Dismiss Notice
В разделе [Блоги] создавший тему - модератор в ней.

Существует ли рай? и если да, то каков он?

Discussion in 'О главном' started by Пикачу, Oct 8, 2025.

  1. Инь

    Инь ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Feb 2, 2020
    Messages:
    10,749
    Likes Received:
    4,615
    Trophy Points:
    88
    Location:
    Израиль
    Ну, блин... А потом меня спрашивают: а как твой мозг работает..?
    Однозначно не как у обезьян... )))

    "Твоя моя не понимать"... ;-)
     
  2. Kолобок

    Kолобок ► Махатма ★★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Apr 28, 2024
    Messages:
    3,558
    Likes Received:
    1,985
    Trophy Points:
    93
    разве нужно быть Богом для понимания чуждого мышления? Просто нужно понимание что разум это не только человеческое мышление. Он разный и в разных формах
     
    упасика likes this.
  3. Kолобок

    Kолобок ► Махатма ★★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Apr 28, 2024
    Messages:
    3,558
    Likes Received:
    1,985
    Trophy Points:
    93
    в чем разница?
     
  4. Инь

    Инь ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Feb 2, 2020
    Messages:
    10,749
    Likes Received:
    4,615
    Trophy Points:
    88
    Location:
    Израиль
    Нужно быть тем самым "чуждым", чтобы понять...
    "Из своего" ты поймёшь только то, что имеешь...
    Не имеешь Свести, к примеру, никогда не поймёшь мотивы того, у кого она есть... ;-)
     
  5. Инь

    Инь ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Feb 2, 2020
    Messages:
    10,749
    Likes Received:
    4,615
    Trophy Points:
    88
    Location:
    Израиль
    В системных настройках...
    Понимаешь разницу между ПК и Серверной репликацией?
     
  6. Citrus

    Citrus ► Мастер ★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Apr 2, 2023
    Messages:
    2,979
    Likes Received:
    2,192
    Trophy Points:
    93
    Location:
    Калмыкия,Приютное
    Будешь скромным — растопчут,
    Будешь буйным — снесут,
    Будешь умным — прогонят,
    Добрым быть — засмеют,

    Будешь грешным — осудят,
    А цветущим — сомнут,
    Будешь чистым — изгадят,
    Ну, а злым — проклянут.

    Кем же быть? Я не знаю.
    Но, играя с судьбой,
    Вновь и вновь повторяю:
    "Буду только собой".

    Автор: Игорь Тальков
     
    Odin, Маугли and Инь like this.
  7. Инь

    Инь ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Feb 2, 2020
    Messages:
    10,749
    Likes Received:
    4,615
    Trophy Points:
    88
    Location:
    Израиль
    А песню найти можно? Чтобы с музыкой...
     
  8. Citrus

    Citrus ► Мастер ★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Apr 2, 2023
    Messages:
    2,979
    Likes Received:
    2,192
    Trophy Points:
    93
    Location:
    Калмыкия,Приютное
    И сказал Иисус: "Царствие Божие в вас самих и только в вас, а не в постройках из камня и дерева. Разруби полено и я буду там, подними камень и найдёшь меня."

    Евангелие от Фомы
     
  9. Элиэна

    Элиэна ► Архат ★★★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Apr 20, 2021
    Messages:
    5,567
    Likes Received:
    6,589
    Trophy Points:
    93
    Так же как и царство Дьявола…. и похоже они не плохо ладят…
     
    Haneaf and Пикачу like this.
  10. Citrus

    Citrus ► Мастер ★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Apr 2, 2023
    Messages:
    2,979
    Likes Received:
    2,192
    Trophy Points:
    93
    Location:
    Калмыкия,Приютное
  11. Citrus

    Citrus ► Мастер ★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Apr 2, 2023
    Messages:
    2,979
    Likes Received:
    2,192
    Trophy Points:
    93
    Location:
    Калмыкия,Приютное
    Чем ближе к богу, тем сильнее демоны...)))
     
    Haneaf and Пикачу like this.
  12. Citrus

    Citrus ► Мастер ★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Apr 2, 2023
    Messages:
    2,979
    Likes Received:
    2,192
    Trophy Points:
    93
    Location:
    Калмыкия,Приютное
    "«Всегда движущийся ум тогда становится неподвижным и лишенным мыслей, когда весь он покрыт Божественным мраком и светом, однако он бывает в созерцании и чувстве и вкушении тех благ, в которых находится».

