Аудио Ravi Shankar Chants of India

Тема в разделе "Музыка", создана пользователем Ади Шакти, 8 мар 2017.

  1. Ади Шакти

    Ади Шакти ► Хозяин судьбы ★ Команда форума Администратор Участник

    Регистрация:
    13 сен 2016
    Сообщения:
    1.024
    Симпатии:
    1.103
    Баллы:
    88


    Released
    6 May 1997
    Genre Indian classical, devotional music
    Producer George Harrison

    Рави Шанкар (англ. Ravi Shankar, бенг. রবি শঙ্কর Robi Shôngkor, хинди रवि शङ्कर или शंकर; 7 апреля 1920, Варанаси, Британская Индия) — индийский композитор, широко известен как виртуоз игры на ситаре.

    Тот самый Рави Шанкар, который дружил с Джорджем Харрисоном и о котором Виктор Цой сочинил песню.

    Кто на нём играл? Чей это ситар?
    На ситаре играл сам Рави Шанкар.
    Он сидел в позе "Лотос" на спине у слона
    С ситаром в руках.
    Cитар играл!


    Cитар играл!
    Джордж Харрисон купил пар двенадцать бус,
    Джордж Харрисон сказал: "Я буду жить любя"...

    [​IMG]
    Рави Шанкар является известнейшим в мире индийским музыкантом. Он внёс большой вклад в популяризацию в западных странах индийской классической музыки в целом и её инструментов и исполнителей в частности. Важную роль при этом сыграли как знакомство с группой The Beatles, так и личная харизма Рави Шанкара. Джордж Харрисон учился у Рави Шанкара игре на ситаре, так же у них есть совместные записи.

    [​IMG]

    В пятидесятых его нарекли индийским Моцартом, в шестидесятых его превозносили как крестного отца рок революции и основателя "word music", он отучил легендарную четверку Beatles разбивать гитары над головами беснующихся поклонниц и открыл им чудеса звучащей и самоуглубленной Индии, одна из лучших его пластинок была записана в Советском Союзе в стенах Кремля, в его бомбейскую музыкальную школу съезжаются попытать счастья тысячи достойных музыкантов со всего мира. Говорят что, Индира Ганди, слушая ситар Шанкары, не торопилась вытирать текущие по щекам слезы, ибо то были слезы радости.
    Он выступал на легендарном фестивале «Вудсток» в 1969 году, в 1980-х концертировал вместе с Иегуди Менухиным.
    Работал в кино с Норманом Мак-Лареном, Сатьяджитом Рэем и многими другими. Музыкальная карьера Рави Шанкара длится уже более шести десятилетий, а его международная карьера, согласно «Книге рекордов Гиннесса», является самой продолжительной в мире. На данный момент ему 92 года.

    [​IMG]

    Звук есть Бог, верят индусы. Индия - это непрерывная песнь, льющаяся из горячего сердца мира.
    Классическая индийская музыка не подвластна математическим законам модуляций, тонов и тактов. Внутри нее живет пауза беспредельности, подобно молитве. Если бы Рави Шанкар не жил с детства в Париже, ему трудно было бы понять, почему европейцы физически не могут слушать ситар свыше полутора часов. Европейцы ищут точку опоры, им необходимо знать, что развязка обязательно наступит и точно по расписанию. Однако, сама судьба одаренного индийского мальчика ставила перед ним увлекательную задачу - соединить в своей музыке несоединимое - монотонное кружение Востока и устремленный бег Запада.
    [​IMG]

    Рави Шанкар родился 7 апреля в местечке Варанаси, близ города Бенарес в Западной Бенгалии в семье, принадлежащей к касте брахманов.

    С 13 лет он начал гастролировать в качестве танцора с труппой своего брата Удэя Шанкара "Compaigne de Danse et Musique Hindou". Со временем он отказался от карьеры танцора, предпочтя профессию музыканта. Его выбор пал на ситар.

    Большое влияние на становление Шанкара оказало общение со старейшим музыкантом-мультинструменталистом Аллауддином Ханом, у которого он учился с конца 30-х и до середины 40-х годов. Осев в 1948 году в Бомбее, Шанкар работал над музыкой к фильмам и балетам, записывался с различными исполнителями как сессионный музыкант, предпринимал гастрольные поездки по стране. С февраля 1949 по январь 1956 года занимал пост музыкального директора радиостанции "All India Radio" в Нью-Дели. В 1954 году Шанкар посетил с концертами Советский Союз, а два года спустя - Западную Европу и США. Вместе с зарубежными поездками к Шанкару пришла мировая известность - уже тогда он считался самым популярным индийским музыкантом во всем мире. Его успеху также способствовала запись сольных альбомов, первый из которых - "Three Ragas", увидел свет в 1956 году.

