо. Это знание живет у них внутри, и свернуть с этих рельсов им трудно (притом часто никакого удовольствия от этого сворачиваяния они не получают, скорее четкое ощущение, что сбились с пути и надо срочно возращаться). Иерофанты отличаются тем, что они действительно верят в проповедуемые ценности и служат им, так как они совпадают с их внутренним ощущением добра. Есть еще одна особенность – Иерофанты интуитивно хорошо чувствуют историю как связь времен, наследие прошлого оживляет для них настоящее. Они могут неожиданно хорошо ориентироваться в истории чего-либо (это может быть как целая эпоха, так и история какого-либо рода деятельности, организации, жанра в искусстве и т.п.), и где-то в глубине души хорошо чувствуют, что в этом есть особая значимость.
    Естественное занятие для Иерофанта – наблюдать, все ли делается правильно. Он наставник, искатель и ревнитель истины. Его естественная черта – особая смелость, которой все это требует. В лучшем случае он несет умение в простом и материальном увидеть глубокий духовный смысл, правильно понять суть какого-то жизненного урока. Особенность Иерофанта в том, что его вера и его понятия практически всегда ставновятся публичными, выносятся на всеобщее обозрение. Это не тот случай, когда удается утаить «огонь, мерцающий в сосуде». Например, если ему удалось извлечь какую-то мудрость в ходе преодоления собственных страданий, трудностей или болезней, он скорее всего, окрыленный и просветленный, напишет про все это целую книгу, которая и поступит в продажу...а там и выездные семинары не за горами. Так формируются школы, кружки и группы.

    Случается, что устав доказывать, проповедовать и примирять свою совесть с общественными стандартами, и осознав, что «нет пророка в своем отечестве», Иерофант сбрасывает свое облачение и продолжает путь в плаще Отшельника, ни с кем более не соотносясь и никому ничего не доказывая (так сказать, приняв схиму и удалившись в пустыню). Но вообще-то Иерофант – это естественный учитель, законодатель и гуру. Ему нужна публика, ученики, последователи и преемники.

    На Иерофанта, как правило, можно положиться – он ведет себя совестливо и последовательно, по крайней мере в рамках собственных понятий о том, что такое хорошо и что такое плохо.

    Настоящий Иерофант весьма умудрен жизненным опытом, а потому способен давать бесценные советы в самых непостижимых ситуациях. Глядя в его невозмутимые глаза, трудно себе вообразить, что он прошел через какие-то коллизии и метания, но все же приходится признать, что его потрясающая мудрость куплена немалой ценой, которая до конца известна только ему. Иерофант – это роль Мастера по отношению к Ивану Бездомному. В лучшем случае это эмпатичный и мудрый наставник, духовный руководитель, учитель, способный помогать и направлять...и преклонение перед ним, респект от всей души. Через него можно прикоснуться к мощной традиции.

    Иерофант часто служит в раскладах сигнификатором человека, состоящего в браке.


    Иерофант – Пробужденный и Просветленный.

    Это великая мудрость мужского существа. Для современного человека «мужская мудрость» олицетворяется Императором – вот он, сверх-мужчина, чего еще надо?

    Однако Император олицетворяет лишь сугубо мужской стиль мышления и образ действий (так же, как Императрица – сугубо женский) - он должен действовать, рулить, разруливать, деваться ему некуда, у него куча обязанностей, как у хозяина поместья, многодетного отца или президента страны. Тут перед нами совсем другая фигура. Он разруливает не здесь. Это изначальный Жрец древнего мира. Его не тревожат житейские попечения. Земная власть ему по щиколотку. Императоры склоняются перед ним, чтобы он совершил таинство помазания на царствие и посоветовал, как быть. Он не Маг, играющий с силами природы и гуляющий по краю. Он – тот, кто говорит Магу, что он доигрался и сообщает условия выравнивания нарушенного на тонких планах равновесия. Ему ведомы ставки в том казино, где мы ставим на кон бессмертную душу (в этом смысле Иерофант и Дьявол – наиболее тесно связанная пара в Таро). Иерофанту соответствуют старцы-провидцы, наделенные даром прозорливости, которым не нужна исповедь грешника, чтобы сообщить ему, что он должен сделать для собственного блага (при этом в «жилетку» они не превратятся ни на йоту). Иерофант соотносится с Императором примерно так, как Диоген – с Александром Македонским («Не заслоняй мне солнце»). К чести последнего надо отметить - юноша оценил ответ по достоинству и сообразил, что у пресловутой бочки проходит граница всех царств («если бы я не был Александром, то был бы Диогеном»).