    При. Каллист Ангеликуд.


    "Все живое причастно движению. Всякое движение стремится к покою. Ничем не ограниченное движение — это совершенный покой и совершенная свобода. Покой — это идеальное состояние всякого движения. Свобода — это идеальное состояние всего живого. Смерть не является покоем, а переходом из одного состояния движения в другое. Ум постоянно деятелен. Он получает наивысшее наслаждение в покое. Покой для ума есть наивысшее благо или добро. Это наивысшее благо или Добро для человека есть Бог. Бог превыше всякого ума. Бог есть Верховный Дух, поэтому родившееся от Духа есть дух и родившееся от Бога есть бог по благодати. Бог безконечно любит человека и готовит ему Свои дары — блаженство в Духе и покой в благодати. Верховный Дух — это наивысшая Красота и совершенная Святость. Ум, по причастности к Святости и Красоте, есть созерцатель этих наивысших Божественных качеств. Поэтому тот, кто не пришел к созерцанию, еще не достиг духовного рождения и совершенства в благодати и Святости. Когда ум останавливается в своем восхождении к созерцанию, то лишается и благодати и Святости. Человек получил от Творца сознание, которое обладает способностью к движению. Способность сознания к движению есть ум, называемый духом. Природа ума есть постоянное движение. Все предметы конечны и ограничены. Движение ума требует наличия объекта безконечного и ничем не ограниченного. Кроме Бога нет ничего безконечного и неограниченного. Следовательно, уму надлежит устремляться к единому и поистине безконечному и только его иметь своей единственной целью. Бог един по существу, но неограничен по деятельности. Ум един по природе, но неограничен по движению мыслей. Поэтому ум ни в чем не может найти удовлетворения, кроме как в едином и безпредельном. Оставив многое, он естественно находит радость только в Боге — простом, едином и безпредельном. Любое движение ума стремится к неподвижному и спокойному состоянию. Это состояние успокоения ума есть его конечная цель. Ум, будучи весь движением, не может достигнуть такого состояния среди предметов. Овладение каким бы то ни было ограниченным объектом доставляет уму лишь временный покой и удовлетворение. Все созданное имеет конец, и ум в этом случае должен искать новую цель для своего движения. Вещи, будучи ограниченными и конечными, далеки от природы ума, который есть сознание или дух. Поэтому ум не может прийти к полной остановке среди тварных вещей, не находя в них совершенного удовлетворения. Когда ум возвращается к своим истокам — достигает несозданного, неразрушимого и неограниченного, он обретает отдохновение и покой. Истоки ума — это и есть Творец, Всемогущий Бог, несозданный, неразрушимый и неограниченный. Только в Нем ум достигает мысленного покоя, избавляясь от постоянного неудовлетворения тварными вещами. Это есть совершенная остановка ума, стояние духа в Божественном отдохновении, предел всего, достижение безпредельного, безконечного, неограниченного, безвидного, отсутствии всякого образа и совершенно простое Сущее, ибо таков Бог. Он творит духов Своими ангелами и того из людей, кого рождает Дух, делает духом.""

    Монах Симеон Афонский "Исихазм для современников."
     
    Пикачу likes this.
  13. Citrus

    Citrus ► Мастер ★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Apr 2, 2023
    Messages:
    2,979
    Likes Received:
    2,192
    Trophy Points:
    93
    Location:
    Калмыкия,Приютное
    "Основа православной духовной жизни – Господь наш Иисус Христос, Который пришел на землю ради спасения человечества и сделал все необходимое для этого. Он создал Свою Церковь, где происходит возрастание верных чад и их созревание для жизни вечной в Царствии Божием. И потому любой вопрос, касающийся Церкви Христовой, ее бытия, истории, следует рассматривать и изучать в контексте этой вечности, для достижения которой Церковь и существует.

    Но и свою собственную жизнь, и все события, происходящие в мире, следует оценивать с этой же точки зрения, так как, по сути, любое проявление человеческого духа и человеческой деятельности, совершаемое по дарованной Богом свободе, ложится во спасение или во осуждение.

    Перед человеком всегда открыты два пути: путь жизни и путь смерти. Об этом сказано еще в Ветхом Завете: «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое»1. Напоминанием об этом начинаются некоторые памятники древнехристианской письменности, дошедшие до нас2. Если человек не идет по пути жизни, он идет по пути смерти.