    [​IMG]

    Легендарное для мировой музыки событие произошло в 1965 году в Лондоне на обеде у президента общества азиатской музыки, где Шанкар любезно согласился дать небольшой концерт в сопровождении Алла Раха, после которого он предложил всем желающим взять первый урок игры на ситаре. Желающими оказались Джордж Харрисон, Джонн Леннон и Ринго Стар. В своей книге Харрисон потом вспоминал: "Удивительно было видеть выдающегося мастера, который показывал игру с самых азов. Мы занимались, тут зазвонил телефон, я положил ситар, встал и перешагнул через него, чтобы идти к телефону. Рави Шанкар шлепнул меня по ноге и сказал: "Первое, чему тебе надо научиться - это уважать свой инструмент!" Конечно, мы, Beatles, не всегда вели себя подобающе..."
    Так открылась эпоха Шанкары у Beatles и Beatles у Шанкары, а, следовательно, и у всего мира западной музыки. "Джордж стал моим учеником, он жаждал научиться играть на ситаре, глубоко любил и уважал нашу музыку и культуру. Я дал ему автобиографию Йогананды, полностью изменившую его жизнь и повлиявшую на остальных "Битлз". Они стали моими учениками, а я превратился в гуру Beatles", - вспоминает Рави.
    Вскоре после знакомства Харрисон отправился в Индию вместе с женой Патти. "Я начал делать упражнения йоги, потому что нужно было научиться сидеть и правильно держать ситар, - пишет он, - страшно болели ноги: ситар имеет такую неудобную форму и такой размер! Сидеть нужно со скрещенными ногами, правая нога на левой, левая на полу, инструмент лежит на правой пятке, правая рука лежит на корпусе ситара, а левая, перемещаясь по грифу, не должна его поддерживать. Заниматься надо с закрытыми глазами и знать позиции грифа наизусть, потому что если будешь пытаться вытянуть шею и посмотреть, куда ложатся пальцы, то тело мгновенно горбится и теряет осанку. Однажды Рави пришел и спросил меня: где твои корни? В Ливерпуле? И я отвечал ему, что в Индии я чувствую себя как дома. Но, поразмыслив, решил, что, может быть, следует возвратиться к гитаре, потому что ясно было, что выдающегося ситариста из меня не получится".

    [​IMG]
    Знакомство с рок-н-роллом вдохновило Шанкару на эксперименты, он пробует новые для себя жанры - фолк, джаз, авангард, что не удивительно. Достаточно представить себе, как Харрисон и Ринго зазвали Рави на Монтерей - "на ознакомительную экскурсию", где шла вечерняя программа с Дженис Джоплин, Джими Хендриксом и The Who. Такую музыку их учитель слышал впервые и был шокирован. "То есть я вполне оценил виртуозность Хендрикса, и пели там хорошо, но в целом… Все были под кайфом, ломали инструменты, музыка была такая громкая, что я просто не мог ее вынести. Я отказался играть на следующий вечер, но Харрисон уговорил меня, и в конце концов концерт оказался приятным опытом".
    В 1966-м году Рави Шанкар вместе со скрипачом Иегуди Менухиным участвовал в фестивале Bath; впоследствии музыканты вместе выпустили альбом "West Meets East", состоящий из трех частей. Первый диск из серии получил в 1967 "Грэмми" в категории "Лучшее исполнение камерной музыки".

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.


    В 1969-м, не без уговоров Ринго и Джорджа, он приехал на Вудсток - легендарный рок-фестиваль, после чего зарекся выступать перед огромными аудиториями и сменил менеджера на импресарио, работавшего с классическими музыкантами. Ему пришлось взять паузу на полтора года, чтобы отдышаться от бешеного ритма ненасытного Запада.
    Рави Шанкар часто напоминал своим подопечным из Beatles, что настоящая музыка почти интимна, невозможно ее донести до многотысячной толпы на стадионе.
    "Однако, в 1971 году, - пишет Харрисон, - когда я был в Лос-Анджелесе и записывал музыку к фильму "Рага", Рави Шанкар поделился со мной намерением дать концерт с большой аудиторией - чтобы он мог собрать тысяч 25 долларов для голодающих в Бангладеш. Он спросил меня, не мог бы я ему чем-нибудь помочь, например, открыть концерт. После этого он мне начал давать вырезки из журналов и газет, в которых описывалась война, бедствия, нищета, я начал осмысливать происходившее и подумал - пожалуй, мне надо бы помочь. Мы, как участники "Битлз", были воспитаны на взглядах, что если уж что-нибудь делаешь, делай это с размахом, если уж собирать средства, то почему бы не собрать миллион. Я три месяца обзванивал всех по телефону, подключил Эрика Клэптона... А после концерта еще долгие годы во всех бенгальских ресторанах мира ко мне подходили официанты со словами: "Мистер Харрисон, приятно было знать, что кто-то о нас думает, когда мы сражались в джунглях ". Спасибо Рави Шанкаре, - всегда отвечал я".
    [​IMG]
    Мост через океан