    Пятый Аркан символизирует собой высоких священников языческих или христианских школ Мистерий. Эта карта символизирует инициатора (мастера таинства жизни), или духовного врача. Иллюзорная Вселенная, в данном случае, символизируется двумя фигурами (полярности) - коленопреклоненными перед троном, на котором восседает инициированный, поднявший свое сознание до уровня духовного понимания и реальности. Иерофант воплощает праведность человека в высшем смысле этого слова. В отличие от миссии Жрицы, пассивно проводящей ритмы, Иерофант символизирует принцип активности, являясь созидателем нового пути. На карте есть другие люди (коленопреклоненные монахи...или монархи...или монаршья пара) – мудрость Иерофанта предназначается для кого-то, в ней нет смысла, если она запечатана. Это одна из «троичных» карт (к ним относятся также Влюбленные, Дьявол и Колесница).


    В отличие от Жрицы, он символизирует религиозный авторитет знатока таинств и толкователя истины. Он прошел долгий путь в этой системе и теперь может вести других (но и в чем-то ограничивать). Это не карта индивидуального единоличного пути, а карта примыкания к существовавшей до тебя традиции, какому-то мейнстриму, его ритуалам и устоявшейся системе воззрений. Он указывает путь к духовной цели – именно на этом пути, ему дана власть решать, что именно надо делать для успешного прогресса, он несет толкование закона в терминах поведения. Это устав монастыря или духовного ордена, а не личный гностицизм – богослужебные правила, ритуалы благочестия, общие для всех и созданные до тебя.

    Это потребность и возможность следовать традиции, которая дарует и посвящение, и обучение, и практики, ведущие к твоему собственному Граалю. Люди, книги, духовные системы, помогающие новичку. Чтобы пройти великий путь, нужны желание, интуиция, но и мудрость предшественников. Именно дисциплина практик помогает поддерживать связь между духовной и повседневной жизнью.
    Карта может символизировать и саму организацию (религиозную, образовательную, философскую), имеющую структуру и обладающую влиянием на умы последователей. Во всех подобных организациях есть лицо или группа лиц, чьи взгляды считаются практически непреложной истиной. Они имеют возможность продвинуть или сокрушить. Другие либо подчиняются из слову, принимая его именно таким образом, либо объявляются еретиками и изгоняются. Это система, где есть свои ценности, своя иерархия и формальности, и предполагается подчинение и послушание оным, конформизм.

    Иерофант, как и Жрица – суть Знание, но в отличие от Жрицы с ее вещими снами и чтением мыслей, его знание четко этически окрашено, в нем присутствуют такие понятия, как ответственность, долг, искупление, справедливость. Ему одному таинственным образом ведомы ставки в том казино, где все мы пытаемся проиграть свою душу. Это знание «что почем» в этом лучшем из миров. Иными словами – система ценностей. В отличие от Жрицы, Жрецу не надо настраиваться и медитировать – он просто знает ответ, в любой момент своей жизни, эти ответы разложены по полочкам. Остается только одна проблема – привести себя в соответствие с этим знанием, ибо никакое знание не является подлинным, пока оно не стало руководящим принципом в жизни и основой для принятия решений.

    Пятый Аркан описывает стадию духовного развития, на которой дается познать волю Божью по отношению к себе и истолковать ее в терминах личного поведения. Принятие для себя решения, жить ли в рамках закона, вписывать ли свое дальнейшее бытие в закон миропорядка или взять на себя всю ответственность за непослушание и индивидуальный путь...решить самому, какова будет твоя дорога или позволить авторитету решить за тебя...поиски истины и моральная смелость идти собственым путем, если веришь, что так надо...выбор – следовать потребностям своей души или подстороить свое я к требованиям других, к традиции...вот вопросы, которые ставит перед нами Пятый Аркан и предполагается, что ответ даст совесть. По сути же это выбор между добровольным послушанием и послушанием посредством принуждения («ведет послушных рок, а непослушных тащит»).
    Не следует думать, что Иерофанту так уж легко раскладывать все по полочкам и поступать по совести. Он лучше всех чувствует конфликт между идеальной истиной, ведомой сердцу («как должно быть») и тем, что является правдой жизни. Этот конфликт представляет собой неизлечимую «пятую рану» (с точки зрения христианского эзотеризма - рану Святого Сердца, пронзенного воином). Эту «пятую рану», «рану сердца» носит в себе каждый патриарх. Иерофант вечно истекает кровью под своим облачением, он близок к раненому королю-рыбаку из сказаний о Граале. Об этом напоминает и «перстень Рыбака», носимый папой Римским.