    Господь Иисус Христос, придя на землю, сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»3. Но жизнь во Христе как исполнение Его евангельских заповедей исторически складывается в определенных формах. Стремясь жить по Евангелию, люди ищут те условия, при которых им дается полнота бытия во Христе. Так, например, со временем сложились определенные формы подвижничества, которые претворились в монашеское общежитие, в скитнический образ жизни и отшельничество. Но все эти виды подвижничества имеют в своей основе единую духовную суть, созидаются на единых принципах – на принципах Евангелия.

    И вот, говоря об исихазме, мы должны помнить, что это явление исторического характера. Проявившись под именем исихазм в XIV веке, эта форма подвижничества не была новой в жизни Церкви. Она существовала от начала христианства и со временем сложилась в стройную систему, то явно, то прикровенно влиявшую на все стороны жизни и деятельности человека.

    Научный интерес к исихазму появился на рубеже XIX-XX вв. Но всерьез занялись его исследованием как явления и как учения только во второй половине XX века. Учеными и богословами ряда стран были опубликованы серьезные исследования, в которых представлены интересные научные наблюдения и выводы. Однако для того, чтобы правильно оценивать это духовное явление, следует избегать ряда распространенных ошибок, которыми грешат, как правило, светские ученые.

    Вот самая существенная из них, на которую следует обратить особое внимание.

    Исихазм, несмотря на то что это явление глубоко внутрицерковное, исторически сложившееся в лоне Церкви, часто рассматривается вне Церкви и только с рационалистических позиций. А подход экклесиологический, т. е. церковный, который может осуществить лишь человек воцерковленный, вошедший в Церковь, совершенно игнорируется.

    Исследователи, живущие вне церковной традиции, изучают исихазм с точки зрения чисто человеческих возможностей и совершенно не учитывают, да и не могут учитывать, действие благодати Божией. Они обращают внимание только на внешнюю форму жизни и подвигов исихастов и считают, что в этом внешнем делании и в особых методах подвижничества заключается сама суть учения исихазма.

    Но вне православной традиции невозможно во всей полноте изучить, осознать это явление, прикоснуться к нему и тем более невозможно использовать его в реальной жизни и взрастить с его помощью благодатные духовные плоды.

    Исихазм – это форма подвижничества, которая включает в себя все стороны проявления человеческого духа, это учение о цельном подвижничестве. Сам термин происходит от греческого слова «исихия» (ἡσῠχία), что в переводе означает «покой», «тишина», «отрешенность». Таким образом, «исихаст» в переводе на церковнославянский язык – «священно-безмолствующий». Так называли подвижников, которые подвизались, следуя этому учению, в XIV веке.

    К этому же времени относится и одноименное духовно-культурное движение, возникшее благодаря жизни, подвигам и деятельности этих старцев-подвижников – исихастов. Это движение, по сути дела, инициировало духовно-культурный подъем, известный под именем Возрождение, и оказало тем самым сильное и всестороннее влияние на христианское общество как Востока, так и Запада.

    Запад после известных богословских споров варлаамитов и паламитов4 полностью отверг исихастское учение, отказавшись тем самым от наследия древней Церкви, и пошел своим собственным духовным путем, результатом которого стала так называемая западная цивилизация, основанная на западном гуманизме. А Византия, южнославянские страны (Болгария с известными исихастскими центрами в Парории5 и Тырнове, Сербия) и Румыния под влиянием исихастов пережили высокий духовный и культурный подъем, который в Сербии и Болгарии сопровождался также и укреплением государственной мощи.

    Из Византии и с Балкан исихастское движение в том же XIV веке преемственно перешло на Русь, где также образовались известные исихастские центры; самый ранний из них – Троицкий монастырь преподобного Сергия Радонежского. Хотя сам термин исихазм не использовался, но учение и методы там были исихастские. Одним из таких центров был и скит преподобного Нила Сорского († 1508), в котором старцы подвизались, строго следуя исихастским основам духовной жизни. Да и в каждом поколении христианских подвижников всегда были святые отцы, приводившие в систему учение о духовном делании, преломляя его через свой опыт и являя его миру в доступных понятиях и формах, объясняя его наилучшим образом.

    XIV же век явился периодом расцвета исихастского учения о духовной жизни. В тот период оно фактически являло собой квинтэссенцию всего Православия.