    С начала семидесятых Европа и Америка переживает настоящий южноазиатский бум. Тысячи паломников, вдохновленных ситаром, "возвышающим душу", отправляются за просветлением в сакральные земли Индии и Тибета. Сказочные картины буддийского, индуистского и даоссого мировидения становятся не просто модными, они вдохновляют не одно поколение писателей и музыкантов, художников, дизайнеров и модельеров Запада.
    Ежегодно Шанкар давал около семидесяти концертов по всему свету, продолжал писать музыку для кинофильмов и мьюзиклов, два изумительных концерта для ситара и симфонического оркестра в огромной степени перевернули как европейское так и индийское представление о классической музыке. Его Второй концерт впервые прозвучал 22 марта 1982 года в Лондоне в Королевском зале на торжественном открытии фестиваля Индии, где присутствовали принц Уэльский, премьер-министры Индии и Великобритании. В 1985-м году Шанкар получил очередной "Грэмми" за музыку к фильму сэра Ричарда Аттенборо "Ганди". А в 1988 музыкант приехал в Россию с новым проектом "Tana Mana", в котором он гармонично синтезировал новейшие европейские инструменты с традиционными ситаром. Концерт происходил в Большом театре в сопровождении русского балета. Запись этого концерта, пластинка "Ravi Shankar Inside The Kremlin" считается одной из самых успешных его работ. Впрочем, его дискография необъятна, ведь каждый концерт - это импровизация, а повторений не существует, разве что в домашнем кинотеатре можно повторить запись одним нажатием на кнопку пульта.
    И все-таки, идея Шанкары встретить в музыке восток и запад наиболее наглядна в его совместных работах с европейскими исполнителями, например со скрипачом Иегуди Менухином. Обескураживают и пленяют его экспериментальные пробы с американским композитором-минималистом Филиппом Глассом, другом Брайна Ино. Одна из ярчайших дуэтных пластинок - "4 seasons", альбом удивительным образом сочетающий не сочетаемое: ситара и электронная музыка, живая рага и тревожные голоса, пропущенные по дорожкам компьютерной программы. Действительно, в такой музыке кросс-культурная встреча звучит почти аппокалиптически. Отчаяние и ужас, пропасть прошлого и холод будущего, острая душевная боль и быстрые слезы раскаяния, сменяющиеся облегчением и возрастающей надеждой, детской радостью жизни, жизни, которая продолжается во всех концах света, на семи небесах и на земле, пропитанной нефтью.
    Человека обнимает вечность, когда как время сжимает его в тиски. Но музыка, как говорит Шанкара, освобождает.

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.


    Он отец певицы Норы Джонс (Geethali Norah Jones Shankhar, родилась в 1979 году) и ее единокровной сестры Анушки Шанкар (Anoushka Shankar, родилась в 1981 году), американской ситаристки и композитора.

    [​IMG]

    Рави Шанкар - знаковый человек нашего времени. Сейчас ему 92 года.

    Он обладатель всех мыслимых и немыслимых премий, как музыкальных, так и гуманитарных - "Гремми", Юнеско, ЮНИСЕФ, 14 почётных докторских титулов, званием командора ордена Почетного легиона Франции, почетного членства в Американской Академии искусств, Императорская Премия Япониион.
    На вопросы журналистов Шанкар всегда отвечает с полуулыбкой, стараясь развенчать все мифы, бытующие о нем. Он отрицает свое влияние на европейскую популярную музыку, не понимает, почему его почитают в Индии святым, не одобряет режиссера, снявшего о нем фильм, оставляет автографы то на французском, то на английском, и подшучивает над своей старостью.
    "Изменения были всегда, но шли постепенно и не пугали. Теперь они шокируют нас, потому что происходят так быстро. Не знаю, согласитесь ли вы со мной, но мне кажется, что Индия - единственная страна, сохранившая свою культуру. В Египте, Китае и Греции от великих культур почти ничего не осталось - традиции стали мертвыми музейными экспонатами. В Индии все еще есть йога, аюрведическая медицина, музыка, танец и ремесла. Когда Индия исчезнет - что останется?".

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.


    "Я же простой индийский музыкант", - улыбнется Шанкар.

    Источник статьи:

    Здесь находится полезная ссылка. Но чтобы видеть эту ссылку - нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

     
    Hatiris El, Prosvet и Солнечный Лучик нравится это.