    Моральная проблема Иерофанта заключается в том, чтобы прислушаться к внутреннему голосу и быть праведным не только в исполнении своей задачи, как Император, но и по отношению к самому себе. Непосредственная же его задача заключается в том, чтобы, слушаясь себя и своих, пусть даже самых естественных и правильных, импульсов, не стать глухим к окружающим, постоянно соизмеряя их желания со своими.

    Иерофант может быть Наставником на узком пути, где есть «да» и «нет», добро и зло, эволюция и деградация, а не просто нейтральный «опыт» и «рост» непонятно куда (в конце концов, раковая опухоль тоже растет). Психология личности со своей стороны сделала все, что освободить человека от оценочного давления в этих вопросах. Будучи чрезмерным, это давление деморализует и разрушает, но и полное его отсутствие, в общем, дает тот же самый эффект. Если появление Пятого Аркана в раскладе вызывает легкий ступор (непонятно, о чем он, и что с ним делать), значит, пришла пора стряхнуть пыль с такого инструмента как совесть – мы все периодически в этом нуждаемся, даже будучи хорошими людьми.

    На карте Уэйта два ключа, скрещенные у ног Иерофанта, символизируют, по мысли Гугенхайма, ортодоксальную доктрину и внешние проявления жизни. Традиционная папская тиара обозначает власть над тремя уровнями бытия - небесами, землей и преисподней (в психологической проекции - «суперэго», «эго» и «оно»). Лилии на стихаре одного из коленопреклоненных монахов символизируют духовный идеализм, а розы на облачении другого – любовь к людям. На карте Кроули Иерофант изображен держащим символ триединства, а ниже изображена его женская природа, с мечом-мыслью в руке, которая правит им изнутри. Жезл в руке Иерофанта (крест с тремя перекладинами или три пересекающихся круга - эмблема Рериха) - подразумевает новое воплощение. Жезл обычно суть символ той веры, которую исповедуют создатели колоды. Интересно, что во многих колодах, хотя Иерофант в великолепное облачении, его ноги босы – это напоминание о внутреннем смирении и о том, что каковы бы ни были внешние правила, конечной точкой для их служителя все равно является личная совесть, обнаженная и ощущаемая в качестве «собственной шкуры».
    За головой Иерофанта изображен пятилепестковый лотос, вписанный в пятиконечную звезду - символ активного участия в космическом творчестве. Из-за спины Иерофанта выглядывает разъяренный бык (символ Тельца) - символ мощного творческого потенциала, а также страстей и желаний, которому астрологически соответствует Иерофант. В греческой мифологии фигура Верховного жреца соответствует Дионису - богу-покровителю всех плодотворных сил Земли. Телец - самый "земной" знак, который своими жесткими рамками корректирует материя, поэтому "возвыситься" он сможет, лишь воплощая незыблемую праведность на своем пути.


    Иерофант символизирует правильные, важные и ответственные шаги, которые предпринимаются с большой верой в свое дело. Яркое ощущение миссии, значимости своей работы (обычно в терминах служения людям). Это карта честности, чистоты стремлений, честных сделок и fair play. Уверенное движение к цели с убеждением, что дело того стоит. Серьезное продвижение в профессиональном развитии.

    Иерофант олицетворяет традиционную систему образования, школу, официальное обучение. По ему идет передача своих знаний другим, а также активное использование чужого опыта. Работа в сфере образования (или по крайней мере такая, которая действительно требует хорошего образования и знаний). Профессиональная связь с культурными или религиозными учреждениями (в худшем случае там царят жесткие установки и устойчивый запах мертвых ритуалов, от которых никак не удается отказаться). Вообще все профессии, где важны невозмутимость, знания и умение убеждать.

    Иерофант является сигнификатором всех учреждений, где сильны многолетние традиций, а также где наличествуют разные «школы», «подходы» и «стили» (по сути, они подобны вероисповеданию – ни один не является истиной в последней инстанции, хотя их носители склонны воспринимать их именно так). Эта карта может обозначать любую профессию, которая подразумевает умение толковать законы, традиции или какие-то культурные установления.

    Иерофанты – это научные руководители, консультанты, психотерапевты, учителя и наставники всех сортов. В общем смысле, карта говорит о соответствии занимаемой должности и высоком профессиональном статусе. Иерофант соответствует крупным организациям, нередко государственным, и в любом случае таким, которые были созданы явно не вчера и опираются на сложившиеся традиции (например, это может быть банк или мэрия). Иерофант любит работников университетов, библиотек, архивов, музеев – всех тех мест, где оберегается знание с долгой историей. Человек, обозначаемый Иерофантом, может иметь профессиональное отношение к религии, всему, связанному с бракосочетанием. Иногда – врач, помогающий избавиться от нажитых проблем, «отпускающий грехи».