    Вторая ошибка в изучении исихазма – буквализм, буквальный подход, заключающийся в следующем. Дескать, раз исихазм это учение о созерцании, следовательно и исследовать его нужно как отдельное явление, отвлеченно, не увязывая с обычной подвижнической монашеской жизнью. Отсюда появилось ложное мнение о том, что есть два отдельных пути подвижничества, мало связанных между собой, – путь деятельной жизни и путь созерцания. А далее следует парадоксальное заключение, что деятельный образ жизни присущ исключительно монастырям общежительного типа и киновиям, а созерцание – это скитский образ жизни.

    В подобном утверждении отсутствует элементарная логика. Ведь обычно говорят об исихазме как о вершине монашеского делания, говорят о тех духовных плодах, которые стяжали подвижники-исихасты... Но все это не дается сразу или вдруг, без возрастания, без следования по начальным ступеням, без постепенного восхождения на вершину этого делания, где уже и приобретаются благодатные дары Святого Духа.

    И вот эти-то вершины рассматриваются некоторыми исследователями отдельно, и считается, что исихазм это только созерцание без предварительного многотрудного пути, возводящего к этой вершине.

    Спрашивается, что же это за высота и почему усвоилось наименование «созерцатели» за достигшими ее?

    Да потому, что исихасты, в результате своего делания получая благодать Святого Духа, созерцали нетварные Божественные энергии в виде Фаворского света, который видели ученики Господа нашего Иисуса Христа во время преображения Его на горе Фавор. Такое утешение эти подвижники получали от Бога в определенное время, когда они духовно созревали в меру возраста Христа.

    Не по их воле даровалось им такое утешение от Господа и даже не потому, что они при помощи аскетических упражнений достигали такого блаженного состояния, что могли созерцать Фаворский свет по собственному желанию. Это утешение дается Богом только тогда, когда Он соблаговолит. Это тайна Промысла Божия.

    Но приобретение благодати, которую Господь дает человеку, зависит и от самого человека, потому что Господь спасает нас и дает нам дарования не без нас, здесь необходимо деятельное участие с нашей стороны. Однако дать или не дать благодать Святого Духа, то есть высшие духовные дарования, зависит от Бога, Который Сам вся, елика восхоте, сотвори6. Никто не может распоряжаться Божественной благодатью. В этом тоже есть некая тайна. И здесь исследователи часто допускают еще одну ошибку.

    Те, кто совершенно не воспринимают благодатной жизни Церкви, говорят, что исихасты путем определенных упражнений и тренировки достигали неких состояний, подобных тем, которых достигали, например, йоги и другие подвижники Востока. Между ними и исихастами проводятся определенные параллели, а порой даже ставится знак равенства.

    Это совершенно ложная точка зрения. Учение и практика исихастов не имеют никакого отношения к практике индийских йогов и последователей других восточных учений. И наоборот.

    Исследователей не должно смущать и то, что в определенные периоды при молитве исихастами используются особое положение тела или другие физические действия, помогающие собрать внимание, сосредоточиться... Эти внешние приемы действительно имеют место и призваны помогать духу человека, так как человек – существо психофизическое, или духовно-телесное, между духом и телом которого есть связь и взаимное влияние. Эту связь всегда учитывали исихасты, но эти духовно-телесные упражнения имели второстепенное значение и вовсе не были главными в исихастском делании. Можно даже сказать, что исихасты не придавали этому особого значения, используя внешние приемы как вспомогательное средство.

    Первый вопрос, которому исихасты в своей практике придавали особенное значение, это внимание человека.

    Если мы вспомним историю грехопадения, изложенную в книге Бытия7 и внимательно проследим все этапы его, то обнаружим весьма важные моменты, которые следует четко усвоить, потому что от этого зависит духовная ориентация и дальнейшее наше отношение ко всему происходящему в мире и в человеческом сообществе.

    Попробуем определить самый существенный момент грехопадения.

    Бог поселил первых людей в раю и наделил их определенными возможностями, которые зависели от тесной связи с Творцом. Эта связь выражалась прежде всего в том, что они не могли и помыслить себя вне Бога. Все силы человеческой природы, человеческой души находились в гармонии и были направлены на своего Творца, Который являлся для Адама и Евы естественным центром всех их устремлений и вожделений. Весь смысл их жизни заключался только в Боге. И благодаря этому единению они имели такие возможности, которые должны были развиваться и восходить в большее совершенство. Эти возможности и дарования показаны на примере наречения имен животным, которых Господь подводил к Адаму, чтобы он дал каждому из них имя. Дать имя – это указать самый существенный признак твари, то есть проникнуть в самую сущность явления и назвать логос твари. Первый человек видел логосы твари и определял творения, потому что рассматривал все сущее в Божественном свете.

    Но Богом была дана человеку одна заповедь: не вкушать плодов от древа познания добра и зла.

    И вот, когда Ева была вблизи запретного древа, враг рода человеческого через змея стал внушать ей сомнительные мысли, пытаясь завладеть ее разумом, чтобы заинтересовать ее чем-то иным помимо Бога. И это ему удалось. После этих внушений Ева вдруг увидела, что плоды древа «приятны для глаз и вожделенны»8. Предмет вожделения ее стал иной: не Господь, а именно запретный плод. Здесь самый существенный и важный момент грехопадения: произошло перераспределение внимания Евы, она перенесла его с Бога на запретный плод. Произошла, как сказали бы сейчас, ценностная переориентация. Это, собственно, и повлекло за собой отрыв от Бога. И уже как следствие произошло само грехопадение – срывание плода, страх, ложь, непризнание собственной вины... что далее «по наклонной» повлекло за собой и все печальные последствия, с которыми мы имеем дело: извращение человеческой природы и смерть как следствие этого искажения. Люди вдруг обнаружили себя и окружающий мир находящимися вне благодати Божией. И, благодаря этому разрыву, враг рода человеческого – диавол получил власть и возможность прежде всего колебать мыслительную силу человека, воздействовать на него и его внимание и удерживать его в этом состоянии вне Бога.

    Вот почему исихасты так настаивают на обратном процессе – перераспределении внимания от греховного мира на мир Божественный. И ум наш, и внимание наше должны быть в Боге, мы должны иметь непрестанную память о Боге, постоянно ходить пред Богом. «Не ищи здесь ничего, на земли, кроме Бога и спасения души», – говорят старцы-подвижники9.

    Преподобный Григорий Синаит, который был возродителем этого внутреннего делания в XIV веке, одним из столпов исихазма и виновником духовно-культурного подъема того периода, так говорит об этом: «Исполнителям заповедей свойственно всегда предпочитать всему величайшую родовую заповедь о памяти Божией, гласящую: «Помни Господа Бога твоего всегда»10. За нарушение ее люди погибли и через нее могут спастись. Забвение Бога вытравляет Божественную память в корне и, затмевая заповеди, выставляет таким образом человека духовно совершенно обнаженным»11. Эта заповедь лежит в основе всего исихастского духовного делания. Она относится к определяющим и основополагающим моментам учения.

    Исполнить эту заповедь, достичь внимания, удержать его в Боге и вернуться в то состояние, которое было утрачено во время грехопадения, – в блаженное состояние возможно только с помощью Божией. Если это можно было бы осуществить без Божественного участия, то не нужно было бы Господу Иисусу Христу приходить на землю. В начале статьи уже прозвучали слова Спасителя: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». И в Деяниях святых апостолов сказано: «Нет другого имени под небом, кроме имени Иисуса Христа, которым надлежало бы нам спастись»12.

    Для спасения, точнее, исцеления, человека, возвращения той его целостности, которую он утратил во время грехопадения, нужна благодатная помощь. И она подается человеку благодаря пришествию Спасителя, благодаря тем Его искупительным плодам, которые усвояем мы, находясь в лоне святой Церкви. Начало возвращения к Богу происходит через вхождение в Церковь Христову, через Таинство Крещения. Поэтому Таинству Крещения всегда придавалось особое значение, поэтому на нем особенно заостряли внимание отцы-исихасты. Когда подвижник под руководством опытных исихастов начинал свое восхождение, но не имел должных результатов, которые уже ожидались, то всегда возникал вопрос о действительности его Крещения. А вдруг его не было или оно было совершено неправильно?

    Во время Таинства Крещения происходит всевание благодати Святого Духа. Эта благодать является основой для возрождения человека. Как евангельская закваска, которая должна переквасить все смешения13, она должна переродить, изменить человека. С помощью этой благодати может произойти совлечение ветхого человека со страстями и облечение его в нового14, когда человек становится новой тварью во Христе15. Поэтому в православной церковной традиции Таинство Крещения всегда совершалось очень тщательно, с полным погружением, с произнесением правильной совершительной формулы и т. п. Также и Таинству Миропомазания – получению «печати Духа Святого» – также предавалось особое значение.