    Эта карта может означать, что в проект вкладывается масса энергии в то время как он, возможно, больше нуждается в хорошей организации.

    Необходимость придерживаться инструкций, играть по правилам. Карта не исключает получения прибыли, но все же настраивает вопрошающего в том направлении, что «не хлебом единым...», давая понять, что не деньги сейчас главное. Иерофант не есть карта бизнеса и предпринимательства.

    Эта карта символизирует наивысшие духовные составляющие отношений и в каком-то смысле всегда ставит вопрос их уровня.

    Иерофант связан с общностью и социальными законами, поэтому в его ведении находятся если не любовь, то брачные обеты. В зависимости от других карт может предвещать свадьбу, прочное супружество, крепкую дружбу. Карта может говорить о том, что партнеров объединяет общая цель, общая вера во что-то, одним словом, нечто большее, чем просто симпатия или страсть. Иногда Иерофант сообщает, что «правильный» партнер появится в жизни тогда, когда духовное развитие достигнет надлежащего уровня, чтобы ничем не омрачать эту связь.

    Иерофант большой традиционалист, ему импонирует респектабельность и сдержанность. Он может быть очень верным поклонником и крайней добропорядочным кандидатом в спутники жизни. Вспомните героя «сумеречной саги» Эдварда, когда он объясняет порывающейся затащить его в постель Белле, что он человек другой эпохи и по его понятиям все должно происходить иначе. «Я бы долго ухаживал за тобой, мы гуляли бы по аллее и пили чай со льдом на веранде, и может быть я украл бы у тебя поцелуй. Но только получив благословение твоего отца, я встал бы на одно колено, вручил бы тебе кольцо и спросил бы, окажешь ли ты мне честь и выйдешь ли за меня замуж". Вот это – Иерофант. И современным Иерофантам обоего пола глубоко безразлично, какой век на дворе. Они действительно ведут жизнь в соответствии со своими идеалами, принимая весь дискомфорт, который может быть с этим связан.
    Любые проблемы в отношениях, и в особенности в браке Иерофант решает исключительно путем добродетели и сдерживания своих порывов. Партнеру, описываемому картой Иерофант, можно доверять. Не в том смысле, что это гарантия его личной святости, но для него измена – это не неверность партнеру. Это измена собственному духу, собственным понятиям и высоким моральным принципам, а это куда более интимное и болезненное мероприятие, чем небрежный шаг на сторону.

    Обычно у Иерофанта высокие идеалы, и он способен создавать отношения, в которых все «честно и благородно». Впрочем, кавычки здесь не к месту. Честно и благородно. Это может быть изрядным испытанием само по себе, если человеческие возможности другого партнера не столь высокой пробы (а поскольку Иерофанты, в общем-то штучный товар и редко ходят стаями, то так оно обычно и оказывается).

    Часто он всеми силами («Прости, что поучаю!») пытается передать другому свое видение смысла отношений, показать, что есть важно и что есть правильно. Он мечтает создать по-настоящему хорошие отношения, основанные на любви и ответственности друг за друга, свободные от неверности и обид.

    В худшем случае Иерофант говорит о том, что людей связывает самое холодное из чувств – чувство долга.


    Иерофант все подчиняет убеждениям, в том числе питание, секс и закалку, а потому любит посты, вегетарианство, йогу, аюр-веду и тому подобное. Не факт, что выбранная система является подходящей. Как известно, что русскому хорошо, то немцу смерть. То, что прекрасно работает в Индии или Китае, может дать вовсе не столь желаемые результаты для уроженца средней полосы.

    В качестве сигнификатора болезни может указывать на возрастные проблемы, например, артрит или остеопороз. Мэри Грир пишет о заболевания по типу «ухо-горло-нос», о мышечных болях и инфекциях, передающихся от человека к человеку воздушно-капельным путем (от говорящего к аудитории).

    В литературе встречаются замечания о болезнях почек.

    Мельхиседек

    Папа Римский

    Отрывок из Библии, пронизанный всевозможными вибрациями Пятого Аркана - твердость веры, камень храма, церковь, необоримость «вратами» другого (Пятнадцатого) Аркана, венчание, отпущение грехов, очищение совести...: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Евангелие от Матфея, 16:18-19).
    И более тонко «Ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?» (1 Коринфянам, 10:29).
     
    Последнее редактирование: 23 янв 2017
    Солнечный Лучик нравится это.