    В истории исихастского движения был случай, когда Константинопольский патриарх Каллист, ученик преподобного Григория Синаита, узнав, что в Болгарии совершается Крещение в одно погружение, а Миропомазание совершается не освященным в патриаршем соборе миром, но взятым от мироточивых мощей святого мученика Варвара, отправил послание с указанием исправить оплошности и наложил запрещение на виновных.

    Как уже было сказано, вследствие грехопадения произошло искажение человеческой природы, которое повлекло за собой тяготение ко злу и расстройство сил души. Отсюда появились пристрастия к тому, что уводит человека от Бога, и следом – зависимость от временных вредных привычек и развитие их в страсти греховные, которые стали как бы другой природой человека. Они срослись с естеством, искоренение их стало весьма болезненным процессом, и человек своими силами, без благодатной помощи, избавиться от них уже не может. Греховная страсть явилась тем отрицательным началом, через которое воздействует на человека бесовская сила. Поэтому страсти греховные препятствуют восхождению к Богу. Следовательно, борьба со страстями является одним из главных составляющих учения исихастов на подвижническом пути восхождения к Богу.

    Исихасты четко разделили весь путь жизни человека во Христе на два периода.

    Первый период начинается с Крещения – вхождения в Церковь. Затем совершается восхождение к Богу через очищение от греховных страстей и приобретение христианских добродетелей силою и действием тех Таинств, которые установил Господь, в первую очередь – Таинств Покаяния и Причащения, а также с помощью тех аскетических упражнений, которые были четко разработаны исихастами. Этот путь подвижничества называется «деянием», или «деятельным путем», по-гречески πρᾶξις (праксис).

    Второй период – созерцание, по-гречески θεωρία (феория)16.

    Без первоначального периода невозможно приступить к созерцанию, которое возводит к Богу. Это очевидно и понятно.

    Преподобный Иоанн Лествичник учил: «Никто из тех, которые подвержены раздражительности и возношению, лицемерию и памятозлобию, да не дерзнет когда-либо увидеть и след безмолвия»17. Если обратиться к исихастским источникам, и в первую очередь, к творениям преподобного Григория Синаита, то увидим подтвержение этого18. Это утверждают и подвижники, жившие незадолго до нашего времени. Афонский старец-духовник иеросхимонах Иероним (Соломенцов) советовал «сперва в общежитии обучиться побеждать страсти и помыслы и потом, вооружившись благословением старческим, пойти в пустыню, придерживаясь во всем совета своего путеводителя»19.

    Русский ученый, исследователь древних манускриптов архимандрит Порфирий (Успенский) в Иверском монастыре нашел одну рукопись XIV века, имеющую прямое отношение к исихастскому деланию. Она представляет собой конспект, который составляли исихасты для себя, определяя вехи и ступени своего восхождения, чтобы всегда иметь его перед собой для напоминания. В этой рукописи, которую отец Порфирий опубликовал на греческом языке20, обозначены принципиальные основы исихастского делания.

    Сами исихасты для себя намечают четыре главные дела:

    1-е дело, начинающих, – ослаблять страсти;

    2-е дело, преуспевающих, – заниматься псалмопением;

    3-е дело, преуспевших, – терпеть в молитве;

    4-е дело, совершенных, – пребывать в созерцании.

    Исихастом является уже тот, кто ступил на этот путь, имея правильную ориентацию и память о Боге вкупе со стремлением достичь единения с Богом или обожения – стать богом по благодати.

    Так начинается «по-степенное» – по ступеням – восхождение к Богу. О первой ступени уже было сказано: это Крещение и все, что связано с ослаблением страстей и их искоренением.

    Второе делание – псалмопение, и ему также придается большое значение. Прежде всего потому, что Псалтирь – это книга Священного Писания. Об очистительной силе Священного Писания свидетельствовал Господь наш Иисус Христос: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам»21. «Даже хотя бы ты не разумел силы Божественных слов, приучай, по крайней мере, уста произносить их, – поучает святитель Иоанн Златоуст, – язык освящается этими словами, если они произносятся с усердием»22. То есть эти слова благотворно действуют непосредственно на душу любого человека, даже если человек и не понимает содержания и не усваивает его. В Псалтири повторены заповеди Божии, которые столь необходимы для праведной жизни. Святитель Афанасий говорил: «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли»23. Поэтому человек, изучая Псалтирь, находит ответы на все свои жизненные вопросы. И так как Псалтирь очистительно воздействует на душу, то новоначальному сразу же по поступлению в обитель предлагалось выучить несколько псалмов, а также регулярно читать Священное Писание Нового Завета. В дальнейшем вся Псалтирь выучивалась наизусть.

    Псалмопение, которым занимались исихасты, – это такое чтение Псалтири, которое помогает удерживать внимание на словах молитвы. По учению святых отцов, ум надо держать «бес-цветным» и «без-образным» и заключать в слова молитвы. Для достижения этого использовались некоторые внешние приемы. Следили, чтобы само чтение было ровным и без остановки, потому что часто, по действию диавола, отвлечение ума происходит в момент паузы между произносимыми словами. Такой прием непрерывного, ровного, без интонационных выделений чтения помогает удерживать ум во внимании.

    Третье делание – терпеть в молитве. Это внутреннее молитвенное делание, прежде всего Иисусова молитва, где ум заключается не в словах псалмов, а в словах «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Когда внимание удерживается в словах и сосредоточивается в сердце человека и таким образом возносится к Богу, то это такой молитвенный вопль, который попаляет еще остающиеся на этом уровне страсти и возводит человека в состояние созерцания.

    Но состояние созерцания – четвертое делание – достигается тогда, когда наступает период бесстрастия, и он характеризуется, по определению святых отцов, даром слез. Этот первый дар дается как признак того, что греховные страсти уже не имеют силы и сменились христианскими добродетелями. Тогда добродетель становится качеством души, что и требуется тому, кто желает достичь обожения, получить свою часть в Царстве Божием и наследовать жизнь будущего века, о чем написано в Священном Писании: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»24."

    Please login or register to view links
     
  14. Odin

    Odin ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Aug 19, 2017
    Messages:
    61,158
    Likes Received:
    41,123
    Trophy Points:
    93
    Потому что это одно и то же.
     
    Солнечная likes this.
  15. Odin

    Odin ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Aug 19, 2017
    Messages:
    61,158
    Likes Received:
    41,123
    Trophy Points:
    93
    Надо просто быть, а кем или чем - это уже по обстоятельствам.
     
  16. Odin

    Odin ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Aug 19, 2017
    Messages:
    61,158
    Likes Received:
    41,123
    Trophy Points:
    93
    Please login or register to view links

    Рай определенно существует! :)
     
  17. Citrus

    Citrus ► Мастер ★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Apr 2, 2023
    Messages:
    2,979
    Likes Received:
    2,192
    Trophy Points:
    93
    Location:
    Калмыкия,Приютное
    Так даже "просто быть" это уже обстоятельство.)))
     
    Солнечная likes this.
  18. Инь

    Инь ► Атман ★★★★★ Участник Проверенный

    Joined:
    Feb 2, 2020
    Messages:
    10,749
    Likes Received:
    4,615
    Trophy Points:
    88
    Location:
    Израиль
    И снова бедная Ева... Как и София... Виноваты...
    И снова Адам... Как и сотворец Софии + не при чём... Как Баран... Со своим... Божественным видением... Отвернулся от Бога... И поплёлся "за Юбкой"...
    Не устали, мужики... Свою ответственность на женщин спихивать? )))
     
  19. Пикачу

    Пикачу ► Хозяин судьбы ★ Участник Проверенный
    Thread Starter

    Joined:
    Mar 20, 2021
    Messages:
    1,816
    Likes Received:
    1,398
    Trophy Points:
    93
    Location:
    Москва
    В этом есть изрядная доля истины. Слышал, что в монастырях монахи часто видят физическим зрением бесов. Вот еще прочитал несколько месяцев назад роман про преподобного Серия Радонежского писателя и историка Дмитрия Балашова (роман называется "Похвала Сергию" и недавно был издан красиво издательством "Азбука"). Так вот, там преподобному Сергию демоны в хижину нередко целой толпой заваливались.
     
    Солнечная likes this.
  20. Пикачу

    Пикачу ► Хозяин судьбы ★ Участник Проверенный
    Thread Starter

    Joined:
    Mar 20, 2021
    Messages:
    1,816
    Likes Received:
    1,398
    Trophy Points:
    93
    Location:
    Москва
    У нашего всеблагого патриарха вроде что-то похожее есть. А именно - целый особняк в Крыму :)
     

Share This Page